Литературное чтение
02.05.2024г.
Тема. Произведения о детях. На примере произведений В.А. Осеевой «Три товарища», Е.А. Благининой «Подарок», ВН. Орлова «Кто кого?».
Цели:
образовательные: познакомиться с произведениями детских писателей о дружбе; учить определять тему произведения и главную мысль, развивать навыки беглого чтения;
развивающие: создать условия для развития речевых умений, памяти, мышления, творческих способностей;
воспитательные: воспитывать доброжелательность, уважение к друг другу.
Планируемые результаты:
Предметные: умение читать вслух и про себя; умение выразительно и осознанно читать по ролям.
Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к другим людям, уважение к близким, друзьям.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, анализировать и сравнивать произведения; умение самостоятельно пользоваться словарём и справочником.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать героев литературных произведений, объяснять их действия и поступки; выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Тип урока:усвоение новых знаний.
Оборудование:презентация к уроку.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Дорогие ребята! Сядьте удобно, потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.
II. Актуализация знаний.
Пересказ рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг».
III. Мотивация.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями из нового раздела «Я и мои друзья».
– Кого можно назвать настоящим другом?
– Прочтите ребус:
а)
(Дружба.)
б)
(Ссора.)
– Какое слово не относится к настоящим друзьям?
– Ссоритесь ли вы с друзьями?
– Чем у вас обычно заканчивается ссора?
– Сегодня мы узнаем, как могут закончиться ссоры друзей.
IV. Усвоение новых знаний.
1. Речевая минутка.
Прочтите чистоговорки быстро и четко:
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молока кому.
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми – поём ноту «ми».
2. Отработка навыка чтения.
– Составляйте и записывайте слова по таблице.
| А | О | У | Ы | И | |
Н | НА | НО | НУ | НЫ | НИ | Н |
К | КА | КО | КУ | – | КИ | К |
Т | ТА | ТО | ТУ | ТЫ | ТИ | Т |
С | СА | СО | СУ | СЫ | СА | С |
Л | ЛА | ЛО | ЛУ | ЛЫ | ЛИ | Л |
Р | РА | РО | РУ | РЫ | РИ | Р |
В | ВА | ВО | ВУ | ВЫ | ВИ | В |
3. Знакомство со стихотворением В. Орлова «Кто кого?».
Видео «Кто кого обидел первый?», В. Орлов.
– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации к этому произведению. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
о-би-дел – обидел
у-да-рил – ударил
дру-жи-ли – дружили
не по-де-ли-ли – не поделили
4. Анализ произведения.
– О ком это стихотворение?
– Кто задаёт вопросы мальчикам?
– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?
– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
– Чему учит нас это стихотворение?
– В стихотворении "Кто кого?" Владимир Орлов описывает ситуацию, когда два друга неожиданно подрались, но когда их начинают спрашивать о причинах этой драки, они вдруг с удивлением понимают, что сами не знают этой причины. В этом диалоге слышен переход эмоций от обиды и возмущения к удивлению и радости. Можем дать мальчикам совет: «ссора да упрямство до добра не доведут».
Приходим к выводу, что настоящий друг тот, кто сможет тебя понять и простить, поддержит в трудную минуту. Недаром про дружбу народ сложил много пословиц.
Где дружба, там и согласие.
Друг научит, а недруг проучит.
Настоящему другу цены нет.
О себе заботься, а товарища не забывай.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Где лад, там и клад.
5. Работа в парах.
– Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Кто кого?», соблюдая знаки препинания.
– При выразительном чтении вслух голосом покажите обиду мальчиков, растерянность при ответе на вопрос: «Что же вы не поделили?».
6.Чтение стихотворения Е.А. Благинина «Подарок».
– В какой форме написано произведение Елены Благининой? Это стихотворение: есть ритм и рифма. О чём это стихотворение?
7. Анализ стихотворения.
– Девочка не пожалела любимой игрушки для подруги.
– Можем сказать, что девочка добрая, щедрая и хорошая подружка?
– Что общего у стихотворения Елены Благининой и В. Орлова?
– У этих произведений общая тема дружбы. А главная мысль заключается в том, что «для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга».
– Чему учит нас это стихотворение?
8. Выразительное чтение стихотворения.
– Подготовьте выразительное чтение стихотворения, соблюдая знаки препинания.
9. Слушание рассказа В.А. Осеевой «Три товарища».
– Сейчас вы прослушаете еще один рассказ с этой темы «Три товарища». Его написала Валентина Осеева.
Видео В. Осеева «Три товарища»
V.Обобщение знаний.
Работа с пословицами.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Ссора да упрямство до добра не доведут.
У наших ворот всегда хоровод.
– Какие пословицы относятся к нашим произведениям?
VI. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Чему они учат нас?
– Как вы поняли, кто такой настоящий друг?
– Как надо относится к друзьям?