Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС»





Новиков В. С.




Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС












2021 г.


© Новиков В.С., 2021

Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,

Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.

Подписано в печать 14 января 2021 г.

Заказ № Тираж 100 экз.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

§I. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия 12

§2. Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию 19

Заключение 37

Литература 40

Приложения 43


















Введение


Актуальность проекта. Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, навыки, умения, коммуникативные компетенции. Это ключ к настоящему прорыву в области образования обучающихся в РФ. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдением прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставлением и получением образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами [18, ч.3 ст.20].

Данный проект является первой попыткой разработки технологии взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений. Актуальность проекта заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде [24, С. 29].

Лицо образовательных организаций определяется взаимодействием педагогических работников с участниками образовательных отношений. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника. Для этого необходимо адаптировать систему образования с учетом социального заказа государства в целях формирования у детей с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования [24, С. 15].

Объектом исследования являются процесс и результат взаимодействия педагогических работников с участниками образовательных отношений.

Предметом исследования являются:

- новые научные и учебно-методические работы;

- новые нормативные правовые акты по данной проблематике.

Цель проекта. Разработать новую технологию взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений. Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний[19, ч.1 ст.2]. Под инновационными технологиями подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности, используя технологии проблемного, проективного обучения и педагогического сотрудничества, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся [23, С. 1]. Педагогические работники призваны реализовать социальный заказ государства в целях:

- формирования и развития у граждан профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах общественной жизни;

- формирования у граждан заинтересованности в развитии Московской области;

- формирования у граждан стремления к развитию своей личности и осознания необходимости служения Отечеству;

- создание и укоренение в обществе основ патриотизма как приоритетных духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших социально значимых качеств личности и способности проявить их в созидательном процессе в интересах общества и государства, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его безопасности.

Для достижения этих целей в работе предприняты попытки решения следующих основных новых задач:

- изучить правила, психотехники и психотехнологии воспитательного общения;

- изучить новые нормативные правовые акты по данной проблематике;

- проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;

- проанализировать новые научные и новые учебно-методические работы по данной проблематике;

- разработать технологию взаимодействия для педагогических работников. Основными задачами социального заказа государства являются:

- формирование и утверждение в общественном сознании патриотических взглядов и убеждений, уважения к истории и культуре многонациональной России, Московской области, к традициям российского народа, повышение престижа государственной службы;

- создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Родине, готовности к служению Отечеству, честному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга, служебных обязанностей, создание механизма, обеспечивающего овладение гражданами военными знаниями, умениями и навыками;

- привитие гражданам чувства уважения к Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гербу Российской Федерации и Государственному гимну Российской Федерации, флагу Московской области, гербу Московской области и гимну Московской области, военной символике и воинским реликвиям;

- создание условий для усиления патриотической направленности работы средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, предотвращение манипулирования информацией, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажения и фальсификации военной истории;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав;

- создание условий для противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма;

- формирование у граждан общероссийского национального самосознания, ценностных ориентаций и установок в отношении к личности, обществу, государству;

- приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

- создание конкретных условий для проявления патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга гражданами с учетом их интересов и потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;

- формирование у граждан патриотического богатство и своеобразие истории и культуры России, народа, формирование у него высоких духовно-нравственных и культурных ценностей, ориентаций и потребности в их дальнейшем развитии;

- утверждение в сознании и чувствах граждан уважения к историческому и культурному прошлому России, к лучшим традициям, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных и других значимых символов и святынь Отечества;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - государственного Герба Российской Федерации, государственного Флага Российской Федерации, государственного отношения к обществу и государству на основе высокой социальной активности, гражданской ответственности, готовности и способности к служению Отечеству и укреплению государства, обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития;

- создание условий для усиления патриотической направленности в средствах массовой информации при освещении событий, явлений и процессов общественной жизни;

- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служению Отечеству, его защите;

- воспитание у граждан уважения к закону, нормам общественной жизни, чувства социальной ответственности как важнейших качеств личности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защите;

- развитие у граждан положительного отношения к труду как важнейшей ценности жизни, потребности трудиться на благо общества, государства;

- формирование положительной мотивации граждан к защите Отечества и готовности к военной службе;

- формирование у граждан потребности в духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе.

Методология и методы. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательных отношений, экспертный опрос, анализ документов, интервью, включенное педагогическое наблюдение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов с участниками образовательных отношений.

Научная новизна проекта состоит в том, что впервые разработана новая технология взаимодействия для педагогических работников. Разработал и опубликовал лекции, учебно – методические пособия, учебные пособия, научные статьи по данной проблематике.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что впервые раскрыты комплексно новые функции педагогического общения, новые межличностные механизмы взаимовосприятия, новая структура педагогического общения, новые коммуникативные барьеры, новые психологические приемы, формирующие симпатию.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты работы могут быть использованы:

- в процессе правового просвещения участников образовательных отношений;

- в педагогической деятельности в процессе преподавания учебных дисциплин «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Общая психология», «Юридическая психология», «Оперативно – розыскная психология, «Обществознание» и нового элективного курса «Личность. Межличностные отношения»;

- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем;

- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебно - методических пособий и учебников по данной проблематике;

- при подготовке справочных и методических материалов для педагогических работников.

Апробация проекта. Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в лекциях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, научных статьях, учебных планах, учебно-тематических планах, учебных программах для педагогических работников, в профессиональных конкурсах.









§I. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия


Если мы проанализируем отечественную и зарубежную литературу по педагогическому общению, то можем выделить три этапа развития науки по данной проблематике:

- правила педагогического общения — это первый этап развития науки;

- психотехники педагогического общения — это второй этап развития науки;

- технологии педагогического общения — это третий этап развития науки, например, технология педагогического сотрудничества.

Если мы проанализируем уровни развития науки по педагогическому общению, то можем выделить четыре этапа самосовершенствования педагогических работников:

- допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап самосовершенствования педагогических работников (новые научные знания, новые навыки и умения формируются методом проб и ошибок в процессе взаимодействия с различными категориями граждан);

- начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- высший уровень саморазвития профессионала — это четвертый этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения — это предпосылки педагогического сотрудничества).

Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров.

Педагогическое общение - ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений в процессе их обучения, воспитания и развития в соответствии с социальным заказом государства, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе взаимодействия, содержанием которого являются передача системы новых научных знаний, оказание влияния в целях формирования желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать новые навыки и умения в соответствии с социальным заказом государства.

В процессе педагогического общения педагогические работники и участники образовательных отношений реализуют в совокупности четыре новые функции педагогического общения: интеллектуальную, влияния друг на друга, информационную и облегчающую.

Сущность интеллектуальной функции заключается в том, что педагогические работники и участники образовательных отношений познают психологическую структуру личности друг друга. При этом педагогические работники должны в первую очередь познать подструктуры направленности (близкие, средние и далекие перспективные цели, интересы, потребности и т.п.) и опыта (исходный уровень знаний, навыков и умений) участников образовательных отношений в целях реализации социального заказа государства.

