СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно - поисковая работа «Возрождение традиций и культуры Терского казачества».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в прекрасном самобытном районе нашей страны - Ставропольском крае. Ставропольский край многонационален. На территории нашего края проживают русские, татары, даргинцы, чеченцы, украинцы. Каждый народ имеет свою национальную культуру. Мы должны знать свои корни. А изучение истории надо начинать со знакомства Малой Родины, того места, где родились, жили, умирали предки, где живут потомки, с изучения культуры, традиций, обычаев и одежды наших предков.

Просмотр содержимого документа
«Проектно - поисковая работа «Возрождение традиций и культуры Терского казачества».»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Апанасенковского района Ставропольского края с. Дербетовка



Школьная научно – исследовательская конференция

«Шаги в науку»



Проектно - поисковая работа

«Возрождение традиций и культуры Терского казачества»





Ученицы 11 класса Кущ Виктории


Руководитель: учитель технологии Качанова Е.Ю.












с. Дербетовка


Аннотация


работы ученицы 11 класса Кущ Виктории по теме: «Возрождение традиций и культуры Терского казачества»

Руководитель: учитель технологии Качанова Е.Ю.

Обоснование: Мы живем в прекрасном самобытном районе нашей страны - Ставропольском крае. Ставропольский край многонационален. На территории нашего края проживают русские, татары, даргинцы, чеченцы, украинцы. Каждый народ имеет свою национальную культуру.

Мы должны знать свои корни. А изучение истории надо начинать со знакомства Малой Родины, того места, где родились, жили, умирали предки, где живут потомки, с изучения культуры, традиций, обычаев и одежды наших предков.

Метод проведения исследования: проектно – поисковый.

Цель:

Внести посильный вклад в возрождение традиций и культуры Терского казачества. Бережно хранить традиции и культуру своих предков.

Задачи:

  • познакомиться с историей Терского казачества;

  • изучить традиции и культуру Терских казаков;

  • ознакомиться с историей создания казачьего костюма;

  • изучить традиции оформления одежды;

  • использовать полученные знания в семейных традициях;

  • развивать интерес к культуре и традициям наших предков.

План исследования:

1.Обоснование темы

2.Семейный и общественный быт

3. Домостроение

4. Казачья одежда

5.Казачья пища. 

6.Обряды

7.Праздники

8.Устная разговорная речь

9. Отдых

10.Народные промысли и ремесла

11.Возрождение традиций и культуры Терского казачества


Выводы:

Казачество обречено на расцвет, потому что идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей казачьей идеи - нашу молодежь. Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими казачьими корнями. Значит - уверенно шагаем в третьем тысячелетие!



1.Обоснование темы


«Родина - это все: и прежде всего язык,

природа, древняя история своей страны, ее

праздники, народные песни и сказания,

память о предках и уважение к родителям,

а, главное – труд, творческий, созидательный

труд, труд во имя своей страны, своего

народа.»

Виктор Астахов





Мы живем в прекрасном самобытном районе нашей страны - Ставропольском крае. Ставропольский край многонационален. На территории нашего края проживают русские, татары, даргинцы, чеченцы, мордвы, украинцы. Каждый народ имеет свою национальную культуру.

Мы должны знать свои корни. А изучение истории надо начинать со знакомства Малой Родины, того места, где родились, жили, умирали предки, где живут потомки, с изучения культуры, традиций, обычаев и одежды наших предков.

На территории Ставропольского края проживают потомки Донских, Уральских, Терских и Гребенских казаков.


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому возрождение казачества является важным событием для всех.


О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Северного Кавказа, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры Терского казачества.


Северный Кавказ, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур русских и других народов Северного Кавказа.




2. Семейный и общественный быт

Казачьи семьи были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени.

Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в военных лагерях.

Так же естественно неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды.

При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рациональному ведению хозяйства, рукоделию.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.

В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить. В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.



Смешанные семьи

Терские казаки еще с середины 16 века установили добрососедские отношения с чеченцами. На протяжении длительного времени горцы и казаки жили мирно то рядом, то вместе, помогали друг другу во всем и роднились между собой. Среди многих свидетельств об этом - рассказ чеченского историка Умалата Лаудаева о своих сородичах из станицы Червленной. В эту станицу бежали чеченцы из селения Гуни, нынешнего Веденского района. Прожив там довольно долго, гуноевцы породнились с казаками, хотя никогда не забывали своей прародины и всегда были рады встрече с земляками. Один из любителей старины писал: «Среди терских казаков… даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью».

Еще одно наблюдение о результатах соединения русской и кавказской крови оставил в 1915 году местный краевед Ф.С. Гребенец: «Новогладковская женщина – местного происхождения. Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины. Таким образом, в каждой новогладовской казачке течет кровь чеченца, кабардинца или ногайца и многих других народностей Кавказа, которые так или иначе соприкасались с ними, входили в семью гребенцов и становились ее членами».

