СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психокоррекционные занятия» для обучающегося с задержкой психологического развития (вариант 7.1)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Психокоррекционные занятия» для обучающегося с задержкой психологического развития (вариант 7.1)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 7 города Евпатории Республики Крым»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СШ №7

______________Д.А. Пыхтина г. Евпатория»

«____» ___________ 20____ г. __________________Е.Л. Швидь

«____» _______________ 20___ г.




Индивидуальная коррекционно-развивающая

программа


2022 – 2023 учебный год

«Психокоррекционные занятия»

для обучающегося с задержкой психологического развития (вариант 7.1)


Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «___»_______20_____ г.


Ученик:

Класс: 2-Б




Учитель: Липко Елена Александровна




Составлена на основании:

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

− Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

− Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598 4 − Приказа Миобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №15785).

− Приказа Минобрнауки РФ от 18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

− Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

− Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

− Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрированного Минюстом РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).

− Постановления Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее СанПиН 2.4.2.3286-15)


Планируемый результат

Личностные результаты рекомендуется оценивать с помощью критериальноуровневой оценки ряда составляющих этот результата параметров.

Личностный результат Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Результат складывается из оценки сформированности речевых умений, сформированности знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему, представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении и овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, сформированности самосознания, в т. ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

По каждой составляющей во втором классе планируется достичь следующих целевых показателей.

Сформированность речевых умений:

  • В коммуникативной ситуации высказывается не всегда понятно, иногда нужна словесная (вербальная) помощь;

  • Речь включает единичные аграмматизмы;

  • Письменная коммуникация фактически мало возможна, т.к. самостоятельно пишет плохо;

  • Затрудняется говорить об испытываемых эмоциях, намерениях, нужна подсказка;

  • Может читать медленно, с ошибками и монотонно.

Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему.

  • Знает имена взрослых, с которыми он проживает, их профессии;

  • Знает свой домашний адрес, дату рождения.

  • При побуждении проявляет внимание к детям и взрослым (настроение, самочувствие);

  • Можно привлечь внимание к наиболее актуальным событиям, происходящих в классе, школе, городе, стране.

  • Проявляет познавательный интерес (ситуативно), но не задает вопросы.

Сформированность представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Учится пользоваться сотовым телефоном:

  • Знает правила перехода улицы;

  • Знает отдельные пищевые и поведенческие запреты;

  • Представления об опасном не организующем поведение

  • Знает стоимость 3-4 товаров, популярных в детском сообществе.

Сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков (овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни).

  • Некоторые навыки самообслуживания сформированы недостаточно, некоторые по возрасту;

  • Пробует занятия в разных кружках или секциях;

  • В портфеле относительный порядок;

  • Реагирует на непорядок в одежде, неопрятный внешний вид у других;

  • Понимает разницу между порядком и беспорядком в помещении;

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

  • Умеет обозначить свою социальную роль по наводящим вопросам (школьник, ученик);

  • Самооценка в деятельности не всегда объективна;

  • Частичное осознание собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);

  • Иногда верно разграничивает ситуации, требующие и не требующие помощи;

  • Не может встать на позицию другого;

Личностный результат: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Результат складывается из оценки сформированности навыков продуктивной межличностной коммуникации, социально одобряемого (этичного) поведения, речевых умений, по каждой составляющей в третьем классе планируется достичь следующих целевых показателей.

  • Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации. Знает имена и фамилии большинства одноклассников, имена и отчества педагогов;

  • Иногда может обратиться с вопросом;

  • Иногда может согласованно выполнять необходимые действия (коммуникативноигровые или учебно-познавательные) в паре и в малой группе, иногда нет;

  • Иногда пытается контролировать импульсивные желания (не трогать чужие предметы без разрешения);

  • Иногда пытается сдерживать вербальную агрессию;

  • Имеет ситуативный социометрический статус;

  • Относительно стабилен в своих коммуникативных предпочтениях;

  • Не провоцирует конфликты;

  • При ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен;

  • Относительно точно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации;

- Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения.

  • Соблюдает отдельные нормы речевого этикета;

  • Иногда может соблюдать очередность при высказывании, иногда выкрикивает; Здоровается при встрече, обращении;

  • Может оказать сверстнику помощь при затруднении при указании учителя;

  • Моральные нормы знает;

Личностный результат: Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

  • Сформированы пространственные представления (ориентируется в пространстве классной комнаты, школьного двора);

  • Относительно правильные временные представления (соотносит временные интервалы: час, день, неделя с их реальной протяженностью);

  • Проявляет интерес к знаниям о природе;

  • Проявляет интерес к каким -либо аспектам человеческой деятельности;

  • Может ранжировать свои предпочтения по степени значимости;

Курс «Психокоррекционные занятия» предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий (УУД).

