Пояснительная записка.
Цель аттестации: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям, предъявляемым к ученикам 10 классов на конец учебного года по истории.
Структура проверочного материала полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Структура и содержание контрольной работы - определяется с учетом объема и характера подготовки, учащихся 10-х классов в средней школе. В работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. В него входят задания, отвечающие требованиям:
Знать основные исторические термины и понятия.
Называть (перечислять) изученные исторические факты, явления и события или их характерные черты.
Сравнивать изученные явления и события.
Уметь приводить аргументы той или иной точки зрения, приводить собственные примеры, то есть пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах.
Давать оценку изученных исторических событий, явлений и процессов.
Работа охватывает содержание курса истории с древнейших времен до конца XIX в. Содержание материала по истории представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок школьного курса.
Общее число заданий в работе – 18.
Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 (А) содержит 12 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике. Каждое задание этой группы оценивается 1 баллом.
Часть 2 (В) состоит из 5 заданий с открытым кратким ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Данные задания оцениваются в 2 балла при правильном ответе, 1 балл, если допущена одна ошибка.
Часть 3 (С) содержит 1 задание с открытым развернутым ответом. Оно позволяет выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся.
С1 – задание, позволяющее раскрыть как знание истории, так и умение работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. Задание С1 оценивается 5 баллами.
В работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых в части 1 (А) к наиболее сложным в части 3 (С).
Часть 1 (А) содержит все задания базового уровня. В части 2 (В) все задания — повышенного уровня, в части 3 (С) задание — высокого уровня сложности.
На написание работы отводится в 10-ых классах 45 минут.
Максимальный первичный балл за всю работу – 27.
Оценка «5» ставится за 90 – 100% выполнения работы: 27 – 25 баллов.
Оценка «4» ставится за 75 – 90 % выполнения работы: 24 – 20 баллов.
Оценка «3» ставится за 50 – 75 % выполнения работы: 19 – 14 баллов.
Оценка «2» ставится за выполнение менее 50 % работы, менее 13 баллов.
Контрольная работа по истории для 10 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 1.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 3. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту источника подберите по две характеристики.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Тогда же Мамай с немногими убежал и пришёл в свою землю с небольшой дружиной. И, видя, что он разбит, и обращён в бегство, и посрамлён, и поруган, снова распалился гневом и собрал оставшиеся свои силы, чтобы опять напасть на Русь. Когда он так порешил, пришла к нему весть, что идёт на него с востока некий царь Тохтамыш из Синей Орды. Мамай же, подготовивший войско против нас, с тем войском готовым и пошёл на него. И встретились на Капках, и была у них битва. И царь Тохтамыш одолел Мамая и прогнал его. Мамаевы же князья, сойдя с коней своих, били челом царю Тохтамышу, и принесли присягу ему по своей вере, и стали на его сторону, а Мамая оставили посрамлённым; Мамай же, увидев это, поспешно бежал со своими единомышленниками».
Б) «Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошёл к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Уфе и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Описываемые события произошли в XIII в.
Один из военачальников, упомянутых в отрывке, совершил поход на Москву и сжёг её.
Описываемые события произошли в XIV в.
Современницей описываемых событий была Елена Глинская.
Современницей описываемых событий была Софья Палеолог.
Описываемые события произошли в XV в.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 4. Прочтите отрывок из исторического источника. Используя отрывок и знания по истории, выберите из приведённого списка три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
«Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере, было тех и других большое множество. Был же тут с князем и брат его Андрей со множеством воинов отца своего; было у князя множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным.
И сказали: "Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя". Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди – бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.
А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля».
За победу в этом сражении князь, командовавший русским войском, получил прозвище Невский.
Русским войском в описываемой битве командовал князь Дмитрий.
Один из сыновей князя, командовавшего русским войском в этой битве, стал основателем династии московских князей.
Битва, которая описывается в отрывке, произошла в XIV в.
Князь, командовавший русским войском в этой битве, стремился избегать военного столкновения с Золотой Ордой,
Следствием битвы, описываемой в отрывке, стало ослабление наступления крестоносцев на северо-западные русские земли.
В 5. Рассмотрите карту и выполните задания.
1. Напишите, как называется отмеченный на карте путь. Ответ: _____________________.