Многие терские казаки были кунаками (друзьями) чеченцев. Они гордились этой дружбой и верность ей передавали от поколения к поколению. А кунаки всегда роднились между собой. Читаем у Толстого: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами... Дедушка Ерошка говорил Оленину: - Вся наша родня – чеченская, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Смешанные семьи возникали не только в казачьих станицах, но и в горных аулах. Так, во время Кавказской войны русские солдаты порою в силу определенных обстоятельств уходили в горы. Там они женились на чеченках, ингушках, черкешенках, кумычках, обзаводились хозяйством и начинали новую, мирную жизнь.

Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к общему семейному и общественному укладу.



3. Домостроение


Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы. Строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Деревянные брусья, на которые настилался потолок, поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.»

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича, самана. Они до сих пор сохранились в некоторых станицах.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер жилища был в основном одинаков для всех районов. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.

Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки ».

Рушники - традиционный элемент украшения казачьего жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.


4. Казачья одежда


Национальная одежда является частью национальной культуры, которая самобытна, неповторима, уникальна.


Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями.


Чем дальше вглубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно.

Казачий костюм прошлого резко отличался от других костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казаки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе - широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике - узкие, похожие на брюки - дудочки. Носили также юбку - плахту, мужского покроя сорочку и кафтан - казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»…

Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц.

Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничная обувь - сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом. Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы в свою очередь, многое из одежды переняли у русских. Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя.

На смену старинному костюму пришла одежда, схожая с той, которую носили соседи казаков – русские, украинцы, жители Кавказа.

Рубаха - основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи - "голошейки" с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов - мережку. Затем стали носить рубахи двух видов - русскую и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск.


Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. И ведь есть что беречь: она выткана в полном смысле слова по ниточке на домашнем ткацком станке руками любимого человека! Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от неё.


Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.


5.Казачья пища. 

Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку.

Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили.

Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

Казаки ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в другие жители России. Они очень ценили сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.


В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги.

Основой питания казачьей семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства.

Терские казаки ввели в свою кухню ряд чеченских национальных блюд: лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–пасту, дат-кодар – смесь творога с топленым маслом многое другое. Горцы тоже оценили некоторые чисто русские продукты, в том числе удобные для кухни в зимние месяцы воблу и квашеную капусту.



6.Обряды

На Северном Кавказе бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.



Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы.

Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая.

Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация.

Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, свадьбу и послесвадебный ритуал.

В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки».

Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

7.Праздники


Как и по всей России, на Северном Кавказе чтили и широко отмечали календарные церковные праздники:

  • Вознесение Христа- сороковой день после Пасхи

  • Троица( Пятидесятница)-пятидесятый день после Пасхи

  • День Святого Духа

Непереходящие праздники:

  • 21сентября - Рождество Богородицы

  • 27сентября - Воздвижение Креста Господня

  • 7 января- Рождество Христово

  • 19 января- Богоявление( Крещение Господне)

  • 15февраля - Сретение Господне

  • 7 апреля – Благовещение

  • 19 августа - Преображение Господне

  • 28августа-Успение Пресвятой Богородицы

  • 4 декабря - Введение в храм Святой Богородицы

Рассмотрим с вами подробно один из самых знаменательных церковных праздников, который мы отметим в ближайшее время - праздник Пасха.

Начинается подготовка к празднику Пасхе с Великого поста. Ведь именно он - период духовного и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. \

Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная.

После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления.

В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу. Красили яйца, пекли паску, жарили поросенка

Яйца красили в разные цвета: красный – кровь; огонь- солнце; голубой - небо, вода; зеленый - трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

По мифологическим представлениям наших предков: паска дерево жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого.

Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. Казаки к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.



8.Устная разговорная речь

Устная разговорная речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас.


9. Отдых

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов.

Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.


10.Народные промысли и ремесла
Природа Ставропольский край всегда была богата и разнообразна. Птица, зверь, рыба в изобилии водилась в реках и лесах. Поэтому и промышляли наши предки охотой, рыбной ловлей, добычей меда, сбором ягод, лесных орехов. Но, конечно же, не везде. А только в тех районах края, где это было возможно. Казаки ловили рыбу преимущественно для собственного потребления в одиночку, семьей или объединялись с соседями, а потом делили улов на равные части. Казаки издавна разводили все виды домашних животных: лошадей, овец, свиней, птиц.

Наше село Дербетовка раньше называлось «Сладкие копани», земля здесь была «сладкая» и было много садов.

Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Ставропольский край всегда славился своими мастерами, одаренными людьми. Поэтому в их семье, как и во многих других, знали и владели несколькими промыслами и ремеслами.

Гончарное ремесло было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном делалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовались «макитры», для масла – «кубышки». Глину так же использовали для изготовления кирпичей, керамической плитки, черепицы.

Кузнечным делом на Северном Кавказе занимались издревле. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать считалось таким же естественным, как возделывать землю. Кузнецы изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, вилы, лопаты, подковы.

Одним из древнейших народных промыслов древних славян является лозоплетение. Терские казаки стали заниматься лозоплетением с конца 18 века. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Из нее делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна).

