СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у субъектов патриотического воспитания в Московской области в соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных компетенций у субъектов патриотического воспитания в Московской области

Просмотр содержимого документа
«Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у субъектов патриотического воспитания в Московской области в соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204»

ГУБЕРНАТОР МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Правительство Московской области

Главное управление социальных коммуникаций Московской области

Председатель Общественной палаты Московской области

Совет по присуждению ежегодных премий Губернатора

Московской области «Наше Подмосковье»

Министерство финансов Московской области

Министерство образования Московской области


Конкурс на соискание ежегодных премий Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"

1 категория: «Инициатива». Количество членов инициативной группы проекта: 1 – 15 человек


Номинация: «Прорыв» (развитие деятельности в области образования, науки, внедрение инноваций, разработка авторской проектной деятельности, проекты в сфере образования, проекты, направленные на работу с молодежью, в том числе развитие потенциала молодежи в Московской области)


Название проекта: Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у субъектов патриотического воспитания в Московской области в соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года"


Соискатель ежегодных премий Губернатора Московской области «Наше Подмосковье»: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории

Член (участник) инициативной группы проекта ежегодных премий Губернатора Московской области «Наше Подмосковье»: учитель английского языка высшей категории Новикова Галина Акимовна

Клин - 2019


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

§I. Понятие психологического контакта, функции воспитательного общения, межличностные механизмы взаимовосприятия 11

§2. Структура воспитательного общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию 19

Заключение 38

Литература 41

Приложения 44










© Новиков В. С., 2019 г.



Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,

Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.

Подписано в печать 05 апреля 2019 г.

Заказ № Тираж 100 экз.




Введение


Актуальность проекта. Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, навыки, умения, коммуникативные компетенции. Это ключ к настоящему прорыву в области образования и патриотического воспитания обучающихся в Московской области. Инновационная деятельность субъектов патриотического воспитания ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации субъектами патриотического воспитания инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдением прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставлением и получением образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами [18, ч.3 ст.20].

Данный проект является первой попыткой разработки технологии взаимодействия для субъектов патриотического воспитания с участниками образовательных отношений. Актуальность проекта заключается в том, что субъекты патриотического воспитания не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у субъектов патриотического воспитания следующих компетенций инновационной деятельности:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде [24, С. 29].

Лицо образовательных организаций определяется взаимодействием субъектов патриотического воспитания с участниками образовательных отношений. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого субъекта патриотического воспитания. Для этого необходимо адаптировать систему образования с учетом социального заказа государства в целях формирования у детей с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования [24, С. 15].

Объектом исследования являются процесс и результат взаимодействия субъектов патриотического воспитания с участниками образовательных отношений.

Предметом исследования являются:

- новые научные и учебно-методические работы;

- новые нормативные правовые акты по данной проблематике.

Цель проекта. Разработать новую технологию взаимодействия для субъектов патриотического воспитания с участниками образовательных отношений. Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний[19, ч.1 ст.2]. Под инновационными технологиями подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности, используя технологии проблемного, проективного обучения и педагогического сотрудничества, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся [23, С. 1]. Патриотическое воспитание осуществляется в целях:

- формирования и развития у граждан профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах общественной жизни;

- формирования у граждан заинтересованности в развитии Московской области;

- формирования у граждан стремления к развитию своей личности и осознания необходимости служения Отечеству;

- создание и укоренение в обществе основ патриотизма как приоритетных духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших социально значимых качеств личности и способности проявить их в созидательном процессе в интересах общества и государства, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его безопасности.

Для достижения этих целей в работе предприняты попытки решения следующих основных новых задач:

- изучить правила, психотехники и психотехнологии воспитательного общения;

- изучить новые нормативные правовые акты по данной проблематике;

- проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;

- проанализировать новые научные и новые учебно-методические работы по данной проблематике;

- разработать технологию взаимодействия для субъектов патриотического воспитания. Основными задачами патриотического воспитания являются:

- формирование и утверждение в общественном сознании патриотических взглядов и убеждений, уважения к истории и культуре многонациональной России, Московской области, к традициям российского народа, повышение престижа государственной службы;

- создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Родине, готовности к служению Отечеству, честному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга, служебных обязанностей, создание механизма, обеспечивающего овладение гражданами военными знаниями, умениями и навыками;

- привитие гражданам чувства уважения к Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гербу Российской Федерации и Государственному гимну Российской Федерации, флагу Московской области, гербу Московской области и гимну Московской области, военной символике и воинским реликвиям;

- создание условий для усиления патриотической направленности работы средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, предотвращение манипулирования информацией, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажения и фальсификации военной истории;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав;

- создание условий для противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма;

- формирование у граждан общероссийского национального самосознания, ценностных ориентаций и установок в отношении к личности, обществу, государству;

- приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

- создание конкретных условий для проявления патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга гражданами с учетом их интересов и потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;

- формирование у граждан патриотического богатство и своеобразие истории и культуры России, народа, формирование у него высоких духовно-нравственных и культурных ценностей, ориентаций и потребности в их дальнейшем развитии;

- утверждение в сознании и чувствах граждан уважения к историческому и культурному прошлому России, к лучшим традициям, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных и других значимых символов и святынь Отечества;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - государственного Герба Российской Федерации, государственного Флага Российской Федерации, государственного отношения к обществу и государству на основе высокой социальной активности, гражданской ответственности, готовности и способности к служению Отечеству и укреплению государства, обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития;

- создание условий для усиления патриотической направленности в средствах массовой информации при освещении событий, явлений и процессов общественной жизни;

- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служению Отечеству, его защите;

- воспитание у граждан уважения к закону, нормам общественной жизни, чувства социальной ответственности как важнейших качеств личности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защите;

- развитие у граждан положительного отношения к труду как важнейшей ценности жизни, потребности трудиться на благо общества, государства;

- формирование положительной мотивации граждан к защите Отечества и готовности к военной службе;

- формирование у граждан потребности в духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе.

