СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа в формате ВПР для 8 класса по теме "Сфера духовной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа в формате ВПР для 8 класса по теме "Сфера духовной культуры"»

1 вариант

1. Театр является одним из видов искусств.

1. Как Вы думаете, почему театр считают синтетическим видом искусства?

2. Составьте рассказ о себе как о театральном зрителе, ответив на следующие вопросы.

1) По какой причине Вы часто/редко бываете в театре/смотрите театральные спектакли по телевизору (в Интернете)? С какой целью Вы делаете это чаще всего?/ Если Вы не смотрите театральные постановки, то по какой причине?

2) Что Вас больше всего привлекает в театральных постановках? Объясните причину.


2. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К отличительным признакам массовой культуры относят духовную деятельность народа, направленную на сохранение традиций.

2) Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.

3) Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального образования.

4) Занимательность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни, которые понятны

большинству людей, вызывают неизменный интерес, а иногда шокируют потребителя.

5) Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.


3. Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?».

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.


1. Сформулируйте одно существенное различие в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется это различие.

2. С какой целью Вы планируете в будущем работать? Объясните почему.


4. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

признаки

формы

(области) культуры

А) стремление к достоверности знаний об окружающем мире

Б) представление действительности в художественных образах

В) познание объективных закономерностей развития природы и социума

Г) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека

Д) эстетическое освоение окружающего мира

1) наука

2) религия

3) искусство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







 5. Немецкому философу И. Канту принадлежит следующее высказывание: «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».

1. Как Вы понимаете смысл фразы «сделать себя счастливыми»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему люди должны следовать сложившимся моральным нормам для нормального развития общества?


6. В РФ в соответствии с законодательством существует добровольное и обязательное страхование. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие обязательное страхование граждан, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Анна приобрела автомобиль и застраховала свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинён ущерб.

2) Борис застраховал свою новую квартиру от пожара.

3) Вероника приобрела страховку от несчастных случаев, отправляясь в туристическую поездку.

4) Медицинские услуги были оказаны Галине на основании полиса ОМС.

5) Дарья оформила страховку на ценную коллекцию картин.


7. Рассмотрите три фотографии.

Какая деятельность объединяет людей, изображённых на фотографиях?

 Объясните:

а) какие средства каждый из них выбирает для достижения цели?

б) какое значение для человека имеют данного рода занятия?

8. Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***». Какое действие следует предпринять Семену в данном случае? Поясните свой ответ.

9. Отличник Михаил закончил 9 класс и учится в 10 классе Чукотского многопрофильного лицея города Анадырь. К какому уровню образования относится организация, в которой он обучается в данный момент?

10. Выпускник детского сада «Веселый зубр» Карим поступил в 1 класс общеобразовательной школы города Выборга. К какому уровню образования относится организация, в которой он будет обучаться?

11. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об образовании, используя все приведённые ниже понятия.

  Образование, культура, общество, школа, самообразование, профессиональные навыки.


2 вариант

1. В Российской Федерации каждый имеет право на образование.

1. Как Вы думаете, каково значение образования в жизни человека?

2. Используя обществоведческие знания и собственный опыт, составьте рассказ о себе как ученике (ученице), ответив на следующие вопросы.

1) Какие школьные предметы Вам нравятся больше всего? Как Вы считаете, для чего необходимо самообразование современному человеку?

2) Как Вы относитесь к собственным успехам и неудачам в учебной деятельности? Как Вы считаете, чем следует руководствоваться при определении собственной образовательной траектории после окончания 9 класса?


2. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом.

2) К мировым религиям относится иудаизм.

3) Одним из признаков мировой религии является эгалитарность.

4) Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

5) К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.


3. В 2015 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.


1. Сформулируйте одно существенное различие в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется это различие.

2. Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны? Объясните почему.


4. Установите соответствие между результатами научной деятельности и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФУНКЦИЯ НАУКИ

А) открытие закона всемирного тяготения

Б) разработка системы беспроводной связи

В) создание модели изменения климата на Земле до конца XXI в.

Г) создание атомного реактора

Д) открытие нового вида морских черепах

1) познавательно-объяснительная

2) прогностическая

3) производственная




Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







5. Президенту Российской Федерации В. В. Путину принадлежит следующее высказывание: «В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения».

1. Как Вы понимаете смысл фразы «культурная среда»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему для развития культуры важны исторические традиции?


6. Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите, другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пенсия 2) заработная плата

3) земельный налог 4) проценты по кредиту

5) страховые взносы 6) проценты по вкладу


7. Рассмотрите три фотографии.

Какая деятельность объединяет людей, изображённых на фотографиях?

Объясните:

а) какие направления данной деятельности представлены на изображениях ?

б) какое значение для человека имеют данного рода занятия?


8Полина Д. собиралась снять наличные деньги с карты в банкомате. В какой-то момент она обратила внимание, что молодой человек, который стоял в очереди за ней, подошел очень близко и внимательно следит за тем, что она будет набирать при снятии денег. Какое действие следует предпринять Полине в данном случае? Поясните свой ответ.


9. Закончивший 9 классов общеобразовательной школы города Махачкала Эльшан учится в педагогическом колледже и собирается стать учителем физической культуры. К какому уровню образования относится организация, в которой он обучается?


10. Даниил имеет талан к рисованию, он посещает художественную школу им. Репина в своем родном городе. К какому уровню образования относится организация, в которой он обучается?


11. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение духовной сфере жизни общества, используя все приведённые ниже понятия.

Религия, вера, моральные нормы, церковь, духовный мир, мировые религии.


2 вариант

Задание 1 № 733  В Российской Федерации каждый имеет право на образование.

1. Как Вы думаете, каково значение образования в жизни человека?

2. Используя обществоведческие знания и собственный опыт, составьте рассказ о себе как ученике (ученице), ответив на следующие вопросы.

1) Какие школьные предметы Вам нравятся больше всего? Как Вы считаете, для чего необходимо самообразование современному человеку?

2) Как Вы относитесь к собственным успехам и неудачам в учебной деятельности? Как Вы считаете, чем следует руководствоваться при определении собственной образовательной траектории после окончания 9 класса?

Пояснение.

1. Ответ на первый вопрос: умный, грамотный человек имеет больше возможностей для реализации своего потенциала, раскрытия своего таланта; образованные люди способны на более квалифицированный труд.

2. Рассказ о себе как ученике должен включать:

— указание одного или нескольких школьных предметов, которые обучающемуся нравятся;

— объяснение того, для чего необходимо самообразование современному человеку;

— указание отношения к собственным успехам и неудачам в учебной деятельности;

— объяснение того, чем следует руководствоваться при определении собственной образовательной траектории после окончания 9 класса.


Задание 2 № 72 Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом.

2) К мировым религиям относится иудаизм.

3) Одним из признаков мировой религии является эгалитарность.

4) Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

5) К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.

Пояснение.

1) Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом. Да, верно. Многие заповеди в христианстве совпадают с моральными нормами, их нарушение считается грехом.

2) К мировым религиям относится иудаизм. Нет, это национальная (региональная) религия. К мировым религиям относится буддизм, ислам и христианство.

3) Одним из признаков мировой религии является эгалитарность. Да, верно. Эгалитарность, это равенство верующих перед Богом.

4) Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Нет, неверно, она предполагает регулирование поведения людей исходя из религиозных норм и ценностей.

5) К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм. Да, верно, тотемизм — вера в мифического предка племени, который является его покровителем, а анимизм — вера в духов.

 

Ответ: 135.

Задание 3 № 143 В 2015 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.


1. Сформулируйте одно существенное различие в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется это различие.

2. Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны? Объясните почему.

Пояснение.

1. Одно существенное различие и предположение:

— существенное различие: в стране Z большая часть респондентов, нежели в стране Y выступает за решение социальных проблем;

— предположение: так как в государстве Z, возможно, менее развита социальная сфера и социальная политик государства не так эффективна, как в государстве Y.

2. Ответ на вопрос с объяснением в соответствии с требованием задания.

Задание 4 № 24 Установите соответствие между результатами научной деятельности и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФУНКЦИЯ НАУКИ

А) открытие закона всемирного тяготения

Б) разработка системы беспроводной связи

В) создание модели изменения климата на Земле до конца XXI в.

Г) создание атомного реактора

Д) открытие нового вида морских черепах

1) познавательно-объяснительная

2) прогностическая

3) производственная

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Пояснение.

А) открытие закона всемирного тяготения — познавательно−объяснительная, так как данное открытие позволяет объяснить физические закономерности.

Б) разработка системы беспроводной связи — производственная, так как отражает внедрение в производственный процесс научных достижений.

В) создание модели изменения климата на Земле до конца XXI в. — прогностическая, так как предполагает предопределение учеными изменения климата.

Г) создание атомного реактора — производственная, так как отражает внедрение в производственный процесс научных достижений.

