Урок музыкиво2а,бклассе
Тема:«Русские народные праздники:проводы зимы,встреча весны».
Цель:продолжитьзнакомствосмузыкой,посвященнойпраздникамрусскогонарода
Планируемые результаты:
Предметные:
-Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
-Умениевосприниматьмузыкуивыражатьсвоеотношениекмузыкальнымпроизведениям;
-РазвитиехудожественноговкусаиинтересакмузыкальномуфольклоруРоссии;
-Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
-Умение оценивать произведения разных видов искусства;
-Использованиеэлементарныхуменийинавыковпривоплощениихудожественно-образногосодержаниянародноймузыкивразличныхвидахмузыкальнойдеятельности(пении,слове,пластике(импровизация),игренадетскихмузыкальныхинструментах)
Метапредметные:
-Размышлениеоролирусскойнародноймузыкивжизничеловека,омногообразиимузыкальногофольклораРоссии
-Овладениеспособностьюкреализациисобственныхтворческихзамысловчерезпониманиецелей,выборспособоврешенияпроблемпоисковогохарактера;
-Применениезнаково-символическихиречевыхсредствдлярешениякоммуникативныхипознавательныхзадач;
-Участиевсовместнойдеятельностинаосновесотрудничества
Личностные:
-Проявлениеэмоциональнойотзывчивости,личностногоотношенияпривосприятиииисполнениимузыкальныхпроизведений;
-Укреплениекультурной,этническойигражданскойидентичностивсоответствиисдуховнымитрадициямисемьиинарода;
-Продуктивноесотрудничествососверстникамиприрешениитворческихмузыкальныхзадач;
-Развитиемотивовмузыкально-учебнойдеятельностииреализациятворческогопотенциалавпроцессеколлективного(индивидуального)музицирования;
-Развитиедуховно-нравственныхкачеств(доброта,миролюбие,великодушие,всепрощение),эмоциональнойотзывчивости;уважительногоотношениякобычаямитрадициямрусскогонарода.
Типурока:первичноеусвоениеновыхзнаний.
Дидактическоеобеспечениеурока:мультимедийнаяпрезентация
Техническоеобеспечениеурока:ПК(ноутбук),экранипроектор.
Методы:деятельностныйподход
Видыдеятельностиучащихся:
-Слушаниемузыки
-Пение
-Инструментальноемузицирование
-Музыкально–пластическоедвижение
Музыкальныйматериал:
-Проводызимы(р. н.п.Л.Зыкина)
-Р.н.п.«Каквставалаяранешенько»
-Р.н.п.«Блины»
-Частушки…
Ходурока
1.Организационныйэтап(входподмузыку«Проводызимы»р.н.п.)
Музыкальноеприветствие:
«Здравствуйте,ребята!Здравствуйте,учитель!»
Всесумелимысобраться,
Заработудружновзяться
Будемдумать,рассуждать
Можеммыурокначать
Актуализациязнаний
Какаямузыкапонастроениювстретилавасвклассе?(Р,Н,П,)Вампонравиласьпесня?Анастроениеувасизменилось?Почему?Каквыдумаете-ктоеесочинилэтумузыкукомпозиторилинарод?Гдечащеисполняютр.н.песни?(на праздниках,посиделках,нагуляньях)Насскороожидаетпраздник,авоткакой-Отгадайтемоюзагадку:
Всюдуярмарки,гулянья,
Веселитсявесьнарод!
Провожаютзиму,холод,
Ведьвеснаужуворот!
Всюнеделюотдыхают,
Всехблинамиугощают!(Масленица)
Постановкацелиизадачурока
Учитель:Итеманашегоуроканазывается«Масленица»-долгожданныепроводызимыивеселаявстречавесны,солнечноготепла.
-Подходитлизагадкактеменашегоурока?
