СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психофизиология в решении проблем обучения русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соображения о том, как организовать процесс обучения, чтобы он был максимально эффективным

Просмотр содержимого документа
«Психофизиология в решении проблем обучения русскому языку и литературе»

Психофизиология в решении проблем обучения русскому языку и литературе Сисякина Альбина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей», г. Протвино

Психофизиология

в решении проблем обучения русскому языку и литературе

Сисякина Альбина Александровна учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей», г. Протвино

 Ребенок – непризнанный гений Средь буднично серых людей. М. Волошин Функциональная асимметрия мозга определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

Ребенок – непризнанный гений

Средь буднично серых людей.

М. Волошин

Функциональная асимметрия мозга

определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

Типы функциональной организации двух полушарий мозга: Доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению ( левополушарные люди ). Доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение ( правополушарные люди ). Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий ( равнополушарные люди ). Мозг работает как единое целое, но каждое из полушарий при этом выполняет свою «задачу» - разными способами организует связи между элементами обрабатываемой информации.

Типы функциональной организации двух полушарий мозга:

  • Доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению ( левополушарные люди ).
  • Доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение ( правополушарные люди ).
  • Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий ( равнополушарные люди ).

Мозг работает как единое целое, но каждое из полушарий при этом выполняет свою «задачу» - разными способами организует связи между элементами обрабатываемой информации.

Основные причины школьной неуспеваемости с точки зрения психофизиологии: Предъявляемые школьнику требования могут опережать его возрастную готовность к выполнению поставленных задач. Неравномерное созревание отдельных структур мозга ребенка. Неразвитость необходимых межполушарных и внутриполушарных связей. Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют психофизиологическим особенностям ребенка. Следовательно, нужны специальные методики, направленные на исследование индивидуально-психологических особенностей детей и позволяющие выявить психофизиологические причины, определяющие проблемы учащегося в усвоении школьной программы.

Основные причины школьной неуспеваемости с точки зрения психофизиологии:

  • Предъявляемые школьнику требования могут опережать его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.
  • Неравномерное созревание отдельных структур мозга ребенка.
  • Неразвитость необходимых межполушарных и внутриполушарных связей.
  • Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют психофизиологическим особенностям ребенка.

Следовательно, нужны специальные методики, направленные на исследование индивидуально-психологических особенностей детей и позволяющие выявить психофизиологические причины, определяющие проблемы учащегося в усвоении школьной программы.

Усиление давления, жесткий контроль перегрузка левого полушария повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость недостаточная активность (торможение) правого полушария НЕВРАСТЕНИЯ хронический интеллектуальный стресс раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения ЧТО делать? дифференцированное обучение и воспитание, учитывающие возрастные и физиологические особенности ребенка

Усиление давления, жесткий контроль

перегрузка левого полушария

повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость

недостаточная активность (торможение) правого полушария

НЕВРАСТЕНИЯ

хронический интеллектуальный

стресс

раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения

ЧТО делать?

дифференцированное обучение и воспитание,

учитывающие возрастные и физиологические особенности ребенка

Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики: Установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи); Обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи); Сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики:

  • Установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);
  • Обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
  • Сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Мотивационный этап (установка на предполагаемую деятельность) Задача учителя - сформировать в учениках мотив достижения. Ситуация успеха на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.
  • Мотивационный этап

(установка на предполагаемую деятельность)

Задача учителя - сформировать в учениках мотив достижения.

Ситуация успеха на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Правополушарные учащиеся Формирование мотивации Престижность положения в коллективе Завоевание авторитета Социальная значимость данного вида деятельности Стремление к самопознанию Желание разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире Ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой».

