СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое представление как фактор эффективности обследования и выстраивания образовательного маршрута ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены рекомендации по составлению педагогами психолого- педагогических представлений и педагогических характеристик детей, поступающих на обследование ПМПК. Даны подробные пояснения о характерных недочетах и характерных ошибок при составлении педагогических представлений и характеристик.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое представление как фактор эффективности обследования и выстраивания образовательного маршрута ребенка»

Психолого-педагогическое представление как фактор эффективности обследования и выстраивания образовательного маршрута ребенка

Учитель-дефектолог ТПМПК

государственного бюджетного учреждения Свердловской области «ЦППМСП «Ладо»

Кузеванова Светлана Викторовна


Многими педагогами достаточно хорошо отработан механизм взаимодействия «учитель - родитель - школьный консилиум –ПМПК».

Учителя понимают необходимость направления ребенка на комиссию, так как знают, что ее цель - это определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей с нарушениями в развитии.

Для того, чтобы взаимодействие комиссии и педагогов было более эффективным, учителю важно представить те особенности ребенка, знание которых поможет в выделении условий успешного его обучения, в определении оптимального образовательного маршрута.


Учителю нужно сделать все возможное и зависящее от него, чтобы комплексная диагностика ПМПК была более точной, были оптимально определены условия для обучения и развития ребенка.

Поэтому качество документов, представляемых на комиссию, имеет не формальное, а сугубо важное практическое значение, так как после знакомства с ними у членов ПМПК еще до обследования должно сложиться предварительное впечатление о ребенке и его проблемах ( так называемая гипотеза) Это один из основных этапов работы комиссии.

Рекомендации по составлению педагогами психолого- педагогических представлений и педагогических характеристик детей, поступающих на обследование ПМПК. Основным документом, представляемым образовательным учреждением на ПМПК, является психолого-педагогическая характеристика ребенка.


Рассмотрим наиболее характерные недочеты и характерные ошибки при составлении педагогических представлений.


Сразу необходимо отметить, что недопустимо использование педагогических представлений в тестовой форме, где нужно только выбрать нужный показатель: «сформировано/ не сформировано, частично сформировано». Такая характеристика вообще неинформативна для ПМПК (даже если это касается учебных навыков).


Характеристика должна быть написана, как любой документ на бланке с печатью учреждения подписана педагогом и заверена руководителем образовательного учреждения.. Родители (законные представители) имеют право быть ознакомлены с содержанием характеристики.


Часто возникают вопросы: следует ли в представлении указывать на особенности семейных отношений, соматическое здоровье или иные социальные факторы. Нам представляется, что это зависит от того, насколько подобные данные влияют на общую картину развития, на решение вопроса о дальнейшем обучении.

Например, социально неблагополучная семья, в которой не занимаются с ребенком (так называемый вариант «Маугли»), или ребенок тяжело перенес какую-либо психологическую травму: смерть, болезнь, развод родителей, что явно сказывается на развитии ребенка, его психическом состоянии. Относительно соматического здоровья – можно отразить насколько пропуски по болезни влияют на успешность обучения.


Учителю необходимо выверить все формальные сведения. В реальной практике встречаются такие характеристики, в которых учитель неверно указывает даже имя ребенка и целый год подписывает неверным именем его тетради(«Вадик»-«Владик»); а также год и дату рождения ребенка – бывает, что учитель не замечает разницы, что неуспевающий первоклассник - «глубокий шестилетка» или восьмилетний переросток (по каким –либо причинам).

Точность сведений в педагогических характеристиках зависит в первую очередь от даты написания и реальным сроком представления ребенка на комиссию.

Часто встречаются представления, которые написаны, например, в октябре – декабре, а ребенок попал на ПМПК в апреле-мае. Естественно, точность сведений об учебных навыках любого ребенка за полгода изменится.

Самый распространенный пример - пишут, что ребенок за время обучения не научился ни писать, ни читать. В процессе обследования ребенок спокойно демонстрирует полученные навыки.

