СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа в формате ВПР для 6 класса по теме "Человек в социальном измерении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа в формате ВПР для 6 класса по теме "Человек в социальном измерении"»

1 вариант


Задание 1Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляют человека планировать свои действия и предпринимать определенные усилия.

1. В чем заключается различие духовных и физиологических потребностей?

2. Составьте рассказ о духовных потребностях, используя план.

Что составляет духовный мир человека? Почему?

Назовите духовные потребности присущие вам? Какие способы их удовлетворения вы можете назвать?


Задание 2Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1) Человек становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.

3) К социальным потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.

4) Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.

5) Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.


Задание 3В 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, сколько россиян занимаются спортом. Некоторые результаты опроса (в %) показаны в таблице.

 Занимаетесь ли Вы физкультурой, спортом, или нет?


Доля опрошенных, %


2006 г.

2008 г.

2012 г.

2015.

Да, регулярно

9

9

13

16

 

Какой вывод можно сделать об изменении отношения россиян к физкультуре и спорту?

Выскажите два предположения, почему отношение россиян к занятиям физкультурой и спортом меняется именно таким образом.


Задание 4Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) отдых и сон

Б) общение с друзьями

В) самоуважение

Г) самосохранение

1) биологические

2) социальные


 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А)_______ Б)_______ В)_______ Г)_________


Задание 5Знаменитый русский полководец Александр Суворов родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливании) своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошёл путь от солдата до генералиссимуса.

Назовите качество личности, благодаря которому Александр Суворов смог преодолеть неблагоприятные природные задатки.

Приведите пример жизненной ситуации, когда задатки, наоборот, способствуют успеху в занятиях, увлечениях, профессии.


Задание 6. Проповедь Папы Римского Урбана II привела к серии военных походов, организованных европейцами, которые вошли в историю как Крестовые походы. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример?

Поясните свой ответ.


Задание 7. Существует такой термин «синдром Маугли» (см. фотографию).

1. Какие свойства человека относят к биологическим?

2. Что, по вашему мнению, произошло бы с детьми, которых воспитывали животные?


Задание 8. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деятельности человека, используя все приведённые ниже понятия:

Игра, задатки, способности, характер, деятельность, труд



2 вариант

Задание 1В современном мире часто употребляется понятие «индивидуальность».

1. Как вы его понимаете?

2. Составьте рассказ об индивидуальности, используя план:

Какие черты индивидуальности существуют?

Какие индивидуальные черты вам характерны?


Задание 2Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.

2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности.

3) Понятие «индивид» используется для характеристики отличительных особенностей одного человека от другого.

4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи.

5) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.


Задание 3В 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, как россияне относятся к информации о состоянии окружающей среды. Был задан вопрос: «Насколько интересно Вам получать информацию о состоянии окружающей среды в месте вашего проживания?».

Некоторые результаты опроса (данные указаны в %) представлены в виде гистограммы.

 

 

Как ответили на вопрос большинство опрошенных граждан?

Предположите почему (выскажите не менее двух предложений).


Задание 4. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) общение

Б) принадлежность к определённой группе

В) познание мира

Г) осознание смысла своего существования

1) социальные

2) духовные



 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А)_______ Б)_______ В)_______ Г)_________


Задание 5. Герой Великой Отечественной войны Алексей Маресьев в воздушном бою получил тяжёлое ранение, оказался на территории противника. 11 дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения (у него были раздроблены ноги). Врачи ампутировали ему ноги. Влюблённый в небо Маресьев страшно переживал, но не позволил себе впасть в отчаяние. Он много занимался, тренировался на протезах, и в результате, несмотря на мнение всех, кто знал о его травме, вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолётах.

Какие личностные качества позволили Маресьеву преодолеть трудности и добиться своей цели (назовите не менее двух качеств)? Обоснуйте свой ответ на вопрос: может ли человек приобрести эти качества, воспитываясь вне общества?