Сущность функции влияния друг на друга заключается в том, что педагогические работники и участники образовательных отношений в процессе педагогического общения воздействуют друг на друга, чтобы реализовать свои близкие, средние и далекие перспективные цели.

Сущность информационной функции заключается в том, что педагогический работник передает участникам образовательных отношений свою систему профессионально-психологических знаний, а потом педагогический работник переводит систему новых научных знаний в систему новых действий в соответствии с социальным заказом государства.

Сущность облегчающей функции заключается в том, что педагогический работник помогает, облегчает участникам образовательных отношений при усвоении ими программного учебного материала на лекциях, семинарах и т.п. в целях реализации социального заказа государства.

Умение педагогического работника сознательно вмешиваться в процесс формирования своего первого впечатления в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений называется самоподачей, саморекламой, самопрезентацией, самопредъявлением, самопредставлением.

Разработаны три новых способа самоподачи для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений:

- самоподача превосходства;

- самоподача привлекательности;

- самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.

Самоподача превосходства — это первый способ формирования первого впечатления, когда педагогический работник взаимодействует с участниками образовательных отношений в ситуации знакомства. Самоподача превосходства начинает работать на педагогического работника, когда участники образовательных отношений ощущают неравенство по какому-то важному для них параметру или параметрам. Поэтому педагогический работник оценивается участниками образовательных отношений в ситуации знакомства значительно выше по личностным и профессионально-деловым качествам.

Если участники образовательных отношений в чем-то превосходят педагогического работника, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.

Самоподача привлекательности — это второй способ формирования первого впечатления педагогическим работником в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений. Самоподача привлекательности начинает работать на педагогического работника, когда он внешне нравится участникам образовательных отношений. В результате участники образовательных отношений склонны считать педагогического работника умным, доброжелательным, внимательным, вежливым, т.е. участники образовательных отношений переоценивают личностные и профессионально-деловые качества педагогического работника. Если же участники образовательных отношений считают, что педагогический работник внешне непривлекателен, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.

Самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений — это третий способ сознательного формирования первого впечатления педагогическим работником в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений. Самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений начинает работать на педагогического работника, когда он относится доброжелательно относится к участникам образовательных отношений или демонстративно подчеркивает сходство позиций, единство во взглядах, в желаниях, в убеждениях, в мотивах, в потребностях, в интересах, в хобби, во мнениях с участниками образовательных отношений и т. п. В результате участники образовательных отношений склонны переоценивать личностные и профессионально-деловые качества педагогического работника. Если же педагогический работник недоброжелательно относится к участникам образовательных отношений, то они недооценивают личностные и профессионально-деловые качества педагогического работника.

Эти четыре функции педагогического общения находятся в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости между собой, когда педагогический работник взаимодействует с участниками образовательных отношений в ситуации знакомства.

Эти четыре основные функции педагогического общения реализуются педагогическими работниками и участниками образовательных отношений при помощи межличностных механизмов взаимовосприятия. Межличностные механизмы взаимовосприятия используют как участники образовательных отношений, так и педагогические работники.

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

- эмпатия — вчувствование педагогического работника в психическое состояние участников образовательных отношений, т.е. настройка на их эмоциональную "волну" путем сопереживания, сочувствия. Для этого педагогический работник должен уметь познать психическое состояние участников образовательных отношений, а потом осуществить самонастройку своего внутреннего психического состояния на эмоциональную "волну" участников образовательных отношений;

- рефлексия — это имитация мыслей и деяний участников образовательных отношений на основе анализа собственного рефлексивного мышления, чтобы настроиться на интеллектуальную «волну» участников образовательных отношений (размышление за участников образовательных отношений);

- саморефлексия — внутренняя психическая деятельность педагогического работника, направленная на самопознание своей психологической структуры личности, на осмысление своих собственных мыслей, деяний;

- идентификация — настройка педагогического работника на эмоциональную «волну» (эмпатия) и на интеллектуальную «волну» (рефлексия) участников образовательных отношений одновременно, т.е. это эмпатия плюс рефлексия. Для этого педагогическим работником конкретная педагогическая ситуация продумывается (рефлексия) за участников образовательных отношений (умение поставить себя на место участников образовательных отношений, взглянуть на проблему участников образовательных отношений с их точки зрения) и прочувствывается (эмпатия) за участников образовательных отношений их психическое состояние, чтобы рефлексивно определить ход их мыслей и чувств одновременно;

- стереотипизация — восприятие и оценка участников образовательных отношений педагогическим работником на основе его жизненного опыта, который педагогический работник использует (первое впечатление) для интерпретации поведения участников образовательных отношений в процессе взаимодействия;

- обратная связь — восприятие, понимание, оценка, контроль педагогическим работником уровня знаний у участников образовательных отношений;

- аттракция — это внешнее выражение педагогическим работником симпатии к участникам образовательных отношений, позитивного отношения, доброжелательности в процессе взаимодействия;

- казуальная атрибуция — предположение педагогического работника о том, почему участник образовательных отношений не готов к семинарскому занятию, путем приписывания ему причин и мотивов его поведения при отсутствии информации о реальных причинах и мотивах поведения участника образовательных отношений.

Реализация межличностных механизмов взаимовосприятия зависит от следующих основных факторов, влияющих на успешность выполнения социального заказа государства:

- уровня профессионализма педагогических работников;

- исходного уровня знаний у участников образовательных отношений;

- субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых педагогические работники передают систему новых научных знаний детям, родителям, педагогическим работникам;

- содержания материала и времени, которое необходимо участникам образовательных отношений для усвоения нового материала по конкретной теме по выполнению социального заказа государства.


§2. Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию


Новая инновационная технология взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений может состоять из следующих этапов:

1. Постановка целей педагогического общения (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.

3. Планирование взаимодействия педагогическим работником с участниками образовательных отношений.

4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений, привлечение внимания участников образовательных отношений, формирование интереса у участников образовательных отношений, например, к теме лекции, к мероприятию, возбуждение острого желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике в соответствии с социальным заказом государства.

5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение педагогическим работником положительных эмоций участникам образовательных отношений.

6. Организация и управление педагогическим работником педагогическим процессом, например, в процессе проведения семинара, мероприятия.

7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений в процессе проведения лекции, семинара, мероприятия.

7.1. Выбор педагогическим работником естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений после проведения лекции, семинара, мероприятия.

7.2. Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между педагогическим работником и участником образовательных отношений после лекции, семинара, мероприятия.

7.3. Изучение психологической структуры личности участника образовательных отношений.

7.4. Попытка педагогического работника «войти» в доверие к участнику образовательных отношений в целях формирования личности в соответствии с социальным заказом государства.

7.5. Попытка негласно зафиксировать доверительную зону общения.

7.6. Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.

7.7. Достижение цели педагогического общения (глубокое изучение подструктуры направленности личности участника образовательных отношений — мотивы поступления в образовательную организацию, цель профессиональной переподготовки, близкие средние и далекие перспективные цели, интересы, ценности, хобби, ролевые ожидания).

