СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Производство – основа экономики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок, который был дан в рамках аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Производство – основа экономики.»

Производство – основа экономики.


Тема: Производство

Форма проведения: комбинированный урок

Продолжительность: 45 минут

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса

Связь со знаниями, полученными ранее:

  • в курсе обществознания 7 класса учащиеся изучали тему «Производство, производительность труда»;

  • на предыдущих уроках учащиеся знакомились с основными факторами производства.

Цели урока

Учащиеся

должны знать:

должны уметь:

  • значение терминов «производство», «производительные силы», «разделение труда», «производительность труда», «услуги»;

  • условия, способствовавшие переходу от натурального к товарному хозяйству;

  • факторы, влияющие на производительность труда.

  • решать тестовые вопросы;

  • применять теоретические знания для решения проблемных ситуаций.


Материалы и оборудование:

  • видеоурок «Производство»;

  • мультимедиаустановка для демонстрации видеоурока;

  • учебник «Обществознание» для 8 класса / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;

  • компьютерный тест «Производство».



Описание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

  • предлагает учащимся аргументированно ответить на проблемный вопрос: Остаётся ли человек главной производительной силой в эпоху автоматизации и роботизации производства?


  • отвечают на вопрос учителя

  • участвуют в формулировании целей урока

Проверка уровня усвоения пройденного материала

  • предлагает учащимся ответить на вопросы карточек (раздаточный материал)

  • отвечают на вопросы

Изучение нового материала

  • Задаёт наводящие вопросы

  • просит вывести название темы и определить основные цели урока

  • формулирует ключевые вопросы перед просмотром презентации

  • демонстрирует презентацию

  • организует обсуждение ключевых вопросов

  • после просмотра презентации отвечают на ключевые вопросы:

  1. Что такое производство?

  2. Что относят к производительным силам общества?

  3. Дайте два определения термину «производительность труда». Что влияет на её повышение?

  4. Назовите основные сферы и отрасли производства.

  5. Как вы думаете, почему в развитых странах в сфере услуг занято гораздо больше работников, чем в развивающихся?

  6. Чем услуги отличаются от товаров?

Закрепление материала

  • предлагает учащимся уточнить ответ на проблемный вопрос, опираясь на полученные знания

  • организует компьютерное тестирование по теме «Производство» (либо в письменном виде)

  • отвечают на вопрос

  • решают тестовые задания

Домашнее задание

  • читать §15

  • *задания для двух групп учащихся: подготовить бизнес-план для организации предпринимательской фирмы на базе школы.









Объяснение нового материала

Труд и производство

Труд, – писал один из основателей марксизма Фридрих Энгельс, – «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».

Животные находят всё необходимое им для выживания в природе. Человек сам создаёт условия своего существования.

Труд – это осознанная целенаправленная деятельность человека по производству материальных и духовных ценностей. Эта деятельность направлена на преобразование среды обитания, на подчинение условий жизни человека его потребностям. Благодаря труду изменяются не только эти условия, но и сам человек, а в конечном итоге – и общество, в котором он живёт.

Процесс создания жизненных благ для удовлетворения потребностей людей называют производством.

Производство – первая фаза экономического (или производственного) цикла. Завершается эта фаза созданием полезного продукта. Вторая фаза экономического цикла – распределение. В результате распределения устанавливается доля каждого человека, участвовавшего в производстве, в созданном богатстве. Чаще всего человек не может удовлетворить свои потребности только за счёт продукции, созданной им самим. Поэтому экономический цикл включает в себя ещё одну фазу – обмен. И завершается он фазой потребления произведённых благ.

Так как потребности человека невозможно удовлетворить раз и навсегда, то завершение одного экономического цикла обуславливает начало нового.

Постоянное возобновление процесса производства и следующих за ним фаз распределения, обмена и потребления называют общественным воспроизводством. Оно бывает простое, когда в каждом новом цикле производится одинаковое количество продукции, и расширенное.

Факторы производства. Производительные силы общества

Производство невозможно без использования ресурсов. Вы уже говорили на одном из предыдущих уроков, что основными видами ресурсов являются труд, земля, капитал, предпринимательство, информация. Основные группы ресурсов называют ещё факторами производства.

Факторы производства составляют производительные силы общества.

Главной производительной силой является, безусловно, человек. Только человек может привести в движение средства производства. Средства производства включают в себя предметы труда, то есть сырьё, из которого человек производит необходимые ему блага, и средства труда: орудия труда, производственные здания, дороги, линии электропередач, средства для хранения и транспортировки продукции.

Разделение труда. Производительность труда

Вы уже знаете, что выделяют две основные формы производства: натуральное и товарное.

В условиях натурального хозяйства продукция изготавливается для удовлетворения собственных потребностей производителя.

В товарном хозяйстве продукты (товары) производятся для обмена на рынке путём купли-продажи.

Переход от натурального производства к товарному стал возможен благодаря нескольким условиям.

Прежде всего, произошло экономическое обособление производителей товаров. То есть, отдельные люди или семьи самостоятельно изготавливали продукцию, являлись собственниками тех средств производства, с помощью которых они это делали. Следовательно, и сама продукция являлась их собственностью. Вы уже знаете, что право владения каким-либо имуществом даёт собственнику право распоряжаться им любым желаемым способом, в том числе и обменять его.

Но для того, чтобы один продукт обменять на другой, необходимо, чтобы он был кому-то нужен. То есть, чтобы владелец другого продукта не производил первый. Такая ситуация возможна в условиях разделения труда.

Термин «разделение труда» используют обычно в двух значениях.

Во-первых, это специализация на производстве того или иного вида продукции в масштабах общества.

