СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психика и ее развитие (психика жана анын өнүгүшү)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психика и ее развитие

План.

1. Понятие психики.

2. Возникновение психики. Развитие психики  .

3. Сознание человека. Сознание и бессознательное.

                                       Человек – хоть будь он трижды гением –

                                       Остается мыслящим растением.

                                       С ним в родстве деревья и трава.

                                       Не стыдитесь этого родства.

                               Вам даны до вашего рождения

                               Сила, стойкость, жизненность растения.

                                                                    С.Я.Маршак

 

 «…Без этой предистории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом».

                                                                                                  Ф.Энгельс

Психика жана анын өнүгүшү

План.

1. Психика жөнүндө түшүнүк.

2. Психиканын пайда болушу. Психиканын өнүгүшү.

3. Адамдын аң-сезими. Аң-сезим жана аң-сезимсиздик.

                                     

Адам  - ​​үч эсе гений болсо дагы -

                                       Ой жүгүртүү өсүмдүгү бойдон калат.

                                       Ага дарактар ​​жана чөптөр байланыштуу.

                                       Бул мамиледен уялбаңыз.

                                                              Өсүмдүктүн күчү, каршылыгы, жандуулугу Сиз төрөлгөнгө чейин берилген

 

                                                                    С.Я.Маршак

 

 

 "... Бул тарыхсыз, ой жүгүрткөн адамдын мээсинин болушу керемет бойдон кала берет."

                                                                                                  Ф.Энгельс

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Психика и ее развитие (психика жана анын өнүгүшү)»

Психика и ее развитие

План.

1. Понятие психики.

2. Возникновение психики. Развитие психики .

3. Сознание человека. Сознание и бессознательное.

                                       Человек – хоть будь он трижды гением –

                                       Остается мыслящим растением.

                                       С ним в родстве деревья и трава.

                                       Не стыдитесь этого родства.

                               Вам даны до вашего рождения

                               Сила, стойкость, жизненность растения.

                                                                    С.Я.Маршак

 

 «…Без этой пред истории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом».

                                                                                                  Ф.Энгельс

Понятие психики

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Рассмотрим каждое из них в отдельности.

 

1. Материалистический подход.

Согласно данному пониманиюпсихика – это особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир.

Рассмотрим данное определение по частям (в форме таблицы).





Психика жана анын өнүгүшү

План.

1. Психика жөнүндө түшүнүк.

2. Психиканын пайда болушу. Психиканын өнүгүшү.

3. Адамдын аң-сезими. Аң-сезим жана аң-сезимсиздик.

Адам - ​​үч эсе гений болсо дагы -

Ой жүгүртүү өсүмдүгү бойдон калат.

Ага дарактар ​​жана чөптөр байланыштуу.

Бул мамиледен уялбаңыз.

Өсүмдүктүн күчү, каршылыгы, жандуулугу. Сиз төрөлгөнгө чейин берилген



С.Я.Маршак





"... Бул тарыхсыз, ой жүгүрткөн адамдын мээсинин болушу керемет бойдон кала берет."

Ф.Энгельс











Психика түшүнүгү

Психика - бул илим катары психология тарабынан изилденген көптөгөн субъективдүү кубулуштарды бириктирген жалпы түшүнүк. Жаратылышты жана психиканын көрүнүшү жөнүндө эки башка философиялык түшүнүк бар: материалисттик жана идеалисттик. Келгиле, алардын ар бирин өзүнчө карап чыгалы.

1. Материалисттик мамиле.

Бул түшүнүккө ылайык, психика бул материянын курчап турган дүйнөнү чагылдыруу жөндөмүнөн турган атайын уюштурулган заттын өзгөчө касиети.

Келгиле, ушул аныктаманы бөлүктөргө бөлүп карайлы (таблица түрүндө).

Аныктаманын компоненттери

Аныктаманын компоненттерин чечмелөө

атайын уюштурулган маселе

нерв системасы жана анын жогорку бөлүгү - мээ (демек, психика - бул мээнин касиети, анын ишинин жемиши, тагыраагы анда болуп жаткан физиологиялык процесстер)

атайын мүлк

материалдык эмес, ал чын болсо дагы, б.а. чындыгында бар. Психиканы өлчөөгө болбойт, анын даамы, түсү ж.б. Бирок аны адамдын ишин талдоо аркылуу билсе болот.

Курчап турган дүйнөнү чагылдыруу мүмкүнчүлүгү

Курчап турган дүйнөнүн объектилери жана кубулуштары, адамга, анын мээсине сезүү органдары аркылуу таасир этип, мээ кабыгында сүрөттөр, ушул нерселердин жана кубулуштардын моделдери түрүндө чагылдырылат.

 

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат). Это – активный процесс взаимодействия человека с миром, т.к.:

- сопряжено с поиском, выбором информации;

- подвергает поступающую информацию сложной переработке в коре головного мозга;

- сохраняет (удерживает) образы отраженных явлений;

- связано с определенным отношением, чувствами, потребностями человека.

 

Психика – это субъективный образ объективного мира. Рассмотрим данное определение по частям:



Психикалык чагылдыруу бул күзгү эмес, дүйнөнүн механикалык пассивдүү көчүрмөсү (күзгү же камера сыяктуу). Бул адамдардын дүйнө менен өз ара аракеттенүүсүнүн активдүү процесси, анткени:

- маалыматты издөө, тандоо менен байланышкан;

- келип түшкөн маалыматты мээ кыртышында комплекстүү иштетүүгө баш ийдирет;

- чагылдырылган кубулуштардын сүрөттөрүн сактайт (кармайт);

- адамдын белгилүү бир мамилеси, сезими, муктаждыгы менен байланыштуу.

Психика бул объективдүү дүйнөнүн субъективдүү образы. Бул аныктаманы бөлүктөрүндө карап көрөлү:

  субъективдүү образ

Чындык конкреттүү адамды анын муктаждыктары, жеке өзгөчөлүктөрү, мамилелери ж.б.

объективдүү дүйнө

Рефлексия өзүнүн мазмунунда объективдүү, анткени ал чыныгы (адамга көзкарандысыз) дүйнөнүн таасиринин натыйжасында пайда болот.

 

2. Идеалистический подход.

В соответствии с данным пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

2. Идеалисттик мамиле.

Психиканын мындай түшүнүгүнө ылайык, дүйнөдө бир эмес, эки принцип бар: материалдык жана идеал. Алар көзкарандысыз, түбөлүктүү, кыскартылбайт жана бири-биринен алынбайт. Өнүгүүдө өз ара аракеттенип жатып, алар өз мыйзамдарына ылайык өнүгөт. Анын өнүгүүсүнүн бардык баскычтарында идеал акыл менен аныкталат.

      Рассмотрим оригинальную, тяготеющую к философскому идеализму концепцию сущности и происхождения психического, принадлежащую французскому биологу, антропологу и гуманисту Пьеру Тейяру де Шардену.

Тейяр де Шарден говорит о вечности существования в мире идеального начала, его параллельного развития вместе с материальным началом.



















Ф ранцуз биологу, антропологу жана гуманисти Пьер Тейлхард де Шарденге таандык философиялык идеализмге тартылуу менен, психиканын маңызы жана келип чыгышы жөнүндө баштапкы түшүнүктү карап көрөлү.

Тейлхард де Шарден идеалдуу башталыштын дүйнөсүндө түбөлүктүүлүгү, анын материалдык башталышы менен катарлаш өнүгүшү жөнүндө сөз кылат.

Он ведет предысторию психического с незапамятных времен, именуемых «преджизнью». Психическая энергия противостоит физической, сочетаясь с ней. В отличие от физической энергии, которая в развитии порождает многообразие материального мира, психическая энергия в своем прогрессивном преобразовании порождает многообразие психических явлений, которыми наделены живые существа от простейших до человека. «Обе энергии – физическая и психическая, находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира… постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга». [Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверх-жизнь.

Тейяр де Шарден допускает, что по существу всякая энергия имеет психическую природу. Земная энергия с самого начала существования этой планеты стремилась выделиться и освободиться. Первоначально ее действие проявлялось в структурировании и развитии правильных, совершенных форм в неживой материи (например, кристаллизация). С появлением органической материи психическая энергия «сгустилась» в ней и далее развивалась, порождая все более совершенные формы, в прямой связи с эволюцией живой материи. Жизнь на Земле и зародилась впервые благодаря сгущению в материи психической энергии.



Илгертен бери экстрасенстин "тарыхка чейинки" деп аталган тарыхын жетектейт. Психикалык энергия физикалык энергияга каршы келип, аны менен айкалышат. Өнүгүүдө материалдык дүйнөнүн ар түрдүүлүгүн жараткан физикалык энергиядан айырмаланып, психикалык энергия өзүнүн прогрессивдүү өзгөрүшүндө эң жөнөкөйдөн адамга чейинки тирүү жандыктарга ээ болгон ар кандай психикалык кубулуштарды жаратат. "Эки энергия тең - дүйнөнүн сырткы жана ички тарабында жайгашкан физикалык жана психикалык ... дайыма бири-бирине байланыштуу жана кандайдыр бир жол менен бири-бирине өтүп турат." Пьер Тейлхард де Шарден. Адамдык көрүнүш. Алдын-ала жашоо. Жашоо. Ойлоо.

