СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол № 5 заседания МО учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протокол № 5 заседания МО учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Протокол № 5 заседания МО учителей начальных классов»

Протокол № 5

заседания МО учителей начальных классов

от 06 марта 2024 года

Руководитель МО: Е.Н. Григоренко

Секретарь: И.А. Рубан

Присутствовали: 5 человек

(учителя: начальных классов,

иностранного языка, физической культуры)

Отсутствовали: 0 человек

Повестка дня:

  1. О структуре современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновленного стандарта.

  2. О базовых образовательных технологиях.

  3. О проведении предметной недели в начальных классах.

  4. Об анализе дозировки домашней работы с целью выполнения требований СанПина. Проверка тетрадей по математике и русскому языку.

  5. Об анализе контрольных работ, итогов качества обучения и успеваемости учащихся начальных классов за III четверть.

  6. О новинках методической литературы по ФГОС.


1. Слушали: по первому вопросу слушали выступление учителя начальных классов Рыбалку С.В., которая рассказала присутствующим о том, что самое важное в деле новых ФГОС - это внутренняя убежденность в том, что требования стандарта - эта всего лишь… нормальная педагогика. Чтобы выполнить требования стандарта для учителя не нужно выдумывать критерии, инструкции, показатели. Нужно просто уметь учить, воспитывать, развивать детей и быть собой.

В структуру современного урока входят условия, факторы, средства обучения, необходимые для проведения урока. Определяется тип урока, цели, обучения, необходимые для проведения урока. Выбираются деятельность учителя и деятельность учащихся, методы, формы, планируемые результаты по ФГОС. Учитель при проектировании урока использует те элементы, которые ему нужны на конкретном уроке.

В свете современных требований структура урока должна быть представлена следующими пунктами:

• Цель урока.

• Мотив деятельности.

• Организация учебно-познавательной деятельности.

• Совместная деятельность учащихся.

• Индивидуальная работа учащихся.

• Регулятивные действия учащихся.

В первой пункте перечисляются все конкретные цели. Их сочетание конструируется учителем в зависимости от этапа обучения, специфики предметного содержания, уровня сформированности у учащихся необходимых учебных действий и операций. К целям современного урока можно отнести: 1) формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; 2) формирование алгоритмических действий: последовательности шагов при решении учебной задачи; 3) развитие оценки и самооценки действий; 4) стимулирование коммуникативных умений-действия рассуждения на основе сравнения.

Мотив деятельности - следующий структурный элемент современного урока. Мотив, как утверждают психологи, это то, что побуждает субъекта к действию. Это может быть идея, эмоциональное состояние. Деятельность не протекает без мотива, но он может скрыт от субъекта или наблюдателя, может быть единственным или выступать в совокупности с другими; осознаваться или навязывается со стороны. Учитель может использовать самые разные приемы становления мотивации: 1) рассмотреть интересный факт, описать событие, что повысит интерес к предстоящей деятельности; 2) предложить гипотезу, исследовательскую задачу, поиск ответа на которые, потребует инициативной самостоятельной деятельности учеников; 3) предлагать задачи с недостающими данными или наоборот с множеством данных, которые не имеют важного значения для решения той или иной учебной задачи; 4) представить школьникам неполный или альтернативный способ решения учебной деятельности; 5) создать ситуацию незнания, когда учебная задача из-за отсутствия у учащихся знаний не может быть решена.

В соответствии с целью обучения, выдвинутой в стандарте, специальным структурным элементом урока должна быть организационная деятельность. Это может быть поисково-исследовательская, игровая, творческая деятельность. Приоритетной целью поисково-исследовательской деятельности является формирование универсальных учебных действий. В ФГОС определены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностный УУД. Их универсальность означает независимость действия от предметного содержания, возможность применения освоенных операций в разных учебных и практических ситуациях. Планируя урок, учитель определяет те УУД, которые целесообразно формировать данным предметным содержанием. Поисково-исследовательская деятельность целесообразно использовать при коллективном создании алгоритма решения учебной задачи. Такая работа обеспечивает развитие учебной деятельности, позволяет отойти от репродуктивных приемов предъявления образца и формирует способность к построению обобщенного способа действий. Основа успешности школьника зависит от знания обучающимся алгоритма действия при решении любой учебной задачи. Суть учебной деятельности заключается в том, чтобы ученик сам конструировал пошаговые алгоритмические действия. При составлении алгоритмов учебных действий, необходимо учитывать следующие требования:

• каждый алгоритм должен иметь входные, промежуточные и выходные данные;

• определена последовательность шагов так, что каждый последующий шаг определяется предыдущим;

• алгоритм предполагает механизм реализации.

Игровая деятельность остается весьма актуальной деятельностью. В процессе игры, учащиеся познают мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, утверждают себя. На уроках можно применить дидактические, ролевые игры, игры-соревнования, творческие игры типа «Что? Где? Когда?» В старшей школе сюжетно-ролевая игра приобретает черты деловой. Деловые игры могут быть литературными, историческими, экономическими, физическими и т.д.

Следующим пунктом в структуре урока является совместная деятельность учащихся. Основными формами коллективного труда являются парная и групповая. Учащиеся при работе в парах и в группах, должны знать правила совместного учебного труда. Все функции совместной деятельности выполняют сами учащиеся, учитель руководит только косвенно. Использование таких форм ведет к возрастанию познавательной деятельности и творческой самостоятельности, способствует развитию объективной самооценки.

