СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника в образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее раз- витие задатков и способностей детей. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогом своих детей, умения осуществлять дифферен- цированный подход к ним. Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность получить данные о характере и динамике психического развития, о личностных особенно- стях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка яв- ляется сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ре- бенка. При этом используется широкий спектр методов: тестирование, анкетирование ро- дителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной до- кументации. Второй этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого – педагогическая поддержка, кому необходима соци- альная помощь и т.д. Для создания технологий сопровождения развития ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы учащихся [1,21]: · Дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие пробле- мы в развитии в данный момент; · Дети, имеющие предпосылки (медико- биологические, социальные, психолого-пе- дагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии; · Дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент; · Дети, имеющие отклонения в развитии. Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям, педагогам. Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, роди- телей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого « проблемного » ребенка. Четвертый этап – консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.  Ефимова В.Я., 2010 г. 79 Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-30 мая 2010 г. Пятый этап - Решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участ- ником сопровождения. Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками ( Что уда- лось, Что не получилось, почему?) Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка ( что мы делаем дальше). Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требу- ется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заин- тересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов. Диагностический этап – Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диа- гностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно оценить возможности ее решения. Поисковый этап. Цель – сбор необходимой информации о путях и способах реше- ния проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, со- здание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адап- тации информации) Консультативно- проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересован- ными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негатив- ные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать раз- личные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, кото- рые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимули- рование такого рода активности – одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения. После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций Возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога. Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почув- ствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требу- ет активного вмешательства внешних специалистов- психологов, медицинских работни- ков и т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопрово- ждения. Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы со- провождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключитель- ным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных мето- дов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в учреждении. Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровождения, и от ее каче- ства во многом зависит успешность деятельности всей системы. Тем не менее, констата- ция значимости не гарантирует решения многочисленных проблем, остро проявивших себя в деятельности центров сопровождения. Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению диагностики от других со- ставляющих сопровождения, к ее отрыву от главного – помощи в решении проблемы. Конкретность и привлекательность задачи постановки правильного диагноза в глазах мно- гих, особенно начинающих специалистов – психологов, затмевает назначение диагноза 80 Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-30 мая 2010 г. как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается, а не завершается процесс помощи в преодолении проблем развития. Очень часто специалисты сосредоточены больше на диагностировании, чем на проектировании по полученным данным программ коррекции проблемы. Мера инфор- мированности специалистов о методах диагностики так же оказывается значительно выше, чем о методах коррекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими яв- ляются программы, опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. Сложным аспектом является методологическая рассогласованность диагностиче- ских исследований, проводимых специалистами различного профиля: педагогами, психо- логами, медицинскими работниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталки- ваются с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов. Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методи- ческая необеспеченность диагностики. Мы с достаточной степенью полноты научились исследовать проблему в развитии ребенка со стороны «недоразвития», «негативных фак- торов», «отсутствия» и т.д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. Гораздо более важным вопросом является позитивная диагностика тех конструктивных факторов, кото- рые позволят субъекту найти решение проблемы. К сожалению, диагностический инстру- ментарий, используемый специалистами, показывает выраженность ориентации на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее. Следующим аспектом является необходимость согласования методов сопровожде- ния с содержанием и методами построения образовательного процесса, являющегося базо- вой средой для сопровождения. Ранее уже были обозначены 5 основных сфер деятельно- сти службы сопровождения: · Решение проблем сохранения и восстановления здоровья; · Решение социальных и социально – эмоциональных проблем; · Помощь в ситуациях с затруднениями в обучении; · Выбор досуговой сферы самореализации. Во всех этих сферах активной средой формирования и разрешения проблемы высту- пают образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических методик специалисты тяготеют к специально сконструированным методам, в меньшей степени используя включенное наблюдение или содержание и продукты учебной деятель- ности учащихся. Это кажется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагно- стике для предупреждения возникновения проблемы или о ситуациях, когда сама диагно- стика направлена на определение правильности педагогической стратегии. Наблюдается стремление специалистов системы сопровождения к определенному обособлению в противовес декларируемой открытости системы. Можно согласиться с необходимостью 100% – ной гарантии сохранения информации о ребенке, распростране- ние которой может нанести вред или оказать негативное влияние на оценку или самооцен- ку ребенка. Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных путях решения проблемы ребенка. Это противоречие проявляет себя в ограничении усилий специалистов сопровожде- ния по обеспечению педагогов и родителей простыми и действенными средствами диа- гностики наиболее часто встречающихся проблем. Развитие системы сопровождения не может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, вовлеченных в нее; специалисты сопровождения лишь отрабатывают и передают в руки педагогов эффектив- ные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредатачивая свое внимание на более сложных и комплексных из них. 81 Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-30 мая 2010 г. Смысловое назначение системы сопровождения связано с обучением ребенка мето- дам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возни- кает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным является подход, ориентирующий диагноста не столько на ис- следование внутреннего мира ребенка, сколько на анализ способа и внешних характери- стик его взаимодействия со средой. В практикоориентированном обучении такими критериями выступают увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отношение к действительности (ощущение комфор- та). Литература 1.Летунова В.Е. Основные направления деятельности ППМС – центра по индивидуально- му сопровождению развития ребенка .\\Психолого – педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб.,1998г. 2.Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб.,1995г. 3.Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике \\ Психолого – педагогическое медико-социальное сопровождение развития ре- бенка. СПб.,1998г. 4. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология\\ Психоло- го – педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка –СПб.,2001г. 5. Роговцева Н.И. Психолого – педагогическое медико-социальное сопровождение ребен- ка – необходимое условие его полноценного развития и социальных гарантий в области образования\\ Психолого- педагогическое медико- социальное сопровождение развития ребенка . СПб.,2001г. Жукова Т.В. Ó Аспирант 2 курс, Оренбургский педагогический