Правополушарные учащиеся

Формирование мотивации

  • Престижность положения в коллективе
  • Завоевание авторитета
  • Социальная значимость данного вида деятельности
  • Стремление к самопознанию
  • Желание разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире
  • Ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой».
Левополушарные учащиеся Формирование мотивации  Стремление к самостоятельности Важен сам процесс усвоения знаний Высокая потребность в постоянной умственной деятельности Потребность в образовании Занятия школьными науками как средство для развития своего мышления Потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Левополушарные учащиеся

Формирование мотивации

  • Стремление к самостоятельности
  • Важен сам процесс усвоения знаний
  • Высокая потребность в постоянной умственной деятельности
  • Потребность в образовании
  • Занятия школьными науками как средство для развития своего мышления
  • Потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
Правополушарные учащиеся ИНТЕЛ…ЕКТ Способ посадки – полукруг Светлая доска —темный мел Творческие задания Эксперименты Образы  Контекст  Музыкальный фон  Речевой и музыкальный ритм Связь информации с реальностью, практикой

Правополушарные учащиеся

ИНТЕЛ…ЕКТ

Способ посадки – полукруг

Светлая доска —темный мел

Творческие

задания

Эксперименты

Образы Контекст Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм

Связь информации с реальностью,

практикой

Левополушарные учащиеся Темная доска — светлый мел Классическая посадка за партами Неоднократное повторение  материала Технология  Детали  Абстрактный линейный стиль изложения информации   Тишина на уроке

Левополушарные учащиеся

Темная доска — светлый мел

Классическая посадка

за партами

Неоднократное повторение материала

Технология Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации

Тишина на уроке

Особенности сенсорного восприятия Ученик смотрит в сторону или «закатывает глаза к потолку»? Снижен интерес к учителю и его информации Учитель Ученик Пытается вернуть внимание ученика перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать ускоряет темп и громкость речи не воспринимает речь учителя ускорение речи учителя воспринимается учеником как агрессия по отношению к нему — возникают раздражение и защитная реакция пауза возможность усвоить полученную информацию

Особенности сенсорного восприятия

Ученик смотрит в сторону или «закатывает глаза к потолку»?

Снижен интерес к учителю и его информации

Учитель

Ученик

Пытается вернуть внимание ученика

перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать

ускоряет темп и громкость речи

не воспринимает речь учителя

ускорение речи учителя воспринимается учеником как агрессия по отношению к нему — возникают раздражение и защитная реакция

пауза

возможность усвоить полученную информацию

II . Операционный этап (обеспечение деятельности) Задача учителя — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

II . Операционный этап (обеспечение деятельности)

Задача учителя — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Операционный этап Восприятие материала Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Целостное  Интонационная сторона речи Зрительное Переработка информации По частям  Смысловая сторона речи  Слуховое Интеллект Быстрая  Мгновенная Деятельность Медленная  Последовательная Интуитивный  Логический Приверженность к практике Эмоции Приверженность к теории Экстравертированность  Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость) Память Интровертированность  Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья) Непроизвольная  Наглядно-образная Мышление Произвольная  Знаковая Наглядно-образное  Оперирование образами  Спонтанное  Эмоциональное  Интуитивное  Трехмерное (в пространстве) Абстрактно-логическое  Оперирование знаками, цифрами  Формальное  Рациональное  Программируемое  Двумерное (на плоскости)

Операционный этап

Восприятие материала

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Целостное Интонационная сторона речи

Зрительное

Переработка информации

По частям Смысловая сторона речи Слуховое

Интеллект

Быстрая Мгновенная

Деятельность

Медленная Последовательная

Интуитивный

Логический

Приверженность к практике

Эмоции

Приверженность к теории

Экстравертированность Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость)

Память

Интровертированность Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)

Непроизвольная Наглядно-образная

Мышление

Произвольная Знаковая

Наглядно-образное Оперирование образами Спонтанное Эмоциональное Интуитивное Трехмерное (в пространстве)

Абстрактно-логическое Оперирование знаками, цифрами Формальное Рациональное Программируемое Двумерное (на плоскости)

Методы дифференцированного подхода Правополушарные учащиеся Язык Словесность Сочинения  Составление слов и предложений из частей  Чтение-пересказ  Чтение по ролям  Задания на правописание  Нахождение взаимосвязи  Беглость устной и письменной речи  Нахождение отрывков в тексте  Экскурсии Интуитивный способ изучения  Образные представления и конкретные ситуации  Ролевые игры  Работа с наглядностью, карточками  Проверки на уроке  Групповые задания  Деятельность, требующая быстрой реакции  Задания на правописание  Интервью , инсценировка  Синтез текстов и слов из предложенных частей

Методы дифференцированного подхода

Правополушарные учащиеся

Язык

Словесность

Сочинения Составление слов и предложений из частей Чтение-пересказ Чтение по ролям Задания на правописание Нахождение взаимосвязи Беглость устной и письменной речи Нахождение отрывков в тексте Экскурсии

