Мухаметтагирова О.А.
Преподаватель математики
Костанайская область, г. Рудный
Тақырыбы/ Тема: Производная сложной функции
Сабақтың түрі/ Тип урока: комбинированный урок
Сынып / Класс: 10
Оқыту мен тәрбиелеудiң мiндеттерi/ Учебно-воспитательные задачи:
Бiлiмдiгi-Образовательные:
Формирование понятия сложной функции; формирование умений находить по правилу производную сложной функции; отработка алгоритма применения правила нахождения производной сложной функции при решении примеров.
Дамытушылық- Развивающие:
развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать выводы; развивать наглядно-действенное творческое воображение; развивать познавательный интерес.
Тәриелiк-Воспитательные:
Воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных сложных функций; формирование умения рационально, аккуратно оформить задание на доске и в тетради; воспитание дружеского отношения между учащимися при проведении урока.
Бiлуi керек/ Знать:
понятие сложной функции, правило нахождения её производной
Игере алуы керек/ Уметь:
находить по правилу производную сложной функции, использовать это правило при решении примеров.
Курал-жабды қтар. Кернекi құралдар/ оборудование, наглядные пособия: мультимедийная доска, раздаточный материал
Пәнаралы қ байланыс/ Межпредметные связи: физика, геометрия, экономика
Yй жұмысы/ Домашнее задание: §16 Найдите производную функций:
.
Сабақ барысы/ Ход урока:
Организационный момент. Постановка цели.
На сегодняшнем уроке мы продолжаем работать по теме: «Производная функции».
Проверка домашнего задания.
На дом заданы примеры на нахождение производной функции:
Ответы спроецированы на мультимедиа доске. Учащиеся проверяют ответы и оценивают сами себя. У каждого на парте имеется лист контроля, критерий оценки за домашнюю работу и образец листа контроля в раздаточном материале.
Лист контроля
Фамилия Имя учащегося | Домашняя работа | Тест -соотнесения | Работа в классе | Итоговая оценка |
-
| | | | |
-
| | | | |
Проверка знаний и умения учащихся по пройденному материалу.
Учащимся предлагается тест-соотнесение в 2-х вариантах из 5 примеров на знание формул и правил нахождения производной и 5 ответов. Нужно к каждому примеру найти правильный ответ. После чего учащиеся обмениваются тетрадями, тест проверяет друг у друга и выставляют в лист контроля оценки.
1-вариант |
задание | ответы |
1 | | A | |
2 | | B | |
3 | | C | |
4 | | D | |
5 | | E | |
Ответы: 1-вариант 1C 2E 3D 4B 5A
2-вариант |
задание | ответы |
1 | | A | |
2 | | B | |
3 | | C | |
4 | | D | |
5 | | E | |
Ответы: 2-вариант 1B 2C 3D 4E 5A
Изложение нового материала.
Постановка проблемной ситуации: Найти производную функций:
и
На прошлых уроках мы научились находить производные элементарных функций. Функции и - сложные.
Умеем ли мы находить производные сложных функций? (нет)
Значит, с чем мы должны сегодня познакомиться? (с нахождением производной сложной функции)
Записываем тему урока «Қиын туындылар функциясы»- «Производная сложной функции». Но для начало послушаем тарихи анақтама историческую справку.
Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в XV11 веке. Раздел математики, в котором изучаются производные и их применения к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали основные элементы дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии.
Но это не значит, что до них эти вопросы не изучались. Задолго до этого Архимед не только решил задачу на построение касательной к такой сложной кривой, как спираль, применяя при этом предельные переходы, но и сумел найти максимум функции.
Ж.Лагранж (1736-1813) ввел современные обозначение y’, f’(x).
Исаак Ньютон (1643-1727) проводил математические исследования, при помощи которых легче всего было понять природу производной.
Пьер Ферма (1601-1665)-математическое определние производной которого было принято всеми математиками, успешно принявшими в своем методе нахождение экстремумов многочленов задачи о построениях касательных к кривым.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)- установил геометрический смысл производной, как тангенс угла наклона касательной.
Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика И.Тартальи.
В 17в. на основе учения Г.Галилея активно развилась кинематическая концепция производной. Понятие производной встречается уже у Р.Декарта, французского математика Роберваля, английского учёного Д.Грегори, в работах И. Барроу.
Но систематическое учение с выдвижением двух основных проблем математического анализа развито Ньютоном и Лейбницем.
А сейчас вернемся к нашим примерам.
- Какие предположения по нахождению производной для функций и у вас?
- Какое правило можно сформулировать? - Чтобы вычислить производную сложной функции, нужно найти её сначала как от степенной функции, а потом найти производную от выражения, стоящего в скобках.
- Какое правило можно сформулировать для нахождения к этому примеру?-
нужно найти производную как от тригонометрической функции, а потом от значения тригонометрического угла.
Первичное закрепление изученного.
Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что научились сегодня находить? (находить производную от сложной функции)
- Какие правила, мы сформулировали для нахождения производной сложной функции?
- Вычислите производную сложной функции:
Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в XV11 веке. Раздел математики, в котором изучаются производные и их применения к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали основные элементы дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии.
Но это не значит, что до них эти вопросы не изучались. Задолго до этого Архимед не только решил задачу на построение касательной к такой сложной кривой, как спираль, применяя при этом предельные переходы, но и сумел найти максимум функции.
Ж.Лагранж (1736-1813) ввел современные обозначение y’, f’(x).
Исаак Ньютон (1643-1727) проводил математические исследования, при помощи которых легче всего было понять природу производной.
Пьер Ферма (1601-1665)-математическое определние производной которого было принято всеми математиками, успешно принявшими в своем методе нахождение экстремумов многочленов задачи о построениях касательных к кривым.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)- установил геометрический смысл производной, как тангенсугла наклона касательной.
Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика И.Тартальи.
В 17в. на основе учения Г.Галилея активно развилась кинематическая концепция производной. Понятие производной встречается уже у Р.Декарта, французского математика Роберваля, английского учёного Д.Грегори, в работах И.Барроу.
Но систематическое учение с выдвижением двух основных проблем математического анализа развито Ньютоном и Лейбницем.
Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в XV11 веке. Раздел математики, в котором изучаются производные и их применения к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали основные элементы дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии.
Но это не значит, что до них эти вопросы не изучались. Задолго до этого Архимед не только решил задачу на построение касательной к такой сложной кривой, как спираль, применяя при этом предельные переходы, но и сумел найти максимум функции.
Ж.Лагранж (1736-1813) ввел современные обозначение y’, f’(x).
Исаак Ньютон (1643-1727) проводил математические исследования, при помощи которых легче всего было понять природу производной.
Пьер Ферма (1601-1665)-математическое определние производной которого было принято всеми математиками, успешно принявшими в своем методе нахождение экстремумов многочленов задачи о построениях касательных к кривым.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)- установил геометрический смысл производной, как тангенсугла наклона касательной.
Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика И.Тартальи.
В 17в. на основе учения Г.Галилея активно развилась кинематическая концепция производной. Понятие производной встречается уже у Р.Декарта, французского математика Роберваля, английского учёного Д.Грегори, в работах И.Барроу.
Но систематическое учение с выдвижением двух основных проблем математического анализа развито Ньютоном и Лейбницем.