Учителей можно понять – они пытаются поярче показать неуспешность ребенка, чтобы комиссия наверняка приняла решение о смене образовательного маршрута. Но… Задержку психического развития или умственную отсталость, если они реально есть, комиссия определит самостоятельно, однако, такая «несвежая» характеристика может затруднить определение ребенка в соответствующий класс. Кроме того, на необъективность очень часто обижаются родители. Поэтому необходимо обращать внимание не только на дату написания характеристик, но и точность фактов в них.


Если учитель пишет характеристики на всех учащихся класса (например, при переходе на следующую ступень обучения четвероклассников коррекционных классов), то

встречается проблема формализма с написанием однообразных характеристик, написанных по одному шаблону, где меняется только фамилия и имя ребенка. В таких характеристиках всегда очень много «ляпов» (Например, не всегда можно понять, про кого – про девочку или мальчика пишет учитель и какова его индивидуальная динамика развития и индивидуальные проблемы).

В характеристиках у многих педагогов существует проблема вольного обращения с психологическими терминами и формулировками. Они, стремясь сделать свое представление «более научным», используют термины и обороты не по назначению, вкладывая в них свой смысл.

Пример из характеристики третьеклассника общеобразовательной школы: «отсутствует непроизвольное и произвольное внимание», «некритичен»; или «деятельность нецеленаправленная». Такого просто не может быть у ребенка, успешно переводимого из класса в класс. Эти термины применяются для характеристики глубоко умственно отсталых детей.

Если в школе или детском саду есть специалисты (педагоги – психологи и логопеды), они своими представлениями делают пакет документов на ПМПК более весомым и содержательным и, кроме того, могут помочь в составлении характеристик воспитателям и учителям.

Председателям консилиумов образовательных организаций необходимо не просто дать план или образец чужой характеристики, а подсказать, как характеризовать ребенка. Не просто перечислять недостатки и нарушения, отклонения от нормы, а показать, что, как, в какой степени нарушено и как это проявляется.

Например, за общей формальной фразой «у ребенка нарушение памяти» могут скрываться следующие проявления, которые следует отметить –«не может запомнить ни одного стихотворения, пересказывает их своими словами», или «с трудом заучивает и сразу забывает», или «не может запомнить имя и отчество воспитателя, не обращается к детям по имени», или «не запоминает в какой последовательности нужно выполнять поделку», или «долго запоминал в какую сторону выходить на прогулку, в зал и т.п.»

Также за фразой «не развита моторика, не координирован» может скрываться: «всё у него падает со стола», «не может пройти, никого не задев», «не справляется со спортивными упражнениями на физкультуре или на занятиях», «долго учит подвижные игры, дети стараются не брать его в команду», «рисунки и поделки отличаются неаккуратностью», «не может раскрашивать, штриховать».


После описания нарушения необходимо прописать какая помощь оказывалась ребенку, так как именно восприятие помощи является главным критерием в отграничении различных дефектов (например, при умственной отсталости или задержке психического развития)

При описании неточностей в вычислительных навыках, необходимо отметить каким способом считает ребенок, какие давались учителем «опоры»: пальцы, числовой ряд, пересчет по одному, проводились ли индивидуальные обучающие занятия по формированию этого навыка, может ли ребенок сделать перенос, узнать способ вычисления и т.п.


Также необходимо прописывать увлечения ребенка, сильные и наиболее сохранные стороны ребенка, на которые можно опираться. Очень часто этого раздела в характеристике просто нет или записан формально –«любит помогать». Однако этот раздел очень необходим для определения специальных условий для ребенка, выстраивания его индивидуальной «образовательной траектории».


Немаловажной составляющей является подготовка для комиссии письменных и творческих работ детей. Некоторые воспитатели и учителя представляют на ПМПК много рисунков и поделок. Так как они творческие люди, то и работы детей, как правило, отличаются оригинальностью и красотой исполнения. Однако самостоятельной деятельности детей в таких работах, например, только глазки подрисовать. Для представления ребенка эти работы мало информативны. В лучшем случае бывает подписано, что на них изображено или в такое «портфолио» добавлены по настоянию психолога характерные работы (где видна не только неаккуратность, но и отмечаются пространственные нарушения, где нарушена поэтапность выполнения работы, где рисунки и поделки не соответствуют теме, с привнесениями, бросается в глаза неадекватное использование цвета, где видно психологическое состояние ребенка). Поэтому, лучше, если работы детей по возможности будут отбираться специалистами. Если вы видите, что работа характерная, но ее трудно донести (например, из пластилина), ее можно сфотографировать. У школьников можно просто положить альбом с рисунками и вашими комментариями. Рисунок или поделку следует представить: что за тема, степень самостоятельности и какой должен быть образец. Работ не должно быть много, но и одна не подойдет (так как это не говорит о тенденции). Кроме того, работы не должны быть однообразны.


