СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проведение тематических физминуток на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение на уроках тематических физминуток и динамических пауз  призвано формировать ряд компетенций составляющих основу функциональной грамотности. Следует   упомянуть о  проекте «Наша новая школа», инициатива создания которого принадлежит президенту РФ, и включающем в  себя пять шагов модернизации школы. Одним из  них является сохранение и укрепление здоровья школьников. Предлагаю вниманию несколько разработок тематических физминуток на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Проведение тематических физминуток на уроках истории»

Проведение тематических физминуток на уроках истории

Физминутки – одно из средств деятельности педагога на уроке. Они призваны решать ряд задач:

1) помогают укрепить здоровье:

- физическое (обеспечивая двигательную и речевую активность на уроке);

- психологическое (обеспечивая эмоциональный подъем, снижая уровень тревожности);

- нравственное (формируя ценность здорового образа жизни);

-социальное (создавая условия для взаимодействия с окружающими, бесконфликтного решения спорных вопросов с одноклассниками);

2) разгружают мозг за счет работы правого полушария, отвечающего за образное мышлении, в то время как работа на уроке перегружает левое полушарие мозга;

3) обеспечивают процесс запоминания материала;

4) формируют познавательный интерес к учебе.

С этой целью на уроках используются физминутки с упражнениями для снятия общего или локального утомления, упражнения для пальцев и кистей рук, гимнастика для глаз, упражнения, корректирующие осанку, дыхательную гимнастику.

Комплексы физминуток подбираются учителем в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке. 

Существует ряд требований к организации и проведению физкультминуток:


1. В соответствии с современными требованиями СанПина на первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-ой, 15-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха.

2. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений.

3. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении.

4. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.

5. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах и т.д.


Исходя из общих правил и требований СанПина в процессе своей работы учитель формирует собственную копилку. Вот несколько практичных наблюдений и советов:

  1. Если большинству детей не нравится тот или иной прием, то нужно отказаться от него совсем: разминка без удовольствия приносит больше вреда, чем пользы.

  2. Если организовывать динамические паузы регулярно, то дети сами не дадут учителю забыть, что наступило время разминки.

  3. Выполнение упражнений учителем вместе с детьми. Такая педагогика сотрудничества повысит авторитет учителя и сохранит ему здоровье.

Физкультминутки не только приносят большую пользу, но разнообразят урок. Во-первых – дети переключаются с одной деятельности на другую, во-вторых – необходим небольшой отдых. Чем интересней он будет проведен, тем эффективней будет дальнейшая работа.

Вообще, трудно представить, как можно организовать физминутку, не сбивая детей с налаженного учебного процесса и не нарушая логики урока. Какую тематическую физминутку можно вставить в занятие, где изучается, например, тема «Рынок и рыночный механизм» или «Восстание декабристов»?

Искусственность и притянутость «за уши» не даст оздоровительного эффекта, зато снизит рациональность урока. Потому как физминутка, по правилам, должна проводится в логике урока, в те моменты, когда завершается разбор одного логического блока и учитель планирует переходить к следующему.

Конечно, логические переходы необходимы с точки зрения смыслового единства урока. Но так ли это важно для физиологии ученика? Если мы понаблюдаем за собой, то заметим, что нами командует сам организм. Появилась потребность – потянулись, поморгали, встали и пошли попить чай. Никаких логических связок между этими паузами для человека не требуется. Так может быть, говоря о важности здоровья, не очень придерживаться трудновыполнимых требований логичечких переходов?

Иногда учителю бывает достаточно выработать для каждого класса несколько вербально-невербальныхх сигналов, которые позволяют ученикам быстро и эффективно переключаться на другой режим работы. Например, слово «Отдохнем» и жест руками, показывающий, что нужно встать.

Еще один прием, который можно использовать для перехода к разминке имеет еще и познавательную ценность. Так, перед началом разминки можно привести какую-либо фразу из рубрики «Это интересно» и обыграть ее в соответствии с предлагаемым упражнением.

Например:

- Человек единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии. Нарисуем глазами на карте прямые линии с запада на восток и с севера на юг, чтобы почувствовать себя человеком, а заодно и потренировать мышцы глаз.