Интуитивный способ изучения Образные представления и конкретные ситуации Ролевые игры Работа с наглядностью, карточками Проверки на уроке Групповые задания Деятельность, требующая быстрой реакции Задания на правописание Интервью , инсценировка Синтез текстов и слов из предложенных частей

Методы дифференцированного подхода Левополушарные учащиеся Словесность Язык Анализ произведения  Разбор слов и предложений по составу  Прослушивание текстов  Обучение других  Задания на поиск ошибок  Применение правил Точность употребления слов  Многократное повторение  Сопоставление текстов  Понятийное понимание слов  Сопоставление текстов  Усвоение правил и грамматических конструкций  Обучение других  Восприятие на слух  Проверки после уроков  Индивидуальная работа  Деятельность, требующая отсроченной реакции  Задания на поиск ошибок  Многократное повторение  Дробление текстов и слов на части

Методы дифференцированного подхода

Левополушарные учащиеся

Словесность

Язык

Анализ произведения Разбор слов и предложений по составу Прослушивание текстов Обучение других Задания на поиск ошибок Применение правил

Точность употребления слов Многократное повторение Сопоставление текстов Понятийное понимание слов

Сопоставление текстов Усвоение правил и грамматических конструкций Обучение других Восприятие на слух Проверки после уроков Индивидуальная работа Деятельность, требующая отсроченной реакции Задания на поиск ошибок Многократное повторение Дробление текстов и слов на части

III. Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой).  Методы проверки знаний учащихся правополушарные левополушарные устный опрос решение задач задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения письменные опросы с неограниченным сроком выполнения вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ) вопросы «закрытого» типа (подбор ответа из предлагаемых вариантов)

III. Результативный этап

(сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой).

Методы проверки знаний учащихся

правополушарные

левополушарные

устный опрос

решение задач

задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения

письменные опросы с неограниченным сроком выполнения

вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ)

вопросы «закрытого» типа (подбор ответа из предлагаемых вариантов)

Групповая работа на уроке Основной критерий формирования групп – право- или левополушарность, вспомогательные - ведущие каналы восприятия, индивидуально-психологические проблемы и неоднородность индивидуальных особенностей ребят. Ученик правополушарного типа мышления синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик способы выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий. При этом состав группы меняется  по крайней мере дважды, а то и трижды на протяжении одного урока.

Групповая работа на уроке

Основной критерий формирования групп – право- или левополушарность, вспомогательные - ведущие каналы восприятия, индивидуально-психологические проблемы и неоднородность индивидуальных особенностей ребят.

Ученик правополушарного типа мышления

синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов.

Левополушарный ученик

способы выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

При этом состав группы меняется

по крайней мере дважды, а то и

трижды на протяжении одного

урока.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ Важно, имеет ли оценка личностный смысл. Наиболее значимо слово «МОЛОДЕЦ». Важно, ЧТО оценивается в их деятельности, суть оценки Значимы положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент, например, «УМНИЦА». Важно, КТО их оценивает и КАК. Важно, какое они произвели впечатление

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Важно, имеет ли оценка личностный смысл.

Наиболее значимо

слово «МОЛОДЕЦ».

Важно, ЧТО оценивается в их деятельности, суть оценки

Значимы положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент, например, «УМНИЦА».

Важно, КТО их оценивает и КАК.

Важно, какое они произвели впечатление

ВЫВОДЫ: Программы, методы обучения, педагогические технологии и пр. надо ориентировать на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, чтобы дать ему возможность раскрыть свои способности. Следует так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе — как лево- ,так и правополушарным. Следует не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться. Создавать ситуацию успеха. Нежелание ребенка учиться может быть результатом неверно выбранной методики работы именно с этим ребенком. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

ВЫВОДЫ:

  • Программы, методы обучения, педагогические технологии и пр. надо ориентировать на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, чтобы дать ему возможность раскрыть свои способности.
  • Следует так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе — как лево- ,так и правополушарным.
  • Следует не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться. Создавать ситуацию успеха.
  • Нежелание ребенка учиться может быть результатом неверно выбранной методики работы именно с этим ребенком.
  • Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!