СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пространство Поволжья

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это конспект открытого урока, который я давала для учителей районного методобъединения

Просмотр содержимого документа
«Пространство Поволжья»

План конспект урока по географии в 9 классе

учитель Залозная Е.Д.

35

Дата урока 17.01.2020 г.

Общее название темы: «Поволжье»

Тема урока: «Пространство Поволжья».

Цель урока: Развивать умение давать оценку экономико-географического положения района, сформировать образ Поволжья

Планируемые результаты:

личностные: сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

метапредметные: развитие умения работать в группах, анализировать материал, работать с  общегеографическими и тематическими картами;

предметные: показать роль Волги в экономическом развитии района, выявить состав и специфические особенности географического положения Поволжья,

Тип урока: усвоение знаний

Оборудование: карты атласа и учебника «Политико-административное устройство РФ », «Восточно – Европейская равнина», «Климатическая карта России», «Почвенная карта России», «Тектоника и полезные ископаемые России» и «Природные зоны РФ»; презентация «Пространство Поволжья»; карта ученика, карточки для групп, чемодан.

Ход урока:

I.Организационный момент. II. Актуализация знаний.

Обычно в начале урока учитель сообщает тему урока, а что если я вам не скажу, а покажу совсем даже не тему, а одного персонажа нашего урока. (Показ)

Какие ассоциации у вас связаны с этим предметом?

Вы наверняка знаете и используете в речи устойчивые выражения с этим словом.

Я предлагаю вам объяснить значение нескольких из них.

Работа со слайдами

Слайд 1 «Сидеть на чемодане» ( Быть готовым к отъезду)

Слайд 2 «Чемоданное настроение» (Настроение перед какой-нибудь поездкой, когда, например, ты сидишь на работе, а думаешь вовсе не о работе, а о предстоящей поездке, мыслями ты уже там.)

А какое у вас настроение?

Возьмите карту учащегося и оцените свое настроение в начале урока Слайд 3

Чемодан ассоциируется со словом «багаж». А в школе чаще всего используется устойчивое выражение «багаж знаний». Мы тоже отправимся сегодня в путь, продолжим знакомство с регионами России. Фатиме поможет нам сориентироваться с каким регионом мы сегодня будем знакомиться.

III. Определение темы и цели урока вместе с учениками (Чтение стихотворения сопровождается презентацией – 3 слайда  )

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка, 
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель!

Покажите на карте реку Волгу. Где берет начало р. Волга? Куда впадает? Слайд . Датский писатель так охарактеризовал Волгу: «Волга со ста шестьюдесятью своими притоками охватывает почти треть Европейской России, орошает ее, соединяет между собой отдельные ее части. Если смотреть на карту, то Волга похожа на узловатый гигантский дуб, раскинувшийся на много километров в ширину: дельта реки, впадающей в Каспийское море — ствол, а пестрая сеть притоков — могучая крона, линии, потоки, кривые, извилистые — ведут к середине, к огромной долине — сердцу России. Река жизни — вот что такое матушка Волга». Вы уже, наверное, догадались, что сегодня речь пойдёт об экономическом районе, название которого связано с названием Великой русской реки Волги.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с пространством Поволжья. Слайд

Теперь, зная тему урока, давайте попробуем сформулировать цели и задачи урока.

Что хотим узнать? Что будем делать? (выслушать учеников и предложить им пополнить багаж знаний о Поволжье)

IV. Изучение нового материала

    1. «Ассоциативный куст»

Что вы знаете об этом регионе? Выполните задание №1 в своей карте

Задание 1. «Ассоциативный куст» Заполни кластер. (7 баллов)



ПОВОЛЖЬЕ



4.2. Чтобы пополнить наш багаж знаний о Поволжье, мы прослушаем опережающие задания. (Просмотр презентаций учащихся):

1. АвтоВАЗ - Завод основан в 1966 году в городе Тольятти

2. В 2020 году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Вся страна встала на защиту Отечества. Почетного звания «город-герой» в СССР были удостоены 12 городов, которые прославились своей героической обороной во время Великой Отечественной войны. Один из городов герой - это город Волгоград. О его стены разбились злобные планы фашистских захватчиков, пытавшихся завоевать нашу страну.


Закончите работу с первым заданием.

4.3. Давайте вспомним план характеристики экономического района. Слайд Сегодня на уроке мы рассмотрим первые три вопроса, связанные с Поволжским экономическим районом

4.3. Практикум Слайд

- Используя карты атласа, установите состав Поволжья.

-Работа с «Политико-административной картой России»

Задание 2. С помощью политико-административной карты РФ в атласе определите состав Поволжья (9 баллов).

республики: _________________________________________________________

области:________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой субъект не выходит к берегам Волги?________________________


А сейчас я прошу поработать вам в группах

1 группа

Даст оценку ЭГП Поволжья с помощью карт атласа и учебника, стр. 132

Заполнить пропуски:

 1. Главной осью Поволжья является – река ___________.(Волга)

 2. Район вытянут c ___________ на __________; а это значит - климатические условия ____________. (севера, юг, разнообразны)

3. Поволжье находится между индустриальными ядрами России - ____________ и ____________. (Центральной Россией и Уралом)

4. Граничит с экономическими районами: _____________,_______________,__________, ______________,_____________. (Центральным, Центрально-Черноземным, Волго-Вятским, Европейским Югом, Уралом)

5. Этот приграничный район граничит с ________________. (Казахстаном)

 6. Транспортное положение благоприятно (докажите) 1) _____________ (судоходная река) 2) ____________(транзитные ж/д, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с севера на юг и с запада на восток) 3)_____________ (По Волге есть выход в моря – Каспийское, Черное и Азовское)

Вывод: Поволжье имеет _______________ положение. (Аргументируйте).


2 группа Охарактеризуйте природные условия Поволжья (работа с картами атласа и с учебником стр. 132-133) Рельеф (Рельеф – равнинный, благоприятен для сельскохозяйственной деятельности).

Климат (умеренно-континентальный, на юге – континентальный; тёплое, на юге – жаркое лето; увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное,  возможны засухи – причины неурожаев).

Природные зоны ( широтная зональность ярко выражена; район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров (с севера на юг):

- смешанные леса – Татарстан;

- лесостепи – Ульяновская и Самарская области;

- степи – Саратовская и Волгоградская области;

- полупустыни – Астраханская область, Калмыкия.

3 группа Рассмотрите  карты в атласе или в учебнике и определите, какими ресурсами богат  регион  Поволжья.

Минеральные ресурсы:

(- добыча нефти и газа – Татария, Самарская и Астраханская области;

- поваренная соль озёр Эльтон и Баскунчак Слайд ;- строительные материалы)

Агроклиматические

Земельные ресурсы.

Водные ресурсы

Рыбные ресурсы (это, прежде всего осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря.) Слайд


V. Закрепление материала

Мы забыли о нашем чемодане, а он нам очень может понадобиться уже в этом году, если вы решите продолжить учебу в колледже, но для этого вам надо успешно сдать ОГЭ по 4 предметам. И один из них вы выбрали географию. 5.1. Поэтому давайте достанем из чемодана задания связанные с изученной темой.

Задания по ОГЭ (Материалы из сборника) Слайд Озеро Баскунчак – одно из чудес России (вариант 10, стр. 102)Слайд

5.2 Алгоритм решения этого задания Слайд

1 Внимательно прочитать текст

2 Поработать с картами атласа

3. Ответить на задание №27, можно с помощью административно-политической карты

4. Чтобы ответить на задание №28 нужно использовать информацию из текста с привлечением ранее полученных географических знаний

5. Чтобы ответить на задание №29 нужно использовать информацию с текста и данные климатической карты.

5.3. Работа в группах Слайд

1 группа -27 задание

2 группа-28 задание

Слайд

3 группа -29 задание

Работа с бланком ответов №2.Слайд

VI. Итог урока.

И так, ребята, совместными усилиями мы узнали, что Поволжье тесно связано с какой рекой?

Дайте оценку ГП Поволжья?

Почему ландшафты Поволжья сильно преобразованы человеком?

VII. Домашнее задание. Слайд

1.Изучить §32 учебника на стр. 132-135.

2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа на стр.133, задание 3-5 письменно.

* Сделать буклет о крупнейших городах Поволжья и их достопримечательностях;

VIII. Рефлексия

В конце каждой поездки у путешественников появляется много фотографий и обязательно комментарии к ним. Я сделала фотографию с нашего урока, а вы должны оставить комментарии к нашему уроку ответив на 2 вопроса:

  1. Что вы узнали нового на уроке?

  2. Чему научились?

И оцените свою работу в группах:

Если вы были активны и ваш вклад значительный – то синюю фишку;

Если вы в основном были активны и участвовали в обсуждении – то желтую;

Если вам постоянно приходилось напоминать, что вы работаете в группе – красную.

Сдайте мне свои карты, я оценю вашу работу и на следующий урок выставлю оценки.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!