СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверка безударной гласной подбором однокоренного слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова

Просмотр содержимого документа
«Проверка безударной гласной подбором однокоренного слова»

Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова. (2 класс)

Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;

Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы;

метапредметные:

регулятивные – научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слова);

познавательные – на-учатся находить, сравнивать, группировать слова; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро;

коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

предметные:научатся применять правила правописания.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями, цветочки, цветные карандаши, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку.

Тип урока: урок комплексного применения знаний


ХОД УРОКА

1.1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд-

Я дарю тебе добро,

Ты даришь мне добро,

Мы дарим Вам добро!

-Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста. Давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

- Отгадайте мою загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.(Цветы)Слайд-

- И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.

- Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок?

-Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами на столе. Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное)

1


2



5



3


4




















- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)

- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.


III.Актуализацияопорных знаний.

  1. Словарно-орфографическая работа

Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир орфографии.

-Давайте вспомним, что такое орфограмма? (Это звук в слабой позиции).

1.Работа в паре.

А сейчас нас ждет задание «Вставь букву». Слайд-

- Какое время года было еще вчера ? (За окном была осень).

- Что происходило с листьями? (опадают)

- Листики, падая с деревьев, закрыли буквы, где можно допустить ошибки.

-Ребята, прочитайте слова, написанные на доске. Спишите слова в тетрадь с новой строчки, с красной строки.

-Будьте внимательны, правильно вставьте буквы, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.


Б..рег, р…машка, н..род, г..род, л..мон, с..ребро.


- Какие слова вы писали? С проверяемой орфограммой или непроверяемой?? (Слова с непроверяемой орфограммой, их нельзя проверить. Их надо запомнить.)

-Что вы знаете о словах с непроверяемым написанием? (Написание слов с безударными гласными, которые не проверяются ударением, нужно запомнить и проверять по орфографическому словарю.)СлайдПомни!


-Какое правило мы должны знать при работе в словаре? (Все слова расположены по алфавиту).

Взаимопроверка по образцу- СЛАЙД

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность написания со слайдом. Если слово написано верно над ним ставим+, если не правильно-)


- Очень хорошо. Оцените свою работу.

Давайте закрасим второй лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время этой работы; желтый – в работе допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).

  1. Знакомство с новым словарным словом. Слайд-

Отгадайте ребус. Для этого расположите буквы в порядке уменьшения размера (от большой до самой маленькой)


Дети. Это рябина.

_ Что обозначает слово «рябина»?

Дети. Рябина – дерево или кустарник с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами, а также сами ягоды.

- После сильных морозов горькие ягоды рябины становятся сладкими и ими можно полакомиться.

-Запишите новое словарное слово в тетради на следующей строчке.

- А чтобы всем хватило угощения давайте разделим слово «рябина» на слоги и поставим ударение. – Выполним звуко-буквенный анализ слова ря׀би׀на, р,иб,ина] – три слога, шесть букв, шесть звуков.

-– Подберите и запишите однокоренные слова «семью из слов» для нашей рябины: Рябина, рябинушка, рябиновый

-В слове Рябина исторический корень такой же, что и в слове рябой-пёстрый, пятнистый. Поэтому для проверки можно использовать слова - рябь, курочка Ряба.



Физминутка

-На двери весит замок

Ктоего открыть бы смог?

Постучали, покрутили, потянули и открыли.

Руки в стороны, в кулачок, разжать и на бочок…


  1. Минутка чистописания.

–А сейчас минутка чистописанияСлайд-

- Я вас прошу подумать, для чего проводится этот этап урока?

(Тренирует руку для красивого, правильного письма)

- На следующ. строчке продолжите дорожку из букв до конца строчки: (Я тетрадочку поправлю, уголочком положу, я, друзья, от вас не скрою , ручку правильно держу)

а о е и я….

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.Слайд-

Давайте раскрасим лепесток № 3: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы.


III. Сообщение темы и целей урока.

-Что это за буквы мы записали в тетрадь? (гласные)

-Что вы можете сказать о безударном положении в слове этих гласных, в какой позиции они находятся? (Гласные а,о,е,и,я в безударном положении находятся в слабой позиции)

-Вспомните правило проверки слов с безударной гласной в корне слова. (Если буква гласная вызвала сомнение , ты её немедленно ставь под ударение)

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова) Слайд-

-В течение урока мы будем отвечать на вопросы: Слайд-

ЧТО?

ГДЕ?

КАК? Надо проверять?

ЧЕМ?

(– Ответим на первый вопрос: что надо проверять?(Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо решить нашу проблему? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

 

Что а, о, и, е, я

Где

Как надо проверять? в корне

Чем подбирать однокоренные слова

ударением

- Ребята, безударная гласная к корне слова самая сложная орфограмма в русском языке.

