Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова. (2 класс)
Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;
Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы;
метапредметные:
регулятивные – научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слова);
познавательные – на-учатся находить, сравнивать, группировать слова; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро;
коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
предметные:научатся применять правила правописания.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями, цветочки, цветные карандаши, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
ХОД УРОКА
1.1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд-
Я дарю тебе добро,
Ты даришь мне добро,
Мы дарим Вам добро!
-Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста. Давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
- Отгадайте мою загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Цветы)Слайд-
- И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.
- Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок?
-Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами на столе. Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное)
1 2 5 3 4 |
- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)
- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.
III.Актуализацияопорных знаний.
Словарно-орфографическая работа
Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир орфографии.
-Давайте вспомним, что такое орфограмма? (Это звук в слабой позиции).
1.Работа в паре.
А сейчас нас ждет задание «Вставь букву». Слайд-
- Какое время года было еще вчера ? (За окном была осень).
- Что происходило с листьями? (опадают)
- Листики, падая с деревьев, закрыли буквы, где можно допустить ошибки.
-Ребята, прочитайте слова, написанные на доске. Спишите слова в тетрадь с новой строчки, с красной строки.
-Будьте внимательны, правильно вставьте буквы, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Б..рег, р…машка, н..род, г..род, л..мон, с..ребро.
- Какие слова вы писали? С проверяемой орфограммой или непроверяемой?? (Слова с непроверяемой орфограммой, их нельзя проверить. Их надо запомнить.)
-Что вы знаете о словах с непроверяемым написанием? (Написание слов с безударными гласными, которые не проверяются ударением, нужно запомнить и проверять по орфографическому словарю.)СлайдПомни!
-Какое правило мы должны знать при работе в словаре? (Все слова расположены по алфавиту).
Взаимопроверка по образцу- СЛАЙД
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность написания со слайдом. Если слово написано верно над ним ставим+, если не правильно-)
- Очень хорошо. Оцените свою работу.
Давайте закрасим второй лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время этой работы; желтый – в работе допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).
Знакомство с новым словарным словом. Слайд-
Отгадайте ребус. Для этого расположите буквы в порядке уменьшения размера (от большой до самой маленькой)
Дети. Это рябина.
_ Что обозначает слово «рябина»?
Дети. Рябина – дерево или кустарник с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами, а также сами ягоды.
- После сильных морозов горькие ягоды рябины становятся сладкими и ими можно полакомиться.
-Запишите новое словарное слово в тетради на следующей строчке.
- А чтобы всем хватило угощения давайте разделим слово «рябина» на слоги и поставим ударение. – Выполним звуко-буквенный анализ слова ря׀би׀на, р,иб,ина] – три слога, шесть букв, шесть звуков.
-– Подберите и запишите однокоренные слова «семью из слов» для нашей рябины: Рябина, рябинушка, рябиновый
-В слове Рябина исторический корень такой же, что и в слове рябой-пёстрый, пятнистый. Поэтому для проверки можно использовать слова - рябь, курочка Ряба.
Физминутка
-На двери весит замок
Ктоего открыть бы смог?
Постучали, покрутили, потянули и открыли.
Руки в стороны, в кулачок, разжать и на бочок…
Минутка чистописания.
–А сейчас минутка чистописанияСлайд-
- Я вас прошу подумать, для чего проводится этот этап урока?
(Тренирует руку для красивого, правильного письма)
- На следующ. строчке продолжите дорожку из букв до конца строчки: (Я тетрадочку поправлю, уголочком положу, я, друзья, от вас не скрою , ручку правильно держу)
а о е и я….
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.Слайд-
Давайте раскрасим лепесток № 3: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы.
III. Сообщение темы и целей урока.
-Что это за буквы мы записали в тетрадь? (гласные)
-Что вы можете сказать о безударном положении в слове этих гласных, в какой позиции они находятся? (Гласные а,о,е,и,я в безударном положении находятся в слабой позиции)
-Вспомните правило проверки слов с безударной гласной в корне слова. (Если буква гласная вызвала сомнение , ты её немедленно ставь под ударение)
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова) Слайд-
-В течение урока мы будем отвечать на вопросы: Слайд-
ЧТО?
ГДЕ?
КАК? Надо проверять?
ЧЕМ?
(– Ответим на первый вопрос: что надо проверять?(Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо решить нашу проблему? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Что а, о, и, е, я
Где
Как надо проверять? в корне
Чем подбирать однокоренные слова
ударением
- Ребята, безударная гласная к корне слова самая сложная орфограмма в русском языке.
