Диагностика суицидального поведения подростков.
Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.
Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать.
А.Г.Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.
Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определяют его представления о жизни и смерти.
Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:
Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений;
Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив;
Взаимоотношения со сверстниками – общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).
Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь.
Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.
Методики рассчитаны на возраст 16 – 17 лет.
При выборе пакета методик авторы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.
Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».
Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.
Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.
Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.
Опросник Г.Айзенка.
«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».
Вопросы анкеты | Подходит | Не совсем | Не подходит |
1. Часто я не уверен в своих силах | | | |
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход | | | |
3. Я часто оставляю за собой последнее слово | | | |
4. Мне трудно менять свои привычки | | | |
5. Я часто из-за пустяков краснею | | | |
6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом | | | |
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. | | | |
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое | | | |
9. Я часто просыпаюсь ночью | | | |
10. При крупных неприятностях я виню только себя. | | | |
11. Меня легко рассердить | | | |
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни | | | |
13. Я легко впадаю в уныние | | | |
14. несчастия и неудачи меня ничему не учат | | | |
15. Мне приходится часто делать замечания другим | | | |
16. В споре меня трудно переубедить | | | |
17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности | | | |
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной | | | |
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих | | | |
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться | | | |
21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни | | | |
22. Нередко я чувствую себя беззащитным | | | |
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха | | | |
24. Я легко сближаюсь с людьми | | | |
25. Я часто копаюсь в своих недостатках | | | |
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния | | | |
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь | | | |
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется | | | |
29. меня легко убедить | | | |
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности | | | |
31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться | | | |
32. Нередко я проявляю упрямство | | | |
33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски | | | |
34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели. | | | |
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция | | | |
36. Я неохотно иду на риск | | | |
37. Я с трудом переношу время ожидания | | | |
38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки | | | |
39. Я мстителен | | | |
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. | | | |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Ключ:
Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 - 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;
фрустрация - психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.
«Незаконченные предложения».
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
Думаю, что мой отец редко ____________________________
Если все против меня, то ______________________________
Будущее кажется мне _________________________________
Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________
Идеалом женщины (мужчины) для меня является ____________________________________________________
По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________________________________________
Моя мать и я _________________________________________
Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________
Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________
В школе мои учителя _________________________________
Не люблю людей, которые ____________________________
Моя семья обращается со мной как с ____________________
Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________
Моя наибольшая слабость заключается в том _____________
Моим скрытным желанием в жизни _____________________
Наступит тот день, когда ______________________________
Хотелось бы мне перестать бояться _____________________
Считаю, что большинство матерей _____________________
Я часто чувствую себя виноватым, если _________________
Больше всего я хотел бы в жизни _______________________
Когда буду старым ___________________________________
Моим самым живым воспоминанием детства является ____________________________________________________
Когда я был ребенком, моя семья _______________________
Я люблю свою мать, но _______________________________
Самое худшее, что мне случилось совершить, это ____________________________________________________
26. Завтра я ____________________________________________
27. Когда я закончу школу ________________________________
28. Наступит день, когда _________________________________
29. Если бы я был учителем ______________________________
30. Я хочу жить, потому что ______________________________
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,
«Большинство известных мне семей …
Несчастливы, недружные, распались - 2б.
Нервные, не очень дружные - 1б.
Все одинаковы - 0б.
КЛЮЧ
№ | Группы предложений | №№ заданий |
1. | Отношение к отцу | 1, 13 |
2. | Отношение к матери | 7, 18, 25 |
3. | Отношение к себе | 2,14, 26 |
4. | Нереализованные возможности | 9, 15, 20 |
5. | Отношение к будущему | 3, 16, 21 |
6. | Отношение к школе, к учителям | 10, 29 |
7. | Страхи и опасения | 4, 17 |
8. | Отношение к своему прошлому | 22 |
9. | Отношение к семье | 6, 12, 23 |
10 | Чувство вины | 8, 19, 25 |
11 | Планы, идеалы | 5, 27, 28, 30 |
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.
Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.
Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.
Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.
Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.