СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произношение и написание слов с сочетаниями чн, чк, щн

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Произношение и написание слов с сочетаниями ЧК, ЧН,

 Цели урока:

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн

Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН

Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.

Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.

 

Оборудование:  учебник, карточки с заданиями, разноцветные круги-сигналы, презентация.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Ход урока.

I Организационный момент

 

С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А работать и писать.

-Подарим  улыбку  друг другу  и пусть в нашем  классе  царит дружба, понимание и уважение.

 

II Актуализация опорных  знаний.

1.Работа с фразеологизмами.

-Обратите внимание на сочетания слов .

-Что это? (фразеологизмы)

 -С какой целью мы с ними знакомимся? (чтоб речь наша была более выразительной, красивой, культурной)  Обьясните, как вы понимаете.

-Какой   фразеологизм нам не подойдёт для урока ?

•        ушки на макушке  (внимательно)

•        зарубить на носу(запомнить)

•        бить баклуши (бездельничать)

•        знать  как свои пять пальцев (очень хорошо)

Каллиграфия .Списать фразиологизм, который вам  необходим на уроке

2.Словарная работа

Повт . слова (карточки) Письмо под диктовку (5 слов)

Проверка-обмен тетрадями, обратная связь

3) Разминка для ума

Разгадать ребусы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Обьяснить  правописание зима мороз елочка- новогодние слова

-Наряжать будем елочку

Синквейн

Что?

Какая? Что делает?

Предложение Елочка сверкает разноцветными огоньками

Выделить гл. члены предложения

Звуко-буквенный  анализ-елочка

 

Ш Сообщение темы и цели

-Какую поставим цель? ( научиться писать сочетания ЧК, ЧН без ь)

Обращение к таблице. ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ , УЗНАЛ

-Что вы уже знаете по теме?

-Что хотели бы узнать ещё? ( почему не пишется ь, в каких словах встречается ЧК, ЧН, есть ли ещё сочетания , где не пишется Ь)

 

IV.Работа по теме урока

Наблюдение над сочетаниями ЧК, ЧН

- Как вы думаете, какая пропущена буква в этих словах?

Ноч…ка,  поч…ка, доч…ка,  ноч…ной, печ…ной, улич…ный,  птен…чик.

- Почему  в  этих  словах  не надо писать  мягкий   знак?  ( Звук [ Ч ]   всегда мягкий и не требует смягчения.)

Составление кластера ч щ

-Какой звук одинаковый во всех словах? Что мы о нём знаем?

(согласный, шипящий, всегда глухой, непарный, всегда мягкий)

-Какой ещё звук подходит под все эти категории?(добавляю звук щ в кластер)

Вывод: Звуки [ ч’] и [щ’] – согласные, всегда мягкие, непарные глухие, поэтому на письме их мягкость не обозначается.

Игра "Да, нет"

Пальто, страничка, вечный, коньки, налью, мощный, польза, девочка, Танечка

 

VII. Гимнастика для глаз.

1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).

2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза) 3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое

движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах.

 

Работа по учебнику

Упр. 42     Стр.34

Проверка фронт.

Дидактическая игра.

- Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Поиграем,а играя, поучимся. ( На доске слово ТОЧКА )

- Измените первую букву, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

- Чем похожи по написанию эти слова? ( точка – бочка - кочка – почка – ночка )

 

Я буду называть слова, которые обозначают большие предметы, а вы должны образовать слова, которые обозначают маленькие предметы.

ОБРАЗЕЦ: Лодка - лодочка.

ИГРА "Большие - маленькие"

 

туча - ............... река - ..................... грибы - ...............

 

рука - ............... дочь - ...................... цветы - ................

 

ночь - ................ печь - ..................... коза - ...................

 

носки - ................ дача - ..................... лисица - .................

 

 Работа в парах .

- Игра «Корректор»

У вас на партах листы с текстом. В нём есть ошибки. Ваша задача их найти.

Текст. Пришла зема. Снига засыпали землю. Тихо в лисах и палях. Природа уснула до висны.

Проверка

 

V Итог урока

-Какая тема урока была? Цель? Достигли её?

-Что узнали? (таблица УЗНАЛ)

-Что понравилось? Что закрепили?....

-Кого можно отметить? 

 

VРефлексия

Украсить елочку-шары Давайте  сделаем так,  чтобы кусочек нового года был у нас в классе. Вот  ёлочка, а на столе под ней лежат  новогодние шарики.

-  Если вам было интересно на уроке, прикрепите – шарик жёлтого цвета.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – зелёный.

Если было не интересно и вам это не нужно – красного.

