СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI вв. (Конспект урока. 6 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. Образовательные. Рассмотреть основные направления литературы, народного творчества. Выявить тенденции развития системы просвещения. Запомнить выдающихся деятелей рассматриваемого периода. 2. Развивающие. Продолжать формирование навыка с историческим документом, иллюстрациями; делать выводы; сравнивать односложные исторические явления. 3. Воспитательные. Воспитывать чувство прекрасного, уважительное отношение  к родной культуре. Вырабатывать прилежность у учащихся. Тип урока: комбинированный. Оборудование: учебник, иллюстрации, исторический документ, доска, мел, ноутбук, слайды, ученическая тетрадь. План: 1. Особенности развития русской культуры 2. Просвещение. Начало книгопечатания. 3. Устное народное творчество. Литература. 4. Развитие литературы в  XVIв.                                                                                              Ход:                                                                                                 I                                                                         Организационный момент Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.                                                                                               II                                                                        Проверка домашнего задания. Вопросы для устного ответа: 1. Каковы были причины введение в стране опричных порядков? 2. В чем заключалась суть и цель опричнины? 3. Назовите итоги опричнины 4. Назовите итоги царствования Ивана  IV. Работа по карточкам. Карточка 1. 1. Укажите хронологические рамки опричнины. а) 1564 - 1572гг    б)1563 - 1574 гг.    в) 1560 - 1571 гг. 2. Отметьте итоги опричнины. а. усиление военной мощи страны.             б) разорение и хозяйственный упадок. в. усиление деспотической власти г) развитие представительных органов власти.  

Просмотр содержимого документа
«Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI вв. (Конспект урока. 6 класс)»

6 класс
История России

Тема: " Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI вв."

Цели:
1. Образовательные. Рассмотреть основные направления литературы, народного творчества. Выявить тенденции развития системы просвещения. Запомнить выдающихся деятелей рассматриваемого периода.
2. Развивающие. Продолжать формирование навыка с историческим документом, иллюстрациями; делать выводы; сравнивать односложные исторические явления.
3. Воспитательные. Воспитывать чувство прекрасного, уважительное отношение к родной культуре. Вырабатывать прилежность у учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, иллюстрации, исторический документ, доска, мел, ноутбук, слайды, ученическая тетрадь.

План:
1. Особенности развития русской культуры
2. Просвещение. Начало книгопечатания.
3. Устное народное творчество. Литература.
4. Развитие литературы в XVIв.
Ход:
I
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II
Проверка домашнего задания.
Вопросы для устного ответа:
1. Каковы были причины введение в стране опричных порядков?
2. В чем заключалась суть и цель опричнины?
3. Назовите итоги опричнины
4. Назовите итоги царствования Ивана IV.

Работа по карточкам.
Карточка 1.
1. Укажите хронологические рамки опричнины.
а) 1564 - 1572гг б)1563 - 1574 гг. в) 1560 - 1571 гг.
2. Отметьте итоги опричнины.
а. усиление военной мощи страны. б) разорение и хозяйственный упадок.
в. усиление деспотической власти г) развитие представительных органов власти.

Карточка 2. Прочитайте фрагмент записок иностранного путешественника и ответьте: в чём была суть нового порядка?
"Челобитье же архиепископов и епископов государь принял с тем, что будет на своих изменников и ослушников опалы класть, а иных казнить и имущество себе забирать... И повелел царь на своих обиход взять города и волости и поставить у себя в опричнине князей, и дворян.... и детей боярских... поместья им даавал в тех городах, которые взял в опричнину. А вотчинников и помещиков велел их опричных городов вывезти и дать им земли иных городах. Государством же своим Московским - воинством, и судом, и управой, и делами всякими земскими - приказал ведать боярам своим, которым велел быть в земских".

Карточка 3.
Развёрнуто ответьте на вопросы.
1. Почему царь в одном из своих писем написал, что не держит гнева на купцов и горожан, а "опалу положил на бояр"?
2. Каковы были итоги опричнины?
III
Изучение нового материала
1. Особенности развития русской культуры.