Тейхард де Шарден чындыгында бардык энергия психикалык мүнөзгө ээ экендигин моюнга алат. Жер энергиясы ушул планетанын жашоосунун эң башынан эле көзгө көрүнүп, өзүн бошотууга умтулган. Башында, анын аракети жансыз заттардагы туура, кемчиликсиз формалардын структуралаштырылышында жана өнүгүшүндө байкалган (мисалы, кристаллдашуу). Органикалык заттардын пайда болушу менен, психикалык энергия анда "коюуланып", андан ары өркүндөп, тирүү материянын эволюциясы менен түздөн-түз байланышта, уламдан-улам кемчиликсиз формаларды пайда кылды. Жердеги жашоо биринчи жолу заттын ичиндеги психикалык энергиянын топтолушунан улам жаралган.



Живая клетка как первая форма жизни возникла вследствие «мутации», произошедшей с психической энергией, ее внезапного, взрывоподобного перехода в новое, более совершенное состояние. Дальнейшее развитие психического происходило уже в связи с появлением у животных нервной системы. В недрах ее постепенно накапливалась психическая энергия, порождая внутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к возникновению нового эволюционного скачка – мысли и сознания.

2. Идеалисттик мамиле.

Психиканын мындай түшүнүгүнө ылайык, дүйнөдө бир эмес, эки принцип бар: материалдык жана идеалдуу. Алар көзкарандысыз, түбөлүктүү, кыскартылбайт жана бири-биринен алынбайт. Өнүгүүдө өз ара аракеттенип жатып, алар өз мыйзамдарына ылайык өнүгөт. Анын өнүгүүсүнүн бардык баскычтарында идеал акыл менен аныкталат.

Француз биологу, антропологу жана гуманисти Пьер Тейльхард де Шарденге таандык философиянын идеализмине тартылуу менен, психиканын маңызы жана келип чыгышы жөнүндө баштапкы түшүнүктү карап көрөлү.

Тейхард де Шарден дүйнөдө идеалдуу башталуунун түбөлүктүүлүгү, анын материалдык башталышы менен катарлаш өнүгүшү жөнүндө сөз кылат.

Ал илгертен бери экстрасенстин "тарыхка чейинки" деп аталган тарыхын жетектейт. Психикалык энергия физикалык энергияга каршы келип, аны менен айкалышат. Өнүгүүдө материалдык дүйнөнүн ар түрдүүлүгүн жараткан физикалык энергиядан айырмаланып, психикалык энергия өзүнүн прогрессивдүү өзгөрүшүндө эң жөнөкөйдөн адамга чейинки тирүү жандыктарга ээ болгон ар кандай психикалык кубулуштарды жаратат. "Эки энергия тең - дүйнөнүн сырткы жана ички тарабында жайгашкан физикалык жана психикалык ... дайыма бири-бирине байланыштуу жана кандайдыр бир жол менен бири-бирине өтүп турат." Пьер Тейлхард де Шарден. Адамдык көрүнүш. Алдын-ала жашоо. Жашоо. Ойлон.

Тейхард де Шарден чындыгында бардык энергия психикалык мүнөзгө ээ экендигин моюнга алат. Жер энергиясы ушул планетанын жашоосунун эң башынан эле көзгө көрүнүп, өзүн бошотууга умтулган. Башында, анын аракети жансыз заттардагы туура, кемчиликсиз формалардын структуралаштырылышында жана өнүгүшүндө байкалган (мисалы, кристаллдашуу). Органикалык заттардын пайда болушу менен, психикалык энергия анда "коюуланып", андан ары өркүндөп, тирүү материянын эволюциясы менен түздөн-түз байланышта, уламдан-улам кемчиликсиз формаларды пайда кылды. Жердеги жашоо биринчи жолу заттын ичиндеги психикалык энергиянын топтолушунан улам жаралган.

Тирүү клетка жашоонун биринчи формасы катары психикалык энергия менен пайда болгон "мутация" натыйжасында, анын күтүлбөгөн жерден, жарылуу жолу менен жаңы, кемчиликсиз абалга өткөн. Экстрасенстин андан аркы өнүгүшү жаныбарларда нерв системасынын пайда болушуна байланыштуу болгон. Анын тереңинде психикалык энергия акырындап топтолуп, ички чыңалууну пайда кылып, адам деңгээлинде жаңы эволюциялык секириктин - ой менен аң-сезимдин пайда болушуна алып келген.


9. Развитие психики в животном мире



Проблема возникновения психики проблема ее развития тесным образом связаны между собой. Существует целый ряд попыток принципиального решения этой проблемы:

  1. антропопсихизм (Декарт): возникновение психики связывается с появлением человека, психика существует только у человека;

2) панпсихизм (французские материалисты): всеобщая одухотворенность природы: всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3) биопсихизм: психика – это свойство живой природы (присуще и растениям);

4) нейропсихизм (Ч.Дарвин): психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н.Леонтьев) – способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность).

В отечественной психологии наиболее распространенной является концепция развития психики А.Н.Леонтьева (5 подход, см. выше).Свои взгляды о развитии психического отражения , начиная от простейших животных и кончая человеком, он изложил в книге «Проблемы развития психики» (позднее они были доработаны и уточнены К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных).