 

Задание 6В ходе Великой Отечественной войны произошла военная операция получившая название Оборона Севастополя, которая вдохновила художника А. А. Дейнека написать картину, посвященную данным событиям. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ.


Задание 7Вы наверняка слышали выражение «встречают по одёжке, а провожают по уму». Следуя ему можно понять, что для многих людей первое впечатление является определяющим (см. фотографию).

1. Какое значение имеет первое впечатление, которое складывается при знакомстве с человеком, для дальнейшего общения с ним?

2. Как вы считаете, можно ли по внешнему виду представить черты характера, особенности поведения человека?


Задание 8. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о человеке и обществе, используя все приведённые ниже понятия:

 

Деятельность, Мотив, Личность, Естественные потребности,

Духовные потребности, Социальные потребности


1 вариант

Задание 1 № 142  Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляют человека планировать свои действия и предпринимать определенные усилия.

1. В чем заключается различие духовных и физиологических потребностей?

2. Составьте рассказ о духовных потребностях, используя план.

— Что составляет духовный мир человека? Почему?

— Назовите духовные потребности присущие вам? Какие способы их удовлетворения вы можете назвать?

Пояснение.

1. Ответ на первый вопрос, например:

Физиологические потребности — первичные потребности, без которых биологическое существование человека невозможно, например, в пище, еде и т. д.

Духовные потребности заключаются в знаниях, творчестве, создании прекрасного

Отличие заключается в том, что духовные потребности станут насущными лишь после удовлетворения предыдущих

2. Рассказ о духовных потребностях должен включать:

— указание одной или нескольких составляющих духовного мира человека, по мнению обучающегося;

— объяснение того, почему данные составляющие являются частью духовного мира человека;

— указание одного или нескольких духовных потребностей присущих обучающемуся;

— указание, способов их удовлетворения.


Задание 2 № 353  Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Человек становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.

3) К социальным потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.

4) Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.

5) Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.

Пояснение.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Человек становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми. Да, верно.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании. Нет, неверно, это социальные потребности.

3) К социальным потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании. Да, верно.

4) Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.Нет, неверно, это биологические потребности.

5) Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода. Да, верно.

 

Ответ: 135.


Задание 3 № 33  В 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, сколько россиян занимаются спортом. Некоторые результаты опроса (в %) показаны в таблице.

 

Занимаетесь ли Вы физкультурой, спортом, или нет?


Доля опрошенных, %


2006 г.

2008 г.

2012 г.

2015.

Да, регулярно

9

9

13

16

 

Какой вывод можно сделать об изменении отношения россиян к физкультуре и спорту? Выскажите два предположения, почему отнощение россиян к занятиям физкультурой и спортом меняется именно таким образом.

Пояснение.

1) Ответ на вопрос: растет число россиян, которые занимаются физкультурой и спортом;

 

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

 

2) Предположния, например:

— россияне стали внимательнее относиться к своему здоровью;

— все больше больше людей понимают, что нужно вести здоровый образ жизни;

— занятия спортом — профилактика болезней;

— в стране появились новые стадионы и пр.

 

Могут быть высказаны иные уместные предположения.

Задание 4 № 412  Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) отдых и сон

Б) общение с друзьями

В) самоуважение

Г) самосохранение

1) биологические

2) социальные

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение.

А) отдых и сон — биологические

Б) общение с друзьями — социальные

В) самоуважение — социальные

Г) самосохранение — биологические

 

Ответ: 1221.


Задание 5 № 85  Знаменитый русский полководец Александр Суворов родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливании) своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошёл путь от солдата до генералиссимуса.

Назовите качество личности, благодаря которому Александр Суворов смог преодолеть

неблагоприятные природные задатки. Приведите пример жизненной ситуации, когда задатки, наоборот, способствуют успеху в занятиях, увлечениях, профессии.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: сила воли. характер. упорство в достижении цели;

2) ответ на второй вопрос, например: врождённый абсолютный слух способствует успеху в занятиях музыкой.