Методология и методы. Для проверки гипотез, реализации цели и основных воспитательных задач использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательных отношений, экспертный опрос, анализ документов, интервью, включенное педагогическое наблюдение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов с участниками образовательных отношений.

Научная новизна проекта состоит в том, что впервые разработана новая технология взаимодействия для субъектов патриотического воспитания. Разработал и опубликовал лекции, учебно – методические пособия, учебные пособия, научные статьи по данной проблематике.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что впервые раскрыты комплексно новые функции воспитательного общения, новые межличностные механизмы взаимовосприятия, новая структура воспитательного общения, новые коммуникативные барьеры, новые психологические приемы, формирующие симпатию.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты работы могут быть использованы:

- в процессе правового просвещения участников образовательных отношений;

- в педагогической деятельности в процессе преподавания учебных дисциплин «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Общая психология», «Юридическая психология», «Оперативно – розыскная психология, «Обществознание» и нового элективного курса «Личность. Межличностные отношения»;

- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем;

- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебно - методических пособий и учебников по данной проблематике;

- при подготовке справочных и методических материалов для субъектов патриотического воспитания.

Апробация проекта. Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в лекциях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, научных статьях, учебных планах, учебно-тематических планах, учебных программах для субъектов патриотического воспитания, в профессиональных конкурсах.


§I. Понятие психологического контакта, функции воспитательного общения, межличностные механизмы взаимовосприятия


Если мы проанализируем отечественную и зарубежную литературу по воспитательному общению, то можем выделить три этапа развития науки по данной проблематике:

- правила воспитательного общения — это первый этап развития науки;

- психотехники воспитательного общения — это второй этап развития науки;

- технологии воспитательного общения — это третий этап развития науки, например, технология педагогического сотрудничества.

Если мы проанализируем уровни развития науки по педагогическому общению, то можем выделить четыре этапа самосовершенствования субъектов патриотического воспитания:

- допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап самосовершенствования субъектов патриотического воспитания (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок в процессе взаимодействия с различными категориями граждан);

- начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап самосовершенствования субъектов патриотического воспитания (субъекты патриотического воспитания умеют применять правила воспитательного общения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап самосовершенствования субъектов патриотического воспитания (субъекты патриотического воспитания умеют применять психотехники воспитательного общения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- высший уровень саморазвития профессионала — это четвертый этап самосовершенствования субъектов патриотического воспитания (субъекты патриотического воспитания должны уметь применять технологию воспитательного общения — это предпосылки педагогического сотрудничества).

Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии субъектов патриотического воспитания с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров.

Воспитательное общение - ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии субъектов патриотического воспитания с участниками образовательных отношений в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе взаимодействия, содержанием которого являются передача системы новых научных знаний, оказание влияния в целях формирования желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать навыки и умения в соответствии с социальным заказом государства.

В процессе воспитательного общения субъекты патриотического воспитания и участники образовательных отношений реализуют в совокупности четыре новые функции воспитательного общения: интеллектуальную, влияния друг на друга, информационную и облегчающую.

Сущность интеллектуальной функции заключается в том, что субъекты патриотического воспитания и участники образовательных отношений познают психологическую структуру личности друг друга. При этом субъект патриотического воспитания должен в первую очередь познать подструктуры направленности (близкие, средние и далекие перспективные цели, интересы, потребности и т.п.) и опыта (исходный уровень знаний, навыков и умений) участников образовательных отношений в целях реализации социального заказа государства.

Сущность функции влияния друг на друга заключается в том, что субъект патриотического воспитания и участники образовательных отношений в процессе воспитательного общения воздействуют друг на друга, чтобы реализовать свои близкие, средние и далекие перспективные цели.

Сущность информационной функции заключается в том, что субъект патриотического воспитания передает участникам образовательных отношений свою систему профессионально-психологических знаний, а потом субъект патриотического воспитания переводит систему новых научных знаний в систему новых действий в соответствии с социальным заказом государства.

Сущность облегчающей функции заключается в том, что субъект патриотического воспитания помогает, облегчает участникам образовательных отношений при усвоении ими программного учебного материала на лекциях, семинарах и т.п. в целях реализации социального заказа государства.

Умение субъекта патриотического воспитания сознательно вмешиваться в процесс формирования своего первого впечатления в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений называется самоподачей, саморекламой, самопрезентацией, самопредъявлением, самопредставлением.

Разработаны три новых способа самоподачи для субъектов патриотического воспитания в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений:

- самоподача превосходства;

- самоподача привлекательности;

- самоподача отношения субъекта патриотического воспитания к участникам образовательных отношений.

Самоподача превосходства — это первый способ формирования первого впечатления, когда субъект патриотического воспитания взаимодействует с участниками образовательных отношений в ситуации знакомства. Самоподача превосходства начинает работать на субъекта патриотического воспитания, когда участники образовательных отношений ощущают неравенство по какому-то важному для них параметру или параметрам. Поэтому субъект патриотического воспитания оценивается участниками образовательных отношений в ситуации знакомства значительно выше по личностным и профессионально-деловым качествам.