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии: стадия элементарной сенсорной психики и стадия перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший

Жаныбарлар дүйнөсүндө психиканын өнүгүшү





Психиканын пайда болушу, анын өнүгүү проблемасы бири-бири менен тыгыз байланышта. Бул көйгөйдү принципиалдуу түрдө чечүү боюнча бир катар аракеттер бар:

1) антропопсихизм (Декарт): психиканын пайда болушу адамдын пайда болушу менен байланыштуу, психика адамда гана болот;

2) панпсихизм (француз материалисттери): табияттын жалпы руханийлиги: бардык жаратылышта, бүтүндөй дүйнөдө психика бар (анын ичинде таш);

3) биопсихизм: психика - бул тирүү табияттын касиети (ал өсүмдүктөргө да мүнөздүү);

4) нейропсихизм (Чарльз Дарвин): психика нерв системасы бар организмдерге гана мүнөздүү;

5) тирүү организмдердеги психиканын рудименттеринин пайда болушунун критерийи - бул сезгичтиктин болушу (А.Н. Леонтьев) - айлана-чөйрө үчүн өтө маанилүү эмес сигналдарга (үн, жыт, ж.б.) жооп берүү жөндөмү. ...

Орус психологиясында А.Н.Леонтьев тарабынан психиканын өнүгүшүнүн эң кеңири таралган концепциясы (5 ыкма, жогоруда караңыз) .Ал жөнөкөй айбандардан баштап, адамдар менен аяктаган психикалык чагылууну өркүндөтүү боюнча көз-караштары, ал "Психиканын өнүгүү маселелери" (кийинчерээк алар акыркы зоопсихологиялык маалыматтардын негизинде К.Э.Фабри тарабынан биротоло такталып, өркүндөтүлгөн).

Жаныбарлардын психикасынын жана жүрүм-турумунун өнүгүшүнүн бүткүл тарыхы, ушул түшүнүккө ылайык, бир катар этаптарга жана деңгээлдерге бөлүнөт. Эки баскыч бар: башталгыч сенсордук психиканын баскычы жана кабылдоо психикасынын баскычы. Биринчиси эки деңгээлди камтыйт: эң төмөнкү жана эң жогорку, экинчиси - үч деңгээл: эң төмөнкү, эң жогорку жана эң жогорку деңгээл

(см. Приложение 2).

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. Таков механизм совершенствования психики.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения.

 Инстинкты – врожденные, наследственно закрепленные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей. Инстинктивное поведение проявляется на всех ступенях эволюционной лестницы – от низших животных, насекомых до человека. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохранения, пищевой и продолжения рода. Основной механизм осуществления инстинкта – безусловные рефлексы. Инстинктивное поведение производится автоматически, без сознательного контроля.

 Инстинктивное поведение обеспечивает возможности выживания с самых первых моментов жизни до приобретения собственного опыта.

      Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удовлетворить необходимой потребности и становится неадекватным. Приведем пример. Очень важным инстинктом гусят является инстинкт следования. Родившийся гусенок готов следовать за первым движущимся объектом, который попадает в его поле зрения. В обычных условиях это биологически целесообразно – он следует за мамой-гусыней. Исследователи поведения животных неоднократно проводили опыты, в которых первым движущимся объектом, попавшим в поле зрения гусенка, был человек или катящийся шар (заводная игрушка). Гусенок начинал следовать за ней.

Таким образом, инстинктивное поведение целесообразно в стереотипных условиях и нецелесообразно в изменяющейся среде.

 

По мере усложнения жизни ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды, - навык.

Навык – это способ поведения, возникающий в результате научения, закрепленный путем упражнений и повторения. В основе навыка лежит система условных рефлексов, поэтому это более гибкая, пластичная форма поведения. Навыки осуществляются автоматически, без сознательной регуляции и контроля. Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.


        Приведем пример выработки навыка. В одном из опытов использовался большой аквариум, который был разделен стеклянной перегородкой на две части. В одной из них находились щуки, а в другой – пескари. Щуки пытались догнать и схватить пескарей, но постоянно наталкивались на преграду. После нескольких неудачных попыток, щуки стали избегать пескарей. Затем стекло-преграда было убрано. Однако щуки по-прежнему избегали пескарей, уплывали от них.

 

В процессе приспособления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препятствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ни инстинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой задачей. В этих случаях определенные животные способны к так называемому интеллектуальному поведению.

Интеллектуальное поведение проявляется в способности животного найти, «придумать» новый способ решения и более того – перенести этот способ на другую задачу, причем иногда довольно сложную.

       Приведем в качестве иллюстраций интеллектуального поведения опыты, проведенные немецким психологом В.Келером с обезьянами.