- Как вы думаете почему? (Безударная гласная самая распространённая: встречается во всех частях речи.)
IV. Комплексное применение знаний.
1.Работа по учебнику. Слайд-
1. Знакомство со способом проверки -подбором однокоренных слов (УПР.7 стр. 104)
-А сейчас перейдем к работе с нашими мудрыми учебниками.
Запишите на след. Строчке Упражнение 7стр. 104.(У доски- Зиновьев М.)
-КАК мы уже говорили, что однокоренные слова могут быть-ЛЮБОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ.
-Давайте вспомним, какие слова называются однокоренными? (У них один и тот же корень и одинаковое лексическое значение или они похожи по смыслу)
-Наша задача подобрать и записать однокоренные имена прилагательные к словам.
-Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? (Это часть речи, которая отвечает на вопросы какая, какие, какое, какой и обозначает признак предмета.)
- Посмотрите внимательно на волшебный сундучок.
-Какая часть слова в нём находится? (СУФФИКС)
-А для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).
-В сундучке нам даны суффиксы, с помощью которых мы должны образовать проверочные слова –имена прилагательные, записать слова парами, доказывая графически свой выбор по образцу.
ПОМНИ!
В проверяемом и проверочнных словах пишется одна и та же гласная
зи́мний-зима све́тлый- светлеет
го́рный-гора перелётный- летит
сне́жный-снега звё́здный- звезда
бе́лый- белизна се́льский- село
зелёный- зеленеет чёрный- чернеет
− Как записаны корни у однокоренных слов? (Одинаково.)
− Какие суффиксы помогли образовать имена прилагательные ? (-ск-, -н-, -л-).
− Какие слова проверяемые? Назови. Какой части речи? (Имена существительные и глаголы.)
− А какие проверочные? Какой части речи?(Имена прилагательные.)
ФИЗМИНУТКАСлайд-
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте-1,2,3.
Пошагайте-1,2,3.
Встаньте на носок, на пятку.
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
Самостоятельная работа(использую карточки для индивидуальной работы) Слайд-
-Ребята, асейчас вы должны самостоятельно поработать.
Вставьте пропущенные буквы и решить какое слово выберешь как проверочное? Подчеркни его карандашом. ОБРАЗЕЦ:Скрипучий — скрип, скрепка.
Скрипучий — скрип, скрепка.
Л...сица — лес, лис.
В...ренье — вар, вор.
Л…нивый — линь, лень.
Р…довой — ряд, редко.
-Давайте проверим.
Самопроверка по слайду.
- Я рада, что вы справились с этим заданием. Слайд-
- Теперь закрасим лепесточек № 4. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.
3. Игра «Найди и исправь ошибку». Слайд-
- Один мальчик из другого класса написал диктант.
Проверьте диктант.( написан на слайде) Прочитайте слова,найдите, исправьте ошибки, в уме подбирая проверочное, запишите правильно слово .Выполните это задание, записав на след. строчке Упражнение и на сл.строчкес большой буквы с красной строки запишите слова правильно.
Кармушка, вада, бижать, трова, свистеть
Самопроверка и взаимопроверка.(корм – кормушка, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов написано правильно? (Одно.)
– Какое? (Свистеть.)
– Что вы посоветуете этому ученику? Какое правило выучить? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.) Слайд-
- Давайте закрасим пятый лепесток нашего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена).
V. Домашнее задание. Слайд-
- На дом упражнение по выбору № 9 (с. 104) или р.т. с. 37 № 4
VI. Рефлексивно-оценочный этап. Слайд-
-Сегодня на уроке мы учились проверять слова с безударными гласными.
-Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
- Смогли ли мы ответитьна вопросы урока?
(Да.Мы смогли ответить на поставленные вопросы).
- Ещё раз сформулируйте правила, как проверить безударную гласную в корне слова?
-Всегда ли можно проверить безударную гласную в корне слова?(НЕТ)
- Что нужно делать, если безударная гласная не проверяется ударением?(Обратиться за помощью к орфографическому словарю)
- Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.
- Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?
- Давайте покажем шкалу наших знаний.
-Кто хорошо работал на уроке и научился пользоваться правилом проверки безударной гласной в корне – встаньте, поднимите руки и покажите ладошками солнышко,
- Кому требуется помощь- сожмите ладошки в кулачок.
- Ну а теперь, я предлагаю каждому из вас прикрепить свой цветочек на доску.
И пускай ваши яркие красочные цветы создадут атмосферу праздника, поднимут настроение в этот серый пасмурный день. Спасибо за урок!