В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома – материалы доступные для плетения. Этот промысел сохранился до сих пор (приложение 1) . На рынках можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

  Издавна дерево было любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Особое значение на казаки придавали деревянной отделке дома. Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил. На крыше устанавливали «небесного охранителя». Это мог быть петух, конек, могли быть голубки. Окно тоже защищали от злого глаза, устанавливали резные наличники. Украшали также ворота. Промыслы по переработке дерева находились в лесогорной полосе.

Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось у казаков. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию (приложение 2). Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неотъемлемыми предметами жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей.

До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольник, рубахи. До сих пор многие женщины умеют ткать и вышивать холст в соответствии с традициями казачества.

Казачки знали толк в ведении хозяйства, были рачительны и трудолюбивы. Многое в хозяйстве делали своими руками. Не свойственны им были праздность, безделье и пустые разговоры. Женщины сами пряли, ткали холсты, кроили, шили одежду. А лоскуты не выбрасывали, а складывали и передавали от мамы к дочке. Берегли, ценя заложенный в них труд.

11.Возрождение традиций и культуры Терского казачества

Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Поэтому возрождение казачества является важным событием для всех.

В селе Дербетовка организовано Апанасенковское хуторское казачье общество, которое бережно хранит культуру и традиции своих предков. Атаманом АХКО является мой папа Кущ Виталий Васильевич, которого я очень люблю и во всём ему доверяю.

Казаки со своими семьями посещают святые места. Мы посетили в селе Дивеево Свято-Троицкий Серафимо - Дивеевский женский монастырь, в республике Адыгея Свято-Михайловский Афонский монастырь. Самый высокогорный православный мужской монастырь в России. Мы были удостоены чести поддержания общественного порядка во время принятия в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Дивное частицы мощей Святителя Николая Чудотворца.

В селе работает под чутким руководством АХКО военно – патриотический клуб «Ратоборец», в котором обучают основам рукопашного боя, навыкам спортивного метания ножа и стрельбе из пневмонического оружия, конной езде, фланкировке шашкой, туризму. В клубе создаются условия для развития у молодёжи духовно- нравственных ценностей.

Я с удовольствием посещаю клуб, а как девочка люблю заниматься рукоделием.

В наши дни все большую популярность получают изделия ручной работы. Самые завистные модницы носят то, что когда-то носили наши бабушки. И среди них нельзя не выделить работы вышитые крестом.

Изделия, вышитые крестом, смотрятся очень красиво и оригинально. Вышивке крестом и другим видам рукоделия меня научила моя бабушка. Следуя традициям Терских казаков, рассмотрев все варианты, я сшила и вышила рубаху своему папе, а маме вышила икону Господь Вседержитель.

Мои предки являются потомками Терских казаков. В их семьях, как и во многих других, знали и владели несколькими промыслами и ремеслами. Наша семья чтит их традиции и обычаи. Моя бабушка хорошо вышивает, прядёт и вяжет. Этому учит меня.

Выводы:

Казачество обречено на расцвет, потому что идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей казачьей идеи - нашу молодежь. Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими казачьими корнями. Значит - уверенно шагаем в третьем тысячелетие!



Список литературы

1. Р. Розенталь, Х. Рацкая История прикладного искусства нового времени. М. 2005

2. Т.И.Ерёменко. Рукоделие. Издательство «Лёгкая и пищевая промышленность»,1989.

3. Казаки // Народы России: Энциклопедия / гл. ред.В. Тишков.- М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1994. – С. 169 – 174

4. Студенецкая, Е. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа (1917 – 1967 гг.) / под ред. В. К. Горданова. – М.: Наука, 1968. – С. 131 – 184.

5. Промыслы и ремесла Терских казаков. Конспект занятия по трудовому направлению. Беспалова Н.Н.

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/promysly-i-remesla-terskikh-kazakov

6. Русская вышивка XVII- начала XX века" Е.Моисеенко Ленинград 1978 г.



Рубаха мужская (косоворотка)

Рубаха, изготовленная из белой хлопчатобумажной ткани, предназначена для торжественных случаев. Праздничная рубаха, вышитая крестом. Косоворотка - рубаха прямого покроя с рукавами, с воротником - стойкой, с неглубоким разрезом на левой стороне груди, застегивавшаяся налево на 1пуговицу. Вышивка: растительный орнамент (вышита красными и белыми нитками мелким крестиком). Вышивка на косом вороте, на планке









Икона Господь Вседержитель

Господь Вседержитель представлен фронтально, по пояс. Правая рука приподнята в двуперстно благословляющем жесте; левая поддерживает снизу открытое Евангелие. Лик удлинен, глаза большие миндалевидные с белильной обводкой век. Радужки коричневые, зрачки черные. Волосы разделены на пробор, спускаются прядями на плечи; борода короткая, от висков. Руки тонкие, изящные, светотень передана мягко.

Общий колорит нарядный. В верхних углах в двух золотых картушах исполнены черным инициалы Христа: ІС || ХС

На развороте Евангелия надпись.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!