-
- Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»
-
- Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями России в 2009 году, лауреат ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2016 году, учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории (2002 год)
-
- 2021 год
- Актуальность
- Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей. Первая – вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Это реально возможно только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.
Цель проекта
- Разработать новую технологию взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений
Для достижения этих целей в работе предприняты попытки решения следующих основных новых задач :
- - изучить правила, психотехники и психотехнологии воспитательного общения;
- - изучить новые нормативные правовые акты по данной проблематике;
- - проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;
- - проанализировать новые научные и новые учебно-методические работы по данной проблематике;
- - разработать технологию взаимодействия для педагогических работников.
Достигнутые результаты
- Разработал нижеуказанные технологии профессионального общения:
- - технологию профессионального общения для педагогических работников в образовательных организациях Московской области;
- - технологию профессионального общения для субъектов патриотического воспитания с участниками образовательных отношений в образовательных организациях Московской области;
- - технологию профессионального общения для учителей основ безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях Московской области;
Достигнутые результаты
- - технологию профессионального общения для педагогических работников в духовных образовательных организаций Московской области;
- - технологию профессионального общения для адвокатов Московской области;
- - технологию профессионального общения для заместителей директоров по безопасности образовательных организаций Московской области;
- - технологию профессионального общения для сотрудников правоохранительных органов Московской области в «ситуации захвата заложников».
Достигнутые результаты
- Реализован социально значимый проект на территории Московской области.
- Проект пользуется популярностью и является востребованным в Московской области.
Достигнутые результаты
- Принимал участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях: всероссийский конкурс «Лучший педагогический проект» (диплом 1 степени, июнь 2021 г.). Тема проекта: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», всероссийский конкурс «Лучший исследовательский проект» (диплом 1 степени, июнь 2021 г.). Тема проекта: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у субъектов патриотического воспитания» и других.
Достигнутые результаты
- Принимал участие в конференциях на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и Всероссийских педагогических форумах – научно – методических семинарах и выступал с докладом: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС» в 2020 – 2021 учебном году.
- Опубликовал одиннадцать научных и двадцать семь учебно – методических работ в 2020 – 2021 учебном году.
- Дата старта проекта: 01.09.2019 года
- Стадия проекта. Проект реализован
- Затраченные ресурсы. Работа в выходные дни и в свободное от работы время (970 часов личного времени)
Охват аудитории
- Участники образовательных отношений Московской области (обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность) и участники отношений в сфере образования Московской области (участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения)
Существующие позитивные перемены для целевой группы (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области от реализованного проекта
- Реализованный социально значимый проект позволяет развивать у педагогических работников новые педагогические компетенции (положительные изменения):
- способность и готовность к творческому мышлению;
- способность и готовность к рефлексивному мышлению;
- способность и готовность к критическому мышлению;
Существующие позитивные перемены для целевой группы (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области от реализованного проекта
- способность и готовность к непрерывному самообразованию, самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, к новому;
- способность и готовность к самостоятельной творческой разработке одной темы всю жизнь;
- способность и готовность к управлению командой и социальной группой;
- способность и готовность к непрерывному развитию своих конфликтологических компетенций;
Существующие позитивные перемены для целевой группы (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области от реализованного проекта
- способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций;
- способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан;
- способность и готовность нейтрализовать коммуникативные барьеры;
Существующие позитивные перемены для целевой группы (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области от реализованного проекта
- способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию;
- способность и готовность самостоятельно добывать систему новых научных знаний по данной проблематике и переводить эту систему новых научных знаний в систему действий в педагогической деятельности.
Существующие позитивные перемены для целевой группы (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области от реализованного проекта
- Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач . Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности реально возможно только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников .
Существующие позитивные перемены для целевой группы (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области от реализованного проекта
- Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания , создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой . Из этих двух больших целей майского указа Президента России вытекает 10 задач , которые фактически легли в основу федерального национального проекта «Образование».
Существующие позитивные перемены для целевой группы (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области от реализованного проекта
- Это - современная школа , успех каждого ребенка , поддержка семей, имеющих детей , цифровая образовательная среда , учитель будущего , молодые специалисты, новые возможности для каждого , социальная активность , экспорт образования , социальные лифты для каждого . Эти десять задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников коммуникативных компетенций .
Социальная значимость проекта
- Научная новизна проекта состоит в том, что впервые разработана новая технология взаимодействия для педагогических работников. Разработал и опубликовал лекции, учебно – методические пособия, учебные пособия, научные статьи по данной проблематике.
Социальная значимость проекта
- Теоретическая значимость проекта заключается в том, что впервые раскрыты комплексно новые функции педагогического общения, новые межличностные механизмы взаимовосприятия, новая структура педагогического общения, новые коммуникативные барьеры, новые психологические приемы, формирующие симпатию.
Социальная значимость проекта
- Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты работы могут быть использованы:
- - в процессе правового просвещения участников образовательных отношений;
- - в педагогической деятельности в процессе преподавания учебных дисциплин «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Общая психология», «Юридическая психология», «Оперативно – розыскная психология, «Обществознание», «Право» и нового элективного курса «Личность. Межличностные отношения»;
Социальная значимость проекта
- - в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем;
- - при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебно - методических пособий и учебников по данной проблематике;
- - при подготовке справочных и методических материалов для педагогических работников.