 

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.


Задание 6 № 378  Проповедь Папы Римского Урбана II привела к серии военных походов организованных европейцами, которые вошли в историю как Крестовые походы. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ.

Пояснение.

1. Например: духовной и политической.

2. Объяснение, например: проповедь Папы Римского относится прежде всего к духовной сфере общества; военные походы — к политической.

 

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.


Задание 7 № 177  Существует такой термин «синдром Маугли» (см. фотографию).


1. Какие свойства человека относят к биологическим?

2. Что, по вашему мнению, произошло бы с детьми, которых воспитывали животные?

Пояснение.

1. К биологическим свойствам человека относятся: наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т. д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

2. У человека, воспитанного животным, начинает развиваться синдром Маугли. Развитие людей характеризуется наличием конкретных границ, когда происходит закладка определенных функций. Обучение речи, подражание родителям, прямохождение и многое другое. И если ребенок не будет всему этому учиться, то он не станет этого делать, когда повзрослеет. И реальный Маугли вряд ли научится человеческой речи, начнет ходить не на четвереньках. Да и моральные принципы общества он бы никогда не понял.


Задание 8 № 202  Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деятельности человека, используя все приведённые ниже понятия:

 

Игра, задатки, способности, характер, деятельность, труд

Пояснение.

Труд, учение, игра — неотъемлемая часть жизни человека. Врожденные особенности организма являются лишь задатки — весьма много значимыми, которые обуславливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут вырабатываться различные свойства — способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. Без деятельности человек немыслим. В работе, чтении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях формируется и закаляется характер.


2 вариант

Задание 1 № 137  В современном мире часто употребляется понятие «индивидуальность».

1. Как вы его понимаете?

2. Составьте рассказ об индивидуальности, используя план:

— Какие черты индивидуальности существуют?

— Какие индивидуальные черты вам характерны?

Пояснение.

1. Ответ на первый вопрос: Индивидуальность — это совокупность черт, отличающих одного человека от другого. Каждый человек имеет свои отличительные черты и особенности.

2. Рассказ об индивидуальности должен включать:

— Указание видов индивидуальных черт: Черты индивидуальности бывают внешними, например, цвет глаз и волос, рост, телосложение, данные особенности являются наследственными, то есть достаются человеку генетически. Человек развивается как социальное существо и в процессе жизни приобретает другие черты индивидуальности в зависимости от социальных условий, таких как: общение с друзьями и с семьей, которые развивают в человеке как положительные, так и отрицательные индивидуальные качества, оказывая влияние на его поведение;

— Указание нескольких индивидуальных особенностей как внешних, так и внутренних.


Задание 2 № 356  Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.

2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности.

3) Понятие «индивид» используется для характеристики отличительных особенностей одного человека от другого.

4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи.

5) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.

Пояснение.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми. Нет, неверно, речь идет о социальных потребностях.

2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности. Да, верно.

3) Понятие «индивид» используется для характеристики отличительных особенностей одного человека от другого. Нет, неверно, для этого используют понятие индивидуальность.

4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи. Да, верно.

5) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека. Да, верно.

 

Ответ: 245.


Задание 3 № 35  В 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, как россияне относятся к информации о состоянии окружающей среды. Был задан вопрос: «Насколько интересно Вам получать информацию о состоянии окружающей среды в месте вашего проживания?».

Некоторые результаты опроса (данные указаны в %) представлены в виде гистограммы.

 

 Как ответили на вопрос большинство опрошенных граждан? Предположите почему (выскажите не менее двух предложений).

Пояснение.

1) Ответ на вопрос: большинству очень интересно получать информацию о состоянии окружающей среды;

 Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

 2) Предположения, например:

— состояние окружающей среды влияет на здоровье;

— от информации о состоянии окружающей среды зависит поведения и деятельность людей;

— от состояния окружающей среды может зависеть жизнь человека и пр.

