СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пропорции и строение фигуры человека

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

 

Цели: научить передавать в рисунке с помощью зарисовок схемы фигуры человека, схемы  в движения человека; выполнить пропорциональную фигуру человека, использую метод аппликации.

Задачи:

Образовательные:

1.  Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.

2.   Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».

Развивающие:

1.  Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

Воспитывающие:

1.  Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

2. Формировать практические навыки работы в технике аппликации.

Оборудование и материалы:

для учителя:

1.  Тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации.

2. Подбор иллюстраций и репродукций по теме.

3.  Художественные материалы для работы в технике аппликации.

для ученика:

1. Карандаш, альбомный лист бумаги, клей ножницы, фломастеры; для аппликации: вырезанные из   тонированной бумаги части схемы фигуры.

 

 

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

  • приветствие ученика
  • проверка готовности ученика к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

  • Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства.
  •   Закрепление понятий «пропорции»,  «золотое сечение», «канон».

3. Актуализация знаний.

  • Проверка домашнего задания

4. Физкультминутка.

5.Педагогический рисунок.

6.Постановка художественной задачи.

7. Практическое выполнение задания.

8. Подведение итогов и обсуждение работ.

9. Домашнее задание: принести на следующий урок проволоку для изготовления каркаса.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент
  • приветствие
  • проверка готовности ученика к уроку

     2. Сообщение темы и цели урока.

  •  На прошлом уроке мы говорили о различных представлениях о красоте человека в определенные исторические периоды.

     3. Актуализация знаний.

        Проверка домашнего задания: Подобрать и рассмотреть репродукции с изображением фигур людей различной пропорции, выполненных в различные исторические периоды.

Слайд 2

         - Человек - главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.

Слайд 3- 4

- Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей.

Слайд 7

- Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

 

- Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.

Слайд 8

- Поиск пропорций изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.

     - В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон - то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 211/4  части. В это число входили 19 равных частей

разделения самой фигуры, а 2 1/4части приходились на изображение традиционного головного убора. 

Слайд 9

     - Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Слайд10

- Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.

 

- На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие  части составляли в единую композицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты.

Слайд 11

 - В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему намывалось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

      - Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающеюся философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до  н. э.

- Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).

      - Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и  живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Слайд 12

- Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века.

Слайд 13

 - Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» - систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.

Слайд 14

  - Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет- 1/4 или 1/5 часть.

- У подростов величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела.

    - Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опушенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.

 - У каждого человека свои характерные пропорции.

Слайд 15

- Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роли каркаса в строении фигуры.

Слайд 16

     - Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

   - С помощью таких человечков легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.

 

Педагогический рисунок.

 

Постановка художественной задачи.

Слайд 17

   - А сегодня мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод аппликации.

    - Если разделить квадратный лоскутик бумаги на вертикали на три части и потом еще, как показано на рисунке, можно составить схематическое изображение фигуры.

Слайд 18

     - Из таких частей можно легко составить изображение фигуры человека в разных положениях.

 

 Практическое выполнение задания. (учащиеся выполняют аппликацию фигуры человека)

Слайд 19

     - Предлагаю выполнить цирковых артистов.

Слайд 20

     - Примеры различных движений.

Слайд 21

     Творческая станичка:

   -   Как ты думаешь, найдется ли работа для художника в цирке?

Слайд 22

 Подведение итогов и обсуждение работ.

     - Просмотр готовых работ, их обсуждение и анализ.

Слайд 23

Домашнее задание: подобрать рисунки с изображением человека в движении.

Просмотр содержимого документа
«Пропорции и строение фигуры человека»

Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.


Цели: научить передавать в рисунке с помощью зарисовок схемы фигуры человека, схемы в движения человека; выполнить пропорциональную фигуру человека, использую метод аппликации.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.

2. Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».

Развивающие:

1. Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

Воспитывающие:

1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

2. Формировать практические навыки работы в технике аппликации.

Оборудование и материалы:

для учителя:

1. Тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации.

2. Подбор иллюстраций и репродукций по теме.

3. Художественные материалы для работы в технике аппликации.

для ученика:

1. Карандаш, альбомный лист бумаги, клей ножницы, фломастеры; для аппликации: вырезанные из тонированной бумаги части схемы фигуры.



ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

  • приветствие ученика

  • проверка готовности ученика к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

  • Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства.

  • Закрепление понятий «пропорции», «золотое сечение», «канон».

3. Актуализация знаний.

  • Проверка домашнего задания

4. Физкультминутка.

5.Педагогический рисунок.

6.Постановка художественной задачи.

7. Практическое выполнение задания.

8. Подведение итогов и обсуждение работ.

9. Домашнее задание: принести на следующий урок проволоку для изготовления каркаса.


Ход урока


  1. Организационный момент

  • приветствие

  • проверка готовности ученика к уроку

2. Сообщение темы и цели урока.

  • На прошлом уроке мы говорили о различных представлениях о красоте человека в определенные исторические периоды.

3. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: Подобрать и рассмотреть репродукции с изображением фигур людей различной пропорции, выполненных в различные исторические периоды.

Слайд 2

- Человек - главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.

Слайд 3- 4

- Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей.

Слайд 7

- Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.


- Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.

Слайд 8

- Поиск пропорций изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.

- В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон - то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 211/4 части. В это число входили 19 равных частей

разделения самой фигуры, а 2 1/4части приходились на изображение традиционного головного убора.

Слайд 9

- Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Слайд10

- Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.


- На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты.

Слайд 11

- В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему намывалось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

- Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающеюся философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э.

- Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).

- Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Слайд 12

- Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века.

Слайд 13

- Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» - систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.

Слайд 14

- Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет- 1/4 или 1/5 часть.

- У подростов величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела.

- Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опушенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.

- У каждого человека свои характерные пропорции.

Слайд 15

- Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роли каркаса в строении фигуры.

Слайд 16

- Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

- С помощью таких человечков легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.


Педагогический рисунок.


Постановка художественной задачи.

Слайд 17

- А сегодня мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод аппликации.

- Если разделить квадратный лоскутик бумаги на вертикали на три части и потом еще, как показано на рисунке, можно составить схематическое изображение фигуры.

Слайд 18

- Из таких частей можно легко составить изображение фигуры человека в разных положениях.


Практическое выполнение задания. (учащиеся выполняют аппликацию фигуры человека)

Слайд 19

- Предлагаю выполнить цирковых артистов.

Слайд 20

- Примеры различных движений.

Слайд 21

Творческая станичка:

- Как ты думаешь, найдется ли работа для художника в цирке?

Слайд 22

Подведение итогов и обсуждение работ.

- Просмотр готовых работ, их обсуждение и анализ.

Слайд 23

Домашнее задание: подобрать рисунки с изображением человека в движении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!