СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа Древняя Русь (формат ЕГЭ)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа по истории. Раздел "Древнерусское государство". Работа составлена в соответствии с ДЕМО-версией 2022.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа Древняя Русь (формат ЕГЭ)»


Проверочная работа в форме ЕГЭ (Древняя Русь)



1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Любеческий съезд

Б) Поход Олега на Византию

В) Объединение Киева и Новгорода Олегом.

Г) Правда Ярославовичей

1) 907 г.

2) 882 г.

3) 1097г.

4) 968 г.

5) 915 г.

6) 1072г.



2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

 

1) Принятие Русской правды

2) Призвание варягов

    1. образование Франкской империи


3.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,

СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А)Образование государства на Руси по норманнской теории

Б)Установление погостов и уроков

В)Завоевание более 70-ти городов Дунайской Болгарии

Г)Недовольство древлянами налоговой политикой князя.

 

1)Сбор Игорем дани , приведший к гибели князя.

2)Принятие христианства на Руси

3)Успешные походы князя Святослава

4)Приглашение на княжение Рюрика и его братьев.

5)Создание первых монастырей на Руси

6)Налоговая реформа княгини Ольги

 

4.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический

объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда

произошло событие

(явление, процесс)

Киев

____________ (А)

____________ (Б)

____________ (В)

Разгром Хазарского каганата

____________ (Г)

Юрьев

____________ (Д)

1030 – е гг

____________ (Е)

Походы кн. Владимира

980-е гг

 

Пропущенные элементы:

1) Итиль

2) первая победа русских дружин над печенегами

3) 960 -е гг

4) походы кн. Ярослава

5) походы кн. Игоря

6) начала процесса Крещения Руси

7) р. Днепр

8) Перемышль

9) 988 г.



5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) восстание древлян

Б)Крестовый степной поход

В)Защита Киева от печенегов

Г) битва на реке Альте

1) Мал

2)Илларион

3)Цимисхий

4)Изяслав

5)Ольга

6)Владимир Мономах


6.Прочтите отрывок из летописи.

 

«В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) указанное событие произошло в 1097 г.

2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну»

3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк

4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах

5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества

    1. договорённость участников съезда остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц



7.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Софийский собор в Киеве

Б)  «Слово о законе и благодати»

В) «Повесть временных лет»

Г)  «Поучение детям»

1) Произведение написано в XI в.

2) Творение завершено в эпоху Владимира Мономаха.

3) Автор данного памятника Прокопий Кесарийский

4) Данный памятник культуры уничтожен во время нашествия

5) Этот памятник культуры создан в честь победы над внешним врагом.

6) Памятник культуры создан Владимиром Мономахом.


.

 



  1. Назовите киевского князя, к деятельности которого относятся походы, обозначенные на схеме закрашенными чёрными фигурными стрелками   и контурными фигурными стрелками  .

  2. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

 

  1. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.

«Князь взял столицу Хазарского каганата в дельте реки Волги. После этой победы он продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Князь повёл дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой

столице Хазарского каганата – ____________. Это был крупный город, в котором правил монарх, имевший своё войско. Поход на этот город был скоротечен. Неприятельское войско было разгромлено и рассеяно по

окрестным горам, ____________ заняли без боя. Дальше на юг киевский князь не пошёл».


  1. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными?

1) На схеме обозначен город — племенной центр ильменских словен.

2) Цифрой «2» на схеме обозначен город — центр восточнославянского племенного союза древлян.

3) Поход князя Игоря, совершённый в 941 г. и обозначенный на схеме стрелками  , был неуспешным.

4) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Хазарского каганата.

5) Торговый путь, обозначенный на схеме, соединял Древнерусское государство со странами Арабского Востока.

    1. На схеме обозначено место обитания союза кочевых племён, крупную победу над которым в 1036 г. одержал киевский князь Ярослав Мудрый.


«[Князь] беспрепятственно спустился из Новгорода По Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для Защиты киевской земли от набегов из степи, а йогом с соединёнными силами разных племён предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением торгового договора [Князя] дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле, преимущественно обитавшие по речной линии Днепра — Волхова, т е. обыватели больших торговых городов Руси, По крайней мере в летописном рассказе о походе [князя] читаем, что кроме подвластных [ему] племён в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся, отдалённые дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо-восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных кочевников и далёкие военные походы на Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие Этот общий интерес и соединил прибрежные торговые города под властью [князя] киевского, руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него значением Киева».


