СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа « Моя малая Родина »

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская работа "Моя малая Родина"

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа « Моя малая Родина »»


Муниципальное образовательное учреждение Степноанненковская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области



Краеведческий путеводитель

«Путешествие по родному краю»

















автор работы: Камардина Юлия

ученица 8 класса

контактный телефон:

руководитель: учитель математики

Матюшина Елена Геннадьевна

контактный телефон: 89278118831








Степное Анненково – 2015г.



Оглавление

I.Введение……………………………………………………………………..2

II.Основная часть

«Золотое дно».......................................................................................4

Н.Назарьев и хутор Назарьевка……………………………………………….6

Новое Никулино…………………………………………………………………9

Фёдоровские родники ................................................................................................10

Погребы……………………………………………………………………….11

Устеренка………………………………………………………………...13

Карабаевка……………………………………………………………….15

Мое родное село Степное Анненков…………………………………..17

Знаменитые люди села………………………………………………….21

III. Заключение ........................……………………………………..22

Литература……………………………………………………………...23





















Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли!

Введение

Тема Родины - благодатная тема, как благодатно чувство любви человека к отечеству. Как много доброго и хорошего хочется сказать о земле, с которой так много связано в нашей жизни.

Чувство Родины важнейшее в жизни каждого человека. Оно подобно большой реке, но есть у этой реки исток, маленький ключик, с которого всё начинается.

Вот к этому истоку я и хочу обратиться сегодня. Его называю Малой Родиной. Для меня это Цильнинская земля, мое родное село Степное Анненково. Все мы связаны с ним по рождению, но все живем одной судьбой, одними радостями и горестями.

Цильнинский край славен своей историей и культурой, о его красоте и приволье немало песен сложено, немало сказано высоких слов о людях, безгранично любящих своё отечество.

Я считаю, что в Цильнинском районе можно развивать такую перспективную отрасль хозяйства, как туризм. Нам есть, что показать и чем гордится. Поэтому считаю, что эта тема является актуальной.


Новизна: эта тема туризма разрабатывается впервые.

Обоснование актуальности проекта:

На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. Такие места есть и в нашем районе. В этом я убедилась, работая над исследованием истории нашего края.


Поэтому целью моей работы является изучение исторических, культурных, природных достопримечательностей и объектов родного края и составление краеведческого путеводителя.

Для достижения цели поставлены такие задачи:

1.Определить интересные объекты, которые отражают историческое и культурное прошлое нашего края.

2.Собрать информацию об исторических и природных памятниках нашей местности.

3.Составить туристические маршруты разных направлений: автобусный, пеший.

4.Организовать экскурсии для учащихся школы.


Объектом моего исследования является сбор информация об истории возникновения сел нашего района, о выдающихся людях, проживавших и проживающих в нашем поселении.


Предметом исследования являются маршруты по историческим местам и памятникам природы.

При подготовке своей работы я использовала источники информации, взятые из Интернета, научно-популярной литературы, периодической печати, архив школы и конечно, собственные наблюдения и впечатления.


Чтобы увлекательно проходили экскурсии, я вместе с ребятами школы разработала проект сценария экскурсионного маршрута «Необычное путешествие по селу».

Для привлечения туристов к достопримечательностям, я создала рекламный буклет.




«Золотое дно»

В 1995 году наш земляк А.М. Авдонин, живущий в деревне Погребы, что у самых истоков Бирюча, написал поэму под названием «Семиречье».

Маленькая деревушка Погребы соседствовала с подобными ей Дубравкой, Источником, Шишовкой, Беленками, Герасимовкой, Растовкой, Гафидовкой,

Старым Никулином, Воронцовкой , Федоровкой, Устеренкой, Степным Анненково и др. Места, где рни располагаются,- одни из самых красивых в Цильнинском районе. Летом они утопают в зелени лесов и кустарников, в пестром разнотравье заливных лугов. Здесь протекает много рек и речушек, берущих начало из многочисленных источников. Отсюда и название поэмы А.М. Авдонина «Семиречье»- воспоминание о прошлом, о том времени, когда эти деревушки жили полнокровной жизнью, в них рождались и умирали многие поколения людей, жителей этих сел.

К сожалению, от того времени остались одни воспоминания. В большинстве своем в этих деревнях доживают свой век одни старики, да и тех можно пересчитать по пальцам. А на месте некоторых из бывших сел остались лишь развалины опустевших изб…

 Знакомство с малой родиной я начала с выставки старины и выставки книг нашего земляка, краеведа, поэта и писателя А.М. Авдонина - Бирючёвского. Именно благодаря этому человеку страницы истории нашего края стали для нас близки.

