Проверочная работа 5 класс «Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутков»
Лоскутное шитьё – это вид декоративно-прикладного творчества. Это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания.
Технология изготовления лоскутного изделия:
Выполнение эскиза орнамента.
Изготовление шаблонов.
Выкраивание лоскутных деталей.
Соединение лоскутных деталей в соответствии с выбранной техникой лоскутного шитья.
Техника лоскутного шитья
Техника лоскутного шитья – совокупность приёмов и технологическая последовательность соединения лоскутов определённых форм в орнаменты и полотна.
Узор «спираль»
Изделия, сшитые из разноцветных маленьких лоскутков, напоминают мозаичные картины. Называют такое шитьё по-разному: «спираль», рисунок. 1., «карусель», рисунок.2., «лабиринт», рисунок. 3., «крейзи» рисунок. 4.
Рисунок.1 «Спираль»
Рисунок.2 «Карусель»
Рисунок.3 «Лабиринт»
Рисунок.4. «Крези»
В «спирали» используют обрезки тканей самой различной формы. Начинают работу от центра изделия и сразу с помощью швейной машины (или вручную) пришивают лоскуток к лоскутку, двигаясь по часовой стрелке. По традиции, центральный лоскут называют «зрачком» и подбирают для него кусочек ткани яркого цвета, например красного или жёлтого. Можно также использовать блестящую ткань с мелким рисунком.
Узор «изба»
О чень популярен способ соединения полосок вокруг маленького квадрата красного или жёлтого цвета, символизирующего огонь и тепло печки, или очага. Такой узор условно называют «изба», рисунок.5., «американский квадрат, «бревенчатый дом», рисунок.6., «колодец», рисунок.7.
Рисунок. 7 «Колодец»
Рисунок. 5 «Изба»
Рисунок. 6 «Бревенчатый дом»
Если центральный квадрат синего цвета (символ воды), узор называют «колодец».
Классическое сочетание цвета полосок в квадрате – одна половина квадрата выполняется из светлых полос, а другая – из тёмных. Одна сторона избы освещена солнцем, а противоположная находится в тени. Размер «очага» может быть разным, но в любом случае длина его стороны не должны быть меньше ширины полоски. Сборка полосок вокруг «очага» ведётся по часовой стрелке (или против), длина полосок постепенно увеличивается по мере удаления от «очага».
В лоскутных изделиях можно использовать различные виды натуральных тканей, самые распространённые: ситец, бязь, лён, фланель.
Для работы необходимы следующие материалы, инструменты и приспособления: различные куски ткани, ножницы, ручные иглы, швейные нитки, швейная машина, утюг, увлажнитель, гладильная доска.
При изготовлении лоскутного изделия, надо помнить две народные мудрости:
• Бережёная вещь два века живёт.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
При работе необходимо соблюдать технику безопасности.
Труд – дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать!
При выполнении ручных работ:
- хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;
- шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
- ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;
- передавать ножницы кольцами вперёд.
При работе с утюгом:
- перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;
- включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;
- ставить утюг на подставку;
- следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;
- правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);
- после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.
Задание к тексту
1. Что способствовало возникновению лоскутного шитья?
2. В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?
3. Какие материалы можно применять для изготовления изделия в лоскутной технике?
4. Что такое техника лоскутного шитья?
5. Обведите в кружок те инструменты и приспособления, которые используются в лоскутной технике?
Чем отличается в лоскутной технике узор «изба», от узора «колодец», напишите отличие.
Определите по рисунку узор «изба», узор «колодец», узор «спираль». Ответ подпишите под рисунком.
Рисунок 1. ----------------------- Рисунок 2. ----------------- Рисунок 3. -----------------