Если участники образовательных отношений в чем-то превосходят субъекта патриотического воспитания, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.

Самоподача привлекательности — это второй способ формирования первого впечатления субъектом патриотического воспитания в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений. Самоподача привлекательности начинает работать на субъекта патриотического воспитания, когда он внешне нравится участникам образовательных отношений. В результате участники образовательных отношений склонны считать субъекта патриотического воспитания умным, доброжелательным, внимательным, вежливым, т.е. участники образовательных отношений переоценивают личностные и профессионально-деловые качества субъекта патриотического воспитания. Если же участники образовательных отношений считают, что субъект патриотического воспитания внешне непривлекателен, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.

Самоподача отношения субъектов патриотического воспитания к участникам образовательных отношений — это третий способ сознательного формирования первого впечатления субъектом патриотического воспитания в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений. Самоподача отношения субъекта патриотического воспитания к участникам образовательных отношений начинает работать на субъекта патриотического воспитания, когда он относится доброжелательно к участникам образовательных отношений или демонстративно подчеркивает сходство позиций, единство во взглядах, в желаниях, в убеждениях, в мотивах, в потребностях, в интересах, в хобби, во мнениях с участниками образовательных отношений и т.п. В результате участники образовательных отношений склонны переоценивать личностные и профессионально-деловые качества субъекта патриотического воспитания. Если же субъект патриотического воспитания недоброжелательно относится к участникам образовательных отношений, то они недооценивают личностные и профессионально-деловые качества субъекта патриотического воспитания.

Эти четыре функции воспитательного общения находятся в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости между собой, когда субъект патриотического воспитания взаимодействует с участниками образовательных отношений в ситуации знакомства.

Эти четыре основные функции воспитательного общения реализуются субъектами патриотического воспитания и участниками образовательных отношений при помощи межличностных механизмов взаимовосприятия. Межличностные механизмы взаимовосприятия используют как участники образовательных отношений, так и субъекты патриотического воспитания.

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

- эмпатия — вчувствование субъекта патриотического воспитания в психическое состояние участников образовательных отношений, т.е. настройка на их эмоциональную "волну" путем сопереживания, сочувствия. Для этого субъект патриотического воспитания должен уметь познать психическое состояние участников образовательных отношений, а потом осуществить самонастройку своего внутреннего психического состояния на эмоциональную "волну" участников образовательных отношений;

- рефлексия — это имитация мыслей и деяний участников образовательных отношений на основе анализа собственного рефлексивного мышления, чтобы настроиться на интеллектуальную «волну» участников образовательных отношений (размышление за участников образовательных отношений);

- саморефлексия — внутренняя психическая деятельность субъекта патриотического воспитания, направленная на самопознание своей психологической структуры личности, на осмысление своих собственных мыслей, деяний;

- идентификация — настройка субъекта патриотического воспитания на эмоциональную «волну» (эмпатия) и на интеллектуальную «волну» (рефлексия) участников образовательных отношений одновременно, т.е. это эмпатия плюс рефлексия. Для этого субъектом патриотического воспитания конкретная воспитательная ситуация продумывается (рефлексия) за участников образовательных отношений (умение поставить себя на место участников образовательных отношений, взглянуть на проблему участников образовательных отношений с их точки зрения) и прочувствывается (эмпатия) за участников образовательных отношений их психическое состояние, чтобы рефлексивно определить ход их мыслей и чувств одновременно;

- стереотипизация — восприятие и оценка участников образовательных отношений субъектом патриотического воспитания на основе его жизненного опыта, который субъект патриотического воспитания использует (первое впечатление) для интерпретации поведения участников образовательных отношений в процессе взаимодействия;

- обратная связь — восприятие, понимание, оценка, контроль субъектом патриотического воспитания уровня знаний у участников образовательных отношений;

- аттракция — это внешнее выражение субъектом патриотического воспитания симпатии к участникам образовательных отношений, позитивного отношения, доброжелательности в процессе взаимодействия;

- казуальная атрибуция — предположение субъекта патриотического воспитания о том, почему участник образовательных отношений не готов к семинарскому занятию, путем приписывания ему причин и мотивов его поведения при отсутствии информации о реальных причинах и мотивах поведения участника образовательных отношений.

Реализация межличностных механизмов взаимовосприятия зависит от следующих основных факторов, влияющих на успешность выполнения социального заказа государства:

- уровня профессионализма субъектов патриотического воспитания;

- исходного уровня знаний у участников образовательных отношений;

- субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых субъекты патриотического воспитания передают систему новых научных правовых знаний детям, родителям, педагогическим работникам;

- содержания воспитательного материала и времени, которое необходимо участникам образовательных отношений для усвоения нового воспитательного материала по конкретной теме по правовому просвещению участников образовательных отношений.


§2. Структура воспитательного общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию


Новая инновационная технология взаимодействия субъекта патриотического воспитания с участниками образовательных отношений может состоять из следующих этапов:

1. Постановка целей воспитательного общения (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

2. Моделирование субъектом патриотического воспитания сценария предстоящей новой воспитательной деятельности в процессе подготовки к занятию, воспитательному мероприятию.

3. Планирование взаимодействия субъектом патриотического воспитания с участниками образовательных отношений.

4. Ориентировка в воспитательной ситуации взаимодействия субъекта патриотического воспитания с участниками образовательных отношений, привлечение внимания участников образовательных отношений, формирование интереса у участников образовательных отношений, например, к теме лекции, к мероприятию, возбуждение острого желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике.

5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение субъектом патриотического воспитания положительных эмоций участникам образовательных отношений.

6. Организация и управление субъектом патриотического воспитания воспитательным процессом, например, в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.

7. Попытка субъекта патриотического воспитания установить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.

7.1. Выбор субъектом патриотического воспитания естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений после проведения семинара, воспитательного мероприятия.

7.2. Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между субъектом патриотического воспитания и участником образовательных отношений после семинара, воспитательного мероприятия.

7.3. Изучение психологической структуры личности участника образовательных отношений.

7.4. Попытка субъекта патриотического воспитания «войти» в доверие к участнику образовательных отношений в целях формирования личности в соответствии с социальным заказом государства.

7.5. Попытка негласно зафиксировать доверительную зону общения.

7.6. Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.

7.7. Достижение цели воспитательного общения (глубокое изучение подструктуры направленности личности участника образовательных отношений — мотивы поступления в образовательную организацию, цель профессиональной переподготовки, близкие средние и далекие перспективные цели, интересы, ценности, хобби, ролевые ожидания).

7.8. Выход из доверительного общения с конкретным участником образовательных отношений.

8. Достижение воспитательных целей в процессе взаимодействия субъектом патриотического воспитания с участниками образовательных отношений, например, в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.

9. Выход из воспитательного общения после проведения семинара, воспитательного мероприятия.

10. Анализ, оценка, контроль и коррекция воспитательных целей (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

11. Анализ новой воспитательной деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений в целях совершенствования воспитательного общения, а также моделирование субъектом патриотического воспитания сценария предстоящей воспитательной деятельности в процессе подготовки к следующему занятию, воспитательному мероприятию.

Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с участниками образовательных отношений в процессе правового просвещения, субъект патриотического воспитания должен уметь ориентироваться:

- в себе (использовать свои сильные стороны, а слабые «места» и болевые точки скрывать от участников образовательных отношений и при этом систематически их развивать до достижения определенного уровня знаний — уровня творчества;

- в участниках образовательных отношений (знать исходный уровень знаний);

- в целях воспитательного общения (обучение, развитие и воспитание обучаемых в соответствии с социальным заказом государства);

- во времени, которое отводится на изучение конкретной темы;

- в новых объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;

- в новой воспитательной ситуации взаимодействия с участниками образовательных отношений (восстановление в памяти предыдущих особенностей взаимодействия, констатация ситуации воспитательного общения, ее оперативное соотнесение с прошлой ситуацией воспитательного общения и со спланированной ранее моделью взаимодействия в воспитательном процессе, уточнение и коррекция ранее спланированной модели взаимодействия с учетом целей предстоящей воспитательной деятельности);

- в близких, средних и далеких целях воспитательной деятельности;

- в пространственных условиях взаимодействия;

- в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия;

- в формальной социальной роли как своей (субъект патриотического воспитания), так и собеседников (участников образовательных отношений);

- в формальном социальном статусе как своем, так и участников образовательных отношений;

- в стиле взаимодействия;

- в психических состояниях участников образовательных отношений;

- в уровне развития формальной социальной группы;

- в формальной и психологической структуре этой группы;

- в социально-психологических механизмах, влияющих на поведение участника образовательных отношений в формальной социальной группе (групповое давление, социально-психологическое заражение, внушение, подражание);

- в новых межличностных механизмах взаимовосприятия;

- в новой психологической структуре воспитательного общения;

- в способах разрешения конфликтов;

- в пристройках «сверху», «снизу», «рядом»;

- в позициях Родителя, Взрослого и Дитя;

- в новых основных воспитательных функциях;

- в новых способах самоподачи;

- в «поглаживаниях» и «уколах»;

- в ролевых ожиданиях, доминирующих мотивах, потребностях, целях участников образовательных отношений и т.п.

Воспитательное правовое просвещение — это не механическая передача системы новых научных правовых знаний, а взаимодействие между субъектом патриотического воспитания с участниками образовательных отношений.

Барьеры коммуникативные — психологические препятствия, возникающие в процессе передачи субъектом патриотического воспитания системы новых научных знаний участникам образовательных отношений, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему действий в воспитательном процессе.

Кан-Калик В. Л. выделяет следующие барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания), которые возникают при взаимодействии субъекта патриотического воспитания с участниками образовательных отношений в воспитательном процессе:

- барьер несовпадения психологических установок — субъект патриотического воспитания приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а обучаемые равнодушны, невнимательны, в результате неопытный субъект патриотического воспитания раздражен, нервничает;

- барьер боязни участников образовательных отношений характерен для начинающих субъектов патриотического воспитания; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с участниками образовательных отношений «пугает» их, сковывает творческую природу;

- барьер отсутствия психологического контакта: субъект патриотического воспитания входит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с участниками образовательных отношений, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т.п.);

- барьер сужения функций воспитательного общения: субъект патриотического воспитания учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции воспитательного общения;

- барьер негативной психологической установки на учебную группу, которая может формироваться на основе мнений других субъектов патриотического воспитания, работающих в этой образовательной организации или в результате собственных воспитательных неудач;

- барьер прошлого негативного опыта воспитательного общения с данной учебной группой или участником образовательных отношений;

- барьер боязни воспитательных ошибок (опоздать, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться);

- барьер подражания: молодой субъект патриотического воспитания подражает манерам воспитания, деятельности другого субъекта патриотического воспитания, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля воспитания на свою воспитательную индивидуальность невозможен [9, с. 34-35].

- мотивациониый барьер — это нежелание участника образовательных отношений самостоятельно добывать новые знания и формировать навыки и умения;

- интеллектуальный барьер возникает, когда субъект патриотического воспитания не знает исходный уровень знаний участников образовательных отношений;

- эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии субъекта патриотического воспитания к участнику образовательных отношений;

- волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия субъекта патриотического воспитания с участниками образовательных отношений;

- ошибки по типу субъекты патриотического воспитания — участниками образовательных отношений (межвозрастные);

- ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);

- межпрофессиональные (непонимание терминов субъекта патриотического воспитания);

- ошибки по типу житейская логика (например, в очках, значит умный);

- ошибки по типу проекции своей роли (приписывание своих ошибок участникам образовательных отношений);

- снисходительность (свойственна эмоционально и материально благополучным субъектам патриотического воспитания);

- ошибки по типу «мы субъекты патриотического воспитания» — «они участники образовательных отношений»;

- ошибки по типу физической привлекательности;

- ошибки по типу приближение — избегание;

- ошибки по типу самоподача превосходства;

- ошибки по типу самоподача привлекательности;

- ошибки по типу самоподача отношения участника образовательных отношений к субъекту патриотического воспитания;

- барьер расстояния между участником образовательных отношений и субъектом патриотического воспитания;

- барьер позы;

- барьер авторитет;

- внешние барьеры;

- внутренние барьеры;

- барьер несовпадения ролевых ожиданий, мотивов, потребностей, интересов, мнений;

- барьер социально-психологических механизмов, влияющих на поведение участника образовательных отношений в малой формальной социальной группе;

- ошибки по типу упреждения – новизны. На субъекта патриотического воспитания и на участников образовательных отношений больше всего психологически воздействуют:

а) новая сообщаемая информация о слушателе или обучаемом, преподавателе;

б) последняя сообщаемая информация о слушателе или обучаемом, преподавателе;

- барьер имя возникает, если субъект патриотического воспитания не установил три рода имен участника образовательных отношений:

а) Иванов Иван Иванович - реальное имя, т.е. то, которое указано в паспорте участника образовательных отношений;

б) имя то, которое участник образовательных отношений желает услышать в образовательном процессе - Иван Иванович;

в) имя, которое участник образовательных отношений не любит — это его кличка и др.

Чтобы нейтрализовать вышеуказанные психологические барьеры, субъект патриотического воспитания должен проанализировать новую воспитательную деятельность с целью установить, нет ли у него перечисленных типичных ошибок взаимонепонимания - самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка и т.п. Зафиксировать коммуникативные барьеры, если они выявлены в воспитательной деятельности, то целесообразно их нейтрализовать, так как они формируют негативные воспитательные привычки у субъекта патриотического воспитания.

Слово - это оружие субъекта патриотического воспитания, которое оставляет в памяти участников образовательных отношений одно из двух внушений к субъекту патриотического воспитания, к его учебной дисциплине, к воспитательному общению:

а) антипатию;

б) симпатию.

Если слова субъекта патриотического воспитания вызывают у участников образовательных отношений положительные эмоции (симпатию), то при прочих равных условиях они легче и при этом с желанием воспринимают учебный материал, принимают, понимают и признают как доминирующую его позицию, как авторитетную личность, как профессионала, как друга, как формального и неформального лидера, которому они доверяют и при этом желают сотрудничать без принуждения.

Следовательно, чтобы сотрудничать без принуждения с участниками образовательных отношений, субъекту патриотического воспитания недостаточно уметь нейтрализовать психологические барьеры. Он должен уметь внушать симпатию при помощи психологических приемов, правил, психотехник, технологий.

Психотехника - это комплекс воздействий на подструктуру направленности личности участника образовательных отношений, направленных на изменение психических состояний, доминирующих мотивов, потребностей, интересов, близких, средних и далеких перспективных целей и т. п. или закреплению нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, целей, желательных видов поведения и деятельности в воспитательном общении в соответствии с социальным заказом государства.

Новая технология взаимодействия субъекта патриотического воспитания — использование естественных благоприятных условий или искусственное создание благоприятных условий субъектом патриотического воспитания в воспитательном процессе, вызывающих без принуждения изменение или закрепление нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, близких, средних и далеких целей, желательных видов педагогического сотрудничества, поведения и деятельности участника образовательных отношений в воспитательном общении в соответствии с социальным заказом государства.

Мы рассмотрим только новые психологические приемы, формирующие симпатию и при этом помогающие субъектом патриотического воспитания взаимодействовать с участниками образовательных отношений в воспитательном процессе на уровне педагогического сотрудничества.

1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка субъекта патриотического воспитания». Опережающая (авансированная) искренняя улыбка субъекта патриотического воспитания при входе в аудиторию — это самый простой и эффективный способ внушить участникам образовательных отношений положительные эмоции. Социально-психологическое заражение происходит в какие-то доли секунды. На опережающую (авансированную) улыбку субъекта патриотического воспитания, как правило, участники образовательных отношений отвечают улыбкой — это происходит бессознательно, но субъект патриотического воспитания должен уметь пользоваться улыбкой сознательно.

Опережающая (авансированная) улыбка субъекта патриотического воспитания - это психологическая настройка участников образовательных отношений на эмоционально положительную «волну», на образование положительных эмоций, на внушение симпатии, которая не только вызывает согласие сотрудничать без принуждения, но и в свою очередь вызывает удовлетворение от педагогического сотрудничества.

Следовательно, лицо субъекта патриотического воспитания формирует у участников образовательных отношений психологическую установку на образование:

а) положительных эмоций, если субъект патриотического воспитания сознательно применяет этот психологический прием при входе в аудиторию к участникам образовательных отношений;

б) отрицательных эмоций, если субъект патриотического воспитания не применяет этот психологический прием.

2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для участников образовательных отношений в воспитательном процессе».

Структура этого психологического приема:

- сознательное подчеркивание субъектом патриотического воспитания психологической общности «мы» с участниками образовательных отношений;

- установление визуального контакта с участниками образовательных отношений и формирование психологической установки у них на образование положительных эмоций на бессознательном уровне;

- формирование субъектом патриотического воспитания психологических предпосылок для установления психологического контакта с участниками образовательных отношений;

- накопление положительных эмоций у участников образовательных отношений;

- возникает желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения. В процессе воспитательного общения субъект патриотического воспитания должен обращаться к участнику образовательных отношений по имени, на которое он претендует.

Психологический механизм влияния приема «имя, на которое претендует участник образовательных отношений»:

- установить три рода имен участника образовательных отношений:

а) реальное имя;

б) имя то, на которое он претендует;

в) имя, которое он не любит;

- привлечь непроизвольное внимание участника образовательных отношений сознательной опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним в публичной зоне общения;

- использовать только то имя, на которое претендует участник образовательных отношений в процессе воспитательного общения;

- формировать у участника образовательных отношений психологическую установку на образование положительных эмоций;

- переформулировать цели воспитательного общения в соответствии с ролевыми ожиданиями, доминирующими мотивами, потребностями, интересами участника образовательных отношений;

- накапливать положительные эмоции у участника образовательных отношений;

- удовлетворить потребности участника образовательных отношений в положительных эмоциях;

- установить психологический контакт с участником образовательных отношений;

- зафиксировать негласно доверительную зону общения;

- познать психологическую структуру личности участника образовательных отношений, не говоря ему ни слова о цели воспитательного общения.

3. Психологический прием «вы». Сущность этого психологического приема заключается в том, что субъект патриотического воспитания в процессе воспитательного общения должен уметь поставить себя на место участника образовательных отношений, чтобы познать его ролевые ожидания, мотивы, потребности. Эта цель достигается субъектом патриотического воспитания путем «настройки» на интеллектуальную «волну» (рефлексия) и на эмоциональную «волну» участника образовательных отношений (эмпатия).

Чтобы психологически грамотно применять этот прием, субъект патриотического воспитания должен придерживаться следующих установок:

- если к вам пришел участник образовательных отношений, значит ему что-то нужно от вас;

- если вас хвалит участник образовательных отношений, значит пытается что-то внушить вам, влиять на вас, добыть от вас информацию, изучить психологическую структуру вашей личности, переключить ваше внимание, усыпить вашу бдительность, анализирует этапы воспитательного общения, анализирует ваши вопросы и т.п. — психологический обыск;

- не открывайте уста без цели в процессе воспитательного общения, а открывайте глаза и контролируйте свои эмоции и при этом концентрируйте свое внимание на участнике образовательных отношений, слушайте и изучайте его психологическую структуру личности, его ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, интересы, цели.

4. Психологический прием «первая фраза». Сущность этого приема заключается в том, что именно от первых 15 секунд воспитательного общения, от первых двух-трех предложений, от способа самоподачи, от саморекламы, от самопредставления, от внешнего облика субъекта патриотического воспитания, от нейтрального материала для психологической «разминки», от первых контактных вопросов, от первых закрытых вопросов типа «да», от количества накопленных согласий в начале воспитательного общения, от схожести мнений, от общности доминирующих мотивов, потребностей, интересов, целей, проблем, профессий, хобби, от искусственно созданных благоприятных психологических условий для воспитательного общения, от предлога и способа искусственного формирования психологической общности «мы», от времени, от места, от способа начала воспитательного общения зависит, будет ли желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения в воспитательном процессе.

П. Мицич разработал четыре способа начала [10, с. 50-51] воспитательного общения:

- метод снятия психической напряженности - умения субъекта патриотического воспитания делать комплименты участникам образовательных отношений в начале воспитательного общения. Комплимент - это слова субъекта патриотического воспитания, содержащие небольшое преувеличение личностных, профессионально-деловых и других достоинств, которые участники образовательных отношений мечтают видеть в своей психологической структуре личности;

- метод "зацепки" - умение субъекта патриотического воспитания кратко раскрыть актуальность проблемы, увязав ее с содержанием темы лекции, используя эту "зацепку" как исходную точку для чтения лекции;

- метод стимулирования игры воображения участников образовательных отношений - это умение субъекта патриотического воспитания задавать в начале лекции по ряду актуальных проблем вопросы, которые должны раскрываться на лекции.

- метод прямого подхода — непосредственный переход субъекта патриотического воспитания к воспитательному занятию, без какого бы то ни было произнесения вступительного слова по теме лекции.

5. Прием искусственное формирование субъектом патриотического воспитания психологической установки у участников образовательных отношений отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». Закрытые вопросы типа «да» — вопросы, на которые участники образовательных отношений могут с удовольствием ответить только «да» (ожидается ответ только «да»). Сущность этого приема заключается в том, что субъект патриотического воспитания формирует психологическую установку у участников образовательных отношений отвечать на закрытые вопросы только «да» в целях:

- управлять диалогом;

- формировать положительные эмоции у участников образовательных отношений;

- уточнить психическое состояние у участников образовательных отношений;

- установить психологический контакт.

6. Психологический прием «приятное зеркало». Сущность этого приема заключается в том, что субъект патриотического воспитания должен уметь искусственно создать благоприятные психологические условия участнику образовательных отношений, чтобы он выступил по теме занятия. Для этого субъект патриотического воспитания должен уметь терпеливо слушать монолог участника образовательных отношений, молчать и при этом время от времени подкреплять монолог участника образовательных отношений кивком головы, мимикой, словами: «Да», «Внимательно Вас слушаю», «Я Вас понимаю», т.е. демонстрировать «приятное зеркало», а именно, отзеркаливать (повторять) позы, жесты, психологические состояния участника образовательных отношений.

И. Атватер разработал семь приемов слушания [1, с. 30-110] участников образовательных отношений:

1. Нерефлексивное слушание ответа участника образовательных отношений — концентрация внимания на участнике образовательных отношений, молчание, слушание его выступления с использованием субъектом патриотического воспитания невербальных средств общения (визуальный контакт глаз, кивки и т.п.) и вербальных средств общения (да, да, да, да ... да, понимаю, можно ли подробнее ...).

2. Рефлексивное слушание ответа участника образовательных отношений — обратная связь с участником образовательных отношений, при которой субъект патриотического воспитания использует четыре приема рефлексивного слушания участника образовательных отношений (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать уровень знаний воспитательного материала у участника образовательных отношений по теме семинара.

3. Выяснение — это обращение субъекта патриотического воспитания к участнику образовательных отношений после его выступления на семинаре за уточнениями при помощи открытых вопросов, чтобы поставить ему объективную отметку за его ответ, например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, не могли бы вы объяснить попонятнее ...».

4. Перефразирование ответа участника образовательных отношений — это умения субъекта патриотического воспитания передать участнику образовательных отношений смысл и содержание его же выступления на семинаре, его основные мысли, но своими словами, например, «Другими словами, Вы считаете ...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но …».

5. Отражение чувств участника образовательных отношений — концентрация внимания субъекта патриотического воспитания не на содержании выступления участника образовательных отношений на семинаре, а на его психическом состоянии, например, «Вы очень расстроены ...», «Вы устали ...».

6. Резюмирование — это умения субъекта патриотического воспитания подытоживать основные мысли участника образовательных отношений и его психические состояния в конце его выступления на семинаре, например, «Если теперь подытожить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными мыслями, как я понял, являются».

7. Эмпатичное слушание участника образовательных отношений — обратная связь с участником образовательных отношений, при которой субъект патриотического воспитания использует четыре приема рефлексивного слушания (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать психическое состояние участника образовательных отношений.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Авторитарная воспитательная деятельность и новая технология воспитательного сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а новая технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за новой технологией воспитательного сотрудничества.

Новая технология воспитательного взаимодействия — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии субъекта патриотического воспитания с участниками образовательных отношений в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации новой технологии воспитательного сотрудничества, содержанием которого являются передача субъектом патриотического воспитания системы новых научных знаний, оказание влияния на подструктуру направленности личности участников образовательных отношений в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий в соответствии с социальным заказом государства.

Данная работа является первой попыткой разработки новой технологии воспитательного сотрудничества субъектов патриотического воспитания с участниками образовательных отношений. Его актуальность определяется тем, что субъекты патриотического воспитания не имеют базового психологического образования.

Лицо образовательной организации определяется взаимодействием субъектов патриотического воспитания и участников образовательных отношений в воспитательном процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения воспитательного сотрудничества не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого субъекта патриотического воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

- полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

- содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

- создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

- знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.







Литература


1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.

2. Буданов А.В., Латкова И.А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России. -М., 1997.

3. Горлинский И.В., Колонтаевская И.Ф. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России. — М., 1995.

4. Горлинский И.В. Частная методика преподавания учебной дисциплины. — М., 1991.

5. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. — М., 1997.

6. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. — М., 1997.

7. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М., 1999.

8. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии /Под общ. ред. А.С. Батышева. — М., 2000.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

10. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.

11. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.

12. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

13. Столяренко A.M. Психология и педагогика. — М., 2001.

14. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.

15. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. — М., 2001.

16. Столяренко A.M. Юридическая педагогика. — М., 2000.

17. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.

18. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

19. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

20. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года №593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"

23. Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 N 02-55-77ин/ак «О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений».

24. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

24. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 13.10.2017) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

25. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года».

26. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

27. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

28. ."Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018).






Приложения

Приложение №1


Новые воспитательные технологии

Используемые технологии в процессе проведения правового воспитания и просвещения:

- новая инновационная технология проектного правового воспитания и просвещения;

- новая инновационная технология проблемного правового воспитания и просвещения;

- новая инновационная технология взаимодействия субъектов патриотического воспитания с участниками образовательных отношений.

Новая инновационная технология взаимодействия субъекта патриотического воспитания с участниками образовательных отношений может состоять из следующих этапов:

1. Постановка целей воспитательного общения (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

2. Моделирование субъектом патриотического воспитания сценария предстоящей новой воспитательной деятельности в процессе подготовки к занятию, воспитательному мероприятию.

3. Планирование взаимодействия субъектом патриотического воспитания с участниками образовательных отношений.

4. Ориентировка в воспитательной ситуации взаимодействия субъекта патриотического воспитания с участниками образовательных отношений, привлечение внимания участников образовательных отношений, формирование интереса у участников образовательных отношений, например, к теме лекции, к мероприятию, возбуждение острого желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике.

5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение субъектом патриотического воспитания положительных эмоций участникам образовательных отношений.

6. Организация и управление субъектом патриотического воспитания воспитательным процессом, например, в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.

7. Попытка субъекта патриотического воспитания установить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.

7.1. Выбор субъектом патриотического воспитания естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений после проведения семинара, воспитательного мероприятия.

7.2. Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между субъектом патриотического воспитания и участником образовательных отношений после семинара, воспитательного мероприятия.

7.3. Изучение психологической структуры личности участника образовательных отношений.

7.4. Попытка субъекта патриотического воспитания «войти» в доверие к участнику образовательных отношений в целях формирования личности в соответствии с социальным заказом государства.

7.5. Попытка негласно зафиксировать доверительную зону общения.

7.6. Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.

7.7. Достижение цели воспитательного общения (глубокое изучение подструктуры направленности личности участника образовательных отношений — мотивы поступления в образовательную организацию, цель профессиональной переподготовки, близкие средние и далекие перспективные цели, интересы, ценности, хобби, ролевые ожидания).

7.8. Выход из доверительного общения с конкретным участником образовательных отношений.

8. Достижение воспитательных целей в процессе взаимодействия субъектом патриотического воспитания с участниками образовательных отношений, например, в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.

9. Выход из воспитательного общения после проведения семинара, воспитательного мероприятия.

10. Анализ, оценка, контроль и коррекция воспитательных целей (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

11. Анализ новой воспитательной деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений в целях совершенствования воспитательного общения, а также моделирование субъектом патриотического воспитания сценария предстоящей воспитательной деятельности в процессе подготовки к следующему занятию, воспитательному мероприятию.

Новая инновационная технология проблемного правового воспитания и просвещения

Уровни технологии проблемного правового воспитания и просвещения.

Первый уровень технологии проблемного воспитания и просвещения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Субъект патриотического воспитания. Кто создаёт проблемную ситуацию? Субъект патриотического воспитания. Кто решает проблемную ситуацию? Субъект патриотического воспитания. Наименование метода проблемного воспитания и просвещения. Проблемное изложение. Наименование разновидностей форм просвещения. Уроки – лекции, уроки – семинары.

Второй уровень технологии проблемного воспитания и просвещения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Субъект патриотического воспитания. Кто создаёт проблемную ситуацию? Субъект патриотического воспитания. Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений с помощью субъекта патриотического воспитания. Наименование метода проблемного воспитания и просвещения. Частично – поисковый. Наименование разновидностей форм просвещения. Уроки – семинары.

Третий уровень технологии проблемного воспитания и просвещения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Субъект патриотического воспитания. Кто создаёт проблемную ситуацию? Субъект патриотического воспитания. Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений с помощью субъекта патриотического воспитания. Наименование метода проблемного воспитания и просвещения. Частично – исследовательский. Наименование разновидностей форм просвещения. Практические занятия.

Четвертый уровень технологии проблемного воспитания и просвещения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Кто создаёт проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Наименование метода проблемного просвещения. Учебно – исследовательский. Наименование разновидностей форм просвещения. Участники образовательных отношений самостоятельно пишут проект по конкретной теме правового просвещения.

Новая инновационная технология проектного правового воспитания и просвещения

Четвертый уровень технологии проблемного воспитания и просвещения (технология проектного правового воспитания и просвещения). Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Кто создаёт проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Наименование метода проблемного просвещения. Учебно – исследовательский. Наименование разновидностей форм просвещения. Участники образовательных отношений самостоятельно пишут проект по конкретной теме правового просвещения.


Приложение №2


Цель и задачи патриотического воспитания


Цель патриотического воспитания – создание и укоренение в обществе основ патриотизма как приоритетных духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших социально значимых качеств личности и способности проявить их в созидательном процессе в интересах общества и государства, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его безопасности.

Задачи патриотического воспитания:

1) формирование у граждан общероссийского национального самосознания, ценностных ориентаций и установок в отношении к личности, обществу, государству;

2) приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры России, народа, формирование у него высоких духовно-нравственных и культурных ценностей, ориентаций и потребности в их дальнейшем развитии;

3) утверждение в сознании и чувствах граждан уважения к историческому и культурному прошлому России, к лучшим традициям, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных и других значимых символов и святынь Отечества;

4) привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – государственного Герба Российской Федерации, государственного Флага Российской Федерации, государственного Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

5) создание конкретных условий для проявления патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга гражданами с учетом их интересов и потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;

6) формирование у граждан патриотического отношения к обществу и государству на основе высокой социальной активности, гражданской ответственности, готовности и способности к служению Отечеству и укреплению государства, обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития;

7) создание условий для усиления патриотической направленности в средствах массовой информации при освещении событий, явлений и процессов общественной жизни;

8) привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служению Отечеству, его защите;

9) воспитание у граждан уважения к закону, нормам общественной жизни, чувства социальной ответственности как важнейших качеств личности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защите;

10) развитие у граждан положительного отношения к труду как важнейшей ценности жизни, потребности трудиться на благо общества, государства;

11) формирование положительной мотивации граждан к защите Отечества и готовности к военной службе;

12) формирование у граждан потребности в духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе.



51



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!