7.8. Выход из доверительного общения с конкретным участником образовательных отношений.

8. Достижение педагогических целей в процессе взаимодействия педагогическим работником с участниками образовательных отношений, например, в процессе проведения лекции, семинара, мероприятия.

9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.

10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений в целях совершенствования педагогического общения, а также моделирование педагогическим работником сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к следующему занятию, мероприятию.

Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с участниками образовательных отношений в процессе реализации социального заказа государства, педагогический работник должен уметь ориентироваться:

- в себе (использовать свои сильные стороны, а слабые «места» и болевые точки скрывать от участников образовательных отношений и при этом систематически их развивать до достижения определенного уровня знаний — уровня творчества;

- в участниках образовательных отношений (знать исходный уровень знаний);

- в целях педагогического общения (обучение, развитие и воспитание обучаемых в соответствии с социальным заказом государства);

- во времени, которое отводится на изучение конкретной темы;

- в новых объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;

- в новой педагогической ситуации взаимодействия с участниками образовательных отношений (восстановление в памяти предыдущих особенностей взаимодействия, констатация ситуации педагогического общения, ее оперативное соотнесение с прошлой ситуацией педагогического общения и со спланированной ранее моделью взаимодействия в педагогическом процессе, уточнение и коррекция ранее спланированной модели взаимодействия с учетом целей предстоящей педагогической деятельности);

- в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;

- в пространственных условиях взаимодействия;

- в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия;

- в формальной социальной роли как своей (педагогический работник), так и собеседников (участников образовательных отношений);

- в формальном социальном статусе как своем, так и участников образовательных отношений;

- в стиле взаимодействия;

- в психических состояниях участников образовательных отношений;

- в уровне развития формальной социальной группы;

- в формальной и психологической структуре этой группы;

- в социально-психологических механизмах, влияющих на поведение участника образовательных отношений в формальной социальной группе (групповое давление, социально-психологическое заражение, внушение, подражание);

- в новых межличностных механизмах взаимовосприятия;

- в новой психологической структуре педагогического общения;

- в способах разрешения конфликтов;

- в пристройках «сверху», «снизу», «рядом»;

- в позициях Родителя, Взрослого и Дитя;

- в новых основных педагогических функциях;

- в новых способах самоподачи;

- в «поглаживаниях» и «уколах»;

- в ролевых ожиданиях, доминирующих мотивах, потребностях, целях участников образовательных отношений и т.п.

Педагогическое общение — это не механическая передача системы новых научных знаний, а взаимодействие между педагогическим работником с участниками образовательных отношений.

Барьеры коммуникативные — психологические препятствия, возникающие в процессе передачи педагогическим работником системы новых научных знаний участникам образовательных отношений, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему действий в педагогическом процессе.

Кан-Калик В. Л. выделяет следующие барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания), которые возникают при взаимодействии педагогического работника с участниками образовательных отношений в педагогическом процессе:

- барьер несовпадения психологических установок — педагогический работник приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а обучаемые равнодушны, невнимательны, в результате неопытный педагогический работник раздражен, нервничает;

- барьер боязни участников образовательных отношений характерен для начинающих педагогических работников; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с участниками образовательных отношений «пугает» их, сковывает творческую природу;

- барьер отсутствия психологического контакта: педагогический работник входит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с участниками образовательных отношений, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т.п.);

- барьер сужения функций педагогического общения: педагогический работник учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции воспитательного общения;

- барьер негативной психологической установки на учебную группу, которая может формироваться на основе мнений других педагогических работников, работающих в этой образовательной организации или в результате собственных педагогических неудач;

- барьер прошлого негативного опыта педагогического общения с данной учебной группой или участником образовательных отношений;

- барьер боязни педагогических ошибок (опоздать, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться);

- барьер подражания: молодой педагогический работник подражает манерам обучения, развития, воспитания и деятельности другого педагогического работника, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля обучения, развития, воспитания и деятельности на свою педагогическую индивидуальность невозможен [9, с. 34-35].

- мотивациониый барьер — это нежелание участника образовательных отношений самостоятельно добывать новые знания и формировать новые навыки и умения;

- интеллектуальный барьер возникает, когда педагогический работник не знает исходный уровень знаний участников образовательных отношений;

- эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии у педагогического работника к участнику образовательных отношений;

- волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений;

- ошибки по типу педагогические работники — участники образовательных отношений (межвозрастные);

- ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);

- межпрофессиональные (непонимание терминов педагогического работника);

- ошибки по типу житейская логика (например, в очках, значит умный);

- ошибки по типу проекции своей роли (приписывание своих ошибок участникам образовательных отношений);

- снисходительность (свойственна эмоционально и материально благополучным педагогическим работникам);

- ошибки по типу «мы - педагогические работники» — «они - участники образовательных отношений»;

- ошибки по типу физической привлекательности;

- ошибки по типу приближение — избегание;

- ошибки по типу самоподача превосходства;

- ошибки по типу самоподача привлекательности;

- ошибки по типу самоподача отношения участников образовательных отношений к педагогическим работникам;

- барьер расстояния между участником образовательных отношений и педагогическими работниками;

- барьер позы;

- барьер авторитет;

- внешние барьеры;

- внутренние барьеры;

- барьер несовпадения ролевых ожиданий, мотивов, потребностей, интересов, мнений;

- барьер социально-психологических механизмов, влияющих на поведение участника образовательных отношений в малой формальной социальной группе;

- ошибки по типу упреждения – новизны. На педагогического работника и на участников образовательных отношений больше всего психологически воздействуют:

а) новая сообщаемая информация о слушателе или обучаемом, преподавателе;

б) последняя сообщаемая информация о слушателе или обучаемом, преподавателе;

- барьер имя возникает, если педагогический работник не установил три рода имен участника образовательных отношений:

а) Иванов Иван Иванович - реальное имя, т.е. то, которое указано в паспорте участника образовательных отношений;

б) имя то, которое участник образовательных отношений желает услышать в образовательном процессе - Иван Иванович;

в) имя, которое участник образовательных отношений не любит — это его кличка и др.

Чтобы нейтрализовать вышеуказанные психологические барьеры, педагогический работник должен проанализировать новую педагогическую деятельность с целью установить, нет ли у него перечисленных типичных ошибок взаимонепонимания - самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка и т. п. Зафиксировать коммуникативные барьеры, если они выявлены в педагогической деятельности, то целесообразно их нейтрализовать, так как они формируют негативные педагогические привычки у педагогического работника.

Слово - это оружие педагогического работника, которое оставляет в памяти участников образовательных отношений одно из двух внушений к педагогическому работнику, к его учебной дисциплине, к педагогическому общению:

а) антипатию;

б) симпатию.

Если слова педагогического работника вызывают у участников образовательных отношений положительные эмоции (симпатию), то при прочих равных условиях они легче и при этом с желанием воспринимают учебный материал, принимают, понимают и признают как доминирующую его позицию, как авторитетную личность, как профессионала, как друга, как формального и неформального лидера, которому они доверяют и при этом желают сотрудничать без принуждения.