 

Д\З записать 10 слов чк чн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Произношение и написание слов с сочетаниями ЧК, ЧН,

 Цели урока:

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн

Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН

Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.

Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.

 

Оборудование:  учебник, карточки с заданиями, разноцветные круги-сигналы, презентация.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Ход урока.

I Организационный момент

 

С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А работать и писать.

-Подарим  улыбку  друг другу  и пусть в нашем  классе  царит дружба, понимание и уважение.

 

II Актуализация опорных  знаний.

1.Работа с фразеологизмами.

-Обратите внимание на сочетания слов .

-Что это? (фразеологизмы)

 -С какой целью мы с ними знакомимся? (чтоб речь наша была более выразительной, красивой, культурной)  Обьясните, как вы понимаете.

-Какой   фразеологизм нам не подойдёт для урока ?

•        ушки на макушке  (внимательно)

•        зарубить на носу(запомнить)

•        бить баклуши (бездельничать)

•        знать  как свои пять пальцев (очень хорошо)

Каллиграфия .Списать фразиологизм, который вам  необходим на уроке

2.Словарная работа

Повт . слова (карточки) Письмо под диктовку (5 слов)

Проверка-обмен тетрадями, обратная связь

3) Разминка для ума

Разгадать ребусы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Обьяснить  правописание зима мороз елочка- новогодние слова

-Наряжать будем елочку

Синквейн

Что?

Какая? Что делает?

Предложение Елочка сверкает разноцветными огоньками

Выделить гл. члены предложения

Звуко-буквенный  анализ-елочка

 

Ш Сообщение темы и цели

-Какую поставим цель? ( научиться писать сочетания ЧК, ЧН без ь)

Обращение к таблице. ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ , УЗНАЛ

-Что вы уже знаете по теме?

-Что хотели бы узнать ещё? ( почему не пишется ь, в каких словах встречается ЧК, ЧН, есть ли ещё сочетания , где не пишется Ь)

 

IV.Работа по теме урока

Наблюдение над сочетаниями ЧК, ЧН

- Как вы думаете, какая пропущена буква в этих словах?

Ноч…ка,  поч…ка, доч…ка,  ноч…ной, печ…ной, улич…ный,  птен…чик.

- Почему  в  этих  словах  не надо писать  мягкий   знак?  ( Звук [ Ч ]   всегда мягкий и не требует смягчения.)

Составление кластера ч щ

-Какой звук одинаковый во всех словах? Что мы о нём знаем?

(согласный, шипящий, всегда глухой, непарный, всегда мягкий)

-Какой ещё звук подходит под все эти категории?(добавляю звук щ в кластер)

Вывод: Звуки [ ч’] и [щ’] – согласные, всегда мягкие, непарные глухие, поэтому на письме их мягкость не обозначается.

Игра "Да, нет"

Пальто, страничка, вечный, коньки, налью, мощный, польза, девочка, Танечка

 

VII. Гимнастика для глаз.

1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).

2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза) 3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое

движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах.

 

Работа по учебнику

Упр. 42     Стр.34

Проверка фронт.

Дидактическая игра.

- Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Поиграем,а играя, поучимся. ( На доске слово ТОЧКА )

- Измените первую букву, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

- Чем похожи по написанию эти слова? ( точка – бочка - кочка – почка – ночка )

 

Я буду называть слова, которые обозначают большие предметы, а вы должны образовать слова, которые обозначают маленькие предметы.

ОБРАЗЕЦ: Лодка - лодочка.

ИГРА "Большие - маленькие"

 

туча - ............... река - ..................... грибы - ...............

 

рука - ............... дочь - ...................... цветы - ................

 

ночь - ................ печь - ..................... коза - ...................

 

носки - ................ дача - ..................... лисица - .................

 

 Работа в парах .

- Игра «Корректор»

У вас на партах листы с текстом. В нём есть ошибки. Ваша задача их найти.

Текст. Пришла зема. Снига засыпали землю. Тихо в лисах и палях. Природа уснула до висны.

Проверка

 

V Итог урока

-Какая тема урока была? Цель? Достигли её?

-Что узнали? (таблица УЗНАЛ)

-Что понравилось? Что закрепили?....

-Кого можно отметить? 

 

VРефлексия

Украсить елочку-шары Давайте  сделаем так,  чтобы кусочек нового года был у нас в классе. Вот  ёлочка, а на столе под ней лежат  новогодние шарики.

-  Если вам было интересно на уроке, прикрепите – шарик жёлтого цвета.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – зелёный.

Если было не интересно и вам это не нужно – красного.