 Опыт 1. Обезьяну – шимпанзе – помещают в большой вольер, за пределами которого на значительном расстоянии кладется приманка. Животное не может ее достать непосредственно лапами. Но в клетке, где оно находится, имеется две палки небольшой длины, каждой из которых недостаточно для того, чтобы достать приманку. Обезьяна пытается несколько раз поочередно добыть корм с помощью каждой из этих палок, но терпит неудачу. Тогда она садится и «размышляет». Внезапно находится решение: обезьяна берет в руки обе палки и пытается их соединить друг с другом, стараясь изготовить длинное орудие, с помощью которого можно было бы добыть приманку.

 

Опыт 2. В том же вольере к потолку подвешивают банан. Он находится на такой высоте, что с прыжка обезьяна не может его достать. Никаких других подручных средств в наличии не имеется. В вольере вместе с обезьяной находится только человек. Тогда, обезьяна внезапно подходит к человеку и тащит его за руку к тому месту, где наверху повешен банан. Когда человек подчиняется, обезьяна прыгает ему на плечи и уже с помощью прыжка, совершаемого с плеч человека, достает желанный банан.

 

«Разумное» поведение животных при всей своей сложности и многоплановости направлено главным образом на решение задач, определяемых биологической целесообразностью, удовлетворением биологически значимых потребностей. Она всегда носит конкретный чувственно-двигательный характер. Для того, чтобы установить связи между предметами, явлениями (а именно это является существенным признаком интеллектуальной деятельности), им необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно. Животные, даже высшие – обезьяны, не способны к абстракции, обобщению, понятийному мышлению, пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей.

Это становится возможным лишь на следующей ступени развития психики – сознании человека.

Развитие психики человека

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Психика ребенка в первый год его жизни и психика ребенка пяти-шести лет жизни имеет не только количественное, но и качественное различие. Память маленького ребенка не просто слабее или сильнее, она у него иная, чем у старшего школьника. Процесс развития психики ребенка носит этапный характер. Каждый этап развития психики ребенка - это самостоятельная стадия развития, а все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам.

Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. В разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка.

Советский психолог, ученик Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка:

  • • новорожденный ребенок (до 2 месяцев);

  • • ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев);

  • • поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев):

  • • преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет);

  • • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет),

  • • младший школьный возраст (от 7 до 12 лет);

  • • подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17- 18 лет).



Выдающийся российский психолог Б.Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества:

  • • новорожденные (1-10 дней);

  • • грудной ребенок (10 дней - 1 год);

  • • раннее детство (1-2 года);

  • • первый период детства (3-7 лет);

  • • второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек);

  • • подростковый период (13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек);

  • • юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Между этими подходами существуют определенные различия. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.

Ыкмалардын ортосундагы белгилүү айырмачылыктарды А.Н. Леонтьев аныктаган баскычтардын психологиялык мазмунунун мүнөздөмөлөрүн карап көрөбүз.



Первая стадия - стадия новорожденного (до 2 месяцев). Для этой стадии характерно то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено.

Биринчи этап - жаңы төрөлгөн баланын (2 айга чейин) этабы. Бул этап бала тубаса салыштырмалуу өтө өнүккөн сезүү органдары, кыймыл органдары жана нерв системасы менен төрөлөт, анын пайда болушу төрөткө чейинки мезгилде болот. Жаңы төрөлгөн баланын көрүү жана угуу сезимдери, космостогу дененин абалы, жыт, тери жана даам сезимдери, ошондой эле көптөгөн башталгыч рефлекстер бар. Жаңы төрөлгөн ымыркайдын, анын ичинде мээ кабыгынын нерв системасы толугу менен анатомиялык формада. Бирок кортекстин микроскопиялык структурасын иштеп чыгуу али аягына чыга элек.



Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4/5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют. В то же время эта стадия является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное, - особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы, происходит развитие ориентировочных реакций (затихание на звук, и прежде всего на шепот матери).

Жаңы төрөлгөн ымыркайдын жашоо образы анын төрөткө чейинки мезгилиндеги жашоо образынан көп айырмаланбайт: эс алуу учурунда бала эмбриондук абалын сактап калат; уйку жалпы убакыттын 4/5 бөлүгүн алат; баланын тышкы ишмердүүлүгү негизинен тамак-ашка болгон муктаждыгын канааттандырууга багытталган; кол жана кыймыл кыймылдары жок. Ошол эле учурда, бул стадия эң жөнөкөй актылар түрүндө калыптана баштаган биринчи этап, эң негизгиси, сезүү чөйрөсү өзгөчө интенсивдүү түрдө калыптанат. Баланын тамактануусу менен байланышкан ачуу жана жыт сезүү сезимдеринин эрте дифференциациясы бар. Жаактан, эринден жана ооздон тери сезими өтө өнүккөн. Алгач формалардын визуалдык кабылдоосу жок, бала чоң же жаркыраган кыймылдуу объектилерге гана реакция кылат, багыттагы реакциялардын өнүгүшү пайда болот (үн угулуп, эне шыбырына алсырап).