В своих произведениях, он много написал о нашем крае, который назывался «Золотым дном». Откуда произошло это название и почему так называют место нашего проживания ,мы ответ находим в его книгах.

То место , где я проживаю называют в народе «Золотое дно» или «Семиречье», и заселение этих краёв шло очень активно.

В верхнем течении Бирюча на протяжении 10 километров от Герасимовки и Белинок до села Новое Никулино чуть ли не вплотную,


расположилось множество селений: села Старое Никулино, деревни: Тимофеевка, Растовка, Буйковка, Шишовка, Гафидовка, Кологреевский выселок, Осиповка, Воронцовка, Неклюдовка. За селом Новое Никулино находилась на правом берегу Бирюча Васильевка. По берегам Сухого Бирюча притаились селенья Дубёнки, Хохловка ,Чуфарово. На Хабарке разместилось село Чириково, на Елшанке—село Устеренка, на Грязном Ключе деревни Грязный Ключ , Погребы и Карабаевка, недалеко от них село Степное Анненково.

Писатель В.Н. Назарьев проживший здесь более 100 лет назад и с детства навещавший этот край, назвал бирючёвскую землю—краем «Золотого дна».

« Вся часть Симбирского уезда и большая часть его, вправо от почтовой Московской дороги к границе Буинского уезда, представляет почти сплошной пласт чернозёму... .Лесу почти не видно, изредка встретится небольшой мелкий перелесок или роща, но зато кругом нас волнует целое море разного хлеба и вы совершенно тонете в этом море, когда приближаетесь к известной в Симбирском уезде по своему хлебородию, бирючёвской земле, т.е. к земле, прилегающей к Бирючу, небольшой мутной речке... Здесь по Бирючу и в его окрестностях можно встретить первобытный, к сожалению, исчезающий уже тип нашего пахаря, полагающего всю надежду свою на соху и на коня -пахаря. Все труды и надежды большей части крестьян Симбирского уезда сосредоточены на их разных полях и между ними почти не встречаются искатели заманчивой работы на чужой стороне», - писал В.Н Назарьев.

Выражение «Золотое дно» было на слуху у бирючёвцев. Местная жительница ,Наталья Евгеньевна Никанорова говорила: «Здесь было «Золотое дно». Берёзка стояла такая. Стекались родники. Пруд какой-


водилась рыба». Так она отзывалась о живой природе в Осиповке. Ныне там находится государственный ландшафтно-экологический заказник «Новоникулинский», который занимает 750 гектаров. На территории заказника находится склоновое болото, 20 родников с чистой питьевой водой, водятся редкие виды животных и рыб.


Н.Назарьев и хутор Назарьевка


В середине 17 века Российское государство активно осваивало свои восточные земли. Одним из таких регионов было Поволжье, где для защиты от нередких нападений ногайских татар создавались засечные черты и города. Однако после присоединения края предстояло решить не менее важные и трудные задачи-сделать его «крепким» великому государю и включить в социально-экономическую систему Руси. Главным средством решения этих задач являлось заселение территории края русскими.

Для настоящего закрепления и освоения Среднего Поволжья, началось заселение территории русскими крестьянами. Во второй половине 17 века сюда переводили «на вечное житьё» русских крестьян, чтобы они « и дворы поставили, и лес секли, и перелоги раздирали, и землю распахивали». Лучшие участки получали русские феодалы и духовенство. Часть земель бояре, дворяне и зажиточные крестьяне захватывали самовольно. Так появились в нашем крае деревни и слободы, названия которых происходят от фамилий владельцев ( Назарьевка, Микулино и другие).

В двадцати пяти верстах от уездного города Карсун прислонилась к небольшой речушке деревенька Аникеевка, издавна принадлежавшая Назарьевым. Дворянский род их ведёт начало от Назария Юрьевича Шлыкова, боярина при великом князе Иване Фёдоровиче Рязанском. Как и все русские дворяне, Назарьевы несли службу. Здесь в 1930 году родился Валериан Никанорович Назарьев. Образование он


получил в Казани: сначала в пансионате, а затем на юридическом факультете Казанского университета, где вместе с ним учились Л.Н.Толстой и А.М.Бутлеров.

После окончания университета в 1848 году он поступил на военную службу, но очень быстро разочаровался в своём выборе. К этому времени относится начало его литературной деятельности. Он пишет повесть «Бакенбарды», в которой обличает крепостнические настроения офицерства.

Осенью 1858 года Назарьев по приглашению Некрасова приехал в Петербург и был принят в редакции «Современника». Здесь он познакомился

с Чернышевским, Некрасовым, Добролюбовым. Это знакомство, по словам Назарьева, изменило всю его жизнь.

После смерти родителя по раздельному акту 1862 года старшему брату Виктору в наследство от отца переходило имение в деревне Аникеевка, а Валериану досталось имение в Симбирском уезде, состоящее из грязноключёвских и фёдоровских земель.

В 1963 году Валериан Никанорыч вышел в отставку и в 1865 году переезжает в Симбирский уезд. Недалеко от своего родового имения—села Новое Никулино он построил хутор Назарьевка, где и поселился, лишь иногда посещая Симбирск. Он решил «сломать» на дрова ветхие наследственные хоромы, и чтобы раз и навсегда избежать неминуемых столкновений с крестьянами, из-за всякой дряни: из-за поломанных плетней, похищенных огурцов, или забежавшей в сад скотины, бросить село и переселиться куда-нибудь поближе к воде, так, чтобы и вода, и луга, и поля, и лес, и все сельскохозяйственные заведения были, так сказать под руками. После многих поисков нашлось наконец место по вкусу, подле пруда, за которым сейчас же зеленели луга, а далее расстилалась вспаханная


равнина, упиравшаяся в тёмный лес - одним словом , нашлось место, соединившее в себе в одно и то же время широкий и красивый пейзаж вместе со всеможными хозяйственными удобствами.»*

Барин построил домик, похожий на швейцарскую хижину, с другой стороны—ярославскую избу. От домика вправо и влево тянулись заборы; на углу встала изба, за ней, так называемые поднавесы, погреба, кладовые и прочее и прочее. Против домика -сад, пруд и т.д..

Живя в Назарьевке, он много времени отдавал литературной и общественной деятельности. Произведения печатались в лучших журналах того времени: «Современник», Отечественные записки», сотрудничал с газетами «Симбирские губернские ведомости», «Симбирская земская газета», «Самарская газета», журнал «Городской и сельский учитель». В 1882 году комедия Назарьева «Золотые сердца» была поставлена на сцене московского Малого театра, а в ноябре успешно шла в Симбирском театре.

В селе Новое Никулино, по словам Назарьева, «самого патриархального вида», он решил создать школу. Она была открыта в доме местного священника в 1868 году, а к весне 1869 года Назарьев без всяких сборов с крестьян построил двухэтажное здание для школы.

Оказавшись в уединённом хуторе, Валериан Никанорыч приступает к литературной деятельности. На поиски героев не пришлось тратить много времени, они все жили рядом.

Умер В.Н. Назарьев в феврале 1902 года в Симбирске и похоронен на своём хуторе Назарьевка.

Сегодня этого населённого пункта не существует. От него сохранилась только могила хозяина хутора В.Н. Назарьева, которая не заброшена. Местные жители следят за состоянием могилы, хотя других захоронений рядом нет. Изредка люди находят предметы старины в его


владениях: остатки винных бочек, некогда большого винного погреба, до сих пор на речке выглядывает старинная барская коляска, занесённая илом. Многие пробовали сдать его на металлолом, но вручную его не выкопать.

         Бывший хутор находился на восточной окраине села Новое Никулино, на западной окраине села Карабаевка, через речку Грязный ключ.

 

Новое Никулино

«В 1661 году дано было «синбирянинам Ивану и Лукьяну Гавриловым Микулиным, в Симбирском уезде, по Сухому и Мокрому Бирючу, по обе стороны, под усадьбы и пашню, Дикого поля по 50 четвертей. Затем, в 1669 году Ивану Гавриловичу Микулину ещё отведено, в тех же урочищах, 35 четвертей. На этой земле Микулины основали «деревню Микулину», впоследствии переделанную в «Никулино», а позднее- в село Новое Никулино, хотя потомки основателей этого селения до сих пор носят фамилию «Микулиных», а не «Никулиных». Имение Ивана Микулина перешло к его братьям, Андрею и Михаилу, а после Лукьяна Микулина наследовал его сын Фёдор.

В 1778 году « в деревне Микулиной было всего 20 дворов с населением 112 человек».

Никулино в 18 столетии называли селом «Рождественским», новое Никулино тоже.

