Проведение аварийно-спасательных и других не отложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
1
Учебные вопросы:
1. Общие положения по организации и проведению АСДНР .
2. Оценка обстановки и принятие решения на организацию АСНДР. Порядок ведения АСДНР.
2
Литература
1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ
«О гражданской обороне»
2. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
3. Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.04 № 784 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
5. Методические рекомендации по созданию, подготовке и осна-щению нештатных аварийно-спасательных формирований. Департамент ГЗ МЧС России, 2006 г.
6. Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации ЧС. Главы 4, 5, 10. Департамент ГЗ МЧС России, 2006 г.
7. Основы организации и технологии ведения АСДНР с участием нештатных аварийно-спасательных формирований. Методическое пособие, Институт риска и безопасности, М., 2009 г.
8. Филиппов Р.П. Основы спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях. Учебно-методическое пособие. СПб УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006 г.
3
Одной из важнейших задач ГО и РСЧС является
проведение аварийно-спасательных работ в случае
возникновения опасностей для населения при ведении военных
действий, при ЧС природного и техногенного характера.
Источники ЧС:
- опасное природное явление;
- авария (катастрофа);
- опасное техногенное происшествие;
- широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- применение современных средств поражения.
ЧС
по характеру источника
биолого-
социальные
природные
техногенные
военные
4
Наиболее характерные последствия ЧС:
Разрушения
возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах,
производственных авариях, ураганах, смерчах и др. ЧС
Радиоактивное
загрязнение
вследствие аварий на РОО, аварий транспортных
средств с ядерными энергетическими установками
или перевозящими радиоактивные вещества
в результате аварий на ХОО, приводящих к разрушению
емкостей и технологических коммуникаций,
содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте,
перевозящем указанные вещества
Химическое
заражение
являющиеся следствием природных явлений, аварий и
несоблюдения правил пожарной безопасности
Массовые
пожары
Затопления
возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехни-
ческих сооружений, цунами, селях и других природных
явлениях
Эпидемии,
эпизоотии,
эпифитотии
массовые заболевания людей,
сельскохозяйственных животных и растений
5
Первый учебный вопрос
Общие положения по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на:
- спасение жизни и сохранение здоровья людей;
- снижение размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь;
- локализацию зон ЧС;
- прекращение действия характерных для них
опасных факторов (из ст. 1 ФЗ № 68).
Согласно части 4 статьи 7 ФЗ № 68, ликвидация чрезвычайных
ситуаций осуществляется силами и средствами организаций ,
органов местного самоуправления, органов исполнительной
власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС.
Одной из обязанностей организаций , изложенных в статье 14
ФЗ № 68, является: « д) обеспечивать организацию и проведе-
ние аварийно-спасательных и других неотложных работ на
подведомственных объектах производственного и социального
назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии
с планами предупреждения и ликвидации ЧС».
7
В статье 1 Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» даны основные понятия:
- ч.4. Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
- Согласно статье 5 ФЗ № 151 , к аварийно-спасательным работам относятся:
- поисково-спасательные работы,
- горноспасательные работы,
- газоспасательные работы,
- противофонтанные работы, а также
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,
- работы по ликвидации медико-социальных последствий ЧС и
- другие работы, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.
8
Согласно ст.14 ФЗ № 151 «Руководство работами по ликвидации ЧС» :
1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Руководители АСС и АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных: законодательством РФ; планами предупреждения и ликвидации ЧС; назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС.
3. Решения руководителя ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
5. Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правитель-ством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.
6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе принимать решения и необходимые меры, обусловленные развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
9
Организация и ведение АСДНР с участием нештатных аварийно - спасательных формирований
- Проведение АСДНР в чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время является одной из основных задач сил ГО и РСЧС, включая нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
- Все участники АСДНР должны четко представлять общую задачу проводимых работ и свою роль при их выполнении.
- Участие нештатных аварийно-спасательных формирований в выполнении и обеспечении АСДНР осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения; планами гражданской обороны и планами дейст-вий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, а также по решению должностных лиц, ответственных за организацию и проведение АСДНР и ликвидацию ЧС на определенной территории или объекте.
- Объём и условия проведения АСДНР во многом зависят: - от характера и масштабов чрезвычайной ситуации, - от вида примененного оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникнуть в очаге комбинированного поражения .
10
1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных
факторов, препятствующих ведению спасательных работ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Другие неотложные работы
Цель проведения других неотложных работ:
- создание условий для проведения спасательных работ;
- предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;
- обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.
Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по:
- всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ;
- оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи;
- созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности (ст.1, часть 5 ФЗ № 151).
16
Другие неотложные работы включают:
Другие неотложные работы включают:
Л
Другие неотложные работы включают:
- В зависимости от объёма работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается: * своевременным наращиванием усилий, * умелым маневром силами и средствами, * своевременной заменой подразделений (формирований), * полным обеспечением их материальными средствами, * всесторонним обеспечением их действий.
- В группировку сил для проведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации включаются нештатные аварийно-спасательные формирования территорий и организаций.
- Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении гражданской обороны составляют * спасательные воинские формирования МЧС России, *аварийно-спасательные формирования и *аварийно-спасательные службы.
- Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.
- Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры.
- Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки, наличия сил и средств.
19
Обязанности должностных лиц ГО и РСЧС по организации и ведению АСДНР.
Руководитель ликвидации ЧС заранее определяется планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Это должно быть отражено в приложениях к Плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС:
- Календарный план мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.
- Решение председателя КЧС и ПБ организации на ликвидацию ЧС.
- Схема организации управления, оповещения и связи.
Руководитель ликвидации ЧС по согласованию с руководителями организаций, на территории, которых возникла ЧС, устанавливает границы зоны ЧС и особенности действий по её локализации, а также принимает решение на проведение АСДНР .
- Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС и АСФ имеют право на полную и достоверную информацию, необходимую для организации работ.
- В случае технологической невозможности проведения всего объёма АСР руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочеред-ном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
- Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
20
В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе принимать решения:
- о проведение эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- о разбронировании в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР. Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению АСР подлежат обязательному бесплатному личному страхованию;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
21
В Методических рекомендациях по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований изложены обязанности руководителя НАСФ, некоторые из них касаются АСДНР , в частности:
- руководить работой формирования и постоянно поддерживать взаимодействие с другими формированиями при проведении АСДНР;
- решительно добиваться выполнения поставленных задач, проявлять инициативу и, в случае необходимости, самостоятельно принимать решения в соответствии с обстановкой, не ожидая указаний старших начальников;
- заботиться об обеспечении личного состава формирований средствами защиты, следить за соблюдением мер безопасности при работе с техникой, при проведении марша, при проведении работ, а также своевременно принимать меры защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- знать: *возможные участки (объекты) работ и маршруты движения к ним;
*характер застройки района и возможных участков (объектов) работ;
* производственные особенности объекта, характер возможных АСДНР;
* другие данные, содержащиеся в паспорте безопасности объекта.
22
Второй учебный вопрос
Оценка обстановки и принятие решения на организацию АСНДР. Порядок ведения АСДНР
Успешное проведение АСДНР , прежде всего, зависит от своевременных и квалифицированных действий руководите-лей и личного состава формирований, участвующих в АСДНР, их готовности решать конкретную задачу в экстремальных условиях.
Порядок работы руководителя (организации, НАСФ) по организации выполнения поставленных задач зависит от условий обстановки, характера поставленной задачи и наличия времени.
Получив задачу, руководитель (организации, НАСФ):
- уясняет задачу,
- оценивает обстановку,
- принимает решение,
- отдаёт распоряжение (руководитель организации – приказ или распоряжение),
- организует взаимодействие, всестороннее обеспечение и подготовку к выполнению задачи.
Оценка обстановки, сложившейся в зоне ЧС, может быть:
- предварительной;
- окончательной.
24
- Предварительная оценка обстановки в свою очередь может быть:
- по результатам прогнозирования;
- по имеющимся данным на момент возникновения зоны ЧС или очага поражения.
- Предварительная оценка обстановки по результатам прогнозирования должна быть отражена :
- на мирное время – в плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- на военное время – в плане ГО.
- Предварительная оценка обстановки по имеющимся данным на момент возникновения зоны ЧС или очага поражения необходима для принятия предварительного решения, направленного на спасение людей, материальных и культурных ценностей. Сложность такой оценки заключается в недостатке имеющихся данных и дефиците времени.
- Окончательная оценка обстановки проводится после проведения разведки по результатам (данным) разведки. Данная оценка обстановки является более объективной.
- После окончательной оценки обстановки руководитель ликвидации ЧС (руководитель НАСФ) принимает решение .
25
При оценке обстановки анализируются :
- характер и объём разрушений, пожаров и поражений на участке (объекте) работ и на путях движения;
- виды предстоящих работ и их объём;
- положение, состояние и обеспеченность сил и средств;
- данные проведенной разведки;
- характер местности, наличие и состояние маршрутов выдвижения;
- влияние погоды, времени года и суток на выполнение задачи.
