ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа дополнительного образования «Введение в химию».
Программа модифицированная, составлена на основе программы к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» и ориентирована на обучающихся того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает.
Рассчитана на 1 час в неделю в течение одного года - 36 часов.
1.Цель - подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе и сформировать устойчивый познавательный интерес к данному предмету.
Задачи:
образовательные:
- сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
- познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу, по происхождению, по строению), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
- сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
- показать связь химии с другими науками:
развивающие:
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;
- расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
- развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.
воспитательные:
- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам;
- поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;
- воспитание экологической культуры.
В связи с огромной значимостью химии в современном мире, программа «Введение в химию» содержит в себе не просто традиционные разделы из «Первоначальных химических понятий», а наиболее актуальные проблемы современного общества в повседневной жизни. Для облегчения усвоения знаний, умений и навыков некоторый материал преподносится в увлекательной форме.
Для активизации познавательного интереса учащихся большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка: безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, на садовом участке, в продуктовом и хозяйственном магазинах, в аптеке и на берегу реки.
Методы работы с учащимися:
- словесные (рассказ, повествование, рассуждение, беседа);
- наглядные (иллюстрации, модели, демонстрации);
- практические;
- самостоятельная работа;
- решение задач;
- дидактические игры («крестики-нолики», «третий лишний», химический ребус);
- творческие задания (домашний химический эксперимент, работа с дополнительной литературой).
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия. Вводный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2007г.)
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Вводный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Аксёнова И.В.. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс», – М.: Дрофа, 2010 г