Во время освобождения крестьян, село Новое Никулино принадлежало штатному ротмистру Николаю Петровичу Ахматову; он перевёл своих крестьян на дарственный надел, а сам переселился на выстроенном им хуторе, в двух верстах от села на правом берегу Бирюча; ему наследовала дочь, жена штатного ротмистра Вера Николаевна Ржевусская, но в

1884 году у неё это имение ( 1478 десятин 1693 саженей) вдова штатного ротмистра Елизавета Николаевна Ахматова, которая продала 143 десятины 2100саженей передала в 1893 году, по дарственной записи, своему внуку, мичману Николаю Людомировичу Ржевусскому, он в 1898 году продал это имение статскому советнику Фёдору Александровичу Знаменскому, и коллежскому советнику Ивану Сидоровичу Покровскому.

В 1903 году в Новом Никулине жителей 251 мужчин и 264 женщин

( 78 дворов).

Первая церковь была построена здесь в начале 18 столетия. Она сгорела.

После в селе существовали две церкви. Одна - для летнего служения, другая - для зимнего. Новая церковь, построенная в 1864 году, переименована в Свято-Троицкую.

Фёдоровские родники.

Деревня Фёдоровка основана в 1700 году синбирянином Фёдором Лукиным Микулиным, приобрёвшим здесь землю (30 четвертей) у синбирян Арсения и Степана Исаевых Несветаевых. Во время генерального межевания, в 1794 году, эта деревня принадлежала титулованному советнику Пелагее Глебовне Богдановой, у которой в 1803 году купил её титулованный советник Иван Иванович Назарьев 9 934 десятин 435 саженей). На плане генерального межевания хотя и показано сельцо Фёдоровка за Назарьевым, но у него тех крестьян не значится и сам он жил на хуторе, в четырёх верстах от селенья, на речке Карабаевка, на дороге из села Степное Анненково и села Новое Никулино.

Никанор Иванович Назарьев перенёс усадьбу в деревню Фёдоровка.

В документах 19 века Фёдоровка называется сельцом. Так назывались селения, в которых имелась или часовня или барская усадьба. О

том, что усадьба Назарьевых находилась в Фёдоровке, говорит и тот факт, что водопой находился в совместном пользовании помещика и крестьян. «Находящийся ныне внутри сельцо Рождественское (Фёдоровка) водопой, состоящий из текущих за крестьянскими усадьбами родников, остаётся в общем пользовании помещика и крестьян», - говорится в Уставной грамоте, составленной в 1862 году.

Некоторые населённые пункты получили свои названия от названий тех мест, откуда переселенцы ( Устеренка, Погребы и другие).


Погребы

В 1851 году из деревни Погребов Уржумского удельного приказа (ныне Тетюшского сельсовета) добровольно вселилось 28 семейств (43 души) удельных крестьян. Эти переселенцы получили 183 десятины 530 саженей земли в надел « да из оброка взяли» 316 десятин 1870 саженей.

В 1852 году в Погребовский выселок или Погребовский Новосёлок поселили из деревни Новых Маклауш четыре семьи крещённых татар, 28 мужчин да 18 женщин.

« С самого дня переселения новообращённых, за ними осталась слава первостатейных конокрадов и воров. Мало-помалу этот род занятий сделался «специальностью» погребовских татар... В окрестности то и дело пропадали лошади или вещи, так что круглый год их подвиги доставляли сюжет для разговоров в соседних деревнях, и не проходило месяца, чтобы из соседних деревень не требовались понятые или подмога для преследования воров. Наконец всё устроилось как нельзя лучше. Деревня Погребовский выселок была удельной и согласно Положению, выделенные крестьянам надельные земли приобретались в собственность за выкуп на основании правил от 19 февраля 1861 года и дополнительных постановлений 26 июня 1863 года. Для определения крестьянских наделов и оформления выкупных за наделы

платежей составлялись Уставные грамоты на протяжении двухлетнего срока со дня издания положения. По истечении указанного срока крестьяне должны платить выкупные платежи в казну и через два года, т.е.26 июня 1865 года они превращались в крестьян - собственников. 3 мая 1865 года крестьянами Погребовского выселка была принята Уставная грамота. К тому времени в деревне проживало 69 мужчин- 43русских и 26 татар. Мужские «души» и наделяли землёй.

Высший размер душевого надела - 4 десятины на «душу», то есть на одного мужчину. К моменту принятия уставной грамоты крестьяне внесли оброк в доход удельного ведомства и по прошествии же двухлетнего срока обязаны в течение сорока девяти лет, вносить оный в казну в виде выкупных платежей, в те же сроки как и казённые подати»- записано в грамоте. Назначенная цена выкупного надела -6585 руб. 16 коп.