 

Д\З записать 10 слов чк чн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Произношение и написание слов с сочетаниями чн, чк, щн»

Тема. Произношение и написание слов с сочетаниями ЧК, ЧН

Цели урока:

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн

Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН

Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.

Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.


Оборудование: учебник, карточки с заданиями, разноцветные круги-сигналы, презентация.

Тип урока: комбинированный урок.


Ход урока.

I Организационный момент


С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А работать и писать.

-Подарим улыбку друг другу и пусть в нашем классе царит дружба, понимание и уважение.


II Актуализация опорных знаний.

1.Работа с фразеологизмами.

-Обратите внимание на сочетания слов .

-Что это? (фразеологизмы)

-С какой целью мы с ними знакомимся? (чтоб речь наша была более выразительной, красивой, культурной) Обьясните, как вы понимаете.

-Какой фразеологизм нам не подойдёт для урока ?

• ушки на макушке (внимательно)

• зарубить на носу(запомнить)

• бить баклуши (бездельничать)

• знать как свои пять пальцев (очень хорошо)

Каллиграфия .Списать фразиологизм, который вам необходим на уроке

2.Словарная работа

Повт . слова (карточки) Письмо под диктовку (5 слов)

Проверка-обмен тетрадями, обратная связь

3) Разминка для ума

Разгадать ребусы.

Обьяснить правописание зима мороз елочка- новогодние слова

-Наряжать будем елочку

Синквейн

Что?

Какая? Что делает?

Предложение Елочка сверкает разноцветными огоньками

Выделить гл. члены предложения

Звуко-буквенный анализ-елочка


Ш Сообщение темы и цели

-Какую поставим цель? ( научиться писать сочетания ЧК, ЧН без ь)

Обращение к таблице. ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ , УЗНАЛ

-Что вы уже знаете по теме?

-Что хотели бы узнать ещё? ( почему не пишется ь, в каких словах встречается ЧК, ЧН, есть ли ещё сочетания , где не пишется Ь)


IV.Работа по теме урока

Наблюдение над сочетаниями ЧК, ЧН

- Как вы думаете, какая пропущена буква в этих словах?

Ноч…ка, поч…ка, доч…ка, ноч…ной, печ…ной, улич…ный, птен…чик.

- Почему в этих словах не надо писать мягкий знак? ( Звук [ Ч ]  всегда мягкий и не требует смягчения.)

Составление кластера ч щ

-Какой звук одинаковый во всех словах? Что мы о нём знаем?

(согласный, шипящий, всегда глухой, непарный, всегда мягкий)

-Какой ещё звук подходит под все эти категории?(добавляю звук щ в кластер)

Вывод: Звуки [ ч’] и [щ’] – согласные, всегда мягкие, непарные глухие, поэтому на письме их мягкость не обозначается.

Игра "Да, нет"

Пальто, страничка, вечный, коньки, налью, мощный, польза, девочка, Танечка


VII. Гимнастика для глаз.

1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).

2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза) 3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое

движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах.


Работа по учебнику

Упр. 42 Стр.34

Проверка фронт.

Дидактическая игра.

- Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Поиграем,а играя, поучимся. ( На доске слово ТОЧКА )

- Измените первую букву, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

- Чем похожи по написанию эти слова? ( точка – бочка - кочка – почка – ночка )


Я буду называть слова, которые обозначают большие предметы, а вы должны образовать слова, которые обозначают маленькие предметы.

ОБРАЗЕЦ: Лодка - лодочка.

ИГРА "Большие - маленькие"


туча - ............... река - ..................... грибы - ...............


рука - ............... дочь - ...................... цветы - ................


ночь - ................ печь - ..................... коза - ...................


носки - ................ дача - ..................... лисица - .................


Работа в парах .

- Игра «Корректор»

У вас на партах листы с текстом. В нём есть ошибки. Ваша задача их найти.

Текст. Пришла зема. Снига засыпали землю. Тихо в лисах и палях. Природа уснула до висны.

Проверка


V Итог урока

-Какая тема урока была? Цель? Достигли её?

-Что узнали? (таблица УЗНАЛ)

-Что понравилось? Что закрепили?....

-Кого можно отметить?


VРефлексия

Украсить елочку-шары Давайте сделаем так, чтобы кусочек нового года был у нас в классе. Вот ёлочка, а на столе под ней лежат новогодние шарики.

- Если вам было интересно на уроке, прикрепите – шарик жёлтого цвета.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – зелёный.

Если было не интересно и вам это не нужно – красного.


Д\З записать 10 слов чк чн
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!