СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промышленная революция.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Природу трудно изменить,  Но жизнь изменчива, как море.  Сегодня – радость, завтра – горе,  И то и дело рвется нить».

Лопе де Вега

Просмотр содержимого документа
«Промышленная революция.»

Всеобщая история. 10 класс.

Тема: Промышленная революция.


«Природу трудно изменить, Но жизнь изменчива, как море. Сегодня – радость, завтра – горе, И то и дело рвется нить».

Лопе де Вега


Цели: 1. Дать определение понятиям: промышленная революция, индустриализация, урбанизация, таможенный протекционизм, меркантилизм, машинная индустрия, демографический взрыв. Охарактеризовать особенности промышленной революции в других странах по сравнению с Великобританией.

2. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях. Проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений. Уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности.

3. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами.

Тип урока – комбинированный.


I. ПЗУ: Докажите, что Англия, раньше других государств, в 60-е гг. XVIII в., стала на путь промышленной революции? Ответы запишите письменно, в рабочие тетради и на доске, используя таблицу


«Предпосылки промышленной революции».

Политическая

Крах абсолютизма – следствие революции 1688 – 1689 гг. – установление конституционной монархии.

Экономическая

Переход земли в частную собственность, ликвидация ограничений государства в производстве и торговле.

Социальная

Переход дворянства к предпринимательской деятельности, превращение крестьянства в свободную рабочую силу.

Научная

Создание Исааком Ньютоном основ механики.

Техническая

Изобретение станков и механизмов – повышение производительности труда.



II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Что такое промышленная революция?

Переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству. Замена ручного труда – машинным.

Вспомните, как называли Англию в середине XIX в., в результате промышленной революции? «Мастерская мира» (прялка «Дженни» - 1765 г., паровая машина Уатта – 1774 г., мюль-машина Кромптона – 1779 г.), «Мировой извозчик» (паровоз Стефенсона – 1814г., первая железная дорога – 1825 г. – 56 км.), «Страна незаходящего солнца» (колониальная империя).


XIX век оказался необычайно богат на всевозможные изобретения, ставшие следствием научных открытий, которые коренным образом изменили жизнь человека, его быт, характер труда, привычки, вкусы и предпочтения. Человеческое общество стало более мобильным. Люди получили возможность свободно передвигаться, быстро преодолевая расстояния, быть информированными. В Европе, России и Америки изменения коснулись всех сфер государственной и общественной жизни – внутренняя политика правительств, расстановка сил на международной арене, духовное и культурное развитие. Государства Востока наметили тенденцию к преобразованию традиционных обществ и их модернизации, под влиянием колониальной политики европейцев.

Развитие транспорта, сначала железнодорожного и пароходного, а затем и автомобильного, привело к революции в металлургии.

ЭПОХА ДЕРЕВА И ЧУГУНА СМЕНИЛАСЬ ЭПОХОЙ СТАЛИ.


Тема урока и цели.


III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ:

XIX век был периодом динамичного развития стран Европы и Америки, временем больших перемен в жизни народов. За 40 – 50 лет, прошедших после Французской революции в странах Запада сложилось буржуазное общество, а во второй половине века оно продемонстрировало возможности технико-экономического, социального, политического и культурного прогресса.

Когда Англия стала на путь промышленной революции?

в 60-е гг. XVIII в.

Франция, на рубеже XVIII - XIX веков стала на путь промышленной революции. В развитие текстильной промышленности, металлургии и добыче угля применялись паровые машины, но вместе с тем, страна оставалась сельскохозяйственной, мелкие предприятия превосходили числом крупные фабрики. Та же картина наблюдалась и в ряде стран Южной Европы, германских землях.


Какой страной была Англия, до того как стала на путь промышленного переворота? Аграрной – сельскохозяйственной.

К середине XIX века Англия превратилась в мощную индустриальную державу.

Что такое индустриализация – создание крупного машинного производства.

Набирал темпы процесс урбанизации – перемещение сельских жителей в города и поселки городского типа.

Какие классы капиталистического общества вы можете назвать?

Буржуазия и пролетариат.

Кого использовали на фабриках? Наемных рабочих (разорившихся ремесленников, мелких торговцев, сельских жителей).


Что происходит, когда производство товаров опережает их потребительские возможности?

Экономические кризисы перепроизводства.

1825 г. – Англия – первый кризис в промышленности, торговли и банковской системе.

1835 – 1837 гг. – Франция, Германия, США

1857 г. – первый мировой экономический кризис

1870 г. – кризис поразил и сельское хозяйство

Аграрная революция определила два пути хозяйствования в деревне:

ФЕРМЕРСКИЙ – США, Канада – большинство фермеров вело хозяйство на собственной, а не на арендованной земле. На юге – плантаторское.