Д) открытие нового вида морских черепах — познавательно−объяснительная, так как был открыт новый биологический вид.

 

Ответ: 13231.


Задание 5 № 501 Президенту Российской Федерации В. В. Путину принадлежит следующее высказывание: «В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения».

1. Как Вы понимаете смысл фразы «культурная среда»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему для развития культуры важны исторические традиции?

Пояснение.

1) ответ на первый вопрос, например: культурное пространство / культурные интересы и устремления людей и возможности их удовлетворения в стране, регионе, городе и пр. / культурные ценности и учреждения культуры — библиотеки, архивы, театры и т. д., находящиеся в определённом месте;

2) объяснение, например: наша культурная среда должна формироваться на основе ценностей, которые объединяют российское общество, — его традиций и истории;

3) ответ на второй вопрос, например: культура – это достижения человечества в материальной и духовной жизни, память об исторических событиях и традиции, сложившиеся в обществе, тоже являются духовными ценностями; появление нового в культуре связано с преемственностью; обращение к истории и традициям помогает в воспитании людей, формировании личности; люди гордятся историческим наследием и чтят традиции.


Задание 6 № 116 Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите, другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) пенсия

2) заработная плата

3) земельный налог

4) проценты по кредиту

5) страховые взносы

6) проценты по вкладу

Пояснение.

1) пенсия — да, верно, это социальный трансферт, то есть вид дохода.

2) заработная плата — да, верно, это доход.

3) земельный налог — нет, неверно, это расходы.

4) проценты по кредиту — нет, неверно, это расходы.

5) страховые взносы — нет, неверно, это расходы.

6) проценты по вкладу — да, верно, это доход.

 

Ответ: 126.

Задание 7 № 37 Рассмотрите три фотографии.

7. Рассмотрите фотографии.

Какая деятельность объединяет людей, изображённых на фотографиях?

 

Объясните:

а) какие направления данной деятельности представлены на изображениях ?

б) какое значение для человека имеют данного рода занятия?

Пояснение.

1. Религиозная / поклонение высшим силам / вера в высшие силы, Бога.

2. Объяснение:

а) христианство, ислам, буддизм;

б) религия позволяет человеку обрести душевное равновесие / религия определяет мировоззрение человека, его систему ценностей.


Задание 8 № 198 Полина Д. собиралась снять наличные деньги с карты в банкомате. В какой-то момент она обратила внимание, что молодой человек, который стоял в очереди за ней, подошел очень близко и внимательно следит за тем, что она будет набирать при снятии денег. Какое действие следует предпринять Полине в данном случае? Поясните свой ответ.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: прикрыть второй рукой клавиатуру, на которой вводится PIN− код, чтобы не было видно цифр; вытащить карту, не вводя PIN−код и дождаться, когда молодой человек уйдет;

2) пояснение, например: скорее всего это мошенник, который планирует получить конфиденциальную информацию о PIN−коде ее карточки и впоследствии украсть или отнять карту и снять с нее деньги.

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.

Задание 9 № 59 Закончивший 9 классов общеобразовательной школы города Махачкала Эльшан учится в педагогическом колледже и собирается стать учителем физической культуры. К какому уровню образования относится организация, в которой он обучается?

Пояснение.

1) обучение в детском саду/ яслях — дошкольное образование;

2) обучение в 1—4 классах — начальное общее образование;

3) обучение в 5—9 классах — основное общее образование;

4) обучение в колледже, техникуме — среднее профессиональное образование;

5) обучение в 10—11 классах — среднее общее образование;

6) Университет, институт, академия:

— высшее образование — бакалавриат (4 года);

высшее образование — специалитет (всего 5 лет), магистратура (2 года после бакалавриата);

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура);

9) посещение кружков, секций, музыкальных или художественных школ — дополнительное образование.

 

Так как Эльшан учится в педагогическом колледже, следовательно, это среднее профессиональное образование.

 

Ответ: среднее профессиональное образование.


9. Закончивший 9 классов общеобразовательной школы города Махачкала Эльшан учится в педагогическом колледже и собирается стать учителем физической культуры. К какому уровню образования относится организация, в которой он обучается?

Задание 9 № 99 Добавить в вариант

Даниил имеет талан к рисованию, он посещает художественную школу им. Репина в своем родном городе. К какому уровню образования относится организация, в которой он обучается?


Ответ: дополнительное образование.

Задание 10 № 160 Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение духовной сфере жизни общества, используя все приведённые ниже понятия.

 

Религия, вера, моральные нормы, церковь, духовный мир, мировые религии.

