СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проценты"с применением финансовой грамотности.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока используются элементы финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«"Проценты"с применением финансовой грамотности.»

Учитель математики первой квалификационной категории: Бравок Наталья Григорьевна

МБОУ Сокольчинской СОШ№3 Лазовского муниципального округа Приморского края.

Предмет: математика

Класс: 6

Тема урока: «Проценты в нашей жизни»

Базовый учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Вентана-Граф, 2018 г.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Структура и ход урока:

Тема урока


Проценты в нашей жизни

Цель урока

способствовать: вторичному осмыслению уже известных знаний; выработке умений и навыков нахождения процента от числа и числа по его процентам; развитию финансовой грамотности учащихся


Задачи урока

Образовательные задачи:

- обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; применять алгоритмы при решении задач на проценты; создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

Развивающие задачи:

-способствовать развитию творческой активности учащихся;

- развивать умение самостоятельно работать;

-развивать математическую речь учащихся;

-развивать наблюдательность, память учащихся;

- расширить знания учеников об окружающем их мире, об истории развития математики;

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность, точность и внимательность при решении;

- формировать положительное отношение к предмету, интерес к знаниям;

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные:

1. формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

2. аргументировать свою точку зрения;

3. формировать внимательность и аккуратность в вычислениях;

4. воспитание чувства взаимопомощи, уважительного отношения к чужому мнению, культуре учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Предметные:

1. использовать понятие процента в процессе реальной ситуации

2. решать основные типы задач на проценты

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД:

1) умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

2) совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности

2. Познавательные УУД:

1) обеспечить осознанное усвоение определения процента,

2) читать и находить процент числа и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно .

3. Коммуникативные УУД:

1) слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи;

2) уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя;

3) эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.



Этапы урока

и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Формы

Организационный

(2 мин)

Снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы открытости и доверительности, направление взаимодействия субъектов педагогического процесса в сторону сотрудничества и позитивного восприятия друг друга. Определение темы урока

Учитель приветствует класс и просит

Отгадать загадку, чтобы определить тему нашего урока. Давайте её прочитаем.

Что это за слово?

Часть слова первая – предлог,

Вторая – мелкая монета,

И это слово помогает

При счёте, что это за слово? (Процент)

«Итак, тема нашего урока «Проценты».

Мы сегодня поговорим о применении процентов в нашей жизни.

Ученики приветствуют учителя.

Читают и отгадывают загадку, записанную на доске, тем самым определяют тему урока.

Записывают тетради число, классная работа и тему урока.

регулятивные

фронтальная

Постановка цели и задач урока

(2 мин)

Определить цели и задачи урока. Выяснить ожидание учащихся, помочь им почувствовать себя уверенно.


«Давайте определим цели и задачи на сегодняшний урок»

Корректирует ответы учащихся.






Учащиеся определяют цели урока. А именно, называют:

«Нахождение процента от числа и числа по его процентам, решение практических задач, связанных с процентами»





познавательные,

коммуникативные

фронтальная, умозаключение, устное изложение

Актуализация

знаний

(4 мин)

Активизировать опыт учащихся, опорные знания и умения, определить уровень имеющихся знаний, умений и навыков по теме, сформировать познавательный интерес.

Задает вопросы учащимся.

Корректирует их ответы, помогает найти ответ на вопрос.

  1. «Где в повседневной жизни встречается понятие процента?»

  2. «Дайте математическое определение процента»

  3. Как обратить десятичную дробь в проценты, а проценты в десятичную дробь?

«Давайте вспомним основные задачи на проценты».

Учитель задает условия задачи на доске.

  1. Как найти процент от числа;

Найдите: 48% от 250

  1. Как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого

равны 12















Отвечают на вопросы учителя.

1. Учащиеся приводят примеры :

- в магазине (различные скидки на товары),

- на работе (повышение и понижение зарплаты),

- в банке (оформление кредита)

2. Процент – это сотая часть чего либо.

3. Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.

Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.

Решают задачи в тетради с комментариями с места.

Решение:

  1. 48%=0.48

(250:100)*48=120

  1. 8%=0.8

(12:8)*100=150





регулятивные, познавательные,

коммуникативные

фронтальная: устное изложение, письменная работа, умственные упражнения

Основной этап. Обобщение и систематизация знаний

(20 мин)


Поддержание активности, интереса

Обобщение полученных знаний по теме,

содействие развитию мыслительных и вычислительных навыков учащихся, осмыслению учащимися учебного материала, развитию финансовой грамотности


  1. Учитель предлагает выступить с докладом ученику об истории возникновения термина – процент, а также его обозначения.

Во время чтения доклада учитель предлагает остальным учащимся игру: «Вопрос для друга».

« Во время чтения доклада,

необходимо написать вопрос на листочке, который уже лежит на парте у каждого, и после доклада задать его однокласснику на ваш выбор.»

К тому же, во время чтения доклада, учитель демонстрирует учащимся на доске как же именно пришли к обозначению процента.


pro cento → cento → cto → c/o → %

(демонстрируется ошибка наборщика при печатании книги-руководства по коммерческой арифметике)

  1. «Знания, полученные на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни, а в частности, будем формировать нашу финансовую грамотность»

1 задача

В семье Борисовых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Алексея, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от з/п

Оплата расходов на содержание квартиры

8%

Плата за Детский сад за 1 ребенка

6%

Покупка продуктов

23%

Непредвиденные расходы

23%

В копилку

40%



Задания:

1)рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если мама Алексея зарабатывает 15000 рублей, папа Алексея 20000 рублей в месяц.

