СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Просветительская и профилактическая работа педагога-психолога с педагогами ( в форме мозгового штурма). "Формы и стратегии решения и завершения конфликта".

Нажмите, чтобы узнать подробности

http://www.myshared.ru/slide/1344256/

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности  педагогов в области конфликтологии.

 

Задачи:

- уточнить знаний педагогов о понятии «конфликт» и его проявлений;

- активизировать знания педагогов о конструктивных и деструктивных функциях конфликта;

- совершенствование умения различать стили (стратегии) поведения человека в конфликте;

- повысить уровень умения  конструктивного общения;

- дать новые знания о формах завершения конфликтов;

- сплочение коллектива, создание, положительногопсихоэмоционального контакта, повышение самооценки участников;

- профилактика физического и психоэмоционального напряжения;

- активизация творческий потенциал педагогов при показе инсценировок.

Просмотр содержимого документа
«Просветительская и профилактическая работа педагога-психолога с педагогами ( в форме мозгового штурма). "Формы и стратегии решения и завершения конфликта".»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 29 «ЧЕБУРАШКА»

ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

297400, Российская Федерация Республики Крым, город Евпатория, улица Некрасова, дом 100

электронный адрес: [email protected]

контактный телефон (36569)54778



Выступление педагога - психолога Назарчук Наталии Петровны

перед педагогами

(Просветительская и профилактическая работа)



Дата проведения: 15.02.2017г. Время проведения: 13.00





















МОЗГОВОЙ ШТУРМ



«Формы и стратегии решения и завершения конфликта».













































2016-2017 уч. г.

г. Евпатория







План.

  1. Упражнение «Клубочек».

  2. Мозговой штурм для педагогов. Входное анкетирование воспитателей.

  3. Упражнение «Хорошо – плохо».

  4. Упражнение «На узеньком мосту»

  5. Презентация педагога-психолога.

(рекомендации по конструктивному общению…, формы завершения конфликта).

  1. Антистрессовое упражнение «Стирание» конфликтной ситуации.

  2. Рефлексия.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области конфликтологии.



Задачи:

- уточнить знаний педагогов о понятии «конфликт» и его проявлений;

- активизировать знания педагогов о конструктивных и деструктивных функциях конфликта;

- совершенствование умения различать стили (стратегии) поведения человека в конфликте;

- повысить уровень умения конструктивного общения;

- дать новые знания о формах завершения конфликтов;

- сплочение коллектива, создание, положительногопсихоэмоционального контакта, повышение самооценки участников;

- профилактика физического и психоэмоционального напряжения;

- активизация творческий потенциал педагогов при показе инсценировок.



1. Упражнение «Клубочек».

Цель упражнения:сплочение коллектива, создания положительного психоэмоционального контакта, повышение самооценки участников.

Участники стоят в кругу. Предавая клубок ниток, здороваются с соседом,называя его по имени и отчеству и говорят, что очень рады его видеть. Передавая клубок, в руках остаётся нить. В конце упражнения все участники объединены нитью.



2. Мозговой штурм для педагогов. Входное анкетирование воспитателей.

Цель упражнения : уточнение знаний педагогов о понятии «конфликт» и его проявлений. Активизация знания педагогов о конструктивных и деструктивных функциях конфликта.

Приложение №1.



3. Упражнение «Хорошо-плохо».

Цель упражнения: уточнение и расширение знаний педагогов о проявлении и возникновении конфликтов.Теоретическое обоснование и уточнить знаний педагогов о понятии «конфликт».

Активизация знания педагогов о конструктивных и деструктивных функциях конфликта.



Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т. д.

1. Как вы думаете, чему учит это упражнение?

В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?



Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Н. В. Клюева предлагает характеристику конфликта:



Конструктивные стороны конфликта:

• Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом



Деструктивные стороны конфликта:

• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

• Представление о победителях или побежденных как о врагах.

• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.



80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.



4. Упражнение «На узеньком мосту»

Цель упражнения:совершенствование умения педагогов различать стили (стратегии) поведения человека в конфликте. Активизация творческого потенциала педагогов при показе инсценировок.



Выделяют пять основных форм(стратегий) взаимодействия в конфликтной ситуации:



Противодействие – ориентация на собственные цели без учета целей партнера по общению;

Приспособление – предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера;

Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей;

Компромисс – реализуется в частном достижении целей партнера ради условного равенства;

Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.



Какая существенная разница между компромиссом и сотрудничеством? Какая из стратегий наиболее благоприятна при решении конфликтных ситуаций?



Ведущий предлагает смоделировать игровую ситуацию конфликта. На узком длинном мосту встречаются два человека. Каждому нужно попасть на свой берег как можно быстрее. Внизу течет глубокая полноводная река. Выбираются два добровольца и выходят из аудитории. Они договариваются между собой о моделировании какой-то стратегии поведения в конфликтной ситуации и демонстрируют ее. Участники угадывают, какая стратегия была изображена.



1. Какие стратегии поведения позволили решить конфликтную ситуацию и почему?



2. Какие стратегии поведения Вы чаще используете в жизни?





5. Презентация педагога-психолога.

(рекомендации по конструктивному общению…, формы завершения конфликта).

Цель: повысить уровень умения конструктивного общения; дать новые знания о формах завершения конфликтов;

Основное содержание технологии конструктивного – общения в конфликтном взаимодействии чаще всего сводится к соблюдению правил и норм общения.