12. О каком князе идёт речь? Укажите время его правления.



13. На основе текста укажите не менее трёх задач, решаемых данным князем в годы его правления.


14 Укажите название города, изображенного на схеме

Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.



15. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в городе, изображенным на схеме? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектурный стиль данного памятника архитектуры.

 

1
)

2
)

3
)

4
)


17.В 988 г. Владимир Святославич крестил Русь. Укажите любые три причины отказа от язычества


18.Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «вече». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.


19. Реки были важным фактором формирования и развития государства как в Древнем Двуречии, так и в Древней Руси. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных фактора повлияли на дальнейшую судьбу данных государств: один аргумент для России и один для Древнего Двуречья. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргумент для России: _______________________________________________

Аргумент для Древнего Двуречья: ________________________________________________






























Проверочная работа в форме ЕГЭ (Древняя Русь)



1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Любеческий съезд

Б) Поход Олега на Византию

В) Объединение Киева и Новгорода Олегом.

Г) Правда Ярославовичей

1) 907 г.

2) 882 г.

3) 1097г.

4) 968 г.

5) 915 г.

6) 1072г.

 3126

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

 

1) Принятие Русской правды

2) Призвание варягов

    1. образование Франкской империи

321

3.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,

СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А)Образование государства на Руси по норманнской теории

Б)Установление погостов и уроков

В)Завоевание более 70-ти городов Дунайской Болгарии

Г)Недовольство древлянами налоговой политикой князя.

 4631

1)Сбор Игорем дани , приведший к гибели князя.

2)Принятие христианства на Руси

3)Успешные походы князя Святослава

4)Приглашение на княжение Рюрика и его братьев.

5)Создание первых монастырей на Руси

6)Налоговая реформа княгини Ольги

 

4.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.



Географический

объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда

произошло событие

(явление, процесс)

Киев

____6) начала процесса Крещения Руси________ (А)

____9) 988 г.________ (Б)

_1) Итиль___________ (В)

Разгром Хазарского каганата

__3) 960 -е гг__________ (Г)

Юрьев

_____4) походы кн. Ярослава_______ (Д)

1030 – е гг

_8) Перемышль___________ (Е)

Походы кн. Владимира

980-е гг

 

Пропущенные элементы:

1) Итиль

2) первая победа русских дружин над печенегами

3) 960 -е гг

4) походы кн. Ярослава

5) походы кн. Игоря

6) начала процесса Крещения Руси

7) р. Днепр

8) Перемышль

9) 988 г.



5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) восстание древлян

Б)Крестовый степной поход

В)Защита Киева от печенегов

Г) битва на реке Альте

1) Мал

2)Илларион

3)Цимисхий

4)Изяслав

5)Ольга

6)Владимир Мономах

1654

6.Прочтите отрывок из летописи.

 

«В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) указанное событие произошло в 1097 г.

2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну»

3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк

4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах

5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества

6) договорённость участников съезда остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц

7.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Софийский собор в Киеве

Б)  «Слово о законе и благодати»

В) «Повесть временных лет»

Г)  «Поучение детям»

1) Произведение написано в XI в.

2) Творение завершено в эпоху Владимира Мономаха.

3) Автор данного памятника Прокопий Кесарийский

4) Данный памятник культуры уничтожен во время нашествия

5) Этот памятник культуры создан в честь победы над внешним врагом.

6) Памятник культуры создан Владимиром Мономахом.


.5126

 



  1. Назовите киевского князя, к деятельности которого относятся походы, обозначенные на схеме закрашенными чёрными фигурными стрелками   и контурными фигурными стрелками  . Святослав

  2. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2». Смоленск

 

  1. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.

«Князь взял столицу Хазарского каганата в дельте реки Волги. После этой победы он продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Князь повёл дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой

столице Хазарского каганата – ____________. Это был крупный город, в котором правил монарх, имевший своё войско. Поход на этот город был скоротечен. Неприятельское войско было разгромлено и рассеяно по

окрестным горам, ____________ заняли без боя. Дальше на юг киевский князь не пошёл». Семендер


  1. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными?