Татары и после 19 февраля 1861 года продолжали заниматься конокрадством и воровством, не понимая, что времена изменились, а обновлённая администрация жаждет деятельности и желает отличиться перед новым начальником губернии. Произошёл неожиданный погром, конокрады были жестоко высечены, а потом высланы из губернии, а оставшиеся на своих местах мужики сделались самыми многоземельными крестьянами в целой волости.

( В.Н.Назарьев). Татар выселили в Томскую губернию, по дороге двое мальчиков умерли: Вася и Шарейка. Потомки этих татар и жили затем в Погребах.

Взамен удалённых татар удельное начальство в конце 60-х годов перевело сюда из деревни Белинки 13 душ бывших удельных крестьян.В Погребах принято было праздник Третий или Ореховый Спас, приходящий ежегодно на 29 августа, называть в шутку «Цап-Царап». Местные жители так объясняли название праздника. В разгар уборочной страды каждая минута была на счету. Праздновали на скорую руку. Кто приходил в гости утром тот успевал - «цапал», а кто опаздывал и заходил в гости вечером, тот - «царапал», то есть уходил ни с чем.

Престольный праздник Успенье привезли переселенцы из Погребов Тетюшской волости, а белинские переселенцы принесли с собой престольный праздник «Владимирская». Согласно же церковного регламента престольным праздником является Рождество.


Устеренка

До 1861 года село называлось Тепловка. В 1861 году привезли крепостных из деревни Усть - Урень. После этого Тепловку переименовали в Устеренку. Сначала Устеренка относилась к Майнскому району, потом к Тагайскому, Ульяновскому районам. В 1965 году деревню присоединили к Цильнинскому району.

В селе жили люди бедно, но были и зажиточные, богатые. Жил барин Знаменский, его поместье было в «саду», который сам барин и сажал. До сих пор местные жители называют его «барским». В тридцатых годах 20 века началась коллективизация, богатых раскулачивали и высылали из села, их дома переходили в собственность колхоза, переделывали их под склады, под контору.

До 1960 года село Устеренка была отдельным хозяйством имени КИМ. В те времена насчитывалось около 220 дворов. В селе была деревянная церковь. Она стояла на горе (сейчас на этом месте расположен зерноток). Когда её сломали, то из досок церкви построили клуб.

Колхоз считался богатым, прибыльным хозяйством: разводили овец, кроликов, лошадей. Для маленьких телят специально пекли хлеб из ржаной муки. Было своё овощехранилище, где хранились разные овощи, соленья, фрукты. Специальная бригада выращивала овощи и заготавливала на зиму. В посевную и уборочную страду из овощей варили рабочим бесплатные обеды. Была в совхозе и своя пасека, а также много было яблок. Мёдом и яблоками расплачивались за трудодни.

Устеренка два раза сгорала полностью. Дома тогда стояли близко  друг к другу, крыши были соломенными. Если случался пожар, то очень трудно было потушить.

В селе был Сельский Совет, председателем которого был Н.К.Мешков. Последним председателем колхоза КИМ был П.В.Шутов. В то время совхоз «Красный восход» относился к Устеренскому Сельскому Совету. Когда Сельский Совет ликвидировали и Устеренку объеденили с Карабаевкой, то директором стал А.С. Романов, а П.С. Шутов стал агрономом совхоза «Красный Восход».

В селе были ясли - сад ( здание яслей находилось около церкви на горе). Открывались они в большую работу: весной, летом и осенью. Школа была начальная, кто хотел и имел возможность учиться дальше, то ходили в школу в село Степное Анненково. В настоящее время школа начальная, но теперь ученики продолжают учёбу в Карабаевке.

Народ жил очень тяжело. После войны наступило улучшение. Жили трудно, но отдыхали весело. В клубе ставили спектакли, показывали концерты. На большие праздники варили праздничный обед и угощали всех жителей села. Престольный праздник в селе Устеренка - Михайлов день (21 ноября). К этому празднику очень тщательно готовились. А какие праздники , какие застолья устраивали жители села . Каждый раз можно было подумать, что это справляют свадьбу. Пели и плясали. Репертуар песен был довольно обширным: пели русские народные песни и в советский период «Катюшу», «Огонёк» и другие. Песни сменялись плясками.