- Как вы думаете почему? (Безударная гласная самая распространённая: встречается во всех частях речи.)


IV. Комплексное применение знаний.

1.Работа по учебнику. Слайд-

1. Знакомство со способом проверки -подбором однокоренных слов (УПР.7 стр. 104)

-А сейчас перейдем к работе с нашими мудрыми учебниками.

Запишите на след. Строчке Упражнение 7стр. 104.(У доски- Зиновьев М.)

-КАК мы уже говорили, что однокоренные слова могут быть-ЛЮБОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ.

-Давайте вспомним, какие слова называются однокоренными? (У них один и тот же корень и одинаковое лексическое значение или они похожи по смыслу)

-Наша задача подобрать и записать однокоренные имена прилагательные к словам.

-Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? (Это часть речи, которая отвечает на вопросы какая, какие, какое, какой и обозначает признак предмета.)

- Посмотрите внимательно на волшебный сундучок.

-Какая часть слова в нём находится? (СУФФИКС)

-А для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).

-В сундучке нам даны суффиксы, с помощью которых мы должны образовать проверочные слова –имена прилагательные, записать слова парами, доказывая графически свой выбор по образцу.

ПОМНИ!

В проверяемом и проверочнных словах пишется одна и та же гласная



зи́мний-зима све́тлый- светлеет

го́рный-гора перелётный- летит

сне́жный-снега звё́здный- звезда

бе́лый- белизна се́льский- село

зелёный- зеленеет чёрный- чернеет

− Как записаны корни у однокоренных слов? (Одинаково.)

− Какие суффиксы помогли образовать имена прилагательные ? (-ск-, -н-, -л-).

− Какие слова проверяемые? Назови. Какой части речи? (Имена существительные и глаголы.)

− А какие проверочные? Какой части речи?(Имена прилагательные.)

ФИЗМИНУТКАСлайд-

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь.

Приседайте-1,2,3.

Пошагайте-1,2,3.

Встаньте на носок, на пятку.

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

  1. Самостоятельная работа(использую карточки для индивидуальной работы) Слайд-

-Ребята, асейчас вы должны самостоятельно поработать.

Вставьте пропущенные буквы и решить какое слово выберешь как проверочное? Под­черкни его карандашом. ОБРАЗЕЦ:Скрипучий — скрип, скрепка.


  1. Скрипучий — скрип, скрепка.

  2. Л...сица — лес, лис.

  3. В...ренье — вар, вор.

  4. Л…нивый — линь, лень.

  5. Р…довой — ряд, редко.

-Давайте проверим.

Самопроверка по слайду.


- Я рада, что вы справились с этим заданием. Слайд-

- Теперь закрасим лепесточек № 4. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.


3. Игра «Найди и исправь ошибку». Слайд-

- Один мальчик из другого класса написал диктант.

 Проверьте диктант.( написан на слайде) Прочитайте слова,найдите, исправьте ошибки, в уме подбирая проверочное, запишите правильно слово .Выполните это задание, записав на след. строчке Упражнение и на сл.строчкес большой буквы с красной строки запишите слова правильно.


Кармушка, вада, бижать, трова, свистеть


Самопроверка и взаимопроверка.(корм – кормушка, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

 

– Сколько слов написано правильно? (Одно.)

– Какое? (Свистеть.)

– Что вы посоветуете этому ученику? Какое правило выучить? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.) Слайд-

  - Давайте закрасим пятый лепесток нашего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена).

V. Домашнее задание. Слайд-

- На дом упражнение по выбору № 9 (с. 104) или р.т. с. 37 № 4

VI. Рефлексивно-оценочный этап. Слайд-

-Сегодня на уроке мы учились проверять слова с безударными гласными.

-Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

- Смогли ли мы ответитьна вопросы урока?

(Да.Мы смогли ответить на поставленные вопросы).

- Ещё раз сформулируйте правила, как проверить безударную гласную в корне слова?

-Всегда ли можно проверить безударную гласную в корне слова?(НЕТ)


- Что нужно делать, если безударная гласная не проверяется ударением?(Обратиться за помощью к орфографическому словарю)


- Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.

- Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

- Давайте покажем шкалу наших знаний.

-Кто хорошо работал на уроке и научился пользоваться правилом проверки безударной гласной в корне – встаньте, поднимите руки и покажите ладошками солнышко,

- Кому требуется помощь- сожмите ладошки в кулачок.

- Ну а теперь, я предлагаю каждому из вас прикрепить свой цветочек на доску.

И пускай ваши яркие красочные цветы создадут атмосферу праздника, поднимут настроение в этот серый пасмурный день. Спасибо за урок!



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!