В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой, стадии развития. Появляется своеобразная сложная реакция («реакция оживления»), выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека (в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться), т. е. у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Үч-төрт жумада, бала кийинки, жогорку, өнүгүү баскычына өтүүгө даярдана баштайт. Татаал реакциянын бир түрү ("жандандыруу реакциясы") пайда болот, ал адамдын катышуусунда баланын жалпы жандануусунда туюнтулат (сүйлөп жаткан адамдын жакындап келүүсүнө жооп кылып, бала жылмайып баштайт), башкача айтканда, бала объектини кабыл алуунун алгачкы белгилерин көрсөтө баштайт.

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами, и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В это же время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Алгач наристе (2 айдан 6 айга чейин). Психикалык өнүгүүнүн ушул этабында бала нерселер менен иштей баштайт жана анын кабылдоосу калыптанат. Бардыгы объектини кабыл алуу же ага тийүү аракеттеринен башталат, бул объектке бир эле учурда визуалдык фиксациялоо жүргүзүлөт, бул нерсени кабылдоонун негизинде жаткан визуалдык-тактилдик байланыштар түзүлөт. Бала объектилер менен иштөөдө (бир эле учурда визуалдык фиксация менен) беш-алты айлык куракта өзгөчө активдүү болот, ошондуктан бул куракта кабыл алуу процесстеринин тез өнүгүшү байкалат. Анын үстүнө, ушул убакка чейин бала өз алдынча отура алат, бул нерселерди алууда кыймылдын андан ары өнүгүүсүн камсыздайт. Ошол эле учурда бала адамдарды жана нерселерди тааный баштайт. Көрүү концентрациясы жана көрүү күтүү өнүгөт.

Ошентип, бул этаптын негизги өзгөчөлүгү объектилер менен иш-аракеттерди иштеп чыгуу жана объектини кабыл алуу процесстери.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Таким образом, укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что, в свою очередь, является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения с взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку - ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя - взрослый его убирает.

Кеч ымыркайы (6дан 12-14 айга чейин). Жашоонун биринчи жылынын экинчи жарымында бала жаңы иш-аракеттерди өздөштүрөт, бул анын курчап турган дүйнөгө болгон мамилесинин өзгөрүшү менен байланыштуу. Жашоонун жетинчи айында балада буга чейин кол менен кыймылдаган нерселер бар. Ал бир нерсени алып, оозуна алып келип, түртүп жибериши мүмкүн. Мындай учурда бала өз алдынча отуруп, ашказанынан чалкасынан оодарыла алат; ал айланадагы объектилерге жабышкысы келип, сойлоп баштайт, көтөрүлөт. Ошентип, таяныч-кыймыл аппаратынын чыңдалышы баланын кыймылынын өнүгүшүнө алып келет, бул өз кезегинде айлана-чөйрөдөн маалымат агымынын көбөйүшүнүн өбөлгөсү болуп саналат. Мунун бардыгы баланын көзкарандысыздыгын жогорулатууга алып келет. Анын чоңдор менен болгон мамилеси барган сайын биргелешкен иш-аракет түрүндө жүрүп жатат, мында чоңдор көбүнчө баланын иш-аракетин даярдашат, ал эми бала аракетти өзү аткарат. Ушундай өз ара аракеттенүүнүн жардамы менен буга чейин объектилер аркылуу бала менен байланыш түзүүгө болот. Мисалы, чоң адам объектини балага карай жылдырат - бала аны алат. Бала объектини өзүнөн түртөт - чоң адам аны алып салат.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

Демек, баланын белгилүү бир өнүгүү мезгилиндеги иш-аракети айрым объектилерди же алардын жалпылыгын кабыл алуу менен эмес, баланын өзүнүн объективдүү иш-аракети менен чоңдордун иш-аракетинин ортосундагы татаал байланыш менен жөнгө салынат. Ушунун негизинде бала объектилер жөнүндө биринчи түшүнүккө ээ боло баштайт. Белгиленген "тема" байланышынын жүрүшүндө, бала сүйлөй баштайт. Ал барган сайын чоңдордун сөзүнө иш-аракет менен жооп бере баштайт. Бир аздан кийин балада чоңдорго карата жаңсоолор иштелип чыгат, ал эми баланын иш-аракеттери барган сайын объективдүү нерсени билдирген үндөр менен коштолот.

Другое важное отличие этого возраста состоит в том, что у ребенка в процессе предметного общения с взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это, в свою очередь, обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операций с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.