-В ногах сосредоточено 72 тысячи нервных окончаний. А они у нас уже 20 минут в статичном положении. Попрыгаем!

- Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге для защиты от грызунов держит стаю кошек. У каждой кошки Эрмитажа есть паспорт с фотографией! Представим себя эрмитажными котиками: расправим плечи, выгнем спину, потянем коготки и поработаем пальчиками!

- За 36 недель постельного режима человек теряет столько же костной ткани сколько за 10 лет нормальной жизни. Сидя неподвижно на уроке , мы тоже можем потерять какое-то количество костной ткани. Давайте разомнемся!


Эмоциональная среда на уроке - важный компонент. Поэтому физминутка на уроке истории должна отличаться от физминутки на любом другом уроке. Необходимо сделать ее «исторической». Подобрать свой текст под каждую тему.

Тематическая физминутка совмещает движение и ритмически подобранный текст. Когда физминутки  соответствуют теме урока, то способствуют лучшему усвоению основного учебного материала.

Помимо решения прямой их задачи  по смене деятельности, такие разминки  позволяют, не прерывая учебный процесс, решать дидактические задачи урока.

Тематическая физминутка имеет свою структуру. Она состоит из трех частей:

  1. Целевая установка (главный вопрос)

  2. Текст (преимущественно в стихах)

  3. Сопутствующие движения.

Движения подбираются логически. Они призваны подчеркнуть, усилить сопровождающие их слова. Учитель (или его помощник из числа учащихся) показывает движения и произносит текст, а ученики повторяют движения.

Этапы проведения физминутки:

  1. Целевая установка  (Задается вопрос, ответ на который содержится в тексте физминутки)

  2. Проведение физминутки

  3. Беседа по теме физминутки

До начала разминки учитель ставит перед учащимися вопрос, ответ на который помогает найти физминутка. Далее произносится текст, показываются движения, которые повторяет класс. Завершается разминка фронтальным опросом на поставленные вопросы.

Можно выделить три вида тематических физминуток:

1) Проблемные: Целевые установки этих физминуток начинаются со слов «Почему», «Сравните», «Объясните», «Зачем».

2) Познавательные:  включают вопросы «Что», «Где», «Когда»

3) Воспитательные: призваны подчеркнуть нравственную и гражданскую позицию того или иного исторического лица или обратить внимание на духовно-нравственное значение того или иного события,  а также способствовать формированию патриотизма.

Возможно и совмещение видов: проблемно-воспитательная или познавательно-воспитательная тематическая физминутка.

Вот несколько примеров тематических физминуток с описанием примерных движений к ним.


Тема: «Завоевание Руси монголо-татарами»

Вид тематической физминутки: Познавательная

Целевая установка: Кто такие баскаки?

Дополнительный вопрос: Что ожидало тех, кто не хотел платить дань?

 

Текст физминутки

 

Примерные движения

Шли баскаки по Руси –

Направо смотрели, налево смотрели,

Меня увидали, пальцем показали.

Как подскочили ко мне!

Ой, как страшно!

И говорят: «Давай дань!»

А я говорю: «Нет денег»;

А они опять: «Давай дань,

а не то в рабство угоним!»

Руки мне скрутили, за спину заломали

И погнали в рабство…

А я Богу помолился,

Земле родной поклонился,

А во след слова летели:

«Как татары надоели!!!»

Шагом - марш на месте; поворот и наклон туловища вправо, руку ко лбу - «козырек»

То же самое - в левую сторону;

Поворот вправо, руку прав, назад отвести,

Поворот влево, левой рукой - пальцем указать

Прыжок на месте из глубокого приседа,  присесть, обхватив крест накрест голову;  руки вперед, ладонями наверх.

Наклон вперед - руки в стороны;

- Руки вперед; сжать и разжать кулаки (2р.);

 Соединить руки за спиной «замком»;

Руки расцепить, сгорбиться;

Изобразить крестное знамение;

Поклон до земли;

Руки-крылья - вверх-вниз;

 Обхватить крест-накрест голову руками и сделать по два наклона - вправо-влево.

 

 

 

Тема: «Образование Киевской Руси»

Вид тематической физминутки: Проблемная

Целевая установка: Чем великий князь Киевский отличался от других князей?

