СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проводы зимы встреча весны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Времена года сменяют друг друга , но все с нетерпением всегда ждут весну.

Просмотр содержимого документа
«Проводы зимы встреча весны.»

Урок музыкиво2а,бклассе



Тема:«Русские народные праздники:проводы зимы,встреча весны».



Цель:продолжитьзнакомствосмузыкой,посвященнойпраздникамрусскогонарода

Планируемые результаты:

Предметные:

-Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

-Умениевосприниматьмузыкуивыражатьсвоеотношениекмузыкальнымпроизведениям;

-РазвитиехудожественноговкусаиинтересакмузыкальномуфольклоруРоссии;

-Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

-Умение оценивать произведения разных видов искусства;

-Использованиеэлементарныхуменийинавыковпривоплощениихудожественно-образногосодержаниянародноймузыкивразличныхвидахмузыкальнойдеятельности(пении,слове,пластике(импровизация),игренадетскихмузыкальныхинструментах)



Метапредметные:

-Размышлениеоролирусскойнародноймузыкивжизничеловека,омногообразиимузыкальногофольклораРоссии

-Овладениеспособностьюкреализациисобственныхтворческихзамысловчерезпониманиецелей,выборспособоврешенияпроблемпоисковогохарактера;

-Применениезнаково-символическихиречевыхсредствдлярешениякоммуникативныхипознавательныхзадач;

-Участиевсовместнойдеятельностинаосновесотрудничества



Личностные:

-Проявлениеэмоциональнойотзывчивости,личностногоотношенияпривосприятиииисполнениимузыкальныхпроизведений;

-Укреплениекультурной,этническойигражданскойидентичностивсоответствиисдуховнымитрадициямисемьиинарода;

-Продуктивноесотрудничествососверстникамиприрешениитворческихмузыкальныхзадач;

-Развитиемотивовмузыкально-учебнойдеятельностииреализациятворческогопотенциалавпроцессеколлективного(индивидуального)музицирования;

-Развитиедуховно-нравственныхкачеств(доброта,миролюбие,великодушие,всепрощение),эмоциональнойотзывчивости;уважительногоотношениякобычаямитрадициямрусскогонарода.



Типурока:первичноеусвоениеновыхзнаний.



Дидактическоеобеспечениеурока:мультимедийнаяпрезентация



Техническоеобеспечениеурока:ПК(ноутбук),экранипроектор.



Методы:деятельностныйподход

Видыдеятельностиучащихся:

-Слушаниемузыки

-Пение

-Инструментальноемузицирование

-Музыкально–пластическоедвижение



Музыкальныйматериал:

-Проводызимы(р. н.п.Л.Зыкина)

-Р.н.п.«Каквставалаяранешенько»

-Р.н.п.«Блины»

-Частушки…



Ходурока



1.Организационныйэтап(входподмузыку«Проводызимы»р.н.п.)



Музыкальноеприветствие:

«Здравствуйте,ребята!Здравствуйте,учитель!»

Всесумелимысобраться,

Заработудружновзяться

Будемдумать,рассуждать

Можеммыурокначать



  1. Актуализациязнаний

Какаямузыкапонастроениювстретилавасвклассе?(Р,Н,П,)Вампонравиласьпесня?Анастроениеувасизменилось?Почему?Каквыдумаете-ктоеесочинилэтумузыкукомпозиторилинарод?Гдечащеисполняютр.н.песни?(на праздниках,посиделках,нагуляньях)Насскороожидаетпраздник,авоткакой-Отгадайтемоюзагадку:



Всюдуярмарки,гулянья,

Веселитсявесьнарод!

Провожаютзиму,холод,

Ведьвеснаужуворот!

Всюнеделюотдыхают,

Всехблинамиугощают!(Масленица)



  1. Постановкацелиизадачурока

Учитель:Итеманашегоуроканазывается«Масленица»-долгожданныепроводызимыивеселаявстречавесны,солнечноготепла.

-Подходитлизагадкактеменашегоурока?