В результативном уроке должна отражаться и индивидуальная работа учащихся. Основные требования к организации индивидуальной работы таковы:

• определение индивидуальных целей задания;

• побуждение задания учащегося к постановке мини-целей и задач деятельности, построению ее алгоритма, контролю и результатов;

• соответствие задания реальному темпу деятельности ученика, особенностям его мыслительной деятельности;

• демонстрация результатов успешной работы по индивидуальным заданиям.

Индивидуальная работа с неуспешными учащимися строится на «зоне ближайшего» развития», а с успешными школьниками - на опережение.

«Посмотри со стороны» - так можно условно назвать компонент урока, нацеленный на формирования самоконтроля, самооценки, предпосылок рефлексивных качеств. В структуре урока по ФГОС определяется обязанность учителя использовать методы формирования этих регулятивных универсальных действий. Контролирующая деятельность состоит в ответе ученика на вопрос: знаю, зачем выполняю это задание; знаю, какой должен быть результат; знаю, как действовать; могу найти ошибки и установить трудности, преодолеть их. Для формирования оценочной деятельности используют следующие приемы:

• проведение минутки повторения;

• изучение задания на анализ и классификацию трудных вопросов в заданной работе;

• использование «остановки» в деятельности с целью анализа выполненной части работы;

• проведение перекрестной проверки учащимися проведенных работ;

• предоставление право учащемуся самому найти ошибки в своей работе.

Для планирования и ведения успешного урока, важно каждому учителю иметь соответствующее представление о наличии всех выше описанных структурных элементов урока.

1. Решили:

1. Планирование урока строить по современным требованиям. Использовать в своей работе памятки и рекомендации для учителей.

2. При планировании урока учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.

2. Слушали: по второму вопросу выступила учитель начальных классов Рубан И.А., она отметила, что обновленные стандарты нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которые можно получить только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий.

В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:

• Информационно – коммуникационная технология; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

• Технология развития критического мышления

• Проектная технология

• Технология развивающего обучения

• Здоровьесберегающие технологии

• Игровые технологии

• Модульная технология

• Технология мастерских

• Кейс – технология

• Технология интегрированного обучения

• Педагогика сотрудничества.

• Технологии уровневой дифференциации

• Групповые технологии.

• Традиционные технологии (классно-урочная система)

Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

• открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,

• инструменты «взрослой» информационной деятельности,

• среда информационной поддержки учебного процесса,

• гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

• современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:

• формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;

• освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане приращённого знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Основные методические приемы развития критического мышления, которые я использую на уроках:

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Приём «Корзина идей»

6. Приём «Составление синквейнов»

7. Метод контрольных вопросов

8. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

9. Круги по воде

10. Да - нет

11. Приём «Чтение с остановками»

12. Приём « Взаимоопрос»

13. Приём «Перепутанные логические цепочки»

Проектная технология.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

2. Формулирование цели и задач деятельности.

3. Составление плана и программы.

4. Выполнение плана.

5. Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Технология развивающего обучения.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

• строят гипотезу,

• намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

• аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Игровые технологии.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась.

В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются не имитационные игры. Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

• стимулируется познавательная деятельность

• активизируется мыслительная деятельность

• самопроизвольно запоминаются сведения

• формируется ассоциативное запоминание

• усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

2. Решили:

1. Принять информацию к сведению.

2. Применять базовые образовательные технологии в своей работе. 


3. Слушали: Григоренко Е.Н. (руководитель МО учителей начальных классов), она сообщила о проведении предметной недели в начальной школе в марте 2023/2024 уч. года и предложила провести ее с 25 марта по 29 марта.

3. Решили:

1. Провести предметную неделю в начальной школе 25-29 марта 2024г.


4. Слушали: Григоренко Е.Н. (руководитель МО учителей начальных классов), она отметила, что в ходе проверки тетрадей по русскому языку и математике было установлено: домашние задания не превышают допустимый объём: требуют выполнения 1, 2 упражнений. Объём домашних заданий увеличивается по ступеням обучения, что соответствует требованиям к организации домашнего задания, нормам СанПиНа. Объём домашних заданий по отношению к затратам времени находится на оптимально допустимом уровне и соответствует требованиям УМК, по которым осуществляется обучение. Домашние задания способствуют развитию обучающихся, закреплению пройденного на уроке материала. Учителя используют дифференцированный подход, разноуровневую систему при дозировании домашних заданий. Некоторым обучающимся рекомендуется выполнение индивидуальных домашних заданий.

4. Решили:

1. Дозировка домашнего задания соответствует нормам СанПина.

2. Учителям начальных классов использовать дифференцированный подход, разноуровневую систему при дозировании домашних заданий.


5. Слушали: учителей начальных классов, которые обсудили результаты итоговых контрольных работ учащихся 3-4 классов за III четверть. Проанализировали успеваемость по классам и объективность выставления отметок. Уточнили список детей, которые нуждаются в индивидуальной работе.

5. Решили: обратить внимание на объективность выставления четвертных отметок, откорректировать план работы с детьми, которые нуждаются в индивидуальной работе.


6. Слушали: учителей начальных классов.

6. Решили: изучать новинки в методической литературе по ФГОС в целях совершенствования педагогической деятельности.

Руководитель МО Е.Н. Григоренко

Секретарь И.А. Рубан








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!