СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточная аттестация по русскому языку в 5 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шесть вариантов итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием.

Просмотр содержимого документа
«Промежуточная аттестация по русскому языку в 5 классе.»

Материал проверочной работы по русскому языку для 5 класса

(диктант с грамматическим заданием)


Вариант 1


Ночь под белой луной.


Засыпает станица. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой ночи.

Мошки бьются в стекло. Ветер чуть раскачивает тонкую паутину под окном, но большой паук в упрямо не шевелится.

Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы.

Ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Лягушки пытаются перекричать её.

Луна забирается в яблоневый сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина…

Но вот звуки умолкают. Наступает тишина.

(По В. Бурлаку)




Задание.


1. Выполните синтаксический разбор

1-й вариант: Ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы.

2-й вариант: Ветер чуть раскачивает тонкую паутину под окном, но большой паук упрямо не шевелится.


2. Выполните морфемный разбор слов:

1 вариант: раскачивает, тонкую, (перед) рассветом

2 вариант: засыпает, светлую, тишина


3. Выполните фонетический разбор слова:

1 вариант: ночью

2 вариант: умолкают






Вариант 2.


Старое дерево.


Саша с мамой гостили у бабушки.

Бабушка была мастерица собирать ягоды и каждое утро брала внука в лес.

Они часто ходили на старую вырубку, где росла одинокая, уже гнилая осина. Под её низкими ветками бабушка обычно садилась отдыхать. В это время солнце поднималось уже высоко, а похожая на берёзовый пенёк корзиночка успевала наполняться до краёв спелой ягодой.

Однажды пришли Саша с бабушкой и не увидели одиноко торчавшей осины. Ночью была гроза с сильным ветром, и гнилое дерево рухнуло, раскидало вокруг сухие ветки.

Очень расстроилась бабушка. Ведь она ещё девочкой бегала к этому дереву.

- Не огорчайся, - сказал Саша. Он обещал бабушке посадить на этом месте новую осину.

(По В. Архангельскому)



Задание:

  1. Выполнить синтаксический разбор:

1 вариант: Они часто ходили на старую вырубку, где росла одинокая, уже гнилая осина.

2 вариант: Ночью была гроза с сильным ветром, и гнилое дерево рухнуло, раскидало вокруг сухие ветки.


  1. Выполните морфемный разбор слов:

1 вариант: (на) вырубку, пришли, берёзовый

2 вариант: корзиночка, гостили, (с) сильным


  1. Выполните фонетический разбор.

1 вариант: вырубка 2 вариант: солнце












Вариант 3.


Осенние листики.


Перед восходом солнца на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и начинают по всей поляне расстилать белые холсты.

Первые лучи солнца убирают холсты, и остается на белом зеленое место.

На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края. Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается незнакомого листика.

Осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай. Листья,* падая,* шепчутся*, прощаясь навек. У них ведь так всегда*: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся* – погиб… (М. Пришвин)


Примечание. Знаки препинания, отмеченные * в тексте, сообщаются учащимся.


Задание.


1. Выполнить синтаксический разбор предложений:

1 вариант: Первые лучи солнца убирают холсты, и остается на белом зеленое место.

2 вариант: Осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай.


2. Выполнить морфемный разбор слов:

1 вариант: (на) голубом, птички, расстилать

2 вариант: заботливый, листика, ложится


3. Выполнить фонетический разбор.

1 вариант: погиб 2 вариант: мороз













Вариант 4


Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрее. Казалось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда чувствует опасность. Теперь рулевой весь напрягся. Вдруг ухо уловило отдаленный шум. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в рев.

Резкий ветер налетел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль повалился на левый борт. Ковалев не удержался на ногах и полетел в люк, увлекая за собой боцмана, на палубе что-то звенело, трещало и стонало. Казалось, что судно развалится надвое.

(По Б. Житкову.)


Задание.


1. Выполните пунктуационный разбор

1-й вариант:Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрее.

2-й вариант: Резкий ветер налетел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль повалился на левый борт.


2. Выполните морфемный разбор слов:

1 вариант: нарастала, рулевой, опасность

2 вариант: приближался, резкий, опасность


3. Выполните фонетический разбор слова:

1 вариант: яростный

2 вариант: чувствует



















Вариант 5


Ворона и лисица.


Над полем ржи кружила чёрная ворона. Вот она ринулась к земле, чуть коснулась крылом земли и полетела низко над полем. В клюве у неё висела мышь.

Не успела ворона набрать высоту, а из-за скирды метнулась к ней рыжая лисица. Ворона захрапела от страха, забила крыльями, и мышь выпала из её клюва.

Лисица ловко подхватила мышь и шмыгнула за скирду. Птица долго не могла успокоиться. Она носилась над полем, хрипло каркала. В её криках слышалась жалоба на хитрость лисицы.

Эта история напоминает известную басню, которую написал Крылов. Только ворона осталась без еды не от похвал лисы, а от страха.

(По В. Бурлаку)



Задание.


1. Синтаксический разбор.

1 вариант: Над полем ржи кружила чёрная ворона.

2 вариант: Ворона захрапела от страха, забила крыльями, и мышь выпала из её клюва.



2. Морфемный разбор.

1 вариант: кружила, чёрная, лисица

2 вариант: захрапела, известную, крыльями



3. Фонетический разбор.

1 вариант: низко 2 вариант: (без) еды













Вариант 6.


Первый громок.


Бабушка выставила зимние рамы. И сразу в избе стало светло, весело. За окном в кустах воробьи чирикают, ласточки щебечут, ребятишки кричат и смеются.

Вдруг затуманилось солнышко. Лёгкий грохот прокатился над крышей, и острый огонёк блеснул в окне.

Таня бегом бросилась на улицу и закричала: «Дедушка, гроза!»

Дедушка в огороде копал землю. Он опёрся на заступ и посмотрел на небо. А на небе уже снова сияло лучистое солнце. И только две маленькие лиловые тучки летели по ветру и словно догоняли друг друга.

Дедушка разъяснил Тане, что это не гроза, просто столкнулись молодые тучки, ударились, молнию высекли. (По Л. Воронковой)


Задание.


1. Синтаксический разбор.

1 вариант: Лёгкий грохот прокатился над крышей, и острый огонёк блеснул в окне.

2 вариант: А на небе уже снова сияло лучистое солнце.


2. Морфемный разбор.

1 вариант: чирикают, ребятишки, лёгкий

2 вариант: лучистое, высекли, солнышко



  1. Фонетический разбор.


1 вариант: солнце 2 вариант: сияло


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!