Цельнашегоурока–познакомитьсясисториейитрадициямирусскойМасленицы,еевыражениемчерезрусскуюпесню,частушку,игры,загадкиипоговорки.Мнеоченьхочется,чтобыкаждыйизваспроявилсвоимузыкальные,артистическиеитворческиеспособности.

-Актоизвасбывалнатакомнародномгулянье,знает,чтожеэтозапраздникМасленица?



У:Почемуэтотпраздникполучилтакоеназвание?(оттрадициипечьблины)

У:Чемблиныхозяйкисмазывают?(маслом)

У:Естьтакоевыражениевнароде-замаслить,значитзадобрить.

У:Когожнадобылозадобрить?

Д:Зимушку

У:Правильно!Зимаещенеушла,авеснанепришла.



Зиманедаромзлиться,прошлаеепора,

Веснавокностучитсяигонитсодвора.



-Авыхотитеузнать,какнаРусиотмечалипроводызимы?

Давным-давноэтобылязыческийпраздникпоклонениябогусолнцаЯриле,древниеславянепочиталисолнце,дающеежизньисилувсемуживому.Длитсяпраздникцелуюнеделю,повсейРоссииуженачаласьмасленаянеделя.ПраздновалинаРусиМасленицушумно,разгульно,веселоистар,имлад.Вкаждомдомепеклиблины,оладьи,пирожки,калачи,праздниксопровождалсяобрядовымииграми,хороводами,танцами,песнями,которыедошлиидонашихдней.А,ктоихпридумывал?(Народ).Какэтипеснидошлидонашеговремени?(Онипередавалисьизуствуста,изпоколениявпоколение)



-Вседнимасленойнеделиимеютсвоиназвания:

У:Понедельник-наступаетвстреча, яркиесалазкисгорочекскользят,целыйденьвеселье-устраивалисьгорки,качели,балаганысоскоморохами.

У:Впервыйденьнаряжалимасленицу.Аизчегоееделали?

(Изсоломыделаличучело,одеваливяркоеженскоеплатье,платок–ипревращалосьчучеловМасленицу,которуючествовали,величали,блинамиугощали,всаняхвозили…

-ЛюбитМасленица,чтобывеечестьпеснипелидахороводыводили.

-Давайтевместевстретиммасленицупесней

«Каквставалаяранешенько»(исполняетучитель,детипоютприпев)



У:Какздорововыпоете.Какаяпесняпонастроению?Чеммывыразилипонедельник?(песней)

У:ВторойденьМасленицы–заигрышбеспечныйвторникаотрада.Всегулятьрезвитьсявышликакодин,игрыипотехи,азанихнаграда-сдобныйирумяныймасленичныйблин.

У:АвкакиеигрыиграютнаМасленицу?



Аещенамасленицуиграливтакиеигры,как:

-Катаниесгор

-Боймешками

-Ледянойстолб

-Снежныйтир

-Кулачныебои

-Перетягиваниеканата

-Жмурки

Приглашаюдетворунавеселуюигру–называетсяиграгорелки.

Р.н.игра«Горелки»

(Игрокистоятпарамидругзадругом.Впередиводящий,ондержитврукенадголовойплаточек).

-Всехором:



Гори,гориясно,

Чтобынепогасло.

раз,два–неворонь

Бегикакогонь!



Вызапомнитеэтуигруибудетеигратьнаулицеилинаперемене.



У:Чеммывовторникзанимались?(играли)

У:Вотсредаподходит«Лакомкойзовется»

Каждаяхозяюшкаколдуетупечи.Кулебяки,сырники–всёимудаётся.Пирогииблинчики–всёнастолмечи!

У:Какоеглавноеугощениенапразднике?

