ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее раз-
витие задатков и способностей детей. Эффективность образовательного процесса во
многом зависит от уровня знаний педагогом своих детей, умения осуществлять дифферен-
цированный подход к ним.
Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность
получить данные о характере и динамике психического развития, о личностных особенно-
стях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия.
Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка яв-
ляется сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ре-
бенка. При этом используется широкий спектр методов: тестирование, анкетирование ро-
дителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной до-
кументации.
Второй этап – анализ полученной информации.
На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи,
каким детям необходима психолого – педагогическая поддержка, кому необходима соци-
альная помощь и т.д.
Для создания технологий сопровождения развития ребенка с той или иной степенью
выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы учащихся
[1,21]:
Дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие пробле-
мы в развитии в данный момент;
Дети, имеющие предпосылки (медико- биологические, социальные, психолого-пе-
дагогические, факторы риска)
к возникновению тех или иных проблем в развитии;
Дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;
Дети, имеющие отклонения в развитии.
Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные
виды и направления комплексной помощи детям, родителям, педагогам.
Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, роди-
телей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого « проблемного
» ребенка.
Четвертый этап – консультирование всех участников сопровождения о путях и
способах решения проблем ребенка.
Ефимова В.Я., 2010 г.
79
Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-30 мая 2010 г.
Пятый этап - Решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участ-
ником сопровождения.
Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками ( Что уда-
лось, Что не получилось, почему?)
Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка ( что мы делаем дальше).
Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требу-
ется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заин-
тересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка,
родителей, педагогов, специалистов.
Диагностический этап – Целью данного этапа является осознание сути проблемы,
ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается
с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диа-
гностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со
всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно
оценить возможности ее решения.
Поисковый этап. Цель – сбор необходимой информации о путях и способах реше-
ния проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, со-
здание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адап-
тации информации)
Консультативно- проективный (или договорной) этап.
На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересован-
ными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негатив-
ные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать раз-
личные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, кото-
рые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимули-
рование такого рода активности – одна из важнейших задач правильно организованного
процесса сопровождения.
После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить
обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки
исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций
Возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у
ребенка, так и у педагога.
Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата.
Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана
как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почув-
ствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требу-
ет активного вмешательства внешних специалистов- психологов, медицинских работни-
ков и т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопрово-
ждения.
Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы со-
провождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключитель-
ным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных мето-
дов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в учреждении.
Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровождения, и от ее каче-
ства во многом зависит успешность деятельности всей системы. Тем не менее, констата-
ция значимости не гарантирует решения многочисленных проблем, остро проявивших
себя в деятельности центров сопровождения.
Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению диагностики от других со-
ставляющих сопровождения, к ее отрыву от главного – помощи в решении проблемы.
Конкретность и привлекательность задачи постановки правильного диагноза в глазах мно-
гих, особенно начинающих специалистов – психологов, затмевает назначение диагноза
80
Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-30 мая 2010 г.
как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается, а не завершается процесс
помощи в преодолении проблем развития.
Очень часто специалисты сосредоточены больше на диагностировании, чем на
проектировании по полученным данным программ коррекции проблемы. Мера инфор-
мированности специалистов о методах диагностики так же оказывается значительно
выше, чем о методах коррекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими яв-
ляются программы, опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не
взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Сложным аспектом является методологическая рассогласованность диагностиче-
ских исследований, проводимых специалистами различного профиля: педагогами, психо-
логами, медицинскими работниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталки-
ваются с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся
диагностических результатов.
Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методи-
ческая необеспеченность диагностики. Мы с достаточной степенью полноты научились
исследовать проблему в развитии ребенка со стороны «недоразвития», «негативных фак-
торов», «отсутствия» и т.д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет
лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. Гораздо более
важным вопросом является позитивная диагностика тех конструктивных факторов, кото-
рые позволят субъекту найти решение проблемы. К сожалению, диагностический инстру-
ментарий, используемый специалистами, показывает выраженность ориентации на
констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее.
Следующим аспектом является необходимость согласования методов сопровожде-
ния с содержанием и методами построения образовательного процесса, являющегося базо-
вой средой для сопровождения. Ранее уже были обозначены 5 основных сфер деятельно-
сти службы сопровождения:
Решение проблем сохранения и восстановления здоровья;
Решение социальных и социально – эмоциональных проблем;
Помощь в ситуациях с затруднениями в обучении;
Выбор досуговой сферы самореализации.
Во всех этих сферах активной средой формирования и разрешения проблемы высту-
пают образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических
методик специалисты тяготеют к специально сконструированным методам, в меньшей
степени используя включенное наблюдение или содержание и продукты учебной деятель-
ности учащихся. Это кажется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагно-
стике для предупреждения возникновения проблемы или о ситуациях, когда сама диагно-
стика направлена на определение правильности педагогической стратегии.
Наблюдается стремление специалистов системы сопровождения к определенному
обособлению в противовес декларируемой открытости системы. Можно согласиться с
необходимостью 100% – ной гарантии сохранения информации о ребенке, распростране-
ние которой может нанести вред или оказать негативное влияние на оценку или самооцен-
ку ребенка.
Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных
путях решения проблемы ребенка.
Это противоречие проявляет себя в ограничении усилий специалистов сопровожде-
ния по обеспечению педагогов и родителей простыми и действенными средствами диа-
гностики наиболее часто встречающихся проблем. Развитие системы сопровождения не
может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, вовлеченных в нее;
специалисты сопровождения лишь отрабатывают и передают в руки педагогов эффектив-
ные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредатачивая свое
внимание на более сложных и комплексных из них.
81
Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-30 мая 2010 г.
Смысловое назначение системы сопровождения связано с обучением ребенка мето-
дам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возни-
кает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В этой области
наиболее перспективным является подход, ориентирующий диагноста не столько на ис-
следование внутреннего мира ребенка, сколько на анализ способа и внешних характери-
стик его взаимодействия со средой.
В практикоориентированном обучении такими критериями выступают увлеченность
ребенка деятельностью и позитивное отношение к действительности (ощущение комфор-
та).
Литература
1.Летунова В.Е. Основные направления деятельности ППМС – центра по индивидуально-
му сопровождению развития ребенка .\\Психолого – педагогическое медико-социальное
сопровождение развития ребенка. – СПб.,1998г.
2.Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества.
СПб.,1995г.
3.Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к
практике \\ Психолого – педагогическое медико-социальное сопровождение развития ре-
бенка. СПб.,1998г.
4. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология\\ Психоло-
го – педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка –СПб.,2001г.
5. Роговцева Н.И. Психолого – педагогическое медико-социальное сопровождение ребен-
ка – необходимое условие его полноценного развития и социальных гарантий в области
образования\\ Психолого- педагогическое медико- социальное сопровождение развития
ребенка . СПб.,2001г.