Бул курактын дагы бир маанилүү айырмачылыгы, бойго жеткен адам менен объективдүү байланышуу процессинде, балага импульсивдүү эмес, чоңдорду тууроо мүмкүн болот. Натыйжада, бала чоңдорду аң-сезимдүү түрдө туурай баштайт, бул баланын иш-аракетинин социалдык жактан өнүккөн методдорун өздөштүрүүгө мүмкүнчүлүгү бар экендигин көрсөтөт. Бул, өз кезегинде, ушул этаптын аягында адамдын объектилер менен болгон кыймылдаткыч операцияларынын пайда болушун камсыз кылат. Бул операцияларда баш бармак адамдарга гана мүнөздүү болгон калгандарына карама-каршы коюлат. Бара-бара бала колунан буюмдарды улам-улам жеткилең түрдө түшүнө баштайт. Периоддун акырына чейин, бала өз алдынча басууну өздөштүрөт.

Таким образом, основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление иеимпульсивиого подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

Преддошколъный возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослых с ними, т. е. происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко: развитие простейших навыков, таких как умение пользоваться ложкой, чашкой и др. и манипулирование ими в процессе игры.

Игра знаменует новую стадию развития психики ребенка, т. е. он уже познает мир не только при взаимодействии с взрослым, по и самостоятельно.

Ребенок овладевает и словами, которые осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией - стадией дошкольного возраста - является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. В это время ребенок стремится выполнять все больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

Следовательно, основные особенности психического развития ребенка на данном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Если раньше ребенок только подходил к овладению специфическими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль - роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Не случайно сюжетные игры часто называют ролевыми играми. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т. д. По мнению А.Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.

Следует отметить, что и па предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые па этой стадии, связаны в первую очередь с учебой.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не менее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка. Ребенок теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мышление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последовательным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правильно пользоваться грамматическими категориями.

В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего, у него меняются интересы. Детские интересы благодаря развитию познавательных процессов заменяются учебными интересами. Дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, особенно в начальных классах. Они с большим интересом слушают рассказы о животных, о путешествиях и т. д.

Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность». Все люди, окружавшие его ранее, в том числе и дети в детском саду, не были коллективом. Основной социально значимой единицей для ребенка была семья.

Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на

«мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки - женской.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.

Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Впервые термин «акмеология» был предложен отечественным психологом Н.Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме - высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. В отличие от юношеского периода акмеологический период характеризуется тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Вероятно, наиболее полную характеристику данного периода дал Б. Г. Ананьев, который в онтогенетическом развитии человека выделил две особые фазы. Первая фаза охватывает юность, молодость и начало среднего возраста. Она характеризуется общим фронтальным прогрессом функций. В частности, объем и показатели переключаемое™ внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечаются в возрасте 18-30 лет, а после 33 начинают снижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом. Так, шотландский врач, первым предложивший использовать отпечатки пальцев с места происшествия для розыска и установления преступников, Фулдс и почетный профессор Эдинбургского университета (Шотландия) Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100%, то в 30 лет он будет составлять 96%, в 40 - 87%, в 50 лет - 80%, а в 60 - 75%.

Вторая фаза данного периода, по мнению Б.Г. Ананьева, характеризуется специализацией психических функций применительно к определенной деятельности. На этой фазе в качестве главных выступают операционные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности. В этом возрасте продолжают развиваться актуальные для человека функции, под которыми следует понимать те психические функции, которые являются наиболее значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. У одних людей это глазомер, точность, движений, у других - мышление, память, внимание. Достижение высокого уровня развития актуальных психических функций в зрелые годы возможно потому, что они находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

Период геронтогенеза - это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; долгожители - 90 лет и старше.

В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.

Любой человеческий возраст по-своему прекрасен. На позднем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Изменения в данном периоде в значительной степени определяются индивидуальными особенностями человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество. Примерами могут служить выдающиеся ученые и деятели искусств, которые очень долго сохраняли трудовую и творческую активность. Так, например, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - в 77 лет. Л.Н. Толстой написал «Воскресение» в 71 год, а «Хаджи- Мурата» - в 76 лет. Высокой творческой активностью и продуктивностью в поздние годы жизни отличались Вольтер, И.В. Гете, Микеланджело, О. Ренуар, Б. Шоу и др.

Классификаций и характеристик стадий развития психики человека в настоящее время много, но их содержание и закономерности динамики в основном будут соответствовать вышеизложенным характеристикам. Таким образом:

  • 1. Возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система, и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания - высшего уровня психического развития, присущего только человеку.

  • 2. Развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека. В процессе развития благодаря разнообразным формам деятельности происходит формирование сознания человека;

  • 3. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд, возникновение сознания вне общества невозможно.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы основные характеристики сознаниякак высшего уровня психического отражения действительности?

  • 2. Объясните, что такое «раздражимость», «чувствительность», «ощущение»?

  • 3. Поведение как форма приспособления к условиям внешней среды.

  • 4. Объясните суть понятия «сознание».

  • 5. Что такое «Я-концепция» и какова ее роль в регуляции поведения человека?