Следовательно, чтобы сотрудничать без принуждения с участниками образовательных отношений, педагогическому работнику недостаточно уметь нейтрализовать психологические барьеры. Он должен уметь внушать симпатию при помощи психологических приемов, правил, психотехник, технологий.

Психотехника - это комплекс воздействий на подструктуру направленности личности участника образовательных отношений, направленных на изменение психических состояний, доминирующих мотивов, потребностей, интересов, близких, средних и далеких перспективных целей и т. п. или закреплению нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, целей, желательных видов поведения и деятельности в педагогическом общении в соответствии с социальным заказом государства.

Новая технология взаимодействия педагогического работника — использование естественных благоприятных условий или искусственное создание благоприятных условий педагогическим работником в педагогическом процессе, вызывающих без принуждения изменение или закрепление нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, близких, средних и далеких целей, желательных видов педагогического сотрудничества, поведения и деятельности участника образовательных отношений в педагогическом общении в соответствии с социальным заказом государства.

Мы рассмотрим только новые психологические приемы, формирующие симпатию и при этом помогающие педагогическим работникам взаимодействовать с участниками образовательных отношений в педагогическом процессе на уровне педагогического сотрудничества.

1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника». Опережающая (авансированная) искренняя улыбка педагогического работника при входе в аудиторию — это самый простой и эффективный способ внушить участникам образовательных отношений положительные эмоции. Социально-психологическое заражение происходит в какие-то доли секунды. На опережающую (авансированную) улыбку педагогического работника, как правило, участники образовательных отношений отвечают улыбкой — это происходит бессознательно, но педагогический работник должен уметь пользоваться улыбкой сознательно.

Опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника - это психологическая настройка участников образовательных отношений на эмоционально положительную «волну», на образование положительных эмоций, на внушение симпатии, которая не только вызывает согласие сотрудничать без принуждения, но и в свою очередь вызывает удовлетворение от педагогического сотрудничества.

Следовательно, лицо педагогического работника формирует у участников образовательных отношений психологическую установку на образование:

а) положительных эмоций, если педагогический работник сознательно применяет этот психологический прием при входе в аудиторию к участникам образовательных отношений;

б) отрицательных эмоций, если педагогический работник не применяет этот психологический прием.

2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для участников образовательных отношений в педагогическом процессе».

Структура этого психологического приема:

- сознательное подчеркивание педагогическим работником психологической общности «мы» с участниками образовательных отношений;

- установление визуального контакта с участниками образовательных отношений и формирование психологической установки у них на образование положительных эмоций на бессознательном уровне;

- формирование педагогическим работником психологических предпосылок для установления психологического контакта с участниками образовательных отношений;

- накопление положительных эмоций у участников образовательных отношений;

- возникает желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения. В процессе педагогического общения педагогический работник должен обращаться к участнику образовательных отношений по имени, на которое он претендует.

Психологический механизм влияния приема «имя, на которое претендует участник образовательных отношений»:

- установить три рода имен участника образовательных отношений:

а) реальное имя;

б) имя то, на которое он претендует;

в) имя, которое он не любит;

- привлечь непроизвольное внимание участника образовательных отношений сознательной опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним в публичной зоне общения;

- использовать только то имя, на которое претендует участник образовательных отношений в процессе педагогического общения;

- формировать у участника образовательных отношений психологическую установку на образование положительных эмоций;

- переформулировать цели педагогического общения в соответствии с ролевыми ожиданиями, доминирующими мотивами, потребностями, интересами участника образовательных отношений;

- накапливать положительные эмоции у участников образовательных отношений;

- удовлетворить потребности участников образовательных отношений в положительных эмоциях;

- установить психологический контакт с участником образовательных отношений;

- зафиксировать негласно доверительную зону общения;

- познать психологическую структуру личности участника образовательных отношений, не говоря ему ни слова о цели педагогического общения.

3. Психологический прием «вы». Сущность этого психологического приема заключается в том, что педагогический работник в процессе воспитательного общения должен уметь поставить себя на место участника образовательных отношений, чтобы познать его ролевые ожидания, мотивы, потребности. Эта цель достигается педагогическим работником путем «настройки» на интеллектуальную «волну» (рефлексия) и на эмоциональную «волну» участника образовательных отношений (эмпатия).

Чтобы психологически грамотно применять этот прием, педагогический работник должен придерживаться следующих установок:

- если к вам пришел участник образовательных отношений, значит ему что-то нужно от вас;

- если вас хвалит участник образовательных отношений, значит пытается что-то внушить вам, влиять на вас, добыть от вас информацию, изучить психологическую структуру вашей личности, переключить ваше внимание, усыпить вашу бдительность, анализирует этапы педагогического общения, анализирует ваши вопросы и т.п. — психологический обыск;

- не открывайте уста без цели в процессе педагогического общения, а открывайте глаза и контролируйте свои эмоции и при этом концентрируйте свое внимание на участнике образовательных отношений, слушайте и изучайте его психологическую структуру личности, его ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, интересы, цели.

4. Психологический прием «первая фраза». Сущность этого приема заключается в том, что именно от первых 15 секунд педагогического общения, от первых двух-трех предложений, от способа самоподачи, от саморекламы, от самопредставления, от внешнего облика педагогического работника, от нейтрального материала для психологической «разминки», от первых контактных вопросов, от первых закрытых вопросов типа «да», от количества накопленных согласий в начале педагогического общения, от схожести мнений, от общности доминирующих мотивов, потребностей, интересов, целей, проблем, профессий, хобби, от искусственно созданных благоприятных психологических условий для педагогического общения, от предлога и способа искусственного формирования психологической общности «мы», от времени, от места, от способа начала педагогического общения зависит, будет ли желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения в педагогическом процессе.

П. Мицич разработал четыре способа начала [10, с. 50-51] воспитательного общения:

- метод снятия психической напряженности - умения педагогического работника делать комплименты участникам образовательных отношений в начале педагогического общения. Комплимент - это слова педагогического работника, содержащие небольшое преувеличение личностных, профессионально-деловых и других достоинств, которые участники образовательных отношений мечтают видеть в своей психологической структуре личности;

- метод "зацепки" - умение педагогического работника кратко раскрыть актуальность проблемы, увязав ее с содержанием темы лекции, используя эту "зацепку" как исходную точку для чтения лекции;

- метод стимулирования игры воображения у участников образовательных отношений - это умение педагогического работника задавать в начале лекции по ряду актуальных проблем вопросы, которые должны раскрываться на лекции.

- метод прямого подхода — непосредственный переход педагогического работника к занятию, без какого бы то ни было произнесения вступительного слова по теме лекции.