В 2 классе планируется достичь следующие метапредметные результаты:

В области формирования познавательных УУД:

1. Овладение умениями декодирования предложенных условных знаков - позитивным результатом можно считать негрубые ошибки в соотнесении знаков и предметов.

2. Овладение умениями кодирования: позитивным результатом можно считать операциональную помощь при осознании цели в процессе создания и использования модели.

3. Овладение умением отвечать на вопросы по событийному дискурсу - позитивным результатом можно считать адекватные ответы на отдельные вопросы.

4. Овладение умением выделять существенные и несущественные признаки в наглядно представленных объектах- позитивным результатом можно считать возможность дифференцировать существенное и несущественное с небольшой помощью.

5. Овладение умением вербализовать причинно-следственную связь - позитивным результатом можно считать понимание сущности такой связи.

6. Овладение умением объяснять значение слов конкретного, затем обобщенного и абстрактного характера - позитивным результатом можно считать понятийное определение отдельных предъявленных конкретных слов.

7. Овладение умением сравнивать и обобщать наглядно представленные объекты - позитивным результатом можно считать точное вербальное обобщение приблизительно в половине заданий.

В области формирования регулятивных УУД:

1. Понимание групповой инструкции к задаче учебно-познавательного характера - позитивным результатом можно считать не более трех индивидуальных обращений к ребенку за занятие.

2. Удержание правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачипозитивным результатом можно считать способность действовать правильно не менее, чем в 50 % выполняемых заданий.

3. Способность планировать свои предстоящие действия, оречевлять план и соотносить действия с планом при выполнении (в пределах конкретного задания) - позитивным результатом можно считать способность удержания двухшагового плана.

4. Способность находить ошибки по указанию на их наличие - позитивным результатом можно считать 75 % нахождение ошибок.

5. Овладение умением адекватно воспринимать указания одноклассника на ошибки - позитивным результатом можно считать стремление найти у него ошибку. Итогом занятий с учителем-дефектологом становятся и предметные результаты, которые соотносятся с обозначенными в качестве целевых ориентиров в ПРП по предметам «Математика и «Окружающий мир».

Основное содержание коррекционной программы

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы) (2 ч).

Выявление уровня развития познавательных процессов, анализ психологических причин трудностей в обучении.

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Продолжи числовой ряд» (изучение уровня переключения внимания);

- методика «Установи закономерность»;

- методика «Графический диктант»;

- методика «Лабиринт».

Диагностика памяти:

- методика «Точки»;

-методика «Корректурная проба».

Диагностика мышления:

- методика «Исключи лишнее»;

- методика «Подбери пару»;

- методика «Простые аналогии»;

- методика «Противоположное слово».

Коррекции и развитию познавательных процессов (80 ч).

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Определения уровня сформированности мыслительных процессов к концу учебного года (3 ч).

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Продолжи числовой ряд» (изучение уровня переключения внимания);

- методика «Установи закономерность»;

- методика «Графический диктант»;

- методика «Лабиринт».

Диагностика памяти:

- методика «Точки»;

-методика «Корректурная проба».

Диагностика мышления:

- методика «Исключи лишнее»;

- методика «Подбери пару»;

- методика «Простые аналогии»;

- методика «Противоположное слово».























Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.


Направления

воспитания

Целевые ориентиры

Гражданское Патриотическое

Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине –

России, ее территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;

Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства.

Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Духовно-

нравственное

Сознающий ценность каждой человеческой жизни,

признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям.

Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей.

Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности).

Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.

Эстетическое

Проявляющий уважение и интерес к художественной

культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства.

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в

быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Физическое

Соблюдающий основные правила здорового и

безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом.

Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей.

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.

Трудовое

Сознающий ценность честного труда в жизни человека,

семьи, народа, общества и государства.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.

Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Экологическое

Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы.

Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды.

Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.

Познавательное

Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира.

Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.

Обладающий первоначальными навыками

исследовательской деятельности.



Тематическое планирование коррекционной программы


Раздел

Количество часов

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы).

2

Модуль по коррекции и развитию познавательных процессов

80

Упражнения на определения уровня сформированности мыслительных процессов к концу учебного года.

3

ИТОГО


85



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!