Дети:Блины

У:Начтоблиныпохожи?(насолнышко)



Блиныимелиособоезначение:круглые,румяные,горячие–блинысталисимволомсолнца,Первыеблинчикидавалиребятам,ониподбрасывалисвоиблинчикивнебо:ктовыше,апотомсъедали:ктобыстрее.Охивкусныйпервыйблинок!Авыдавноблиновнеели?Выблиночковзахотели?Послушайтерусскуюнароднуюпесню«Блины»

У:Какаяпесняпонастроению,очемвнейпоется?



Передразучиваниемнастройнавокально-хоровуюработу:



«Еслихочешьсидяпеть,несадисьтыкакмедведь,ногивполуприсмелей,спинкувыпрямискорей,руки,плечивсесвободно,петьприятноиудобно»



Разучиваниепесни.

-Атеперьдавайтеееразучим.Сначалапрочитаемслова,азатемразучиммелодию.



Приразучиваниииисполнениипесниследуетобратитьвниманиена:

-Дикцию(четкоепроизношениетекста);

-Характерпроизведения(веселый,радостный,петьсулыбкой);

У:Молодцы,ребята!Замечательнаяпесняунасполучилась.Чтомывсредуделали?(кушалиблины)



У: Давайтевсевместепридумаемдвижениякпеснеиисполнимсдвижением.



Физ.минутканапеснюБлины

У:Проэтотпраздникнародпридумалмногопоговорокипословиц.Авызнаетепоговорки,пословицыобэтомпразднике?



«Нежитье-бытье,амасленица»



У:Каквыпонимаетесмыслэтойпоговорки–«Нежитье–бытье,амасленица»(так говорятопривольнойхорошейжизни)

«Нагоркахпокататься,вблинахповаляться»

«Невсекотумасленица,абудетиВеликийпост»



СразупослеМасленицыначинаетсяВеликийпост,которыйдлитсядоПасхи,ивэтовремяотменяютсяигры,развлечения,верующиелюдинекушаютмяса,молочныепродукты,

У:Наступаетчетвергширокий-серединамасленицы,раздольный«РАЗГУЛЯЙ»приходитЛедяныекрепости,снежныебои..Тройкисбубенцаминаполявыходят.Парниищутдевушек–суженыхсвоих.



У:ПосмотритенакартинурусскогохудожникаБорисаКустодиева.Чтовывидите,какойпраздникздесьизображен?Докажите,какиеприметыпраздникавывидите?(Катались нагоркахикачелях,насанях,строилиснежныекрепости,пелипесни,устраивалиярмарку,театры.)

У:Внимательноприглядитесь,какуюмузыкуможноуслышать,вглядываясьвэтукартину?

Д:–Можноуслышатьшумпраздничнойтолпы,перезвонбубенцовнатройкахлошадей,колокольныйзвон.

У:Акакоймуз.инструментглавныйнапразднике?Отгадайте?–Муз.фрагмент.НиодинпраздникнаРусинеобходитсябезэтогомузыкальногоинструмента? Врукитыеевозьмешь,торастянешь,тосожмешь,звонкаянарядная,русскаядвухрядная(гармонь).



У:Акакойинструменткакбратгармони–толькоещесовременнее?



Унегорубашкавскладку,

Любитонплясатьвприсядку,

Онипляшет,ипоет—

Есливрукипопадет.

Сорокпуговицнанем

Сперламутровымогнем.

Весельчак,анебуян

Голосистыймой…Баян



У:ВоткартинаКустодиеваожилаизазвучала,значитикартинаможетбытьзвучащей.Акакуюзадорнуюпесенкукаждыйнапраздникепокуплетикуможетспеть?подскажитемне…частушка.Ребята,авызнаете,чтотакоечастушки?(Ответыдетей).

Частушка-этовеселаяпесенка,вкотороймногокуплетов,появилисьчастушки200летназад,произошлиониотшуточныхприбаутокипесен,плясовыхиигровыхприпевокКтосочиняетчастушки?исполняютсяонивоживленномтемпе,характерчастушки-озорной,насмешливый,шутливыйДети,скажите,почемунапраздниках,гуляньяхпочтивсегдапоютчастушки?(Они веселые,задорные,шуточные.Когдапоютчастушки,всемвесело,хочетсятанцевать.)