2) смогут ли Борисовы съездить через 5 месяцев по путёвке на юг, потратив на это деньги из копилки, если цена путевки на трех человек, включая дорогу – 60000 рублей.

2 Задача

Ставка сотрудника - 13500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60%

Доплата за транспорт – 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?




1. Ученик выступает с подготовленным дома докладом у доски.

(Приложение 1)

Остальные учащиеся внимательно слушают доклад и пишут свои вопросы на листочке.

Задают вопросы одноклассникам по докладу.












2. Решение задач на карточках.

1 задачу решают вместе с учителем в своих тетрадях.

2 задачу ученик решает у доски, остальные следят за решением и решают в своих тетрадях.



Ответы к 1 задаче:

1.Зарплата – 35000. рублей,

Содержание жилья – 2800 рублей,

Садик – 2100 рублей,

Покупка продуктов – 8050 рублей,

Расходы – 8050 рублей.

Копилка – 14000 рублей.

2.За 5 месяцев накопят 70000 рублей, т.к. путевка стоит 60000 рублей, то Борисовы смогут съездить в отпуск.






























Ответ к 2 задаче:


Заработная плата сотрудника 22950 рублей,


Премия 10327,5 рублей ,


Общая сумма 33277,5 рублей,


Налог 4326,08 рублей,


Сумма, которую получит сотрудник 28951,42 рубля.









познавательные

коммуникативные

Фронтальная, индивидуальная

Контроль (8 мин)

Проконтролировать полученные знания,

создать условия для проверки знаний и умений учащихся

Учащимся предлагается решить самостоятельную работу на карточках с заданиями разного уровня сложности, учитель сообщает, что на её выполнение отводится 10 минут.

(Приложение 2)

Оценивают свои возможности при выборе заданий.

Выполняют самостоятельную работу.

регулятивные

познавательные

индивидуальная

Рефлексия

(1 мин)

Оценка реализованных  и приобретенных знаний и умений, определение степени достижения цели (ожиданий).

В качестве подведения итогов и рефлексии учащимся предложено письменно ответить на вопросы: 1) « На сколько процентов Вы оцениваете свою работу на уроке? Почему?»

Оценивают свою работу на уроке

регулятивные

индивидуальная

Подведение итогов и информация о домашнем задании (3 мин)

Обобщение результатов,

разъяснение домашнего задания, установка на творческую самостоятельную деятельность

Учащимся дается информация о домашнем задании, необходимо в группах подготовить творческую работу (плакат) по теме: «Проценты в окружающем нас мире» .

Учитель задает вопросы:

Достигли ли мы цели и выполнили задачи, которые ставили в начале урока?

Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?



Учащиеся записывают домашнее задание и разделяются на группы.

Отвечают на вопросы учителя и оценивают работу себя и одноклассников.


Коммуникативные, познавательные

групповая, фронтальная





Приложение 1.

Слово “процент” происходит от латинских слов рro centum,что буквально означает “со ста”.

Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше- вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не “со ста”, а “ с шестидесяти”, так как в Вавилоне пользовались шестидесятеричными дробями).

А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом “cento” (сто) и писали его сокращенно - cto.

В 1685 году в Париже была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов.

pro cento → cento → cto → c/o → %

Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Они брали с должника лихву ( деньги сверх того, что брали в долг). При этом говорили: “ На каждые 100 сестерциев долга заплатишь 16 сестерциев лихвы”. Так как слово “на сто” по латыни звучит “про центум”, то сотую часть и стали называть процентом. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.

В Европе проценты появились на 1000 лет позже. Их ввел бельгийский ученый Симон Стевин, который в1584 году впервые опубликовал таблицы процентов.






Приложение 2.

Самостоятельная работа по теме « Проценты»


1) 1 УРОВЕНЬ

1. Выполните задание:

а) перевести в проценты: 0,02; 0,34 ; 0,7; 1; 1,02; 0,173;


б) перевести в десятичную дробь: 8%; 10%; 82%; 147,5%.

2. На сколько процентов изменится величина, если она увеличилась в 5 раз?
1)на 10%;

2)на 50%;

3)на 500%;

4)на 400%.


3.В школьных спортивных соревнованиях призы получили 36 человек, что составило 12% всех учащихся. Сколько всего человек всего участвовало в соревнованиях?

1)300
2)30;

3)432;

4)542.





2) 2 УРОВЕНЬ


1.Дан прямоугольник:

Если его площадь принять за 100%, то площади других прямоугольников будут составлять:

а) ________% б) ________%


в) ______% г) _____%.

2. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положит на счет 800 руб. Сколько денег будет на этом счете через 2 года?


3. Число А больше числа Б на 20%. Какую часть от А составляет В?



3) 3 УРОВЕНЬ

1. Билет на концерт «Лучшее для шестиклассников» стоит 250 рублей ( для любого желающего). При коллективных заявках (более 10 человек) предоставляется скидка 30%. Какую сумму (в рублях) необходимо заплатить компании пятиклассников, состоящей из 10 детей и двух взрослых?

2. Таня ест пирожок. После первого откусывания масса пирожка уменьшилась на 20%, после второго откусывания, масса пирожка уменьшилась ещё на 20% и стала 128 г. Сколько весил пирожок в начале?











Список используемой литературы:

  1. Зотов Ю. Б. Организация современного урока: Кн. для учителя.

  2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. , Якир М.С., Вентана-Граф, 2018 г.

  3. Энциклопедический словарь юного математика. М: Педагогика, 1989.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!