Психолого-дидактическая концепция личностно ориентированного обучения (И. С. Якиманская).
В нашей стране концепция личностно ориентированного обучения с позиций психологии разработана И.С. Якиманской. Так же, как и К. Роджерс, И. С. Якиманская различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако, если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И. С. Якиманской он - лишь субъект познавательной и предметной деятельности. Соответственно этому в качестве основных сфер возникновения и осознания субъектного опыта автор рассматривает не целостную жизнедеятельность, а лишь сферы познания и учебной деятельности.
И. С. Якиманская подчеркивает, что ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего, а вовсе не его порождение. Иными словами, исследователь считает, что субъектный опыт - это такой опыт, который приобретается ребенком вне учебного процесса, самостоятельно. Роль же обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей. "Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса", - пишет И. С. Якиманская. Поскольку главное назначение обучения, по И. С. Якиманской, состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъективный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологии личностно ориентированного обучения, основной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика. Поэтому основанием технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию личностно ориентированного образовательного процесса: - учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения; - изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика; - в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний; - активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; - учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; - необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; - при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии; - необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал; - образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Автор доказывает, что "единицами учения" в личностно ориентированном образовательном процессе следует считать личностно значимое отношение к учебному тексту, самостоятельность мышления и способ учебной работы, который создает и реализует сам ученик. Постоянная активизация этих способов в ходе учения - основной путь развития познавательных способностей, условие их проявления. Творцом способов является субъект учения - ученик. Учитель их "окультуривает", "опредмечивает", способствует их закреплению и превращению в приемы интеллектуальной деятельности.
Для раскрытия, развития и самореализации личности нужна разнообразная по содержанию образовательная среда, доступная каждому ребенку.
Наблюдая за учеником в образовательной среде, учитель составляет его "познавательный портрет" (характеристику его личностного развития) и выявляет его "познавательный профиль" (тип мышления), что позволяет проектировать дальнейшее личностное развитие ученика. Основной формой обучения в концепции И.С. Якиманской выступает урок, но не традиционный, а личностно ориентированный, концентрирующий все вышеизложенные положения организации личностно значимого учения: - использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; - использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; - оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; - поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
И. С. Якиманская утверждает, что направленность образования на индивидуально-личностное развитие учащихся должна найти отражение в учебных программах, которые должны инициировать субъективный опыт учащихся, ориентировать на использование разных способов учебной работы, изменять вектор движения: не от педагогических воздействий к ученику, а от ученика - к условиям его обучения. Автор выделяет важнейшие из них: - разработка предметного содержания, технологии его использования в учебном процессе. Для этого в рамках программы (тематического планирования) учитель должен располагать дидактическим материалом, варьирующим вид и форму репрезентации учебного задания, а ученик иметь свободу выбора задания (одно и то же задание должно обеспечивать возможность его выполнения через образ, слово, схему, практическое моделирование и т.п.); - анализ использования учеником разнообразных способов проработки учебного материала (выбор наиболее рациональных, сопоставление своих и чужих способов, их анализ, обсуждение, аргументация применения и т.п.). Выявление отношения ученика к знанию, учению; избирательности ученика к предметному содержанию знаний, характер ее проявления, устойчивости; - направленность учителя на учебные возможности каждого ученика; составление индивидуальной карты его личностного (познавательного) развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой прежде всего на успех в достижении положительных учебных результатов; - построение урока, направленного на создание условий самореализации, самостоятельности каждого ученика; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка; на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога), методологической основы проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса и всех его компонентов, позволило И. С. Якиманской создать теорию, которая указывает на возможность возникновения и действия внутренних механизмов развития, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности (например, способ учения, способ самореализации и др.). Можно предположить, что эти механизмы обладают значительно большей степенью действенности, чем те, которые возникают под влиянием внешних педагогических воздействий и их интериоризации во внутренний план личности.
1. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. –560 с.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-дидактическая концепция И. С. Якиманской»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
Гуманитарный факультет
Кафедра педагогики
Психолого-дидактическая концепция И. С. Якиманской
Выполнила:
Горбунова В.
Г 14 Мпо
В нашей стране концепция личностно ориентированного обучения с позиций психологии разработана И. С. Якиманской.
Обучающийся - субъект познавательной и предметной деятельности.
Процесс обучения - индивидуально значимая деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт.
И. С. Якиманская подчеркивает, что обучающийся не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта.
Субъектный опыт - это такой опыт, который приобретается обучающимся вне учебного процесса, самостоятельно.
Роль обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения - развитие индивидуальности обучающегося (И. С. Якиманская).
Основанием технологии личностно- ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в дидактических требованиях к содержанию личностно-ориентированного образовательного процесса, представленных ниже.
Дидактические требования к содержанию личностно-ориентированного образовательного процесса
Учебный материал должен:
Знания:
Процесс обучения должен обеспечивать:
Стимулирование обучающихся должно обеспечивать:
- выявлять содержание субъектного опыта обучающегося;
- давать возможность выбора при выполнении заданий
- направлены на преобразование личного опыта обучающегося
- согласование опыта обучающихся с научным содержанием знаний;
- построение, реализацию, рефлексию, оценку обучения как субъектной деятельности (выделение единиц учения)
- возможность самообразования, саморазвития;
- самостоятельный выбор и использование наиболее значимых способов переработки учебного материала
Контроль и оценка:
- процесса обучения и результата
Единицы учения – личностно значимое отношение к учебному тексту, самостоятельность мышления и способ учебной работы, который создает и реализует сам обучающийся.
Основной формой обучения в концепции И. С. Якиманской выступает урок , но не традиционный, а личностно-ориентированный , концентрирующий все вышеизложенные дидактические требования.
И. С. Якиманская утверждает, что направленность образования на индивидуально-личностное развитие учащихся должна найти отражение в учебных программах, которые должны инициировать субъективный опыт учащихся, ориентировать на использование разных способов учебной работы.
Условия обучения:
- разработка предметного содержания, технологии его использования в учебном процессе;
- анализ использования учащимся разнообразных способов проработки учебного материала;
- направленность педагога на учебные возможности каждого учащегося;
- построение урока, направленного на создание условий самореализации, самостоятельности каждого обучающегося.
Таким образом, последовательное применение принципа субъектности как методологической основы проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса и всех его компонентов, позволило И. С. Якиманской создать теорию, которая указывает на возможность возникновения и действия внутренних механизмов развития, создаваемых самим обучающимся в процессе обучения и самостоятельной познавательной деятельности.
Список литературы:
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. –560 с.
- Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 31 – 42.
Спасибо за внимание!