 

Могут быть высказаны иные уместные предположения.


Задание 4 № 366  Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) общение

Б) принадлежность к определённой группе

В) познание мира

Г) осознание смысла своего существования

1) социальные

2) духовные

 

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

Пояснение.

А) социальные Б) социальные В) духовные Г) духовные

 

Ответ: 1122.


Задание 5 № 86  Герой Великой Отечественной войны Алексей Маресьев в воздушном бою получил тяжёлое ранение, оказался на территории противника. 11 дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения (у него были раздроблены ноги). Врачи ампутировали ему ноги. Влюблённый в небо Маресьев страшно переживал, но не позволил себе впасть в отчаянне. Он много занимался, тренировался на протезах, и в результате, несмотря на мнение всех, кто знал о его травме, вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолётах.

Какие личностные качества позволили Маресьеву преодолеть трудности и добиться своей цели (назовите не менее двух качеств)? Обоснуйте свой ответ на вопрос: может ли человек приобрести эти качества, воспитываясь вне общества?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: упорство, мужество, сила воли, характер;

2) ответ на второй вопрос, например: нет, не может, так как это качества личности, то есть проявления социальной сущности человека, они могут быть воспитаны только в обществе.

 

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.


Задание 6 № 380  В ходе Великой Отечественной войны произошла военная операция получившая название Оборона Севастополя, которая вдохновила художника А. А. Дейнека написать картину, посвященную данным событиям. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ.

Пояснение.

1. Например: политическая и духовная.

2. Объяснение, например: военная операция относится прежде всего к политической сфере общества; написание картины — к духовной.

 

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе.


Задание 7 № 516  Многие родители с детьми предпочитают проводить время в парках, некоторые семьи зимой любят кататься на лыжах (см. фотографию).

1. Чем, по Вашему мнению, можно объяснить стремление многих семей к активному отдыху? (Приведите два объяснения.)

2. Предположите, почему важно, чтобы члены семьи проводили свободное время вместе.

Пояснение.

1. Стремление многих семей к активному отдыху можно объяснить:

— родители хотят, чтобы дети стали более физически выносливыми;

— родители хотят привить детям потребность в здоровом образе жизни.

2. Совместное проведение свободного времени помогает членам семей стать ближе друг другу, лучше понимать проблемы друг друга.




Задание 7 № 176  Вы наверняка слышали выражение «встречают по одёжке, а провожают по уму». Следуя ему можно понять, что для многих людей первое впечатление является определяющим (см. фотографию).

1. Какое значение имеет первое впечатление, которое складывается при знакомстве с человеком, для дальнейшего общения с ним?

2. Как вы считаете, можно ли по внешнему виду представить черты характера, особенности поведения человека?

Пояснение.

1. Я считаю, что первое впечатление имеет большое значение для обоих субъектов общения.

Есть выражение «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Они наглядно демонстрируют сложившееся у общества отношение к данному явлению. Когда вы знакомитесь, то составляете первое впечатление о человеке примерно за четыре секунды, а окончательное впечатление формирует в течение 30 секунд с начала контакта. Естественно если вы не показали себя с хорошей стороны в первую встречу — это совершенно не, значит, что вы никогда не сможете общаться. Но в большинстве случаев первое впечатление для многих является определяющим.

2. Я считаю, что по внешнему виду можно сказать многое о человеке, как он одевается, как разговаривает, как смотрит. Все это помогает нам сделать заключение о личности человека. Существует целая наука, определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения — физиогномика.


Задание 8 № 174  Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о человеке и обществе, используя все приведённые ниже понятия:

 

Деятельность, Мотив, Личность, Естественные потребности, Духовные потребности, Социальные потребности

Пояснение.

«Мотивом деятельности называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность человека. Это определённая форма связи с внешним миром личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются естественными потребностями. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как социальные потребности. Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к духовным потребностям. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!