Дополнительный вопрос: Как вы думаете, что такое полюдье?

 

Текст физминутки

 

Примерные движения

Мы расскажем вам сейчас

Кто такой великий князь:

Много городов славянских

Существует на Руси.

Но один из них – особый, 

Про него мы не забыли –

Это наш любимый Киев!

Знаем - этот стольный град 

Удивительно богат:

Правит в нем  великий князь –

Самый старший он из нас.

Наши земли объезжает 

И полюдье собирает:

Все для Киевской казны

Все на пользу для Руси.

Князь великий правит мудро

Хоть порой бывает трудно.

- Руки на пояс, повороты вправо – влево;

- Показать большой круг руками, потянуться на носочках вверх;

- Сложить руки «как за партой», присесть, одну руку поднять и указательным пальцем «посчитать» несколько раз, остановиться и вертикально выпрямить руку, изобразить «флигель», который «указывает» в сторону Киева;

- Руки поставить на бока и изобразить «упитанного богача»;

- Важно поднять голову, подняться на носки и немного походить «как князь»;

- Изобразить наездника на коне: поворот вокруг себя;

- «сгребающие» движение руками к себе;

- Несколько  приседаний.

 

 


Урок истории по теме «Измерение времени. Счет лет в истории»

Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают, поставив руки на пояс:


первый месяц весны – апрель (присели)

в году – 12 месяцев (руки вверх)

в феврале – 30 дней (присели)

новый год начинается 31 декабря (присели)

четверть часа – это 15 минут (руки вверх)

век – это срок в тысячу лет (присели)

в сутках – 25 часов (присели)

день больше, чем сутки (присели)

часы - прибор для отсчета времени (руки вверх)

первый месяц года – январь (руки вверх)


Урок по истории России «Возвышение Москвы»

Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздирайся, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)


На этих примерах можно составлять физминутки по другим темам и делать уроки  интереснее и  динамичнее.

Одним из главных способов познания мира для детей является движение, которое в условиях классно-урочной системы организации учебной деятельности практически блокируется. А еще и проблема недостатка времени на прохождение программы. Поэтому на помощь учителю приходит практика совмещения двигательной активности на уроке с учебной активностью.

Игра – естественное состояние ребенка, это действие, которое активизирует естественный процесс научения, социализации, адаптации к окружающим условиям. Игра может превосходно совместиться с понятием «физминутка на уроке». Физминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.

 Предлагаю вашему вниманию некоторую подборку тематических игровых упражнений



1. Учитель называет термины и просит детей – встать-сесть (встать, если термин относится к Древнему Египту, а сесть, если к другой стране Древнего мира).

2. Поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли).

3. Шаг вперед – шаг назад ( утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.).

4. Телеграф. Учащиеся шепотом называют любые понятия по выученной теме сзади сидящему ученику. Последний ученик встает и называет свое понятие. Если это понятие уже встречалось, встает тот ученик, который его называл. Тогда последний ученик называет новое слово, и так до тех пор, пока не назовет слово еще не прозвучавшее.

5.Ориентирование. При изучении географического положения государства полезно попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта или закрыть глаза и головой нарисовать образно границы изучаемого государства.

6. Бинокли. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем - получается овал. Одновременно называют имена, понятия, города, памятники культуры. Затем ученики смотрят в образовавшиеся бинокли.

7. Здравствуйте. Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки. При этом могут перечислять названия или слова по указанной теме.

8. Покорчим рожи. Изобразить мимику лиц, изображённых на портретах.

9. Рисование носом. Посмотреть на контур границ государства, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

10. Круг. Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть соседей государства, княжества или повторить береговую линию Древней Греции.

Можно предложить детям придумать аналогичные задания самим. Эти физминутки органично связаны с изучаемым материалом, не теряется логика урока. Они занимают немного времени. Вместе с тем развивают память, внимание, воображение. Снимают физическое и эмоциональное напряжение. Повышают работоспособность. Не допускают переутомления. Благодаря им на уроке происходит смена видов деятельности. Их можно проводить с учащимися любого возраста. А для учителя это простор для развития фантазии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!