Исходными данными для принятия решения на организацию АСДНР являются:
- задача, поставленная вышестоящим органом управления;
- данные разведки об обстановке в зоне ЧС;
- выводы из оценки обстановки в зоне ЧС;
- оценка возможностей имеющихся сил и средств;
- выводы из оценки местности, погоды, времени года и суток, их возможного влияния на ход работ.
26
В результате уяснения задачи и оценки обстановки руководитель принимает решение на проведение АСДНР, в котором определяет :
- замысел действий: какой объём по видам АСДНР необходимо выполнить подчиненным подразделениям и на каком участке (объекте) сосредоточить основные усилия;
- последовательность выполнения работ, распределение сил и средств;
- задачи формирований, способы и сроки их выполнения;
- порядок выдвижения на участок (объект) работ;
- порядок взаимодействия;
- мероприятия по организации управления (в том числе, порядок организации связи, сигналы управления и оповещения, способы их подачи, место своего нахождения, сроки донесений) и по обеспечению.
Наиболее правильным является решение, которое обеспечивает выполнение поставленной задачи в предельно короткие сроки, имеющимися силами и средствами.
Руководитель после принятия решения отдает распоряжение (приказ), используя план объекта, схему или карту. В последующем решение и задачи уточняются на участке (объекте) работ.
27
Сложные по объёму АСДНР выполняются в 3 этапа:
На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению АСДНР. В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о ЧС .
На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа.
В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проез-дов и проходов в завалах к поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АСДНР.
По окончании этих работ спасательные формирования во взаимо-действии с другими необходимыми по обстановке формированиями (механизации работ, аварийно-техническими, противопожарными, санитарными и др.) приступают к розыску и спасению людей . Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения.
В целях обеспечения непрерывного проведения работ смена работающего личного состава проводится непосредственно на рабочих местах.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятель-ности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объектов.
28
- АСДНР характеризуются большим объемом и ограничен-ностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил всего личного состава. Они будут проводиться в условиях разрушений, пожаров, заражения атмосферы и местности, затопления территории и при воздействии других неблагоприятных условий обстановки, вызванных нападением противника или стихийными бедствия-ми (авариями, катастрофами).
- Это потребует от личного состава формирований высокой морально-психологической стойкости, большой воли, мужества, выдержки, самообладания, физической выносливости и моби-лизации всех своих сил на выполнение задач в установленные сроки.
- АСДНР организуются и ведутся на основе единого замысла, как правило, с предоставлением руководителем ликвидации ЧС своим подчиненным инициативы в выборе конкретных методов и технологий управления и ведения работ в соответствии с реальной обстановкой.
- АСДНР ведутся, как правило, непрерывно днем и ночью в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах АСДНР и в сложных условиях их проведения работы организуются в 2-3 смены.
29
Успешное проведение АСДНР достигается:
- заблаговременной подготовкой органов управления и сил к ведению указанных работ (в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил);
- приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил, быстрым вводом ее в зоны ЧС;
- своевременной организацией и непрерывным ведением эффективной разведки зоны ЧС, участков (объектов) работ;
- непрерывным и твердым управлением, принятием оптимального решения, поддержанием устойчивого взаимодействия и всестороннего обеспечения действий подразделений (формирований) и жизнеобеспечения пострадавших;
- применением эффективных способов и технологий ведения АСДНР;
- неуклонным выполнением правил безопасности ведения АСДНР, с учетом характера обстановки, выполняемой задачи и применяемой технологии.
30
В основе проведения АСДНР в организации лежит заблаговременно разработанный план действий по предупреждению и ликвидации ЧС в организации. Во втором разделе Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в организации обычно намечаются мероприятия, проводимые при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, в том числе – проведение АСДНР.
- Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной , когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения.
- Решение о завершении АСДНР и переходе соответствую-щих звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель ликвидации ЧС или КЧС и ПБ, осуществлявшая руководство ликвидацией ЧС.
31
В ходе проведения АСДНР осуществляется:
Поддержание устойчивой связи
Сбор данных об обстановке, ее анализ и оценка
Ведение учета выполнения АСДНР
Уточнение задач, доведение их до подчиненных
Поддержание взаимодействия и обеспечения сил
Ведение учета потерь населения, сил ГО и РСЧС
Обмен информацией об обстановке
Поддержание устойчивого управления
!
ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ЗАВЕРШЕНО