За праздниками следовали трудовые будни. Работа на селе всегда одна: заготовка сена для скота, кормление и уход за ними, заготовка дров, посевная и уборочная на полях...

В историю этого села Самсоном Дмитриевичем и Клеопатрой Дмитриевной Раевскими вписана интересная страница. Происходят они от древнего рода, ведущего своё начало в Польше от

переселившегося туда в 12 веке датчанина Петра Власта.

К.Д.Раевская подолгу жила в Устеренке (Тепловке). "Временное жительство имею в Симбирске в гостинице Андреева, а постоянное - в сельце Тепловке Симбирского уезда", - писала она в августе 1869 года. В 80- е годы она построила хутор близ Устеренки. В 1884 году здесь числилось два двора и 3 человека (две женщины и один мужчина).

В 1886 году на средства Раевской открыто начальное народное училище, оно существовало до 1890 года , когда Раевская уехала из Устеренки. На содержание школы в Устеренке попечительница тратила немалые суммы по тем временам :в 1887году 365 рублей, а в 1888 году 415рублей. К.Д. Раевская вносила деньги также на Симбирскую чувашскую школу.

Карабаевка

«В Ульяновско-Симбирской энциклопедии» читаем, что Карабаевка - это село Цильнинского района. Оно расположено в 19 километрах к юго-западу от районного центра Большое Нагаткино. Возникло вероятно, в 29-30 годах 20 века на месте старинной деревни Карабаевка, исчезнувшей в 1860 годах. Название деревни тюркского происхождения. «Кара» означает «чёрный», « злой», «бай» - «богач».

Итак, где же находилась когда-то исчезнувшая деревня? Симбирский  историк  Павел  Любимович  Мартынов  писал,  что  деревня Карабаевка «находилась в семи верстах от деревни Устеренка, на реке Грязный ключ, между нынешней деревней Погребовские Выселки и хутором Назарьевка, на том месте, где теперь стоит мельница А.Н.Львова.

О семействе Львовых сохранились скудные сведения. Жена владельца хутора и мельницы А.Н. Львова - Феодосия Яковлевна, умерла 21 июля 1890 года от водянки в возрасте 60 лет, а её муж умер в 1897 году. Затем хутор принадлежал одному из сыновей.

В 1861 году деревни Устеренка и Карабаевка составляли

15

нераздельное имение и принадлежали одному помещику, полковнику Самсону Дмитриевичу Раевскому, который наделил крестьян д.Карабаевка землёй в деревне Устеренка, куда они и перешли на место жительства, посему деревня Карабаевка перестала существовать., а в деревне Устеренка и по сей день есть отдельный порядок, называемый Карабаевкой.

Таким образом, деревня Карабаевка находилась там, где позже находились хутор и мельница устеренского крестьянина Александра Николаевича Львова.

В «Списке населённых мест Симбирской губернии» за 1897 год мы находим дополнительные сведения о хуторе: « Число дворов -1, число жителей- 12,... от волостного правления ( от села Новое Никулино ) три версты.

В «Списке населённых мест...» за 1913 год хутор Львова не упоминается. И это не случайно, так как после смерти его владельца хутор перешёл к новым хозяевам Коринфским. В.Н. Коринфский - хохловский мелкопоместный дворянин, двоюродный брат Апполона Апполоновича— поэта, этнографа, и внука знаменитого архитектора. Владимир Николаевич любил жену крестьянина, Александру Мишанину. И тот, когда уходил на фронт первой мировой войны «отдал» свою жену ему за 100 рублей.

Итак, семь вёрст (более семи километров) от Устеренки, три версты от села Новое Никулино.

На месте исчезнувшей деревни в 1929-30 годах появилась коммуна. В конце двадцатых годов сначала в Устеренке образовалась коммуна, затем в 1930 году переехала на новое место рядом с рекой Красный Ключ. Но название населённый пункт получил потом. Сначала его просто называли

«совхоз». Официальное название он носил такое- «Совхоз-экономия Восход. Свободный труд». Затем «Красный Восход». Сюда съезжались крестьяне из окружающих сёл, те, кого не сослали в ссылку, и кто не пошёл в

колхоз. Совхозный посёлок напоминал Вавилон. Здесь жили и живут

представители разных национальностей: русские, чуваши, татары, евреи, мордва, украинцы, латыши и даже грек. Жили они бедно, но дружно.