Пояснение.

Религия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное. Религия предполагает следование определенному своду моральных норм и моделей поведения, обрядов, культовых действий. Верующие люди объединяются в организации — церкви, религиозные общины. Религиозная система представления мира (мировоззрение) связана с отношением человека к сакральному духовному миру. К основным мировым религиям относятся христианство, ислам, буддизм.


1 вариант

Вариант № 30564


Задание 1 № 510 Театр является одним из видов искусств.

1. Как Вы думаете, почему театр считают синтетическим видом искусства?

2. Составьте рассказ о себе как о театральном зрителе, ответив на следующие вопросы.

1) По какой причине Вы часто/редко бываете в театре/смотрите театральные спектакли по телевизору (в Интернете)? С какой целью Вы делаете это чаще всего?/ Если Вы не смотрите театральные постановки, то по какой причине?

2) Что Вас больше всего привлекает в театральных постановках? Объясните причину.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: театр включает в себя музыку, литературу, танец, архитектуру, живопись и т. д. Основным средством выразительности является актёрская игра, которая доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром может быть как человек, так и кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком;

(Может быть дан иной уместный ответ на первый вопрос.)

2) рассказ о себе как о театральном зрителе должен включать в себя:

— объяснение причины частого/редкого посещения театра / просмотра театральных спектаклей по телевизору (в Интернете);

— объяснение того, какова цель посещения театра / просмотра телеспектакля чаще всего / причины того, что школьник не смотрит театральные постановки;

— указание на то, что больше всего привлекает в театральных постановках;

— объяснение своих предпочтений

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

1. Ответ на первый вопрос

1

Дан содержательный ответ на первый вопрос

1

Содержательный ответ на первый вопрос отсутствует

0

2. Рассказ о себе

3

Рассказ включает в себя ответы на каждый из четырёх вопросов в п. 1 и 2

3

Рассказ включает в себя ответы на любые три вопроса в п. 1 и 2

2

Рассказ включает в себя ответы на любые два вопроса в п. 1 и/или 2

1

Рассказ включает в себя только ответ на любой один вопрос в п. 1 и/или 2.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4


Задание 2 № 32 Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К отличительным признакам массовой культуры относят духовную деятельность народа, направленную на

сохранение традиций.

2) Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.

3) Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального

образования.

4) Занимательность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни, которые понятны

большинству людей, вызывают неизменный интерес, а иногда шокируют потребителя.

5) Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.

Пояснение.

1) К отличительным признакам массовой культуры относят духовную деятельность народа, направленную на

сохранение традиций. Нет, неверно, это характерно для народной культуры.

2) Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха. Нет, неверно, это характерно для массовой культуры.

3) Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального

образования. Да, верно, это ее признаки.

4) Занимательность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни, которые понятны

большинству людей, вызывают неизменный интерес, а иногда шокируют потребителя. Да, верно, это ее характерная черта.

5) Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре. Да, верно

 

Ответ: 345.

Задание 3 № 53 


Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?».

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.

1. Сформулируйте одно существенное различие в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется это различие.

2. С какой целью Вы планируете в будущем работать? Объясните почему.

Спрятать пояснение

Пояснение.

1. Одно существенное различие и предположение:

— существенное различие: девушки в меньшей степени, чем юноши прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице;

— предположение: так как многие девушки планируют уход в декретный отпуск и вопрос карьеры для них стоит на третьем месте.

2. Ответ на вопрос с объяснением в соответствии с требованием задания.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

1. Существенное различие и предположение

2

Сформулировано существенное различие, высказано предположение

2

Только сформулировано существенное различие

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

2. Ответ на вопрос с объяснением

2

Дан ответ на вопрос, и приведено объяснение

2

Дан только ответ на вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

Задание 4 № 174  Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ

А) стремление к достоверности знаний об окружающем мире

Б) представление действительности в художественных образах

В) познание объективных закономерностей развития природы и социума

Г) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека

Д) эстетическое освоение окружающего мира

1) наука

2) религия

3) искусство

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 A

Б

В

Г

Д

Пояснение.

А) стремление к достоверности знаний об окружающем мире — наука, так как достоверность — ключевой признак науки.

Б) представление действительности в художественных образах — искусство, так как это его ключевой признак.

В) познание объективных закономерностей развития природы и социума — наука, так как это его ключевой признак.

Г) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека — религия, так как это его ключевой признак.

Д) эстетическое освоение окружающего мира — искусство, так как эмоционально-чувственное восприятие характерно для искусства.

