Проверочная работа для учащихся 6 класса по теме
«Лексика и фразеология»
Найдите соответствие
Многозначные слова
Омонимы
Синонимы
Фразеология
Архаизмы
Диалектизмы
Профессионализмы
А. … - это слова, одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Б. … - это слова, вышедшие из активного употребления, но нашедшие себе замену в современном языке.
В. … - это слова, имеющие несколько лексических значений.
Г. … - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Д. …- это слова, связанные с особенностями работы людей той или специальности, профессии.
Е. …- это раздел науки о языке, лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов.
Ж. … - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Определите пара, в которой слова не являются синонимами:
а) думать – мыслить; б) бой – побоище; в) мороз – метель; г) ошибка –промах.
3. Отметьте строку, в которой все слова являются неологизмами:
А) кольчуга, золотник, дискозал, приказы;
Б) луноход, атом, цирюльник, проспект;
В) картридж, ваучер, дискета, видеодвойка.
4. Определите значение слов, прямое или переносное.
Стальная игла – иглы сосны, берег моря – море флагов, бронзовая монета – бронзовый загар, воет волк – воет буря, гладить белье – гладить волосы, горлышко бутылки – горлышко ребенка.
5. Подберите к выделенным словам антонимы.
Вежливый ответ - ___________________, активно действовать -_________________, объединять людей - __________________, наши противники - ___________________, краткий разговор - ______________________, правдивые слова - ________________, опасная дорога -__________________________.
6. Найдите диалектные и профессиональные слова и обозначьте их: диалектные — Д, профессиональные — П.
1. Доехал казак до станицы. Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу. 3. Стодол стоял на базу. 4. В это время года в этих местах собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. 5. Книга была издана на ротапринте. 6. Суппорт — это часть металлорежущего станка. 7. Казак напоил своего коня из криницы.
7. Найдите соответствие и укажите стрелками.
Чело щеки
длань парус
архалук утренняя заря
вотще ладонь
денница напрасно
ланиты лоб
раченье верхняя одежда
ветрило усердие, старание
8. Объясните фразеологизмы
Кожа да кости _________________________________________
Дырявая память _______________________________________
Рукой подать __________________________________________
Много воды утекло _____________________________________
Лететь сломя голову ________________________________________________
9. Замени слова фразеологическими оборотами
Метко ______________________________________________________________
Неожиданно ________________________________________________________
Тесно ______________________________________________________________
Темно ______________________________________________________________
Обманывать _________________________________________________________
10. Подберите слова, имеющие в своем составе следующие иноязычные словообразовательные элементы:
А) фон (греч.) _______________________________________________________
Б) граф (греч.) _______________________________________________________
В) теле (греч.) _______________________________________________________
Г) микро (греч.) ______________________________________________________
Д) логос (греч.) _______________________________________________________