Мое родное село Степное Анненково


История нашего села похожа на историю десятков таких же сёл и деревень нашего района. Село Степное Анненково основано в 1678 году. Симбирянин Дорофей Микулин построил деревню Новую Степную. У него было всего 7 дворов. В 1865 году царскому стольнику Андрею Ивановичу Анненкову было выдана грамота, по которой деревня Новая Степная была «пожалована в его собственность». С этих пор село стало называться Анненково. Село быстро росло, шло освоение новых земель, а название села несколько раз менялось.

Широка ты, земля Анненковская

Всё поля, да луга бескрайние,

Всё леса величавые.

Родники полны, вдаль спешащие,

Сердцу нет милей тебя,

Анненковская земля!

В архивных документах 19 века оно упоминается как

«Черемховый ключ»,

«Воскресенское»,

«Сергиевское».

Название «Сергиевское» возникло, вероятно, в связи с открытием в селе в 1767 году церкви во имя святого Сергия.

Окончательное название села «Степное Анненково» закрепилось в начале 19 века в связи с фамилией помещиков Анненковых, имеющих здесь свои владения.

Анненков построил церковь на своих землях. Обширные земли вокруг

села после смерти Андрея Ивановича Анненкова перешли по наследству к его сыновьям. В конце 18 века село принадлежало Марье Ивановне Аргамаковой, двоюродной тётке Радищевой. Все крестьяне села до 1861 года были крепостными и несли господские повинности в виде барщины и оброка.

В 1838 году церковь Святого Сергия сгорела, и на её месте, на средства Нейского была построена часовня, а в 1848 году построил церковь во имя святого Сергия Радонежского. Крестьяне отмечали «Сергиев день» - этот праздник празднуется в нашем селе и сейчас.

Церковь находилась на том месте, где сейчас находится памятник – обелиск погибшим воинам в Великой Отечественной войне (До этого здесь был сельский клуб). Одним из первых его регентов был Андрей Степанович Булгаев, который впоследствии за свои способности был взят на проподьяка в Сибирский собор.

Население Степного Анненкова в 19 веке составляло 1800 человек.

Большая часть земли с середины 19 века принадлежала жене коллежского секретаря Знаменского: по фамилии, которых получил своё название наш соседний лес.

В конце века в селе появились мелкие предприятия:

    • паровая мельница

    • 4 маслобойки

    • 9 ветряных мельниц

    • обдирка

    • 3 чёски для шерсти

    • открылся магазин

    • 6 частных лавок


В 1871 году по инициативе Ильи Николаевича Ульянова и при помощи В. Н. Назарьева открылось смешанное училище. В этом году жена коллежского секретаря – Знаменская А.А купила большую часть земли в Степном Анненкове. Помещица - либералка была поручительницей женского городского училища одной из создательниц библиотеки имени А. И. Гончарова и вела просветительскую деятельность в Симбирске.

В 1873 году открыла начальную школу в селе Степное Анненково. Во всех трёх классах училось только 40 детей, в основном из семей зажиточных крестьян.

Первым учителем в школе был регент местной церкви некий Андрей Бушаев. В 1884 году в селе было 300 крестьянских хозяйств, 70 учащихся.

Знаменские проявляли заботу о быте учителей. При школе для них имелась квартира, бесплатно предоставлялась мебель:

В годы революции село несколько раз передавалось из рук в руки.

В 1930 году в Степном Анненкове был организован колхоз, названный по имени своего шефа « Московский электрозавод». В колхозе был всего один трактор «Фордзон». Все работы выполнялись в основном вручную, с использованием лошадей.

В начале ВОВ колхоз был передан заводу имени Володарского как подсобное хозяйство.

Год 1941. На Российскую землю пришла война.

« Война!» Как страшно это слово:

Лишь стоит буквы прочитать,

И сердце каждого готово

От смысла в них затрепетать!

Воображенье начинает

На поле битвы рисовать.

Где смерть границ себе не знает

В стремленье жизнь уничтожать!


Война принесла на нашу землю много бед и горя. Из нашего села ушло на фронт и не вернулось 214 человек.

В 1960 году Степное Анненково стало вторым отделением совхоза « Красный Восход», который имел свиноферму. Село в эти годы развивалось плохо. Многие жители переехали в город.

16 марта 1969 года на базе нашего села и села Пилюгино образовался совхоз «Анненковский».

Первым директором был Ибраев Наиль Иллаевич, руководил до 1977 года. При нём была построена 8-я школа, детсад, начато строительство водопровода. Село стало возрождаться. Приезжали молодые специалисты.

С 1977 года по июнь 1986 директором работал Рамазанов Ханяфи Валиевич. Хозяйство в эти годы добилось высоких показателей в производстве сельскохозяйственной продукции.