Перспективы развития, динамика позитивных перемен для целевых групп населения (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области в долгосрочной перспективе
- В целях осуществления прорывного развития Московской области и РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" закреплены пять национальных целей развития РФ на период до 2030 года:
- 1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
Перспективы развития, динамика позитивных перемен для целевых групп населения (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области в долгосрочной перспективе
- 2. Возможности для самореализации и развития талантов. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.
- 3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
- 4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
- 5. Цифровая трансформация.
Перспективы развития, динамика позитивных перемен для целевых групп населения (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области в долгосрочной перспективе
- В рамках второй национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" закреплены шесть задач, которые призваны реализовать педагогические работники:
- 1.Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
- 2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Перспективы развития, динамика позитивных перемен для целевых групп населения (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области в долгосрочной перспективе
- 3. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
- 4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Перспективы развития, динамика позитивных перемен для целевых групп населения (участников образовательных отношений Московской области) и для Московской области в долгосрочной перспективе
- 5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
- 6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников коммуникативных компетенций.
Масштабируемость в рамках региона, страны и потенциальные позитивные перемены на территории Московской области от дальнейшего развития проекта
- Масштабируемость - участники образовательных отношений Московской области и РФ (обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность) и участники отношений в сфере образования Московской области и РФ (участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения)
Масштабируемость в рамках региона, страны и потенциальные позитивные перемены на территории Московской области от дальнейшего развития проекта
- Позитивные перемены на территории Московской области от дальнейшего развития проекта заключаются в том, что авторитарная педагогическая деятельность и новая технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а новая технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за новой технологией педагогического сотрудничества.
Масштабируемость в рамках региона, страны и потенциальные позитивные перемены на территории Московской области от дальнейшего развития проекта
- Данный проект является первой попыткой разработки новой технологии педагогического сотрудничества для педагогических работников с участниками образовательных отношений. Его актуальность определяется тем, что педагогические работники не имеют базового психологического образования.
Масштабируемость в рамках региона, страны и потенциальные позитивные перемены на территории Московской области от дальнейшего развития проекта
- Лицо образовательной организации определяется взаимодействием педагогических работников и участников образовательных отношений в педагогическом процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества . Чтобы отношения педагогического сотрудничества не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.
Уникальность и инновационность проекта
- Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, навыки, умения, коммуникативные компетенции . Это ключ к настоящему прорыву в области образования обучающихся в Московской области. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Уникальность и инновационность проекта
- При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдением прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставлением и получением образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Уникальность и инновационность проекта
- Данный проект является первой попыткой разработки технологии взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений. Актуальность проекта заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих коммуникативных компетенций:
- способность и готовность к творческому мышлению;
Уникальность и инновационность проекта
- способность и готовность к рефлексивному мышлению;
- способность и готовность к критическому мышлению;
- способность и готовность к непрерывному самообразованию, самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, к новому;
- способность и готовность к самостоятельной творческой разработке одной темы всю жизнь;
Уникальность и инновационность проекта
- способность и готовность к управлению командой и социальной группой;
- способность и готовность к непрерывному развитию своих конфликтологических компетенций;
- способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций;
Уникальность и инновационность проекта
- способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан;
- способность и готовность нейтрализовать коммуникативные барьеры;
- способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию;
Уникальность и инновационность проекта
- способность и готовность самостоятельно добывать систему новых научных знаний по данной проблематике и переводить эту систему новых научных знаний в систему действий в педагогической деятельности;
- способность и готовность к разумному риску, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде.
Проведение мероприятий на территории Московской области с целью вовлечения жителей в социально значимые проекты и инициативы в период проведения конкурса
- На территории Московской области с целью вовлечения участников образовательных отношений в социально значимый проект проводились следующие мероприятия:
- - опубликовал научные и учебно – методические работы для участников образовательных отношений;
Проведение мероприятий на территории Московской области с целью вовлечения жителей в социально значимые проекты и инициативы в период проведения конкурса
- - принимал участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях: всероссийский конкурс «Лучший педагогический проект» (диплом 1 степени, июнь 2021 г.). Тема проекта: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», всероссийский конкурс «Лучший исследовательский проект» (диплом 1 степени, июнь 2021 г.). Тема проекта: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у субъектов патриотического воспитания» и других;
Проведение мероприятий на территории Московской области с целью вовлечения жителей в социально значимые проекты и инициативы в период проведения конкурса
- - принимал участие в конференциях на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и Всероссийских педагогических форумах – научно – методических семинарах и выступал с докладом: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС» в 2020 – 2021 учебном году;
- - опубликовал одиннадцать научных и двадцать семь учебно – методических работ в 2020 – 2021 учебном году
- Информацию о достижениях участника за текущий год и предыдущий подаче заявки год
- Материалы, подтверждающие заслуги участника (благодарственные письма и грамоты, положительные отзывы в свободной форме за реализованный проект, кроме того информация в СМИ, публикации в сети Интернет, подтверждающие актуальность, полезность, уникальность, социальную значимость проекта)