-Хозяйственное восстановление сопровождалось культурным возрождением.
- главная идея - идея единства
-преодоление культурной разобщенности
- постепенное налаживание контактов с другими государствами.

2. Просвещение. Начало книгопечатания.
С
XIVв - ввоз бумаги для письма
"+" удобнее бересты и дешевле пергамента = рост книгопечатания дешевизна книг.
- вместо устава "полуустав"
Полуустав - более беглое и свободное письмо.
-монастыри - центры книгопечатания. (князья так же часто обладали собственными мастерскими).
XVIв - начало российского книгопечатания.
1564г. - "Апостол" (первая печатная книга на Руси)
1565г - "Часословец" - первая грамота.
? классу
Как вы думаете, какое значение для Руси могло иметь развитие книгопечатания?
(Ответ: печатные книги были значительно дешевле рукописных, т.к. для их производства требовалось меньше усилий. Поэтому они были доступнее людям. Это постепенно приводило к повышению уровня грамотности русского народа).

3. Устное народное творчество. Литература

Направление

Характеристика

Устное народное творчество

Героический былинный эпос

- идея объединения и борьбы с поработителями, обращение к прошлому страны, русским традициям.
- наиболее популярными героями были Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаевич, Садко.(картина)

Исторические песни

- герои - простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с захватчиками
Пример:

1. Песня об Авдотье Рязаночке (песнь о простой женщине, которая освобождает из полона жителей Рязани и возрождает город).

2. Песня о Щелкане Дудентьевиче. (отклик на восстание жителей Твери против баскака)
3. Песни о Иване IV ( народ одобрял борьбу царя с боярами, его стремлением укрепить царскую власть, но осуждал за жестокость к простым людям)
4. Цикл песен о присоединении Сибири и о Ермаке (картина)

Литература

Воинская повесть

В основе произведений жанра лежат конкретные исторические факты, а персонажи - реальные люди.
-"Повесть о разорении Рязани Батыем"
Победа на Куликовском поле привела к подъёму патриотического настроя, придала уверенности в своих силах.
поэма "Задонщина" - Сафоний Рязанец.
" Сказание о Мамаевом побоище" ( (автор проклинает Мамая. Гневно осуждает поведения рязанского князя Олега, обвиняя его в "скудности ума в голове". Сказание воспевает князя Дмитрия Ивановича)

Хождения.

Хождение - это путевые заметки.
"Хождение за три моря". - Афанасий Никитин.
-русский купец повествует путешествиях по С.Кавказу, Ирану, Индии.

Общерусское летописание

- возрождается в XV веке.
-Троицкая летопись
-ок. 1418г - составление новой летописи при участии митрополита Фотия. (главная идея состоит в союзе московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси)

Развитие литературы в XVIв.

Сказания

Основная тема - укрепление великокняжеской, а затем и царской власти.
"Сказания о князьях владимирских".

Публицистика

- это новый литературный жанр.
Иван Семёнович Пересветов ( в своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавие, опирающегося на дворянство.)
А.М. Курбский - "Истории о великом князе московском" и послания Ивану Грозному.
-считал наилучшей форму правления, при которой монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. (Работа с историческим документом)


Исторический документ "Домострой"
"О любви к отцу и матери"
"... Если кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или ругает их. тот перед богом грешен и проклят людьми; ... ибо написано "Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит".
... Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети: не забывайте труда отца и матери, которые овас заботились, и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас. Не гоори много: "Оказал им добро одежой и пищей и всем необходимым", - этим ты ещё не избавлен от них, ибо не сможешь их породить и заботится так, как они о тебе; вот почему со страхом служил им раболеплю, тогда от бога примете дар и вечную жизнь получите, как исполняющие заповедь его".
1. Выявите основную идею прочитанного отрывка "Домостроя".
2. Чему учит данное произведение?

Исторический документ "Письма князя Курбского Ивану Грозному".
Первое послание Ивана Грозного Курбскому

(перевод)
Благочестиваго Великого Государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея Русии послание во все его Великие Росии государство на крестопреступников, князя Андрея Михаиловича Курбского с товарищи о их измене
Бог наш Троице. ...Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда? Даже если ты приобретешь весь мир, смерть напоследок все равно похитит тебя... 
Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и телом! ...В том ли твое благочестие, что ты погубил себя из-за своего себялюбия, а не ради бога? Могут же догадаться находящиеся возле тебя и способные к размышлению, что в тебе злобесный яд: ты бежал не от смерти, а ради славы в этой кратковременной и скоротекущей жизни и богатства ради. Если же ты, по твоим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно погибнуть, ибо это не смерть, а воздаяние? В конце концов все равно умрешь. (5 июля 1564 г.).


Второе послание Андрея Курбского Ивану Грозному
И еще к тому же меня, человека, уже совсем смирявшегося, в странствиях много перенесшего и несправедливо изгнанного, к тому же и много грешного, но имеющего чуткое сердце и в письме искусного, так осудительно и так шумливо, не дожидаясь суда божьего, порицать и так мне грозить! И вместо того чтобы утешить меня, пребывающего во многих печалях, словно забыл ты и презрел пророка, говорящего: «Не оскорбляй мужа в беде его, и так достаточно ему», твое величество ко мне, неповинному изгнаннику, с такими словами вместо утешения обратилось. Да будет за то это бог тебе судьей. И так жестоко грызть за глаза невинного мужа, с юных лет бывшего слугой твоим! ... А хотел, царь, ответить на каждое твое слово и мог бы написать не хуже тебя, ибо по благодати Христа моего овладел по мере способностей своих слогом древних, уже на старости здесь обучился ему: но удержал руку свою с пером, потому что, как и в прежнем своем послании, писал тебе, возлагаю все на божий суд: и размыслил я и решил, что лучше здесь промолчать, а там дерзнуть возгласить перед престолом Христа моего вместе со всеми замученными тобою и изгнанными, как и Соломон говорит: «Тогда предстанут праведники перед лицом мучителей своих», тогда, когда Христос придет судить, и станут смело обличать мучивших и оскорблявших их, и, как и сам знаешь, не будет лицеприятия на суде том, но каждому человеку прямодушие его или коварство предъявлены будут, а вместо свидетелей собственная совесть каждого провозгласит в засвидетельствует истину. А кроме того, скажу, что не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам, а тем более стыдно нам, христианам, извергать из уст грубые и гневные слова, о чем я тебе не раз говорил и раньше. Лучше, подумал я, возложить надежду свою на всемогущего бога, в трех лицах прославляемого, ибо ему открыта моя душа и видит он, что чувствую я себя ни в чем перед тобой не виноватым. А посему подождем немного, так как верую, что мы с тобой близко, у самого порога ожидаем пришествия надежды нашей христианской — господа бога, Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.


Вопросы к документу:
1. Как Князь Курбский относится к политике Ивана Грозного? Что не приемлет?



Картина И.Е. Репина - Садко

Картина "Ермак покоряет Сибирь" - В. Суриков
(демонстрация картин производится по ходу изложения материала)

IV
Закрепление.

1.Перечислите основные особенности развития русской культуры?
2. Как развивалось в этот период книжное дело?
3. Каково значение начала книгопечатания?
4. Какие традиции устного народного творчества сохранились в XV - XVIв?
5. Что появилось нового?
6. Какие жанры и идеи были характерны для литературы рассматриваемого периода?
7. Какие изменения происходят в литературе XVIв?
V
Домашнее задание

параграф 26.
Сообщения. 1. Феован Грек. Жизнь. Творчество.
2. Андрей Рублёв. "Троица"
VI
Подведение итогов

Комментированное выставление оценок за работу на уроке.
Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!