Цельнашегоурока–познакомитьсясисториейитрадициямирусскойМасленицы,еевыражениемчерезрусскуюпесню,частушку,игры,загадкиипоговорки.Мнеоченьхочется,чтобыкаждыйизваспроявилсвоимузыкальные,артистическиеитворческиеспособности.
-Актоизвасбывалнатакомнародномгулянье,знает,чтожеэтозапраздникМасленица?
У:Почемуэтотпраздникполучилтакоеназвание?(оттрадициипечьблины)
У:Чемблиныхозяйкисмазывают?(маслом)
У:Естьтакоевыражениевнароде-замаслить,значитзадобрить.
У:Когожнадобылозадобрить?
Д:Зимушку
У:Правильно!Зимаещенеушла,авеснанепришла.
Зиманедаромзлиться,прошлаеепора,
Веснавокностучитсяигонитсодвора.
-Авыхотитеузнать,какнаРусиотмечалипроводызимы?
Давным-давноэтобылязыческийпраздникпоклонениябогусолнцаЯриле,древниеславянепочиталисолнце,дающеежизньисилувсемуживому.Длитсяпраздникцелуюнеделю,повсейРоссииуженачаласьмасленаянеделя.ПраздновалинаРусиМасленицушумно,разгульно,веселоистар,имлад.Вкаждомдомепеклиблины,оладьи,пирожки,калачи,праздниксопровождалсяобрядовымииграми,хороводами,танцами,песнями,которыедошлиидонашихдней.А,ктоихпридумывал?(Народ).Какэтипеснидошлидонашеговремени?(Онипередавалисьизуствуста,изпоколениявпоколение)
-Вседнимасленойнеделиимеютсвоиназвания:
У:Понедельник-наступаетвстреча, яркиесалазкисгорочекскользят,целыйденьвеселье-устраивалисьгорки,качели,балаганысоскоморохами.
У:Впервыйденьнаряжалимасленицу.Аизчегоееделали?
(Изсоломыделаличучело,одеваливяркоеженскоеплатье,платок–ипревращалосьчучеловМасленицу,которуючествовали,величали,блинамиугощали,всаняхвозили…
-ЛюбитМасленица,чтобывеечестьпеснипелидахороводыводили.
-Давайтевместевстретиммасленицупесней
«Каквставалаяранешенько»(исполняетучитель,детипоютприпев)
У:Какздорововыпоете.Какаяпесняпонастроению?Чеммывыразилипонедельник?(песней)
У:ВторойденьМасленицы–заигрышбеспечныйвторникаотрада.Всегулятьрезвитьсявышликакодин,игрыипотехи,азанихнаграда-сдобныйирумяныймасленичныйблин.
У:АвкакиеигрыиграютнаМасленицу?
Аещенамасленицуиграливтакиеигры,как:
-Катаниесгор
-Боймешками
-Ледянойстолб
-Снежныйтир
-Кулачныебои
-Перетягиваниеканата
-Жмурки
Приглашаюдетворунавеселуюигру–называетсяиграгорелки.
Р.н.игра«Горелки»
(Игрокистоятпарамидругзадругом.Впередиводящий,ондержитврукенадголовойплаточек).
-Всехором:
Гори,гориясно,
Чтобынепогасло.
раз,два–неворонь
Бегикакогонь!
Вызапомнитеэтуигруибудетеигратьнаулицеилинаперемене.
У:Чеммывовторникзанимались?(играли)
У:Вотсредаподходит«Лакомкойзовется»
Каждаяхозяюшкаколдуетупечи.Кулебяки,сырники–всёимудаётся.Пирогииблинчики–всёнастолмечи!
У:Какоеглавноеугощениенапразднике?
Дети:Блины
У:Начтоблиныпохожи?(насолнышко)
Блиныимелиособоезначение:круглые,румяные,горячие–блинысталисимволомсолнца,Первыеблинчикидавалиребятам,ониподбрасывалисвоиблинчикивнебо:ктовыше,апотомсъедали:ктобыстрее.Охивкусныйпервыйблинок!Авыдавноблиновнеели?Выблиночковзахотели?Послушайтерусскуюнароднуюпесню«Блины»
У:Какаяпесняпонастроению,очемвнейпоется?