  • 6. Какова роль рефлексии в регуляции поведения человека?

  • 7. Расскажите о происхождении сознания и гипотезе А.Н. Леонтьева.

  • 8. Какова роль труда в возникновении сознания человека (по А.Н. Леонтьеву)?

  • 9. В чем проявляется взаимосвязь развития мозга и сознания?

  • 10. Изложите основные положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского.

  • 11. Охарактеризуйте основные этапы развития психики человека.

Темы для рефератов

  • 1 «Я-концепция» как система саморегуляции.

  • 2. Этапный характер развития психики человека.

  • 3. Взаимоотношения взрослого и ребенка как форма совместной деятельности.

  • 4. Культурно-историческая теория развития высших психических функций.

  • 5. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский).



10. Сознание человека. Сознание и бессознательное


Сознание человека. Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, , разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций.

Независимо от того, каких философских позиций придерживаются исследователи сознания, с ним неизбежно связывают особую форму сознания – самосознание. Самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием. ( о сознании см. подробнее в п. 3.1).

        Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существует два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются божественным даром человеку. Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении отводится социальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человечества в целом. Сознание рассматривается как свойство высокоразвитого, сложно организованного мозга.

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н.Леонтьев выделил три составляющих – чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань сознания, по словам А.Н.Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. …Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его – как объективное «поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань – переживание «чувственной реальности». [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978. – С.133 – 134.]

Значения – это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н.Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека… в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой». [там же. – С.140-141].


Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом. Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако, для одного эта пятерка – показатель его знаний, для другого – символ того, что он лучше других и т.п. Таким образом, личностный смысл отражает объективную значимость тех или иных событий, явлений, действий действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает «пристрастность человеческого сознания». [там же. – С. 153].

    Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С.Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невосприимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выяснилось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. В работах Л.С.Славиной описаны конкретные способы профилактики и преодоления этого явления. 

 

А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие четыре основных характеристики.

1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем нас мире (со-знание). В структуру сознания таким образом входят познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2. В сознании отчетливо закреплено различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» и его «не-я». В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

 

Обязательным условием формирования и проявления всех вышеуказанных специфических качеств сознания является язык.

Сознание и бессознательное. Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными. Таким образом, иногда поступая так или иначе, не задумываясь, при необходимости мы можем объяснить причины своего поведения.

Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными

Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознанно. Это может происходить по разным причинам.

Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог З.Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках и т.п.

В современной психологии показано, что область бессознательного не ограничивается неприемлемыми для сознания человека мотивами. Они гораздо шире. К ней относятся многие другие явления психики. Например, бессознательная установка, то есть готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Эта проблема интенсивно изучалась грузинскими психологами во главе с Д.Е.Узнадзе.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные подходы к понятию психики. Чем они отличаются друг от друга?

2. Кому присуща психика? Ответ обоснуйте.

3. Дайте характеристику основным формам поведения животных. Ответ проиллюстрируйте примерами.

4. В чем существенное отличие психики животных от психики человека?

5. Объясните следующее явление.

Известно, что миграция птиц тщательно отслеживается учеными уже в течение многих лет. Зафиксировано, что во время I Мировой войны перелетные птицы изменили свои пути, которые первоначально проходили над театром военных действий – в равнинных районах Северной Франции. После войны птицы вновь вернулись к прежним маршрутам.

6. В чем различие между значением и личностным смыслом?

7. Приведите примеры бессознательных явлений.

8. * Понаблюдайте за вашими домашними животными или домашними животными ваших знакомых. Какие формы их поведения вы отнесли бы к инстинктам, какие, по вашему мнению, находятся на стадии навыка, а какие можно охарактеризовать, как интеллектуальное поведение.

Жоопту мисалдар менен көрсөтөбүз.

1. Психика түшүнүгү жөнүндө түшүндүрмө? Алардын бири-биринен эмнеси менен айырмаланат?

2. Жаныбарлардын жүрүм-турумунун негизги формаларын сүрөттөп бериңиз.

3. Жаныбарлардын психикасы менен адамдын психикасынын ортосундагы олуттуу айырмачылык эмнеде?

4. Кубулуштар жөнүндө түшүндүрүңүз. Канаттуулардын миграциясы жөнүндө

5. Маани менен жеке маанинин айырмасы эмнеде?

6. Аң-сезимсиз кубулуштарга мисал келтир.

7. Үй жаныбарларынын кыймыл аракетин салыштырмалоо.

8. Жөндөмдүүлүктүн формалары



       Литература

 

1. Выготский Л.С. Проблема развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М., 1988. Т. 3.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т.1. С. 78-98, 132-148.

3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

6. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. М., 1981. С. 171-253.

7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

8. Рубинштейн С.Л. Сознание человека // Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С. 156-191.

9. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

10. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

11. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!