 Ответ: 13123.


Задание 5 № 95 Немецкому философу И. Канту принадлежит следующее высказывание: «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».

1. Как Вы понимаете смысл фразы «сделать себя счастливыми»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему люди должны следовать сложившимся моральным нормам для нормального развития общества?

Пояснение.

1. Самостоятельно достичь состояния, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия.

2. Следование нормам и ценностям морали предполагает самосовершенствование и самовоспитание человека, которое позволяет ему достичь уровня нравственности, необходимого для достижения состояния наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия.

3. Мораль отражает представления общества о добре и зле, которые позволяют регулировать общественные отношения, действия и поступки людей. Следование этим представлениям позволяет обеспечить поступательное развитие общества.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

1. Ответ на первый вопрос

1

Дан ответ на первый вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

2. Объяснение

1

Приведено уместное объяснение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

3. Ответ на второй вопрос

1

Дан ответ на второй вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Задание 6 № 502 


В РФ в соответствии с законодательством существует добровольное и обязательное страхование. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие обязательное страхование граждан, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Анна приобрела автомобиль и застраховала свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинён ущерб.

2) Борис застраховал свою новую квартиру от пожара.

3) Вероника приобрела страховку от несчастных случаев, отправляясь в туристическую поездку.

4) Медицинские услуги были оказаны Галине на основании полиса ОМС.

5) Дарья оформила страховку на ценную коллекцию картин.

Пояснение.

1) Анна приобрела автомобиль и застраховала свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинён ущерб. Да, верно, ОСАГО обязательно для автовладельцев.

2) Борис застраховал свою новую квартиру от пожара. Нет, неверно, это добровольное страхование.

3) Вероника приобрела страховку от несчастных случаев, отправляясь в туристическую поездку. Нет, неверно, это добровольное страхование.

4) Медицинские услуги были оказаны Галине на основании полиса ОМС. Да, верно, ОМС — обязательное медицинское страхование.

5) Дарья оформила страховку на ценную коллекцию картин. Нет, неверно, это добровольное страхование.

 Ответ: 14.


Задание 7 № 17  Рассмотрите три фотографии.Какая деятельность объединяет людей, изображённых на фотографиях?

 Объясните:

а) какие средства каждый из них выбирает для достижения цели?

б) какое значение для человека имеют данного рода занятия?

Пояснение.

1. Наука / получение новых знаний / проведение научных исследований.

2. Объяснение:

а) химический опыт (эксперимент), наблюдение за звездами через телескоп, археологические раскопки;

б) научные исследования позволяют открыть новые знания об окружающем мире / научные исследования формируют научную картину мира.

Задание 8 № 48 

Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***». Какое действие следует предпринять Семену в данном случае? Поясните свой ответ.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: ни в коем случае не отсылать деньги на указанный номер; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу социальной сети; позвонить Петру и сообщить ему о полученном сообщении;

2) пояснение, например: скорее всего это мошенники, которые взломали аккаунт Петра в социальной сети и рассылают сообщения от его имени с целью наживы.

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.

Задание 9 № 49 

Отличник Михаил закончил 9 класс и учится в 10 классе Чукотского многопрофильного лицея города Анадырь. К какому уровню образования относится организация, в которой он обучается в данный момент?

Пояснение.

1) обучение в детском саду/ яслях — дошкольное образование;

2) обучение в 1—4 классах — начальное общее образование;

3) обучение в 5—9 классах — основное общее образование;

4) обучение в колледже, техникуме — среднее профессиональное образование;

5) обучение в 10—11 классах — среднее общее образование;

6) Университет, институт, академия:

— высшее образование — бакалавриат (4 года);

высшее образование — специалитет (всего 5 лет), магистратура (2 года после бакалавриата);

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура);

9) посещение кружков, секций, музыкальных или художественных школ — дополнительное образование.

 

Так как Михаил в данный момент посещает 10 класс, следовательно, это среднее общее образование.

 Ответ: среднее общее образование.

Задание 10 № 150 

Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об образовании, используя все приведённые ниже понятия.

 Образование, культура, общество, школа, самообразование, профессиональные навыки.

Пояснение.

Образование — процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний и умений, навыков, ценностных установок. Образование позволило образоваться такому явлению как культура. Культура — это опыт общества в целом. Образование это и есть процесс передачи этих знаний, накопленных в культуре, новым поколениям. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие заведения. Это не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью интернета. Специализация образования увеличивается по мере взросления обучающихся. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!