5. Прием искусственное формирование педагогическим работником психологической установки у участников образовательных отношений отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». Закрытые вопросы типа «да» — вопросы, на которые участники образовательных отношений могут с удовольствием ответить только «да» (ожидается ответ только «да»). Сущность этого приема заключается в том, что педагогический работник формирует психологическую установку у участников образовательных отношений отвечать на закрытые вопросы только «да» в целях:

- управлять диалогом;

- формировать положительные эмоции у участников образовательных отношений;

- уточнить психическое состояние у участников образовательных отношений;

- установить психологический контакт.

6. Психологический прием «приятное зеркало». Сущность этого приема заключается в том, что педагогический работник должен уметь искусственно создать благоприятные психологические условия участнику образовательных отношений, чтобы он выступил по теме занятия. Для этого педагогический работник должен уметь терпеливо слушать монолог участника образовательных отношений, молчать и при этом время от времени подкреплять монолог участника образовательных отношений кивком головы, мимикой, словами: «Да», «Внимательно Вас слушаю», «Я Вас понимаю», т.е. демонстрировать «приятное зеркало», а именно, отзеркаливать (повторять) позы, жесты, психологические состояния участника образовательных отношений.

И. Атватер разработал семь приемов слушания [1, с. 30-110] участников образовательных отношений:

1. Нерефлексивное слушание ответа участника образовательных отношений — концентрация внимания на участнике образовательных отношений, молчание, слушание его выступления с использованием педагогическим работником невербальных средств общения (визуальный контакт глаз, кивки и т.п.) и вербальных средств общения (да, да, да, да ... да, понимаю, можно ли подробнее ...).

2. Рефлексивное слушание ответа участника образовательных отношений — обратная связь с участником образовательных отношений, при которой педагогический работник использует четыре приема рефлексивного слушания участника образовательных отношений (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать уровень знаний у участника образовательных отношений по теме Лекции, семинара.

3. Выяснение — это обращение педагогического работника к участнику образовательных отношений после его выступления на семинаре за уточнениями при помощи открытых вопросов, чтобы поставить ему объективную отметку за его ответ, например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, не могли бы вы объяснить попонятнее ...».

4. Перефразирование ответа участника образовательных отношений — это умения педагогического работника передать участнику образовательных отношений смысл и содержание его же выступления на семинаре, его основные мысли, но своими словами, например, «Другими словами, Вы считаете ...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но …».

5. Отражение чувств участника образовательных отношений — концентрация внимания педагогического работника не на содержании выступления участника образовательных отношений на семинаре, а на его психическом состоянии, например, «Вы очень расстроены ...», «Вы устали ...».

6. Резюмирование — это умения педагогического работника подытоживать основные мысли участника образовательных отношений и его психические состояния в конце его выступления на семинаре, например, «Если теперь подытожить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными мыслями, как я понял, являются».

7. Эмпатичное слушание участника образовательных отношений — обратная связь с участником образовательных отношений, при которой педагогический работник использует четыре приема рефлексивного слушания (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать психическое состояние участника образовательных отношений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Авторитарная педагогическая деятельность и новая технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а новая технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за новой технологией педагогического сотрудничества.

Новая технология педагогического взаимодействия — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии педагогического работника с участниками образовательных отношений в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации новой технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача педагогическим работником системы новых научных знаний, оказание влияния на подструктуру направленности личности участников образовательных отношений в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий в соответствии с социальным заказом государства.

Данная работа является первой попыткой разработки новой технологии педагогического сотрудничества для педагогических работников с участниками образовательных отношений. Его актуальность определяется тем, что педагогические работники не имеют базового психологического образования.

Лицо образовательной организации определяется взаимодействием педагогических работников и участников образовательных отношений в педагогическом процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.

Развитие обучения и воспитания в соответствии с социальным заказом государства в системе образования предполагает:

- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

- полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

- содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

- создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

- знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.


Литература


1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.

2. Буданов А.В., Латкова И.А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России. -М., 1997.

3. Горлинский И.В., Колонтаевская И.Ф. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России. — М., 1995.

4. Горлинский И.В. Частная методика преподавания учебной дисциплины. — М., 1991.

5. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. — М., 1997.

6. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. — М., 1997.

7. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М., 1999.

8. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии /Под общ. ред. А.С. Батышева. — М., 2000.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

10. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.

11. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.

12. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

13. Столяренко A.M. Психология и педагогика. — М., 2001.

14. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.

15. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. — М., 2001.

16. Столяренко A.M. Юридическая педагогика. — М., 2000.

17. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.

18. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

19. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

20. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года №593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"

23. Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 N 02-55-77ин/ак «О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений».

24. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

24. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 13.10.2017) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

25. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года».

26. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

27. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

28. ."Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018).

29. http://www.e-osnova.ru/journal/15/89/

30.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/03D01254AA7331ECF33A93FBF3C5C494

http://pedagog.mosreg.ru/profile

31. https://наше-подмосковье.рф/projects/21648/

32. http://www.e-osnova.ru/journal/23/52/

33. http://www.e-osnova.ru/journal/15/14/

34. https://multiurok.ru/files/formirovanie-kommunikativnykh-kompetentsii-u-advok.html

35. https://multiurok.ru/files/innovatsionnaia-tekhnologiia-sovershenstvovaniia-k.html

36.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/2080F2B02DBA4EA6D741C3A70421662D

37.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/5E2270046AEE864D260F84891512D8CC

38.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/1BCA2AC849FE111C31C8BBE4B36D4EC9

39.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/03D01254AA7331ECF33A93FBF3C5C494

40.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/E2043BED24A8C98DB164EE6ADFB0984A

41.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/BEE1CDBAB970E7098DCC712F7BA103FF

42.http://pedagog.mosreg.ru/material/view/2CCCC3DB7E8CD8CB8A65E9167FE44F62

43. https://multiurok.ru/files/innovatsionnye-tekhnologii-razvitiia-u-obuchaiushc.html

44. https://multiurok.ru/files/realizatsiia-tekhnologii-pedagogicheskogo-sotrudni.html



Приложения

Приложение №1


Учебно – методическое обеспечение проекта

1. Чему учить? ПРЕДМЕТНЫЕ результаты — усвоение обучаемыми конкретного психологического опыта, изучаемого в рамках дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Личность. Межличностное общение», то есть новых знаний, умений и навыков, позитивного и негативного опыта решения психологических проблем, опыта критического восприятия любой психологической информации, опыта творческой деятельности.

