Организационный (2 мин) Снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы открытости и доверительности, направление взаимодействия субъектов педагогического процесса в сторону сотрудничества и позитивного восприятия друг друга. Определение темы урока | Учитель приветствует класс и просит Отгадать загадку, чтобы определить тему нашего урока. Давайте её прочитаем. Что это за слово? Часть слова первая – предлог, Вторая – мелкая монета, И это слово помогает При счёте, что это за слово? (Процент) «Итак, тема нашего урока «Проценты». Мы сегодня поговорим о применении процентов в нашей жизни. | Ученики приветствуют учителя. Читают и отгадывают загадку, записанную на доске, тем самым определяют тему урока. Записывают тетради число, классная работа и тему урока. | регулятивные | фронтальная |
Постановка цели и задач урока (2 мин) Определить цели и задачи урока. Выяснить ожидание учащихся, помочь им почувствовать себя уверенно. | «Давайте определим цели и задачи на сегодняшний урок» Корректирует ответы учащихся. | Учащиеся определяют цели урока. А именно, называют: «Нахождение процента от числа и числа по его процентам, решение практических задач, связанных с процентами» | познавательные, коммуникативные | фронтальная, умозаключение, устное изложение |
Актуализация знаний (4 мин) Активизировать опыт учащихся, опорные знания и умения, определить уровень имеющихся знаний, умений и навыков по теме, сформировать познавательный интерес. | Задает вопросы учащимся. Корректирует их ответы, помогает найти ответ на вопрос. «Где в повседневной жизни встречается понятие процента?» «Дайте математическое определение процента» Как обратить десятичную дробь в проценты, а проценты в десятичную дробь? «Давайте вспомним основные задачи на проценты». Учитель задает условия задачи на доске. Как найти процент от числа; Найдите: 48% от 250 Как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 8% которого равны 12 | Отвечают на вопросы учителя. 1. Учащиеся приводят примеры : - в магазине (различные скидки на товары), - на работе (повышение и понижение зарплаты), - в банке (оформление кредита) 2. Процент – это сотая часть чего либо. 3. Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100. Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. Решают задачи в тетради с комментариями с места. Решение: 48%=0.48 (250:100)*48=120 8%=0.8 (12:8)*100=150 | регулятивные, познавательные, коммуникативные | фронтальная: устное изложение, письменная работа, умственные упражнения |
Основной этап. Обобщение и систематизация знаний (20 мин) Поддержание активности, интереса Обобщение полученных знаний по теме, содействие развитию мыслительных и вычислительных навыков учащихся, осмыслению учащимися учебного материала, развитию финансовой грамотности | Учитель предлагает выступить с докладом ученику об истории возникновения термина – процент, а также его обозначения. Во время чтения доклада учитель предлагает остальным учащимся игру: «Вопрос для друга». « Во время чтения доклада, необходимо написать вопрос на листочке, который уже лежит на парте у каждого, и после доклада задать его однокласснику на ваш выбор.» К тому же, во время чтения доклада, учитель демонстрирует учащимся на доске как же именно пришли к обозначению процента. pro cento → cento → cto → c/o → % (демонстрируется ошибка наборщика при печатании книги-руководства по коммерческой арифметике) «Знания, полученные на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни, а в частности, будем формировать нашу финансовую грамотность» 1 задача В семье Борисовых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Алексея, семейный бюджет на месяц делится следующим образом: Статья расхода | Процент от з/п | Оплата расходов на содержание квартиры | 8% | Плата за Детский сад за 1 ребенка | 6% | Покупка продуктов | 23% | Непредвиденные расходы | 23% | В копилку | 40% | Задания: 1)рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если мама Алексея зарабатывает 15000 рублей, папа Алексея 20000 рублей в месяц. 2) смогут ли Борисовы съездить через 5 месяцев по путёвке на юг, потратив на это деньги из копилки, если цена путевки на трех человек, включая дорогу – 60000 рублей. 2 Задача Ставка сотрудника - 13500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60% Доплата за транспорт – 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? | 1. Ученик выступает с подготовленным дома докладом у доски. (Приложение 1) Остальные учащиеся внимательно слушают доклад и пишут свои вопросы на листочке. Задают вопросы одноклассникам по докладу. 2. Решение задач на карточках. 1 задачу решают вместе с учителем в своих тетрадях. 2 задачу ученик решает у доски, остальные следят за решением и решают в своих тетрадях. Ответы к 1 задаче: 1.Зарплата – 35000. рублей, Содержание жилья – 2800 рублей, Садик – 2100 рублей, Покупка продуктов – 8050 рублей, Расходы – 8050 рублей. Копилка – 14000 рублей. 2.За 5 месяцев накопят 70000 рублей, т.к. путевка стоит 60000 рублей, то Борисовы смогут съездить в отпуск. Ответ к 2 задаче: Заработная плата сотрудника 22950 рублей, Премия 10327,5 рублей , Общая сумма 33277,5 рублей, Налог 4326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28951,42 рубля. | познавательные коммуникативные | Фронтальная, индивидуальная |
Подведение итогов и информация о домашнем задании (3 мин) Обобщение результатов, разъяснение домашнего задания, установка на творческую самостоятельную деятельность | Учащимся дается информация о домашнем задании, необходимо в группах подготовить творческую работу (плакат) по теме: «Проценты в окружающем нас мире» . Учитель задает вопросы: Достигли ли мы цели и выполнили задачи, которые ставили в начале урока? Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? | Учащиеся записывают домашнее задание и разделяются на группы. Отвечают на вопросы учителя и оценивают работу себя и одноклассников. | Коммуникативные, познавательные | групповая, фронтальная |