СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произведения о детях. На примере произведений В.А. Осеевой "Три товарища", Е.А. Благининой "Подарок", В.Н. Орлова "Кто кого?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению в 1 классе по теме "Произведения о детях. В.А. Осеева "Три товарища", Е.А. Благинина "Подарок", В.Н. Орлова "Кто кого?"

Просмотр содержимого документа
«Произведения о детях. На примере произведений В.А. Осеевой "Три товарища", Е.А. Благининой "Подарок", В.Н. Орлова "Кто кого?"»

Литературное чтение

02.05.2024г.

Тема. Произведения о детях. На примере произведений В.А. Осеевой «Три товарища», Е.А. Благининой «Подарок», ВН. Орлова «Кто кого?».


Цели:


образовательные: познакомиться с произведениями детских писателей о дружбе; учить определять тему произведения и главную мысль, развивать навыки беглого чтения;

развивающие: создать условия для развития речевых умений, памяти, мышления, творческих способностей;

воспитательные: воспитывать доброжелательность, уважение к друг другу.


Планируемые результаты:

Предметные: умение читать вслух и про себя; умение выразительно и осознанно читать по ролям.

Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к другим людям, уважение к близким, друзьям.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, анализировать и сравнивать произведения; умение самостоятельно пользоваться словарём и справочником.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать героев литературных произведений, объяснять их действия и поступки; выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.

Тип урока:усвоение новых знаний.

Оборудование:презентация к уроку.



Ход урока

I. Орг. момент.

– Дорогие ребята! Сядьте удобно, потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.

II. Актуализация знаний.

Пересказ рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг».

III. Мотивация.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями из нового раздела «Я и мои друзья».

– Кого можно назвать настоящим другом?

– Прочтите ребус:

а)

(Дружба.)

б)

(Ссора.)

– Какое слово не относится к настоящим друзьям?

– Ссоритесь ли вы с друзьями?

– Чем у вас обычно заканчивается ссора?

– Сегодня мы узнаем, как могут закончиться ссоры друзей.

IV. Усвоение новых знаний.

1. Речевая минутка.

Прочтите чистоговорки быстро и четко:

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молока кому.

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы-мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми – поём ноту «ми».

2. Отработка навыка чтения.

– Составляйте и записывайте слова по таблице.


А

О

У

Ы

И


Н

НА

НО

НУ

НЫ

НИ

Н

К

КА

КО

КУ

КИ

К

Т

ТА

ТО

ТУ

ТЫ

ТИ

Т

С

СА

СО

СУ

СЫ

СА

С

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛИ

Л

Р

РА

РО

РУ

РЫ

РИ

Р

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

В


3. Знакомство со стихотворением В. Орлова «Кто кого?».

Видео «Кто кого обидел первый?», В. Орлов.

– Прочтите название стихотворения.

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрации к этому произведению. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

о-би-дел – обидел

у-да-рил – ударил

дру-жи-ли – дружили

не по-де-ли-ли – не поделили

4. Анализ произведения.

– О ком это стихотворение?

– Кто задаёт вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Чему учит нас это стихотворение?

– В стихотворении "Кто кого?" Владимир Орлов описывает ситуацию, когда два друга неожиданно подрались, но когда их начинают спрашивать о причинах этой драки, они вдруг с удивлением понимают, что сами не знают этой причины. В этом диалоге слышен переход эмоций от обиды и возмущения к удивлению и радости. Можем дать мальчикам совет: «ссора да упрямство до добра не доведут».

Приходим к выводу, что настоящий друг тот, кто сможет тебя понять и простить, поддержит в трудную минуту. Недаром про дружбу народ сложил много пословиц.

Где дружба, там и согласие.

Друг научит, а недруг проучит.

Настоящему другу цены нет.

О себе заботься, а товарища не забывай.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Где лад, там и клад.

5. Работа в парах.

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Кто кого?», соблюдая знаки препинания.

– При выразительном чтении вслух голосом покажите обиду мальчиков, растерянность при ответе на вопрос: «Что же вы не поделили?».

6.Чтение стихотворения Е.А. Благинина «Подарок».

– В какой форме написано произведение Елены Благининой? Это стихотворение: есть ритм и рифма. О чём это стихотворение?

7Анализ стихотворения.

– Девочка не пожалела любимой игрушки для подруги.

– Можем сказать, что девочка добрая, щедрая и хорошая подружка?

– Что общего у стихотворения Елены Благининой и В. Орлова?

– У этих произведений общая тема дружбы. А главная мысль заключается в том, что «для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга».

– Чему учит нас это стихотворение?

8Выразительное чтение стихотворения.

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения, соблюдая знаки препинания.

9. Слушание рассказа В.А. Осеевой «Три товарища».

– Сейчас вы прослушаете еще один рассказ с этой темы «Три товарища». Его написала Валентина Осеева.

Видео В. Осеева «Три товарища»

V.Обобщение знаний.

Работа с пословицами.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Ссора да упрямство до добра не доведут.

У наших ворот всегда хоровод.

– Какие пословицы относятся к нашим произведениям?

VI. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Чему они учат нас?

– Как вы поняли, кто такой настоящий друг?

– Как надо относится к друзьям?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!