Ясейчасспоювамнесколькочастушек,авымнеподыграйтеритмичнонамузыкальныхинструментах(раздаюмуз.инструменты,вспоминаяназвания:(трещотки,деревянныеложки,бубны,погремушки)



ЧастушкипроМасленицу.



Вместедружномыживем

вамчастушкипропоем

Нынчемасленкувстречаем

всехблинамиугощаем





Впонедельниксяснойзорьки

Всекатаютсянагорке.

Яствавсякиежуют,

Громкопесенкипоют.

У:Актохочетсамисполнитьчастушки-выходитесмелее!

Атеперь,мывсевместеспоемчастушки.

Яначну–вынезевайте,изамнойвсеповторяйте,

Еслибудемдружнопеть–будетпесенказвенеть!



Частушкиисполняем



Веселейиграй,гармошка.

Масленица,негрусти!

Приходивеснаскорее,

Зимупрочьотнасгони!



Мывамспели,чтохотели,

Хорошоли,плохоли.

Атеперьмываспопросим,

Чтобвынампохлопали.



У:Какмычетвергвыразили?Частушкойзвонкой



У:Впятницуисубботуходиликродственникамвгости

ВсюнеделюМасленицуславили,хвалили,аввоскресеньеснейпопрощалась.Ребята,акакойобрядсовершаливконцепраздника?(сжигали чучеловкостре.)

Длячегосжигали?(Как символпобедывесны,сжигалилютуюзиму.)Впоследнийденьпраздникалюдипросилидругудругапрощения.Актознает,какназываютвнародеэтотдень? (Прощеноевоскресенье.)Авамприходилоськогда-нибудьпроситьпрощенье.Аукоговыбудетепроситьпрощение?РасстаютсясМасленицейссожалением:«Веселенькотебявстречать,привечать;трудно,нуднотебясодворапровожать!».



У:Шумныйвеселыйпраздникзаканчивалсябольшойярмаркой.



Рефлексия(подведениеитоговурока)



У:Инашурокподошелкконцу,сядьтепоудобнее.Чтомысегодняузналиврезультатенашегоурока?Гдепобывали?Амысейчаспроверим,быливывнимательнынауроке.Давайтеотгадаеммоизагадки:



Желтаятарелкананебевисит,

Желтаятарелкавсемтеплодарит?(Солнце)

Исикрой,исосметаной–

Всякиеонивкусны!

Ноздреватыирумяны–

Нашисолнышки-…(блины)!



-Какназываютсямаленькие,шуточныепесенки?(Частушки)

-Какназываютсявеселыеразвлечениявовремямасленичныхгуляний?(Игры)

-АблинынаМасленицесимволчего?

Дети:Символсолнца.

У:Молодцы,всезагадкиотгадали.Давайтесамиоценимсвоюработу:Ктодоволенсвоейработой?Почемутыдоволен?Атрудностивамвстречались?Каквыихпреодолели?Акоговыхотелибыпоблагодаритьзаурок?

У:Ивнашевремясновавозрождаютсянародныетрадициииобряды.

Звучитпесня«Масленица»-раздаюсолнышки



У:Ребята,япринеслакаждомуизвас–солнышко,котороевыможетеподержатьвруках.Ноононепростое.Наобратнойсторонесолнышканаписанодлявасдомашнеезадание.Домашнеезаданиедлякаждогобудетразное:кому-тонайтипоговоркупроМасленицу,кому-тосочинитьчастушку,акому-тонарисоватьрисунокпотеме«Масленица».Выдомавнимательнопрочитаетедомашнеезаданиеивыполнитеегокследующемууроку.Яхочупоблагодаритьвасзаработу,вывсеоченьзамечательнопели,играли,импровизировали-Молодцы!



Ребята,выславновсездесьзанимались!

Хочусказатьспасибовам!

Атакжеугоститьбаранками

Ипожелатьздоровьявсем!



Досвидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!