СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простые упражнения в работе с не простыми детьми в школе – работа педагога-психолога с детьми овз

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы с детьми ОВЗ на коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога в школе, как способ повышения мотивации к занятиям, доброжелательного отношения к окружающему миру и  развития их особых образовательных потребностей.

Просмотр содержимого документа
«Простые упражнения в работе с не простыми детьми в школе – работа педагога-психолога с детьми овз»

ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ

С НЕ ПРОСТЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ –

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ОВЗ


Онуфриева Екатерина Сергеевна, педагог-психолог

МБОУ СШ № 27 им. А.Б. Ступникова, г. Красноярск

e-mail: onukas1986@rambler.ru


Аннотация. В статье описан опыт работы с детьми ОВЗ на коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога в школе, как способ повышения мотивации к занятиям, доброжелательного отношения к окружающему миру и развития их особых образовательных потребностей.

Ключевые слова: расширение технологий сопровождения детей ОВЗ, на основе выделения общих особенностей их развития.

Тема обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Ребят со статусом ОВЗ с каждым годом становится все больше и больше, расширяется нозология обучающихся, что влечет к расширению условий обучения и технологий сопровождения таких детей. Под технологией обучения, понимается комплекс взаимосвязанных форм, методов, приемов и средств обучения, направленный на формирование у субъекта обучения знаний, умений и навыков, необходимых для освоения конкретной учебной задачи. [1]

Несмотря на увеличение вариантов сопровождения обучающихся с ОВЗ, у детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить общие особенности развития, к которым традиционно относятся затруднения в восприятии, хранении, переработке информации, нарушения или трудности речевого развития, снижение динамики психических процессов, замедленность формирования понятий, неустойчивость внимания. Часто детям свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченность запаса знаний об окружающем мире, снижение развития навыков самоконтроля, не достаточно сформированная мелкая моторика и т.п. [2]

Бесспорно, каждый ребенок с ОВЗ - особенный. И всё же это дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и для получения образования им требуется создание специальных условий, главными из которых являются комфорт, доступность, привлекательность, охрана и укрепление их физического, психического и социального здоровья. [3]

Бывает, что даже при всех созданных условиях, в силу особенностей развития ребят, их бывает сложно привлечь к занятию, расположить к себе, заинтересовать в нужной для их развития работе.

В этих случаях, при работе с такими обучающимися, я использую простые упражнения, которые вызывают интерес к занятиям, доброжелательное отношение к окружающему и развивают их особые образовательные потребности.


Упражнения с цветными скрепками. Вроде бы ничего особенного нет в скрепках, но когда выкладываю их на стол, ребята не произвольно тянутся к ним, пытаются сортировать по цвету, скрепляют цветные цепочки (и разъединят их), считают у кого цепочка длиннее у кого короче. В итоге это упражнение захватывает ребят всех возрастов на половину занятия точно.

Постепенно усложняю задания со скрепками – прошу скрепить фигуры на столе (квадрат, треугольник), или любое изображение, которое ребенок захочет, например, елочку из скрепок соответствующего елке зеленого цвета.


Подарок другу. Ребятам даются на выбор игрушечки из «киндер» сюрпризов и простая или цветная бумага, задание замотать или спрятать «киндер» сюрприз в упаковку. Можно использовать скотч, или цветные ленточки. С совсем малышами я использую только бумагу. Нравится ребятам, как готовить подарок, так и распаковывать его.


Театр теней. Не оставляет равнодушными ребят простейшие пальчиковые игры с фонариком в сумеречную погоду. Здесь насколько уже хватит их собственной фантазии. С совсем маленькими я сама задаю сценарий игры, зачитываю любую детскую сказку, пробуем разыгрывать сценки с использованием пальчиков на ручках.


Игры с толстой ниткой или веревочкой. Ребятам предлагается обмотать толстой ниткой для вязания, какой нибудь предмет, это может быть как любая игрушка, так и любой предмет в кабинете, например, стул. Соревновательный элемент приветствуется. Главное в этом, аккуратно все потом размотать и смотать нитки обратно в клубок.


Игры с ватными палочками. Любят ребята выкладывать картинки из ватных палочек по заранее приготовленному шаблону - картинки на столе перед глазами, или большой схематичной картины висящей на доске (для групповой работы).


Очень много подобных упражнений и игр можно придумать на развитие усидчивости, сосредоточенности, контроля и самоконтроля, эмоционально-волевого регулирования для ребят с ОВЗ. Я поделилась своими самыми удачными упражнениями с минимальной подготовкой. Надеюсь, моя информация будет полезной.


Библиографический список


1. Сатунина А.Е. Технология обучения, технология образования, образовательная услуга: диалектика понятий // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 4. – с. 73-74.

2. Психологические особенности детей с ОВЗ. – URL: https://resurs-yar.ru/files/opit/261113/1.pdf (дата обращения: 06.08.2022). Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!