Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Доска ( оборудование) | |
Прием формального целеполагания –незнаем-узнаем | § 25. Тема урока: «Просвещенный абсолютизм». Изучали ли мы ранее это явление? Какова будет цель нашего урока? | Записывают тему Нет, не знаем… Изучить понятие (явление…) (Узнать что такое ) Просвещенный абсолютизм. | Тема записана на доске | |
Планирование деятельности по открытию нового знания. | Вспомните, какой алгоритм (вопросы) помогают нам при изучении нового исторического явления, события? | Что? (суть понятия, явления). Кто? (персоны, страны, слои населения), Где? (страны, стороны, место события). Когда? Как? Какие события? Почему? (причины). Зачем? (С какой целью). Итоги. Последствия. | На доске после озвуч. детьми | |
| Не читая текст Посмотрите внимательно структуру §, иллюстрации, название разделов, ленту времени. Личности (выделено жирным шрифтом) | На какие вопросы мы сразу сможем дать ответ. | Когда Сер. XVIIв Где? Европе Кто? Франция, Германия, Людовик, Фридрих | |
Создание проблемной ситуации для постановки проблемы урока. Через актуализацию знаний. Прием – знаем-незнаем. Понимаем – (риторика) Формулирование проблемы Выдвижение и гипотезы Корректировка гипотезы Проверка гипотез Открытие нового знания | Если мы впервые встречаем, какое либо понятие, какой источник поможет нам дать определение? | Словарь…. Но там его нет. Значит, основным источником станет текст параграфа. | | |
Работа с пониманием названия: Обратите внимание на структуру понятия, что вы заметили? | Понятие состоит из двух терминов (слов)… Просвещенный (просвещение) Абсолютизм (абсолютная монархия) | | |
Вариант - Действительно название темы (новое понятие) состоит из двух уже знакомых нам терминов. Вариант – Какой метод можно применить для понимания темы? Вариант - Давайте попробуем применить для понимания темы прием риторики, попробуем дать определение новому понятию через синтез двух уже известных понятий? Что для этого нужно сделать? | 2 Ребенка на оценку дают определения двух понятий. Фиксируя на доске сказанное. Самооценка. Сравнение с определением данным учителем. | Фиксируется на доске, на учительском варианте выделен минимум и программа | |
Просвещение Европейское философское течение XVIIIв *мир устроен по Законам Разума (рационален) Новая картина мира. *мир познаваем *мир изменяем (общественный прогресс) *Свобода совести Разное отношение к богу *естественные права (все равны от рождения, свободны и имеют право быть счастливыми) *разделение властей (законодательная, судебная, исполнительная) *общественное благо… *гос-во – общественный договор. *невмешательство в экономику… | Абсолютизм Форма правления. Наследственная монархия. *Ничем не ограниченная власть короля, *судебная, законодательная и исполнительная власть в одних руках. *Возникает на переходном этапе от аграрного общества к индустриальному. *опирается на бюрократический аппарат, * сильную регулярную армию *финансы буржуазии *политическая поддержка крупных землевладельцев * пенициарная система | |
Какое вы заметили противоречие в этих понятиях? Какой возникает вопрос??? | - == и ничем неограниченная власть Разделение властей и нераздельная власть… Проблема??? Как можно совместить идеи П и А монархии?? Можно ли на практике это реализовать? Частично….. Что же такое ПА??? идеал или реальность…. | Ключевые противоречия выделяются маркером на плакате с определением. Проблема? | |
Из заголовков следует, что такое явление существовало в Европейских странах. Как вы думаете это понятие определяет форму правления, философию, политический идеал или политическую программу? Как все таки можно совместить идеи П и А? выделить общее. Попытайтесь предложить свою версию, что это такое, опираясь на определения составляющих терминов | Учащиеся могут назвать как утвердительный ответ, так и отрицательный. При синтезе обращаться к определениям на доске… | Гипотезы фиксируются на доске…. | |
Давайте проверим ваши предположения. Откройте и прочитайте учебник на стр. 217-218 (1 абзац). Продолжите фразу: Просвещенный абсолютизм — это политика …своими словами. Разные варианты … На какой вопрос мы ответили??? | Понимающее комментирующее чтение. Диалог с авторами. Предполагаемый ответ: (компрессия) просвещенный абсолютизм – это политика абсолютных монархов в ряде европейских стран, направленная на создание «всеобщего блага». ЧТО такое (определение) ПА ??? | Просветительские реформы * Перестройка общественной жизни – на основании «Закона разума»: *распространение образования (доступность, создание новых учебных заведений), *Распространение новых знаний (энциклопедия) | |
Взглядам, какого философа эпохи просвещения это более всего соответствует. | Вольтер, желательно цитата текста или док-та | | |
Монархов, которые проводили данную политику, называют просвещенными монархами. Каких монархов можно назвать просвещенными? Приведите примеры и объясните, почему вы так считаете? На какие вопросы мы ответили | Карл III – испанский король, например, прекратил инквизиторские костры, имущество монастырей было направлено на создание бесплатных школ. Австрийский император Иосиф II отменил крепостное право в Венгрии и оставил за крестьянами их общинные земли. КАК и КТО | | |
Познакомьтесь с завещанием Фридриха II стр. 227. Как вы считаете, можно ли его назвать просвещенным монархом? Выполните задание к документу. | Да, можно («Я жил философом», «никогда общественные доходы не поступали в мое личное пользование», «управление не нарушает покоя моей совести») Вольтер должен был быть доволен своим учеником Однако Вольтер высмеял Прусские порядки…. | Фридриха II – просвещенный монарх???? | |
| | | | |
| |