Передразучиваниемнастройнавокально-хоровуюработу:
«Еслихочешьсидяпеть,несадисьтыкакмедведь,ногивполуприсмелей,спинкувыпрямискорей,руки,плечивсесвободно,петьприятноиудобно»
Разучиваниепесни.
-Атеперьдавайтеееразучим.Сначалапрочитаемслова,азатемразучиммелодию.
Приразучиваниииисполнениипесниследуетобратитьвниманиена:
-Дикцию(четкоепроизношениетекста);
-Характерпроизведения(веселый,радостный,петьсулыбкой);
У:Молодцы,ребята!Замечательнаяпесняунасполучилась.Чтомывсредуделали?(кушалиблины)
У: Давайтевсевместепридумаемдвижениякпеснеиисполнимсдвижением.
Физ.минутканапеснюБлины
У:Проэтотпраздникнародпридумалмногопоговорокипословиц.Авызнаетепоговорки,пословицыобэтомпразднике?
«Нежитье-бытье,амасленица»
У:Каквыпонимаетесмыслэтойпоговорки–«Нежитье–бытье,амасленица»(так говорятопривольнойхорошейжизни)
«Нагоркахпокататься,вблинахповаляться»
«Невсекотумасленица,абудетиВеликийпост»
СразупослеМасленицыначинаетсяВеликийпост,которыйдлитсядоПасхи,ивэтовремяотменяютсяигры,развлечения,верующиелюдинекушаютмяса,молочныепродукты,
У:Наступаетчетвергширокий-серединамасленицы,раздольный«РАЗГУЛЯЙ»приходитЛедяныекрепости,снежныебои..Тройкисбубенцаминаполявыходят.Парниищутдевушек–суженыхсвоих.
У:ПосмотритенакартинурусскогохудожникаБорисаКустодиева.Чтовывидите,какойпраздникздесьизображен?Докажите,какиеприметыпраздникавывидите?(Катались нагоркахикачелях,насанях,строилиснежныекрепости,пелипесни,устраивалиярмарку,театры.)
У:Внимательноприглядитесь,какуюмузыкуможноуслышать,вглядываясьвэтукартину?
Д:–Можноуслышатьшумпраздничнойтолпы,перезвонбубенцовнатройкахлошадей,колокольныйзвон.
У:Акакоймуз.инструментглавныйнапразднике?Отгадайте?–Муз.фрагмент.НиодинпраздникнаРусинеобходитсябезэтогомузыкальногоинструмента? Врукитыеевозьмешь,торастянешь,тосожмешь,звонкаянарядная,русскаядвухрядная(гармонь).
У:Акакойинструменткакбратгармони–толькоещесовременнее?
Унегорубашкавскладку,
Любитонплясатьвприсядку,
Онипляшет,ипоет—
Есливрукипопадет.
Сорокпуговицнанем
Сперламутровымогнем.
Весельчак,анебуян
Голосистыймой…Баян
У:ВоткартинаКустодиеваожилаизазвучала,значитикартинаможетбытьзвучащей.Акакуюзадорнуюпесенкукаждыйнапраздникепокуплетикуможетспеть?подскажитемне…частушка.Ребята,авызнаете,чтотакоечастушки?(Ответыдетей).
Частушка-этовеселаяпесенка,вкотороймногокуплетов,появилисьчастушки200летназад,произошлиониотшуточныхприбаутокипесен,плясовыхиигровыхприпевокКтосочиняетчастушки?исполняютсяонивоживленномтемпе,характерчастушки-озорной,насмешливый,шутливыйДети,скажите,почемунапраздниках,гуляньяхпочтивсегдапоютчастушки?(Они веселые,задорные,шуточные.Когдапоютчастушки,всемвесело,хочетсятанцевать.)