2. Напишите имя князя, который установил контроль над этим торговым путём.
Контрольная работа по истории для 10-ых классов.
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 1.
Ответ: ______________.
3. Напишите цифру, обозначающую город, который на Руси называли Царьград.
Ответ: ______________.
4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
этот торговый путь был самым важным в Европе в указанный период
основным торговым партнёром Руси в это время была Византия
с начала X в. русские князья совершают военные походы на Византию
основными союзниками русских князей в конце IX — начале X вв. были печенеги
основными предметами экспорта были благовония, фрукты
за охрану торгового пути князем население Древней Руси платило ему дань
ЧАСТЬ 3 (С1)
Запишите сначала номер задания (С1), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво. |
С 1. Ниже названы три имени исторических деятелей различных эпох. Выберите из них ОДНО и выполните задания.
1) Владимир Мономах 2) Елизавета Петровна 3) Александр II
А) Укажите время правления исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется).
Б) Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.)
Контрольная работа по истории для 10 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 2.
ЧАСТЬ 1 (А1 – А12)
При выполнении заданий 1 – 12 выберите номер правильного ответа |
ЧАСТЬ 2 (В1 – В5)
В 1. Расставьте события в хронологическом порядке.
А) Начало Семилетней войны
Б) Первое путешествие Колумба
В) Реформы Солона
Г) Греко-персидские войны
Д) Восстание Степана Разина
Е) Битва при Ватерлоо
Ж) Церковная реформа Никона
В 2. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, произошедшими в годы их жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
А) Николай I | 1) Судебная реформа |
Б) Алексей Аракчеев | 2) Заграничные походы русской армии |
В) Джузеппе Гарибальди | 3) Создание I Интернационала |
Г) Павел Пестель | 4) Борьба за объединение Италии |
Д) Александр II | 5) «Чугунный устав» |
Е) Карл Маркс | 6) Создание военных поселений |
| 7) «Русская правда» |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Контрольная работа по истории для 10 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 2.
В 3. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту источника подберите по две характеристики.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «…Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате. Между всяким чтением должно пройти три дня по крайней мере; после каждого чтения происходят рассуждения. После первого чтения проект закона печатается и раздаётся всем присутствующим членам.
...Всякое предложение, получившее согласие Думы и палаты представителей, должно ещё быть представлено императору, чтобы получить силу закона. Если император одобряет предложение, то подписывает оное, ежели не одобряет, то отсылает со своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило. Палата записывает в свой журнал все замечания императора против сего предложения и вновь открывает об этом рассуждения».
Б) «Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.
Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Данный отрывок из программного документа декабристов.
Современником создания данного программного документа был Николай II.
Данный программный документ предполагал сохранение крепостного права в России.
Автор данного программного документа - Н.М. Муравьёв.
Данный отрывок из программы партии кадетов.
Данный отрывок из программы социал-демократической партии.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 4. Прочтите отрывок из исторического источника. Используя отрывок и знания по истории, выберите из приведённого списка три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси. Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.
Несмотря на то, что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.
Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение».
князь, о котором говорится в отрывке, за свои ратные подвиги получил почётное прозвище Невский
обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в годы правления Ивана IV
разорение Москвы, о котором говорится в отрывке, произошло в 1382 г.
в годы правления князя, о котором говорится в отрывке, в Москве был построен новый белокаменный Кремль
князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды
князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение сыну без разрешения хана Золотой Орды
В 5. Рассмотрите карту и выполните задания.
1. Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на карте стрелками.
Ответ: ________________.
2. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 1.
Ответ: ________________.
3. Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.
4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период
ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели
поход, обозначенный на карте стрелками, длился около трёх лет
Контрольная работа по истории для 10 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 2.
одним из последствий событий, обозначенных на карте, было начало раздробленности Древнерусского государства
в результате событий, обозначенных на карте, русские земли попали в зависимость
полководец, поход которого обозначен на карте, является основателем государства
ЧАСТЬ 3. (С 1)
Запишите сначала номер задания (С1), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво. |
С 1. Ниже названы три имени исторических деятелей различных эпох. Выберите из них ОДНО и выполните задания.
1) Александр Невский 2) Павел I 3) Александр III
А) Укажите время правления исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется).
Б) Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.)