2. Как учить? МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (право, обществознание, общая психология, социальная психология, оперативно – розыскная психология, юридическая психология и юридическая конфликтология) способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении психологических проблем в реальных жизненных ситуациях. Использовать современные формы электронного обучения с соблюдением следующих базовых принципов: использование электронной образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным; цифровые образовательные ресурсы являются дополнительным инструментом достижения цели учебного занятия, их использование не является самоцелью; компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся. Структурный состав педагогической деятельности. Педагогическая деятельность = формирование потребности у школьников самостоятельно добывать систему новых знаний + мотивация самостоятельно добывать систему новых знаний + развитие, обучение и воспитание личности в соответствии с социальным заказом государства (достижение целей ФГОС) +учебные действия (самостоятельное добывание школьниками системы новых знаний, а потом перевод этой системы новых знаний в систему действий) + контроль уровня знаний у школьников + оценка учебной деятельности школьника. Структурный состав учебной деятельности школьника. Учебная деятельность школьника = потребность в учебной деятельности + мотивация учебной деятельности + цель учебной деятельности + учебные действия + самоконтроль + самооценка + результат учебной деятельности школьника. Структура урока усвоения системы новых психологических знаний в условиях реализации ФГОС:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока по ФГОС

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация новых знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Затем ученики получают новое задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка юридической проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется юридическая проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ нового знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока

Поиск путей решения юридической проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению юридических практических задач

Консультирует

Решение юридической проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных новых знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Систематизация новых знаний

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

Объяснение домашнего задания

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

3. Кого учить? ЛИЧНОСТНЫЕ результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам – социальный заказ государства развивать критическое, творческое, диалектическое и рефлексивное мышление. Развивать волевые качества, активизирующие психическую деятельность (целеустремленность, решительность, энергичность, настойчивость, исполнительность, инициативность, мужество, храбрость, смелость, самостоятельность, уверенность) и волевые качества, тормозящие психическую деятельность (выдержка, самообладание, выносливость, терпение, дисциплинированность, организованность, подтянутость, точность, аккуратность) в соответствии с социальным заказом государства (любящий свой край и свою Родину, осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества, креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, владеющий основами научных методов познания окружающего мира, осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни, обладающий необходимым набором знаний и навыков для ведения профессиональной деятельности). Формировать личность, которая способна и готова самостоятельно добывать систему новых научных знаний, самостоятельно переводить эту систему новых научных знаний в систему новых действий, а так же способна и готова к инновационной деятельности, способна и готова к критическому мышлению. В процессе реализации данной программы используются следующие технологии обучения.



Новые педагогические технологии

Технологии, которые педагогические работники имеют реальную возможность применять в процессе обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с социальным заказом государства:

- новая инновационная технология проектного обучения;

- новая инновационная технология проблемного обучения;

- новая инновационная технология взаимодействия педагогических работников с участниками образовательных отношений.

Новая инновационная технология взаимодействия педагогических работников с участниками образовательных отношений может состоять из следующих условных этапов:

1. Постановка целей педагогического общения (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.

3. Планирование взаимодействия педагогическим работником с участниками образовательных отношений.

4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений, привлечение внимания участников образовательных отношений, формирование интереса у участников образовательных отношений, например, к теме лекции, к мероприятию, возбуждение острого желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике в соответствии с социальным заказом государства.

5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение педагогическим работником положительных эмоций участникам образовательных отношений.

6. Организация и управление педагогическим работником педагогическим процессом, например, в процессе проведения семинара, мероприятия.

7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений в процессе проведения лекции, семинара, мероприятия.

7.1. Выбор педагогическим работником естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений после проведения лекции, семинара, мероприятия.

7.2. Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между педагогическим работником и участником образовательных отношений после лекции, семинара, мероприятия.

7.3. Изучение психологической структуры личности участника образовательных отношений.

7.4. Попытка педагогического работника «войти» в доверие к участнику образовательных отношений в целях формирования личности в соответствии с социальным заказом государства.

7.5. Попытка негласно зафиксировать доверительную зону общения.

7.6. Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.

7.7. Достижение цели педагогического общения (глубокое изучение подструктуры направленности личности участника образовательных отношений — мотивы поступления в образовательную организацию, цель профессиональной переподготовки, близкие средние и далекие перспективные цели, интересы, ценности, хобби, ролевые ожидания).

7.8. Выход из доверительного общения с конкретным участником образовательных отношений.

8. Достижение педагогических целей в процессе взаимодействия педагогическим работником с участниками образовательных отношений, например, в процессе проведения лекции, семинара, мероприятия.

9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.

10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений в целях совершенствования педагогического общения, а также моделирование педагогическим работником сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к следующему занятию, мероприятию.



Новая инновационная технология проблемного обучения

Уровни технологии проблемного обучения

Первый уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Педагогический работник. Наименование метода проблемного обучения. Проблемное изложение. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – лекции, уроки – семинары.

Второй уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений с помощью педагогического работника. Наименование метода проблемного воспитания и просвещения. Частично – поисковый. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – семинары.

Третий уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений с помощью педагогического работника. Наименование метода проблемного воспитания и просвещения. Частично – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Практические занятия.

Четвертый уровень технологии проблемного воспитания и просвещения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Кто создаёт проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Наименование метода проблемного обучения. Учебно – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Участники образовательных отношений самостоятельно пишут проект по конкретной теме исследования.

Новая инновационная технология проектного обучения

Четвертый уровень технологии проблемного воспитания и просвещения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Кто создаёт проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно. Наименование метода проблемного обучения. Учебно – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Участники образовательных отношений самостоятельно пишут проект по конкретной теме исследования.

Алгоритм реализации технологии проектного обучения

Технология проектного обучения - совокупность приёмов, действий обучаемого и педагогического работника в их определённой последовательности (выбор темы исследования, объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез исследования, выбор методов исследования, сбор, анализ, исследование, обобщение и систематизация материалов исследования, достижение целей исследования в процессе решения исследовательских задач, апробация и внедрение результатов исследования в практику) в целях достижения поставленной задачи— решения проблемы, лично значимой для обучаемого и оформленной в виде проекта.

Выбор темы исследования

Актуальность темы исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Выбор методов исследования

Выдвижение гипотез исследования

Сбор, анализ, исследование, обобщение и систематизация материалов исследования

Научная новизна исследования

Теоретическая значимость исследования

Практическая значимость исследования

Апробация и внедрение результатов исследования в практику

Защита материалов исследования

Презентация проекта


Приложение №2


Цель и задачи обучения, развития и воспитания обучающихся в соответствии с социальным заказом государства

Цель обучения, развития и воспитания обучающихся в соответствии с социальным заказом государства – создание и укоренение в обществе основ патриотизма как приоритетных духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших социально значимых качеств личности и способности проявить их в созидательном процессе в интересах общества и государства, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его безопасности.

Задачи обучения, развития и воспитания обучающихся в соответствии с социальным заказом государства:

1) формирование у граждан общероссийского национального самосознания, ценностных ориентаций и установок в отношении к личности, обществу, государству;

2) приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры России, народа, формирование у него высоких духовно-нравственных и культурных ценностей, ориентаций и потребности в их дальнейшем развитии;

3) утверждение в сознании и чувствах граждан уважения к историческому и культурному прошлому России, к лучшим традициям, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных и других значимых символов и святынь Отечества;

4) привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – государственного Герба Российской Федерации, государственного Флага Российской Федерации, государственного Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

5) создание конкретных условий для проявления патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга гражданами с учетом их интересов и потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;

6) формирование у граждан патриотического отношения к обществу и государству на основе высокой социальной активности, гражданской ответственности, готовности и способности к служению Отечеству и укреплению государства, обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития;

7) создание условий для усиления патриотической направленности в средствах массовой информации при освещении событий, явлений и процессов общественной жизни;

8) привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служению Отечеству, его защите;

9) воспитание у граждан уважения к закону, нормам общественной жизни, чувства социальной ответственности как важнейших качеств личности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защите;

10) развитие у граждан положительного отношения к труду как важнейшей ценности жизни, потребности трудиться на благо общества, государства;

11) формирование положительной мотивации граждан к защите Отечества и готовности к военной службе;

12) формирование у граждан потребности в духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе.