Первым крупным общественным разделением труда историки считают обособление пастушеских племён от земледельческих. Второе связано с отделением ремесла от земледелия, что положило начало отделению города от деревни. Третье – выделение торговли и купечества.

В ходе развития общества специализация производства углублялась. Внутри более широких специальностей выделялись более узкие профессии. Например, одни земледельцы стали специализироваться на выращивании кукурузы, а другие – на садоводстве или овощеводстве. Одни ремесленники, занимавшиеся обработкой металла, стали ковать топоры, косы и серпы, другие – мечи и шпаги, а третьи – кольчуги и иные защитные доспехи.

Вы уже знакомы с понятием эффективности. Специализация на выпуске одного вида продукции позволяет трудиться более эффективно. Работники совершенствуют своё мастерство, работают быстрее и качественнее.

Под разделением труда понимают также деление процесса производства на отдельные операции.

На уроках истории вы говорили, что разделение труда между работниками на мануфактурах позволило значительно увеличить выпуск продукции при сохранении того же количества работников и использовании тех же, что и в ремесленных мастерских, ручных орудий труда.

Разделение процесса производства на мельчайшие операции лежит и в основе конвейера. При этом добавляется ещё одна важная вещь: конвейер предполагает непрерывность работы. Линия, на которой располагаются части собираемого изделия, движется с постоянной скоростью. Расстановка рабочих или автоматов (в современных условиях) на конвейерной линии осуществляется с учётом технологии и последовательности сборки или обработки деталей.

Идея конвейера была известна ещё с древности, но его широкое внедрение в производство связано с именем Генри Форда.

Первая конвейерная линия Форда, введенная в строй в апреле 1913 г., использовалась для сборки генераторов. До этого времени один рабочий мог собрать от 25 до 30 генераторов за девятичасовой рабочий день. Это означало, что на сборку одного генератора затрачивалось около 20 минут.

Новая линия разбила данный процесс на 29 операций, выполняемых отдельными рабочими с отдельными узлами генератора, которые доставлял к ним постоянно двигающийся конвейер. Новый подход сократил время сборки одного генератора в среднем до 13 минут. Через год удалось разбить производственный процесс на 84 операции, и время сборки одного генератора сократилось до 5 минут.

Более эффективная организация труда привела к удешевлению производства автомобилей и сделала «Форд-Т» доступным для средней американской семьи.

В целом, время, затрачиваемое на сборку автомобиля «Форд», благодаря разделению труда и использованию конвейера сократилось в 8 раз. Иначе можно сказать: производительность труда увеличилась в 8 раз.

Производительность труда измеряется количеством продукции или объёмом работы, произведённым работником за определённый период времени (час, день, месяц, год).

Производительность труда зависит, конечно, не только от его организации. Большое влияние на её повышение оказывает прогресс в технике и технологиях. Как бы не совершенствовался процесс разделения труда на мануфактурах, пока орудия труда оставались ручными, объём производства ограничивался физическими возможностями человека. Промышленный переворот, внедрение машинной техники позволило резко увеличить производительность труда.

Так, если принять средний годовой доход на душу населения в Западной Европе в 1000 году за 100%, то за 820 лет он вырос менее в 2,8 раза, за следующие 93 года – в 3,3, а за 90 лет с 1913 по 2003 год – в 5 раз.

Эффективность производства товара учитывает затраты не только труда, но и других ресурсов. Большую роль в её повышении играют новые технологии, которые позволяют производить больше продукции, сокращая затраты энергии, сырья и иных материалов.

Поэтому определение понятия «производительность труда» может быть и таким: количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов.



Отрасли экономики

Углубляющиеся общественное разделение и специализация труда привели к выделению отраслей экономики.

Отрасль экономики – совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.

Никто не может сказать с полной определённостью, сколько всего отраслей существует в современной экономике, так как не существует чёткой и стройной классификации.

В биологии, например, Карл Линней предложил такую классификацию всего живого: вид – род – семейство – отряд – класс – тип – подцарство – царство. И исчезли беспорядок и путаница.

Вот бы так и в экономике. Например, вид «производитель мороженого», род «кондитерская промышленность», семейство «пищевая промышленность», отряд «лёгкая промышленность», ну, и так далее.

Но вряд ли когда-нибудь появление такой классификации будет возможно. Во-первых, в хозяйстве постоянно появляются и исчезают тысячи разновидностей благ, а вместе с ними и их производители; одновременно появляется столько же, если не больше, новых. Во-вторых, многие производители выпускаю по нескольку продуктов и их невозможно точно «квалифицировать».

Поэтому в экономике возможны только крупные группировки отраслей, например, сельское и лесное хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, электро-, газо- и водоснабжение и так далее.

Если уж делить совсем глобально, то можно выделить сферу производства товаров, а также сферу услуг.

Услугами называют экономическую деятельность, приносящую удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом. Услуга отличается от товара тем, что, во-первых, не имеет вещественной формы, а во-вторых, неотделима от процесса производства. То есть, пирожное сначала пекут, а потом едят. А в автобусе вы едете непосредственно в момент его движения.

В современной экономике сокращается занятость в материальном производстве и увеличивается занятость в сфере услуг. Особенно это заметно в экономически развитых странах. Так, если в мире целом, в сфере услуг в 2005 году было занято 35 % работающих, то в развитых странах – 67%.

Подведём итог.

  • Производство – процесс создания жизненных благ для удовлетворения потребностей людей.

  • Эффективность производства определяется производительностью труда – количеством товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов.

  • Для современного производства характерно углубление разделения труда и специализации.

  • В современной экономике наиболее быстрыми темпами развивается сфера услуг.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!