Добившись независимости от британской короны в конце XVIII в., янки усилили экспансию на запад. Они не только захватывали земли индейцев, оттесняя и  истребляя их, но также завоевывали или покупали имевшиеся там владения Испании, Франции и России.
Как осваивались эти новые земли?
Сначала от имени государства земля продавалась большими участками, по 250 га. Поскольку такой большой участок мог купить не каждый, предполагалось, что подобная продажа ослабит поток колонистов на запад. Дело в том, что сильный отлив людей на запад грозил оставить уже экономически развитые восточные штаты без рабочих рук. Но из этого намерения ничего не получилось.
Во-первых, развернулась спекуляция землей. Покупались крупные участки, делились на мелкие, перепродавались по повышенной цене.
Во-вторых, на запад хлынула волна колонистов, которые не собирались покупать землю. Они становились "скваттерами" — захватчиками земли. Они двигались на запад караванами фургонов, добирались до хорошего места, строили поселок, начинали осваивать земли. Они бойкотировали государственную продажу земель, и если кто-нибудь покупал землю, которую они уже заняли, скваттеры в лучшем случае его выгоняли. Колонисты представляли там, на западе, главную силу.
Правительство было вынуждено идти на уступки: стало продавать землю небольшими участками за невысокую плату. Однако скваттеры заявляли, что земля — "божья", что правительство прав на нее не имеет.
Тогда правительство капитулировало полностью. По закону 1862 г. каждый гражданин США мог получить практически бесплатно участок земли в 70 га при условии, что он будет ее использовать для ведения хозяйства. Такие участки были названы гомстедами.

ПРУССКИЙ путь развития капитализма в сельском хозяйстве.

Расширение дворянского землевладения за счет присвоения крестьянских земель особенно усилилось в конце XVIII в. Одновременно с экспроприацией крестьянских земель усилилась крепостная зависимость. Крестьяне были лишены всяких гражданских прав и не могли без разрешения помещика уходить в другое место.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве Германии происходило путем превращения феодальных поместий в крупные капиталистические хозяйства, путем превращения помещиков в сельских капиталистов, а крестьян — в наемных рабочих. При этом и эксплуататоры, и эксплуатируемые оставались на своих местах, менялась лишь форма эксплуатации. В. И. Ленин назвал это прусским путем развития капитализма в сельском хозяйстве.
Почему прусским, а не германским? Потому что единого германского государства пока не было, а крупнейшим из германских государств была Пруссия. Кроме того, в западных землях Германии, как уже говорилось, крестьяне были освобождены с землей и без выкупа, и капитализм в сельском хозяйстве там развивался не прусским путем.


«Эшелонная» концепция развития капитализма:

Первый эшелон – Англия, Франция, Германия, в которых на рубеже XIX – XX вв., завершился процесс становления индустриального общества.

Второй эшелон – Россия, Япония, Турция, Балканские государства, позднее вступление на капиталистический путь – догоняющий тип.

Третий эшелон – Азия, Африка, Латинская Америка, еще более позднее вступление на путь капитализма – воздействие извне.


Не смотря на неравномерность развития стран, к началу XX века капитализм стал господствующей, мировой социально-экономической системой.


Подумайте и сделайте вывод, в чем особенности промышленной революции в других странах по сравнению с Великобританией?

1. В странах континентальной Европы ей (промышленной революции) не предшествовала аграрная революция, она не получила поддержки со стороны сельского хозяйства. Американские фермеры были собственниками земли, которую обрабатывали.

2. Она нуждалась в поддержке со стороны государственной власти, основным инструментом являлся таможенный протекционизм –это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, прежде всего британской.

3. Заимствование технических достижений Великобритании, нередко контрабандой и приглашение специалистов-механиков на работу.


«Обыкновенное средство к увеличению нашего богатства и наших сокровищ есть иностранная торговля, в которой всегда мы должны держаться того правила, чтобы ежегодно продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров».

Томас Манн (директор Ост-Индской компании).


Подумайте и сделайте вывод, является ли высказывание Томаса Манна – меркантилизмом?

Богатство накапливается не благодаря расширению производства, а развитием внешней торговли и накоплением финансовых капиталов в стране. Покупать – дешевле, продавать – дороже.

IV. ОЗ: Так что же такое промышленная революция? Определите какое новое сословие, владеющее крупными участками земли, появилось в Пруссии в период становления капитализма? Юнкера. Прочтите в учебнике, с. 206, текст документа «Ф. Лист о роли протекционизма» и докажите его значимость для Германской политики?

V. ОБОБЩЕНИЕ: Какие два пути развития капитализма в сельском хозяйстве вы можете выделить? В чем заключается демографический взрыв? Каковы причины промышленной революции? Что такое «эшелонная» концепция капиталистического развития? Межпредметные связи: география, литература, право, экономика.

VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок

VII. ДЗ: Профильный уровень. ВИ – С.В. Новиков, О.В. Дмитриева, О.И. Посконина. Прочитать § 39. Ответить на ? 2,4,11. Подготовить презентацию «Революция на транспорте», подготовить сообщения «Изменения в семье, произошедшие к началу XX века» (Сравнить старую и новую модель семьи).

Базовый уровень. ВИВ.И. Уколов, А.В. Ревякин. Прочитать § 17, вопросы №5, с. 205, письменно в тетрадях. Вопрос №2 и №4 подготовить ответы. Практическая работа, с.206 готовят_____________________, в помощь использовать интернет-ресурс (задание для сильных) – презентация «Фондовая биржа: историческое прошлое и настоящее» (с. 204-206 – Уколова В.И. и Ревякина А.В.).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!