Приложение №3




КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ


Правила профессионального общения



Психотехники профессионального общения



Психотехнологии профессионального общения

Рис. 1. Этапы совершенствования коммуникативных компетенций у педагогических работников

















Приложение №4




ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Интеллектуальная



Влияния друг на друга



Информационная

Облегчающая



Рис. 2. Основные функции профессионального общения
















Приложение №5




ЭТАПЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ





Допрофессиональный этап развития адвоката




Научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок при осуществлении педагогическими работниками профессиональной деятельности





Начальный уровень развития профессионализма




Педагогические работники умеют применять правила общения при осуществлении профессиональной деятельности





Средний уровень развития профессионализма



Педагогические работники умеют применять психотехники общения при взаимодействии с различными категориями граждан





Высший уровень развития профессионализма



Педагогические работники должны уметь применять психотехнологии общения при взаимодействии с различными категориями граждан



Рис. 3. Этапы развития коммуникативных компетенций у педагогических работников









Приложение №6




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ


Эмпатия



Рефлексия



Идентификация



Стереотипизация



Обратная связь

Рис. 4. Психологические механизмы процесса взаимовосприятия















Приложение №7




ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Уровень коммуникативной компетентности педагогического работника



Уровень коммуникативной компетентности участников образовательных отношений



Объектные, субъектные и обстановочные условия взаимодействия



Содержание конфиденциальной информации



Рис. 5. Факторы, влияющие на успешность добывания конфиденциальной информации















Приложение №8





Стол












Рис. 6. Позиция для доверительно общения между педагогом и участником образовательных отношений
















Приложение №9












Стол













Рис. 7. Позиция для неформального общения между педагогом и участником образовательных отношений












Приложение №10








Кабинет учителя



Стол






























Рис. 8. Позиция для публичной зоны общения между педагогом и участником образовательных отношений






Приложение №11









Стол
































Рис. 9. Позиция для формального (делового) общения между педагогом и участником образовательных отношений









Приложение №12




ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Внешняя привлекательность учителя


Умения применять психологические приемы, формирующие симпатию


Умения устанавливать психологический контакт и "входить" в доверие к участникам образовательных отношений


Умения применять психологические закономерности для доверительной зоны общения в процессе профессионального общения



Рис. 10. Факторы, влияющие на результаты взаимодействия между педагогом и участником образовательных отношений












Приложение №13



п/п

Факторы и условия, которые повлияли на процесс формирования навыков и умений добыть объективную конфиденциальную информацию у участников образовательных отношений при осуществлении профессиональной деятельности

Количество ответов в %

Ранговые места

1

2

3

4

1

В образовательных организациях

7,5

2

2

На занятиях

2

3

3

Помощь непосредственного руководства

7,5

2

4

Помощь наставника

2

3

5

Помощь психолога

2

3

6

Помощь коллег

2

3

7

Самостоятельное добывание новой системы профессионально психологических знаний по данной проблематике, формирование (перевод новой системы научных знаний в новую систему действий) навыков, умений методом проб и ошибок в процессе взаимодействия с различными категориями граждан при осуществлении профессиональной деятельности

77

1



Рис. 11. Факторы и условия, которые повлияли на процесс формирования навыков и умений устанавливать психологический контакт и "входить" в доверие к участникам образовательных отношений при осуществлении профессиональной деятельности




Приложение №14



п/п

Время, которое потребовалось педагогам (экспертам) для формирования новых навыков и умений устанавливать психологический контакт и "входить" в доверие к участникам образовательных отношений при осуществлении профессиональной деятельности

Результаты опросов экспертов в %

1

2

3

1

0,5 года

7,5

2

1 год

37,5

3

2 года

44,7

4

3 года

10,3



Рис. 12. Время, которое потребовалось экспертам для того, чтобы самостоятельно добыть новую систему научных знаний и перевести их в новую систему действий по данной проблематике















Приложение №15

Психологический прием "опережающая (авансированная) улыбка педагога»




Привлечение непроизвольного внимания школьника сознательной опережающей (авансированной) улыбкой и установление визуального контакта с ним




Формирование психологической установки на образование положительных эмоций у школьника на бессознательном уровне




Школьник отвечает бессознательно улыбкой учителю в ответ на его сознательную опережающую (авансированную) улыбку




Удовлетворение потребностей школьника в положительных эмоциях




Формирование психологической базы для установления психологического контакта с школьником




Накопление положительных эмоций у школьника




Возникает желание у школьника сообщить учителю конфиденциальную информацию при осуществлении профессиональной деятельности



Рис. 13. Психологический механизм воздействия приема "опережающая (авансированная) улыбка учителя" на школьника







Приложение №16

Психологический прием "организация поля доверия эмоционально положительной информации для школьника учителем в процессе профессионального общения"




Сознательное подчеркивание психологической общности "мы"




Установление визуального контакта со школьником и формирование психологической установки на образование положительных эмоций у него на бессознательном уровне




Удовлетворение потребности школьника в положительных эмоциях в процессе формирования психологической общности "мы"




Формирование психологических предпосылок для установления психологического контакта с школьником




Накопление положительных эмоций у школьника




Возникает желание у школьника сообщить "своему" конфиденциальную информацию при осуществлении профессиональной деятельности



Рис. 14. Психологический механизм влияния приема "организация поля доверия эмоционально положительной информации для школьника учителем"








Приложение №17

Установить три рода имен школьника: а/ реальное имя; б/ имя то, на которое он претендует; в/ имя, которое он не любит


Привлечь непроизвольное внимание школьника сознательной опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним в публичной зоне общения


Использовать только то имя, на которое претендует школьник в процессе взаимодействия


Формировать у школьника психологическую установку на образование положительных эмоций


Переформулировать цели профессионального общения в соответствии с ролевыми ожиданиями, доминирующими мотивами, потребностями и т.п. школьника


Накапливать положительные эмоции у школьника


Удовлетворить потребность школьника в положительных эмоциях


Установить психологический контакт с школьником


Зафиксировать негласно доверительную зону общения


Добыть конфиденциальную информацию при осуществлении профессиональной деятельности



Рис. 15. Психологический механизм влияния приема "имя, на которое претендует школьник"




Приложение №18


Психологический прием "Вы"



Познать ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, интересы, цели, хобби и т.п. школьника


П ривлечь непроизвольное внимание школьника опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним


Использовать имя, на которое претендует школьник

'

Уточнить цели школьника


Переформулировать цели профессионального общения в соответствии с ролевыми ожиданиями и целями школьника