Современными психологами предлагаются некоторые рекомендации, которые помогут направить непростые отношения между оппонентами в правильное русло:



  • желательно концентрировать внимание на собеседнике, на содержание его сообщения;

  • необходимо уточнять, правильно ли вы поняли суть его информации, а так же её отдельные составляющие и детали;

  • желательно возвращать собеседнику в перефразированной форме суть воспринятой информации;

  • в процессе восприятия информации желательно не перебивать того, кто говорит, не давать советов, не критиковать, не оценивать, не отвлекаться и тому подобное. Это можно делать только по получении информации и её уточнении;

  • желательно добиваться, что бы вас услышали и поняли. Помните последовательность предоставления и получения информации. Не удостоверившись в точности принятия информации другой стороной, не переходите к новой информации;

  • Стоит поддерживать атмосферу доверия, взаимного уважения, проявлять сочувствие (эмпатию) к собеседнику;

  • Желательно использовать невербальные средства коммуникации: частый контакт глазами; кивок головой в подтверждение, понимание и предоставление обратной связи; применение диалогических приёмов обратной связи.

  • Умение отключаться и ставить эмоциональные барьеры в случае, если конфликты людей носят открыто-агрессивный характер.



Для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении "я-высказываний" – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.



Принципы, на которых строятся "я-высказывания":

– безоценочное описание действий, что совершил этот человек (не стоит: "ты пришел поздно", желательно: "ты пришел в 12 ночи");

– ваши ожидания (не стоит: "ты не вывел собаку", желательно: "я надеялся, что ты выведешь собаку");

– описание своих чувств (не стоит: "ты меня раздражаешь, когда делаешь это", желательно: "когда ты делаешь это, я испытываю раздражение");

– описание желаемого поведения (не стоит: "ты никогда не звонишь", желательно: "мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься").



Разыгрывание сценки на отработку «Я высказываний»



Вызываются три добровольца. Разыгрывается сценка на проблемную тему, например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам. Один из участников – опаздывающий друг, другие участники высказывают свое недовольство, один без использования Я-высказываний, другой – с использованием.

1. Какой способ оказался наиболее эффективным?

2. Какие чувства испытал «опаздывающий друг» в первой и второй ситуации?



Формы завершения конфликта



Разрешение конфликта - это совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

Урегулирование конфликта- это деятельность третьей стороны по устранению противоречия.

Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта.

Устранение конфликта – это ликвидирование основных структурных элементов конфликта.



Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов

  • Прекращение конфликтного взаимодействия

  • Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения

  • Снижение интенсивности негативных эмоций

  • Отсутствие стремления видеть в оппоненте врага, противника

  • Уменьшение негативных эмоций противоположной стороны

  • Объективное обсуждение проблемы

  • Выбор оптимальной стратегии разрешения



6. Антистрессовое упражнение «Стирание» конфликтной ситуации.

Цель упражнения: профилактика физического и психоэмоционального напряжения педагогов.

Сядьте по - удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Теперь нужно произвести проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» ее до полного исчезновения.



Через некоторое время методику можно повторить.



В результате выполнения антистрессовых упражнений происходит адаптация к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.



Подведение итогов. Рефлексия.



Итак, сегодня мы поговорили о конфликтах, выяснили, что конфликты имеют не только отрицательные, но и положительные стороны. Узнали о стратегиях, которые принимают люди в конфликтных ситуациях. Обсудили способы поведения в конфликтах.



1. Была ли информация новой для вас?

2. Что возьмете с собой, выходя из аудитории?

3. С чем категорически не согласны?





Приложение №1

(Просветительская и

профилактическая работа

педагога-психолога

05.02.2017г)



Анкетирование педагогов в рамках психологического просвещения.



  1. «Конфликт» - что это:__________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

  1. Укажите несколько конструктивных функций конфликта:______________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________;



  1. Укажите несколько деструктивныхпоследствий конфликта:______________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________;



  1. Укажите несколько знакомых вам стилей (стратегии) поведения в конфликте:_____________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________;

















Приложение №2

(Просветительская и

профилактическая работа

педагога-психолога

05.02.2017г.)

Основное содержание технологии конструктивного – общения в конфликтном взаимодействии чаще всего сводится к соблюдению правил и норм общения.



Современными психологами предлагаются некоторые рекомендации, которые помогут направить непростые отношения между оппонентами в правильное русло:



  • желательно концентрировать внимание на собеседнике, на содержание его сообщения;

  • необходимо уточнять, правильно ли вы поняли суть его информации, а так же её отдельные составляющие и детали;

  • желательно возвращать собеседнику в перефразированной форме суть воспринятой информации;

  • в процессе восприятия информации желательно не перебивать того, кто говорит, не давать советов, не критиковать, не оценивать, не отвлекаться и тому подобное. Это можно делать только по получении информации и её уточнении;

  • желательно добиваться, что бы вас услышали и поняли. Помните последовательность предоставления и получения информации. Не удостоверившись в точности принятия информации другой стороной, не переходите к новой информации;

  • Стоит поддерживать атмосферу доверия, взаимного уважения, проявлять сочувствие (эмпатию) к собеседнику;

  • Желательно использовать невербальные средства коммуникации: частый контакт глазами; кивок головой в подтверждение, понимание и предоставление обратной связи; применение диалогических приёмов обратной связи.

  • Умение отключаться и ставить эмоциональные барьеры в случае, если конфликты людей носят открыто-агрессивный характер.





































Подготовил и провёл:

педагог-психолог МБДОУ Н. П. Назарчук

«ДС №29 «Чебурашка»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!