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника в образовательной организации»

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее раз-

витие задатков и способностей детей. Эффективность образовательного процесса во

многом зависит от уровня знаний педагогом своих детей, умения осуществлять дифферен-

цированный подход к ним.

Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность

получить данные о характере и динамике психического развития, о личностных особенно-

стях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка яв-

ляется сбор информации о ребенке.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ре-

бенка. При этом используется широкий спектр методов: тестирование, анкетирование ро-

дителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной до-

кументации.

Второй этап – анализ полученной информации.

На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи,

каким детям необходима психолого – педагогическая поддержка, кому необходима соци-

альная помощь и т.д.

Для создания технологий сопровождения развития ребенка с той или иной степенью

выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы учащихся

[1,21]:

Дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие пробле-

мы в развитии в данный момент;

Дети, имеющие предпосылки (медико- биологические, социальные, психолого-пе-

дагогические, факторы риска)

к возникновению тех или иных проблем в развитии;

Дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

Дети, имеющие отклонения в развитии.

Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные

виды и направления комплексной помощи детям, родителям, педагогам.

Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, роди-

телей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого « проблемного

» ребенка.

Четвертый этап – консультирование всех участников сопровождения о путях и

способах решения проблем ребенка.

 Ефимова В.Я., 2010 г.

79

Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-30 мая 2010 г.

Пятый этап - Решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участ-

ником сопровождения.

Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками ( Что уда-

лось, Что не получилось, почему?)

Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка ( что мы делаем дальше).

Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требу-

ется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заин-

тересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка,

родителей, педагогов, специалистов.

Диагностический этап – Целью данного этапа является осознание сути проблемы,

ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается

с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диа-

гностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со

всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно

оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель – сбор необходимой информации о путях и способах реше-

ния проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, со-

здание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адап-

тации информации)

Консультативно- проективный (или договорной) этап.

На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересован-

ными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негатив-

ные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать раз-

личные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, кото-

рые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимули-

рование такого рода активности – одна из важнейших задач правильно организованного

процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить

обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки

исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций

Возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у

ребенка, так и у педагога.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата.

Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана

как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почув-

ствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требу-

ет активного вмешательства внешних специалистов- психологов, медицинских работни-

ков и т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопрово-

ждения.

Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы со-

провождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключитель-

ным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных мето-

дов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в учреждении.

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровождения, и от ее каче-

ства во многом зависит успешность деятельности всей системы. Тем не менее, констата-

ция значимости не гарантирует решения многочисленных проблем, остро проявивших

себя в деятельности центров сопровождения.

Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению диагностики от других со-

ставляющих сопровождения, к ее отрыву от главного – помощи в решении проблемы.

Конкретность и привлекательность задачи постановки правильного диагноза в глазах мно-

гих, особенно начинающих специалистов – психологов, затмевает назначение диагноза

80

Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-30 мая 2010 г.

как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается, а не завершается процесс

помощи в преодолении проблем развития.

Очень часто специалисты сосредоточены больше на диагностировании, чем на

проектировании по полученным данным программ коррекции проблемы. Мера инфор-

мированности специалистов о методах диагностики так же оказывается значительно

выше, чем о методах коррекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими яв-

ляются программы, опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не

взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Сложным аспектом является методологическая рассогласованность диагностиче-

ских исследований, проводимых специалистами различного профиля: педагогами, психо-

логами, медицинскими работниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталки-

ваются с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся

диагностических результатов.

Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методи-

ческая необеспеченность диагностики. Мы с достаточной степенью полноты научились

исследовать проблему в развитии ребенка со стороны «недоразвития», «негативных фак-

торов», «отсутствия» и т.д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет

лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. Гораздо более

важным вопросом является позитивная диагностика тех конструктивных факторов, кото-

рые позволят субъекту найти решение проблемы. К сожалению, диагностический инстру-

ментарий, используемый специалистами, показывает выраженность ориентации на

констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Следующим аспектом является необходимость согласования методов сопровожде-

ния с содержанием и методами построения образовательного процесса, являющегося базо-

вой средой для сопровождения. Ранее уже были обозначены 5 основных сфер деятельно-

сти службы сопровождения:

Решение проблем сохранения и восстановления здоровья;

Решение социальных и социально – эмоциональных проблем;

Помощь в ситуациях с затруднениями в обучении;

Выбор досуговой сферы самореализации.

Во всех этих сферах активной средой формирования и разрешения проблемы высту-

пают образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических

методик специалисты тяготеют к специально сконструированным методам, в меньшей

степени используя включенное наблюдение или содержание и продукты учебной деятель-

ности учащихся. Это кажется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагно-

стике для предупреждения возникновения проблемы или о ситуациях, когда сама диагно-

стика направлена на определение правильности педагогической стратегии.

Наблюдается стремление специалистов системы сопровождения к определенному

обособлению в противовес декларируемой открытости системы. Можно согласиться с

необходимостью 100% – ной гарантии сохранения информации о ребенке, распростране-

ние которой может нанести вред или оказать негативное влияние на оценку или самооцен-

ку ребенка.

Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных

путях решения проблемы ребенка.

Это противоречие проявляет себя в ограничении усилий специалистов сопровожде-

ния по обеспечению педагогов и родителей простыми и действенными средствами диа-

гностики наиболее часто встречающихся проблем. Развитие системы сопровождения не

может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, вовлеченных в нее;

специалисты сопровождения лишь отрабатывают и передают в руки педагогов эффектив-

ные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредатачивая свое

внимание на более сложных и комплексных из них.

81

Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-30 мая 2010 г.

Смысловое назначение системы сопровождения связано с обучением ребенка мето-

дам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возни-

кает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В этой области

наиболее перспективным является подход, ориентирующий диагноста не столько на ис-

следование внутреннего мира ребенка, сколько на анализ способа и внешних характери-

стик его взаимодействия со средой.

В практикоориентированном обучении такими критериями выступают увлеченность

ребенка деятельностью и позитивное отношение к действительности (ощущение комфор-

та).

Литература

1.Летунова В.Е. Основные направления деятельности ППМС – центра по индивидуально-

му сопровождению развития ребенка .\\Психолого – педагогическое медико-социальное

сопровождение развития ребенка. – СПб.,1998г.

2.Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества.

СПб.,1995г.

3.Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к

практике \\ Психолого – педагогическое медико-социальное сопровождение развития ре-

бенка. СПб.,1998г.

4. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология\\ Психоло-

го – педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка –СПб.,2001г.

5. Роговцева Н.И. Психолого – педагогическое медико-социальное сопровождение ребен-

ка – необходимое условие его полноценного развития и социальных гарантий в области

образования\\ Психолого- педагогическое медико- социальное сопровождение развития

ребенка . СПб.,2001г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!