Ясейчасспоювамнесколькочастушек,авымнеподыграйтеритмичнонамузыкальныхинструментах(раздаюмуз.инструменты,вспоминаяназвания:(трещотки,деревянныеложки,бубны,погремушки)
ЧастушкипроМасленицу.
Вместедружномыживем
вамчастушкипропоем
Нынчемасленкувстречаем
всехблинамиугощаем
Впонедельниксяснойзорьки
Всекатаютсянагорке.
Яствавсякиежуют,
Громкопесенкипоют.
У:Актохочетсамисполнитьчастушки-выходитесмелее!
Атеперь,мывсевместеспоемчастушки.
Яначну–вынезевайте,изамнойвсеповторяйте,
Еслибудемдружнопеть–будетпесенказвенеть!
Частушкиисполняем
Веселейиграй,гармошка.
Масленица,негрусти!
Приходивеснаскорее,
Зимупрочьотнасгони!
Мывамспели,чтохотели,
Хорошоли,плохоли.
Атеперьмываспопросим,
Чтобвынампохлопали.
У:Какмычетвергвыразили?Частушкойзвонкой
У:Впятницуисубботуходиликродственникамвгости
ВсюнеделюМасленицуславили,хвалили,аввоскресеньеснейпопрощалась.Ребята,акакойобрядсовершаливконцепраздника?(сжигали чучеловкостре.)
Длячегосжигали?(Как символпобедывесны,сжигалилютуюзиму.)Впоследнийденьпраздникалюдипросилидругудругапрощения.Актознает,какназываютвнародеэтотдень? (Прощеноевоскресенье.)Авамприходилоськогда-нибудьпроситьпрощенье.Аукоговыбудетепроситьпрощение?РасстаютсясМасленицейссожалением:«Веселенькотебявстречать,привечать;трудно,нуднотебясодворапровожать!».
У:Шумныйвеселыйпраздникзаканчивалсябольшойярмаркой.
Рефлексия(подведениеитоговурока)
У:Инашурокподошелкконцу,сядьтепоудобнее.Чтомысегодняузналиврезультатенашегоурока?Гдепобывали?Амысейчаспроверим,быливывнимательнынауроке.Давайтеотгадаеммоизагадки:
Желтаятарелкананебевисит,
Желтаятарелкавсемтеплодарит?(Солнце)
Исикрой,исосметаной–
Всякиеонивкусны!
Ноздреватыирумяны–
Нашисолнышки-…(блины)!
-Какназываютсямаленькие,шуточныепесенки?(Частушки)
-Какназываютсявеселыеразвлечениявовремямасленичныхгуляний?(Игры)
-АблинынаМасленицесимволчего?
Дети:Символсолнца.
У:Молодцы,всезагадкиотгадали.Давайтесамиоценимсвоюработу:Ктодоволенсвоейработой?Почемутыдоволен?Атрудностивамвстречались?Каквыихпреодолели?Акоговыхотелибыпоблагодаритьзаурок?
У:Ивнашевремясновавозрождаютсянародныетрадициииобряды.
Звучитпесня«Масленица»-раздаюсолнышки
У:Ребята,япринеслакаждомуизвас–солнышко,котороевыможетеподержатьвруках.Ноононепростое.Наобратнойсторонесолнышканаписанодлявасдомашнеезадание.Домашнеезаданиедлякаждогобудетразное:кому-тонайтипоговоркупроМасленицу,кому-тосочинитьчастушку,акому-тонарисоватьрисунокпотеме«Масленица».Выдомавнимательнопрочитаетедомашнеезаданиеивыполнитеегокследующемууроку.Яхочупоблагодаритьвасзаработу,вывсеоченьзамечательнопели,играли,импровизировали-Молодцы!
Ребята,выславновсездесьзанимались!
Хочусказатьспасибовам!
Атакжеугоститьбаранками
Ипожелатьздоровьявсем!
Досвидания!