Накапливать положительные эмоции у школьника


Удовлетворить потребность школьника в положительных эмоциях


Установить психологический контакт с школьником


Добыть (использовать "втемную") конфиденциальную информацию у школьника, не говоря ему ни слова о цели профессионального общения

Рис. 16. Психологический механизм влияния приема «Вы»









Приложение №19

Психологический прием "первая фраза"




Привлечь непроизвольное внимание школьника опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним


Использовать имя, на которое претендует школьник


Сделать себе "антикомплимент", а школьнику авансированный комплимент


Накапливать положительные эмоции у школьника


Удовлетворить потребность школьника в положительных эмоциях


Установить психологический контакт со школьником


Добыть у школьника конфиденциальную информацию



Рис. 17. Психологический механизм влияния приема "первая фраза"















Приложение №20




У читель Р Р

В В

Д Д Школьник



Рис. 18. Похвала (положительная оценка) школьника





Р Р Школьник

В В

Учитель Д Д



Рис. 19. Комплимент школьнику на фоне антикомплимента себе















Приложение №21

Прием "искусственное формирование учителем психологической установки у школьника отвечать на закрытые контактные вопросы только "да"



Привлечь непроизвольное внимание школьника опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним


Использовать имя, на которое претендует школьник


Сделать себе "антикомплимент", а школьнику авансированный комплимент


Задавать закрытые вопросы, на которые школьник обязан ответить только "да"


Получить как можно больше ответов типа "да" (согласий) у школьника


Снять психическую напряженность у школьника


Нейтрализовать психологические барьеры


Накапливать положительные эмоции у школьника


Удовлетворить потребность школьника в положительных эмоциях


Установить психологический контакт с школьником - это конечная цель этого психологического приема



Рис. 20. Психологический механизм влияния приема "искусственное формирование учителем психологической установки у школьника отвечать на закрытые контактные вопросы только "да"





Приложение №22






Предпосылки для установления психологического контакта с школьником


. . .





Рис. 21. Алгоритм приема "искусственное формирование учителем психологической установки у школьника отвечать на закрытые вопросы только "Да"



Психологические предпосылки для возникновения конфликта со школьником



. . .





Рис. 22. Алгоритм приема "искусственное формирование учителем психологической установки у школьника отвечать на закрытые вопросы только "Нет"












Приложение №23

Психологический прием "приятное зеркало"


Привлечь непроизвольное внимание школьника опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним


Использовать имя, на которое претендует школьник


Сделать школьнику несколько авансированных комплиментов


Получить как можно больше согласий у школьника


Задавать открытые вопросы, на которые школьник будет отвечать с удовольствием


Накапливать положительные эмоции у школьника


Удовлетворить потребность школьника в положительных эмоциях


Установить психологический контакт со школьником


Добыть конфиденциальную информацию, необходимую для решения проблем школьника в процессе не рефлексивного и рефлексивного слушания:

Не используя закон края памяти

Используя закон края памяти



Создать психологические условия школьнику выговориться о своих проблемах, целях и т.п.

Переключить внимание школьника на юридический факт, послуживший поводом к вызову



Слушать монолог школьника и демонстрировать "приятное зеркало"

Слушать монолог - свободный рассказ школьника



Использовать нерефлексивное и рефлексивное слушание в процессе взаимодействия

Концентрировать внимание школьника на юридическом факте, чтобы он запомнил начало и конец взаимодействия

Рис. 23. Психологический механизм влияния приема "приятное зеркало"



Приложение №24



Внимание

Устойчивое внимание (минимизация отвлечений)

Направленное внимание

Визуальный контакт

Положительный язык поз и жестов

Нерефлексивное слушание

Слушание ("внимательное" молчание)

Начало разговора

Минимизация ответов (невмешательство)

Ограничение числа вопросов

Рефлексивное слушание

Уточнение

Перефразирование

Отражение чувств

Резюмирование

Основные установки

Одобрение

Самоодобрение

Эмпатия

Мимика

Язык невербального общения

Взгляд и визуальный контакт

Изменения высоты голоса и интонации

Позы и жесты

Язык личностного пространства

Сосредоточение

Память

Кратковременная память

Долговременная память



Рис. 24. Условия эффективного восприятия речи [2,с.22].





Приложение №25




ВИДЫ РЕЧИ






Внешняя



Внутренняя





АКТИВНАЯ


Пассивная





Письменная


Устная


Протокольная


Монолог


Диалог




Обыденная


Обыденная





Профессиональная


Профессиональная






Неподготовленная


Неподготовленная





Подготовленная


Подготовленная



Рис. 25. Виды речи













Приложение №26




ФУНКЦИИ РЕЧИ




Мотивирования


Понимания




Накопления, усвоения и передачи научных знаний, навыков, умений и т.д.


Познания




Влияния


Коммуникативная




Обозначения



Регулятивная







Рис. 26. Функции речи
















Приложение №27

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ


Уточнение темы устного выступления с учетом объектных, обстановочных и субъектных условии


Определение уровня знаний у слушателей, познание их интересов


Определение целей выступления и ситуации взаимодействия


Сбор, отбор и систематизация материалов учителем


Уточнение объема материала, обдумывание структуры выступления и компоновка материалов с учетом интересов слушателей


Написание тезисов выступления, редактирование и придание тексту наглядности


Профессионально-психологическая подготовка учителя к выступлению - мысленная подготовка (текст произносится мысленно про себя - внутренняя речь учителя), устная подготовка (текст произносится учителем вслух без слушающих - монологическая речь), диалогическая подготовка (текст произносится в присутствии коллег, жены, мужа и т.д. - диалогическая речь)


Непосредственная психологическая подготовка учителя - просмотр текста выступления за 20-40 минут перед входом в аудиторию, выбор способа начала выступления, выбор способа формирования первого впечатления (самоподача превосходства, привлекательности, отношения к учителю) - психологический настрой учителя


ФАЗЫ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ


ВСТУПЛЕНИЕ

Привлечение внимания аудитории, нейтрализация психологических барьеров, возбуждение у слушателей интереса к теме выступления, установление психологического контакта с аудиторией


МОНОЛОГ УЧИТЕЛЯ - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Монологическая речь учителя - формирование психологической общности "мы", контроль за расходом времени, поддержание визуального контакта с аудиторией, достижение целей выступления, управление психическими познавательными процессами аудитории


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Выводы по теме выступления, ответы на вопросы слушателей



Рис. 27. Этапы подготовки и устного выступления учителя


Приложение №28



ОБЩИЕ СВОЙСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕЧИ


Поведенческо-деятельностный характер


Профессиональная направленность


Профессиональная адаптированность


Правовой профессионализм


Этичность



Рис. 28. Общие свойства профессиональной речи учителя [52,с.440-441].


Приложение №29



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ




Воспитательная


Поисковая




Конструктивная (реконструктивная)

Организаторская




Удостоверительная


Коммуникативная



Рис. 29. Психологическая структура профессиональной деятельности учителя при решении проблемных ситуаций и задач




82



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы