СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Просвещение и наука во второй половине 19 века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Просвещение и наука во второй половине 19 века»

   

Тема: «Просвещение и наука»

Ц Цель: : познакомить учащихся с системой образования и достижениями учёных во второй половине XIX века.

Задачи:

  1. Сформировать представление о просвещении во второй половине XIX века;

  2. Рассмотреть трудности и успехи в развитии образования, уровень грамотности населения России;

  3. Рассказать об успехах естественных наук во второй половине XIX века, практическом применении научных достижений;

  4. Рассмотреть направления экспедиций и исследований русских путешественников;

  5. Рассказать о развитии русской исторической науки.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь анализировать развитие системы образования и науки во второй половине XIX века; уметь работать с историческим документом и литературными текстами; уметь ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия; продолжат изучать принцип работы с учебником, в тексте которого встречаются дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии и участия в эвристической беседе.

Формируемые УУД:

Предметныезнать термины: «классические гимназии», «реальные гимназии»; рассмотреть особенности развития системы образования и науки во второй половине XIX века; ставить и разрешать проблемы, развивать умения строить аналогии, систематизировать информацию.

Метапредметные:

  1. коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму;

  2. регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий;

  3. познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

  4. личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Оборудование: учебник, портреты учёных России второй половины XIX в.

Тип уроков: практикум

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

В Казанской губернии в начале 1860-х гг. выписывалось 1800 экземпляров газет и журналов. По сословиям подписка распределялась следующим образом: дворяне – 625 экз.; присутственные (казённые) места – 465; купцы – 440; духовенство – 205; мещане – 50; крестьяне – 15 экз.

- Проанализируйте эти данные.

Поразмышляем над этим вопросом.

Проблемное задание:

Среди окончивших классические гимназии в 1879-1881 гг. более половины были 19-20 лет от роду; более четверти – 21 года.

- Ребята, подумайте, почему выпускники гимназий были столь великовозрастными?

  1. Введение в новый материал.

В первой половине XIX века образование носило сословный характер. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширять образование. Образование помещичьих крестьян целиком зависело от помещиков, которые не были заинтересованы в крестьянском образовании.

Работа по теме урока.

С отменой крепостного права возникла необходимость в проведении реформы образования.

- Давайте подумаем, почему?

В 1860-е гг. в России были проведены реформы в области образования.

Творческое задание:

Изучение нового материала осуществляется в ходе практической работы. Учащиеся делятся на 4 группы и, самостоятельно прочитав текст параграфа и исторические документы, выполняют задания.

1 группа: работает с материалом о реформе системы образования и отвечает на вопросы:

- Кто обучался в школах во второй половине XIX века?

- Какие типы учебных заведений существовали в это время?

- В чём было отличие между церковно-приходской, земской школами, классической и реальной гимназиями?

- Какие предметы изучались в данных учебных заведениях?

- Когда был издан «циркуляр о кухаркиных детях»? Какова была цель этого документа?

- Назовите особенности высшего образования в России.

2 группа: работает с материалом о грамотности России:

По первой всероссийской переписи 1897 г. уровень грамотности составил:

- Сделайте на основе статистических данных вывод о состоянии образования в России?

- Почему уровень грамотности ограничивался только начальной школой?

- Почему уровень грамотности у мужчин был выше, чем у женщин?

3 группа: работает с иллюстрацией – репродукцией Н.П. Богданова – Бельского «Дети на уроке» и отвечают на вопросе:

- Где происходит обучение детей?

- Какие дети здесь учатся?

- Предположите, в какой именно школе идёт обучение?

- Какие особенности организации начального образования здесь отражены?

4 группа: работает со стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник» и отвечают на вопросы:


- Какие трудности были в обучении у крестьянских детей?

- Какие учебные заведения должен окончить школьник из стихотворения, чтобы поступить в университет?

- О каком архангельском мужике идёт речь?

- Какую роль он сыграл для развития отечественной науки?

Вторая половина XIX века ознаменовалась развитием отечественной науки.

Творческое задание:

Изучение нового материала осуществляется в ходе практической работы. Учащиеся делятся на 4 группы и, самостоятельно прочитав текст параграфа и исторические документы, выполняют задания.

1 группа: работает с материалами о развитии естественных наук в России во второй половине XIX в. и заполняет таблицу:

2 группа: работает с материалами о развитии русской исторической науки и заполняет таблицу:

3 группа: работает с материалами о русских путешественниках второй половины XIX века и заполняет таблицу:



4 группа: работает с материалом о вкладе русской науки в мировую науку второй половины XIX века и заполняет схему:








  1. Рефлексия.

Составьте на выбор синквейн с понятием «образование» (или «наука»), применительно к образованию (науке) России второй половины XIX века:

первое слово – существительное, определяющее суть синквейна;

- второе и третье слово – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

- четвёртое, пятое и шестое слова – 3 глагола, отражающие действие понятия;

- новая строка – краткое предложение, отражающее отношение ученика к данной проблеме;

- последнее – одно слово (существительное), выражающее чувства и ассоциации учащегося, связанные с данным понятием.

  1. Подведение итогов.

- Назовите характерные черты развития просвещения в России во второй половине XIX века.

- Что было нового в развитии науки России во второй половине XIX века?

Учитель подводит итоги работы на уроке, используя ответы учеников на поставленные вопросы и проблемные задачи в ходе урока.


Домашнее задание: пересказ параграфа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!