Реальный случай из практики: на комиссию с целью определения образовательного маршрута привели девочку-шестилетку и принесли «портфолио» своих работ. Члены ПМПК, проанализировав работы, действительно отличавшиеся богатым воображением, чувством цвета, заметили, что все замечательные работы выполнены нетрадиционными приемами рисования, а работы типа аккуратного раскрашивания, штриховки – в дефицитарной зоне, т.е. произвольность у ребенка к этому возрасту пока развита недостаточно. Следовательно, это было дополнительным фактором для определения образовательного маршрута.


Письменные работы учащихся


Рабочие тетради являются ярко диагностичным материалом для специалистов ПМПК. По ним можно определить очень многое: мотивацию ребенка к учебе, отношение учителя к ребенку, отношение родителей к выполнению домашних заданий, характер испытываемых трудностей, характер допускаемых ошибок, работоспособность ребенка, его сохранные стороны и многое другое.

Однако тетради на комиссию также необходимо готовить, а не просто брать имеющиеся из портфеля, т.к. они могут быть только что начаты, не проверены учителем и т.п.


Каким образом подготовить рабочие тетради:


1.Выбрать тетради с характерными работами


Тетради, в которых ребенок выполняет работы с зданиями только репродуктивного характера и совместно со взрослым (и классные, и домашние работы) – неинформативны для ПМПК.

Характерные работы - это такие, в которых не просто много ошибок, а видна тенденция и прослеживается характер ошибок; где видно, что ребенок не успевает за темпом работы класса, истощается (видно по изменению почерка), черкается в тетрадях, рвет их(видно психологическое состояние ребенка в момент написания работы),вместо текста упражнения списывает задание к нему, оставляет невыполненными самостоятельные работы, не «удерживает» рабочую строку, не может списать с печатного или письменного текста, копируя образец побуквенно или поэлементно (не понимая смысла), не знает в какой тетради писать цифры, в какой буквы, тетради, в которых видны пространственные нарушения ребенка и его речевое развитие и т.п.


2. Перепроверить, хотя бы бегло, представленные работы.


Записи в тетрадях могут компрометировать учителя, так как в них видна и неприязнь к ученику, и «ненаученность» ребенка, и даже некомпетентность учителя (пропускают ошибки детей и сами допускают их и т.д.)

Не пишите много замечаний нечитающим первоклассникам! Вообще много красной пасты в тетрадях выглядит устрашающе.


3. Cделать пометки в тетрадях - какое было задание и каким образом ребенок его выполнял (списывал ли с доски, работал ли сам, после разбора со всем классом, списал ли у соседа и т. д.


4. Отметить объем задания для всех и процент выполнения его ребенком. Если задание выполнено неверно, показать сверху образец выполнения и т.п.)

Всегда радует прослеживающаяся в тетрадях система работы над ошибками.


Контрольные и проверочные работы

Самыми информативными для ПМПК являются тетради с проверочными и контрольными работами, т.к. позволяют определить уровень сформированности учебных навыков ребенка.


Для подготовки на ПМПК необходимо вкладывать сам текст контрольной работы. Если ребенок что-то не выполнил - дописать образец. Если работа тестовая и стоит двойка, то необходимы критерии оценки. Если задания выполнены ребенком после окончания урока -это тоже необходимо пометить. Если это диктант- сверху написать сам текст.


Таким образом, ответственное отношение педагогов в подготовке документов на ПМПК,

намного повышает эффективность обследования и выстраивания образовательного маршрута ребенка















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!