1) На схеме обозначен город — племенной центр ильменских словен.

2) Цифрой «2» на схеме обозначен город — центр восточнославянского племенного союза древлян.

3) Поход князя Игоря, совершённый в 941 г. и обозначенный на схеме стрелками  , был неуспешным.

4) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Хазарского каганата.

5) Торговый путь, обозначенный на схеме, соединял Древнерусское государство со странами Арабского Востока.

    1. На схеме обозначено место обитания союза кочевых племён, крупную победу над которым в 1036 г. одержал киевский князь Ярослав Мудрый.


«[Князь] беспрепятственно спустился из Новгорода По Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для Защиты киевской земли от набегов из степи, а йогом с соединёнными силами разных племён предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением торгового договора [Князя] дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле, преимущественно обитавшие по речной линии Днепра — Волхова, т е. обыватели больших торговых городов Руси, По крайней мере в летописном рассказе о походе [князя] читаем, что кроме подвластных [ему] племён в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся, отдалённые дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо-восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных кочевников и далёкие военные походы на Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие Этот общий интерес и соединил прибрежные торговые города под властью [князя] киевского, руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него значением Киева».


12. О каком князе идёт речь? Укажите время его правления.


речь идёт о князе Олеге (Вещем);

-время его правления - конец IX; начало X в. (879-912 гг., может быть указано и 882-912 гг. - время киевского княжения)


13. На основе текста укажите не менее трёх задач, решаемых данным князем в годы его правления.


Пояснение.

Могут быть указаны следующие задачи:

- объединение Новгорода и Киева;

- установление контроля над всем путём «из варяг в греки»;

- заключение выгодных для Руси торговых договоров с Византией;

- подчинение восточнославянских союзов, принуждение их платить дань;

  • оборона от кочевых племён. Могут быть названы и другие задачи


14 Укажите название города, изображенного на схеме

Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

Новгород . Так на схеме показана река Волхов, на которой расположен Новгород


15. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в городе, изображенным на схеме? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектурный стиль данного памятника архитектуры.

 

1
)

2
)

3
)

4
)

2. Крестово-купольный

17.В 988 г. Владимир Святославич крестил Русь. Укажите любые три причины отказа от язычества

Во всех племенах и государствах, которые также вышли из индоевропейской общности и развивались одновременно со славянами (например, германские племена), уже была христианская религия. Язычество постепенно стало считаться религией варваров. Говорили, что оно «устарело», что оно слишком примитивно для стремительно развивающихся народов. Поэтому язычество, которое продолжало царить на Руси, сильно подрывало ее авторитет, приводило к некой изоляции от Европы.

  • торможение процессов торговли и международных связей вследствие разницы в религии.

  • Создание единого государства требовало и единого Бога. А язычество, как мы знаем, предполагало существование целого божественного пантеона.

  • Язычество не поддерживало княжескую власть. Оно было как бы обособлено.


18.Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «вече». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

1) смысл понятия, например: народное собрание у восточных славян, обсуждающее важнейшие вопросы жизни племени; впоследствии орган управления в городах, в том числе в Новгороде, где на нём выбирали посадника и других представителей власти;

(Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) факт, например:

— в вече принимали участие только свободные мужчины;

  • в Новгороде Вече могло пригласить или изгнать князя.

19. Реки были важным фактором формирования и развития государства как в Древнем Двуречии, так и в Древней Руси. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных фактора повлияли на дальнейшую судьбу данных государств: один аргумент для России и один для Древнего Двуречья. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргумент для России: _______________________________________________

Аргумент для Древнего Двуречья: ________________________________________________

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) для России, например: через такие реки, как Волхов и Днепр проходил торговый путь «из варяг в греки». Этот торговый путь, связывал русские земли со скандинавскими странами и с Византией. Активные торговые отношения способствовали росту богатства древнерусских городов и формированию знати, которая стремилась взять управление в свои руки — все это стало предпосылкой возникновения государства;

2) для Древнего Двуречья, например: вблизи рек Евфрат и Тигр строились шумерские города и развивалось земледелие. Вода давала земле необходимую влагу и способствовала высоким урожаям. Хорошая урожайность позволяла создать излишки, которые приводили к обогащению знати и формированию государства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!