Учитель русского языка
Каюмова З.Р
Экономический лицей «Хилол»
Город Душанбе,Республика Таджикистан
Литература 6 класс
Произведения о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
знакомство с особенностями лирических произведений о Великой Отечественной войне на примере произведения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и Д. С. Самойлова «Сороковые»;
развитие представлений обучающихся о жанровом своеобразии, идее и лирическом герое произведений о Великой Отечественной войне;
формирование навыка анализа лирического произведения.
Словарная работа (заранее расписаны на доске)
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Балагурить (разговорное) – весело, с шутками болтать.
в ...замурзанной ушанке (просторечное) – в грязной, истрёпанной зимней солдатской шапке.
Кисет – маленький мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.
Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.
Околица – изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 1. Выйти за околицу. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.
Паёк (просторечное) – здесь: кусок хлеба, выданные по военной норме.
Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.
Погост – в старину – церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем.
Просёлок – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Роковые (годы) – здесь: приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
Салóп – широкое женское пальто особого фасона.
Тракт – большая наезженная дорога (первоначально почтовая).
Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.
Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы .
Ямб – двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.
Слово учителя:
Сегодня мы поговорим о творчестве поэтов, прошедших военными дорогами.
Константин Михайлович Симонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну не понаслышке.В своём дневнике поэт оставил запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.
А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен».
Эти чувства и переживания легли в стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», которое вошло в сборник «С тобой и без тебя».
Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.
Сурков – поэт – фронтовик, тоже военный корреспондент, автор знаменитой песни «Землянка», написанной в начале Великой Отечественной.
Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.
Лирический герой – это человек, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Остро ощущающий события войны, он навсегда запомнит эти горестные дни отступления, и оставшихся в тылу врага женщин, детей, стариков.
Читатель погружается в обстановку военного времени благодаря многочисленным эпитетам: «усталые женщины», «бесконечные, злые дожди», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик», «горькую землю».Приёмом контраста поэт усиливает тягостные раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.
Молящиеся прадеды и не верящие в Бога внуки, вдовицы и девицы, старики и старухи – горожане и сельчане – все, объединившись, встали на защиту Отчизны. Так «встарь повелось на великой Руси».
Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.
Отсюда и уверенность старухи, сказавшей: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём».
Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа усиливает эту веру:
«Мы вас подождём!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» – говорили леса.
Автор делится с нами своим открытием:
«...всё-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...».
Образ родины, нарисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.
Родина выстоит и победит, потому что «вся Россия сошлась».
Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной, вынесшей все тяготы войны.
Давид Самойлов в 1941 году со студенческой скамьи добровольцем ушёл на фронт. Позже он напишет: «У нас было всё время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической визитной карточкой этого поколения стало стихотворение «Сороковые».
Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:
«Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..».
Это позволило ему с высоты прожитых лет шире, глубже и уже осознаннее взглянуть на «свинцовые, пороховые».
Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.
Почувствовать атмосферу того времени помогают детали, являющиеся символами войны: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».
Читатель реально слышит перестук колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война разлучает людей, разрушает мечты, надежды, калечит судьбы.
Основной идеей стихотворения является противоестественность войны для человеческой природы.
Усиливают эту противоестественность войны звуковые образы, созданные аллитерациями: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы», «погоРельцы».
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», «свинцовые, пороховые» наполняют нас чувством тревоги, непоправимой беды, горя.
В стихотворении отображены сила духа и жизнелюбие военного поколения.
«Когда говорят пушки, музы молчат», – гласит пословица.
Но музы не молчали, громче пушек на войне звучала поэзия. «И это были такие стихи, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», – писал поэт фронтовик А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова, Исаковского, Друниной, Гудзенко и других помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами.
От первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбёжки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны.