СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель, реализуя новый стандарт, должен системно и на высоком уровне овладеть принципиально новыми по существу компетенциями,  которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей

Просмотр содержимого документа
«Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.»

Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.


Учитель, реализуя новый стандарт, должен системно и на высоком уровне овладеть принципиально новыми по существу компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей:

а) он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детского развития;

б) он должен знать и понимать, что в именно дошкольном и младшем школьном возрасте особенно интенсивно формируется познавательная активность личности, умение учиться;

в) он должен знать и понимать в этой связи психологию развития детей, владеть научно-обоснованными технологиями развивающего обучения.

Можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна.

В качестве показателей психологической устойчивости к барьерам в профессиональной деятельности педагога выделяют:

• уверенность в себе как в учителе;

• отсутствие страха перед детьми;

• умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);

• отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности;

• наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпения);

• удовлетворенность деятельностью;

• нормальная утомляемость.

В своей работе учитель должен следовать следующим принципам:

психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС:

• принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;

• принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психолого-педагогического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации (помощи) педагога и психолога;

• принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;

• принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции;

• принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя логопеда, педагогов дополнительного образования, администрации и др.;

• принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса;

• принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности обучающихся к саморазвитию;

• принцип коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливает совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ;

• принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов;

• принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для обучающихся.



Учитель должен:

• владеть методами и приемами формирования личностных характеристик обучающихся, а также уметь мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений в связи с изменившимися требованиями в соответствии с ФГОС;

• формировать в себе коммуникативные и регулятивные компетенции, навыки разрешения конфликтных ситуаций и снятия стрессов;

• иметь хорошее психическое здоровье и психологическую устойчивость;

избегать «эмоционального выгорания» ;

• уметь быстро ориентироваться в измененных условиях жизни организации, находить оптимальные решения в сложных нестандартных ситуациях и сохранять при этом выдержку и самообладание.

Учитель так организовывает учебный процесс, что школьник знает и понимает, зачем он пришел в школу, что он делает на уроке.

Ученик не боится ошибаться, не расстраивается из-за неудач, а вместе с учителем ищет причины своих трудностей и обязательно преодолевает затруднения.

Базовые личностные компетенции (профессионально важные качества личности педагога) в системе современных требований следующие:

-Вера в силы и возможности обучающихся. Данная компетенция является выражением гуманистической позиции педагога.

-Интерес к внутреннему миру обучающихся. Предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные возможности обучающихся. Построить индивидуальную образовательную программу, показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

- Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога). Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. При убежденности, что истина может быть не одна.

- Общая культура. Определяет характер и стиль педагогической деятельности, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, современного ребенка. Педагог предоставляет каждому обучающемуся возможность продемонстрировать свои достижения, способен организовать внеурочную деятельность, руководить кружками и секциями.

-Эмоциональная устойчивость. Педагог сохраняет спокойствие, его эмоции не влияют на объективность оценки, учитель не стремится в ущерб воспитательному процессу избежать эмоционально-напряженных ситуаций.

- Позитивная направленность на педагогическую деятельность. В основе данной компетенции лежит вера в собственные силы, собственную эффективность.

-Уверенность в себе. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Высокая профессиональная самооценка.

-Постановка целей и задач педагогической деятельности. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

- Мотивация учебной деятельности. Знания возможностей конкретного ребенка, его интересов, постановка учебных задач, в соответствии с его возможностями, демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам; умение превращать учебную задачу в личностно-значимую являются главными способами обеспечения позитивной учебной мотивации.

- Компетентность в педагогическом оценивании. Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Педагогу необходимо знание многообразия педагогических оценок, умение пользоваться различными методами оценивания в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!