Совхоз «Анненковский» был одним из лучших хозяйств в районе.

Велось большое строительство производственных и социально-культурных объектов. Совхоз «Анненковский» много раз награждался почётными грамотами и дипломами за высокие показатели в земледелии и животноводстве.

С 1986 по 1997 годы – директором совхоза работал Алексеев Виталий Александрович. При его руководстве в селе построены жилые дома, заасфальтированы улицы.

Большой вклад в развитие совхоза внесли его рядовые труженики.

На территории села Степное Анненково есть отдельное хозяйство – «Степной Сад». Это хозяйство возникло в 1949 году и первоначально называлось « Тагайский плодопитомник».

Для него были выделены лучшие земли. Предлагалось, что здесь будут выращивать саженцы плодово-ягодных культур для обеспечения ими колхозов и совхозов области.

Плодопитомник успешно выполнял эту задачу, превратившись в поставщика не только саженцев, но и различных сортов яблок и ягод. Большой вклад в развитие хозяйства внесли такие руководители как:

- Парамонов Александр Григорьевич

- Будков Иван Васильевич

- Брюханов Павел Михайлович

- Яргункин Иван Иванович.

В настоящее время плодопитомник переименован в СХПК « Степной сад», и работает также успешно под руководством его директора Алексанкиной Ольги Васильевны.

Богата Цильнинская земля людьми трудолюбивыми, наполненными энергией и добрым светом, людьми с большой душой, людьми творческими и пока есть такие люди, живет наш район.


Знаменитые люди села


Креп и строился наш край, обновлялся и мужал,

И сынов ни мало славных он вскормил и воспитал…

И плывёт над быстрой Волгой зелень парков и садов-

Уголок родной России, славы дедов и отцов!


Главное наше богатство – это люди. Они – наша история, они делают историю нашего села, нашей страны.

Село наше является родиной выдающегося дипломата Михаила Ефремовича Коптелова, чрезвычайного и полномочного посла СССР в Австрии и Иране. Он владел пятью иностранными языками.

Степное Анненково - это родина Ефима Евграфовича Горина – изобретателя- самоучки.

Ефим Евграфович создал аппарат дальновидения, предшественник современных телевизоров. Он много внёс в развитие фототелеграфии,

звукозаписи, фотографии. Изобрёл аппарат для слепых. Не случайно его прозвали (русский Эдисон). Всего им сделано до 340 изобретений. В 1916 году в Петрограде были изданы книги Горина.

В нашем селе родился Сергей Иванович Трунилин (1922 г.р.)- кавалер трёх орденов Славы. Он награждён за отвагу и мужество при действиях в разведке в ВОВ.


Заключение

Работая над своим проектом, я проанализировала различную художественную, методическую, публицистическую литературу. Изучила материалы школьного музейный архива, историю села Степное Анненково. Разговаривала со старожилами села. Цель моего проекта достигнута, я очень многое узнала об истории села и Цильнинского района. Я считаю, что без прошлого нет будущего, что каждый уважающий себя человек должен знать историю своего родного края, историю своих земляков.

«Не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков.

Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства, надо делить пополам: половина от родителей и половина от вырастившей земли».  В.Распутин.

Вот она такая, наша земля, наша Родина, подарившая первые радости и открытия в жизни. Она с нами всегда. И будет так всегда, пока мы дышим.

Да, мы любим наш родной край и отдаём ему всё самое лучшее, что есть у нас в

душе.

Я хочу чтобы наше село жиловсегда. Чтобы рождалось и росло новое поколение, которое продолжало бы эту жизнь и стало достойной нашей сменой! Чтобы шли по утрам здесь дети в школу, а взрослые на работу.


Посмотрите вокруг

Зачарует краса.

Нету края прекраснее нашего.

Зеленеют поля, золотятся хлеба

Даль речная лазурью окрашена.




Литература:


1.Авдонин А.М. Семиречье (поэма/стихи), Ульяновск 2006.

2.Авдонин А.М. Музыкальная лотерея (миниатюры), Ульяновск 2006.

3.Авдонин А.М. Федоровские родники, Ульяновск 2005.

4.Архив школьного музея , МОУ Степноанненковская СОШ.

5. Архив села Степное Анненково.

6.Сверкалов В.Н. Край симбирский: Краткий исторический очерк, Саратов 1989.

7.www. Цильнинский район.

Приложение

Часовня на роднике в с. Степное Анненково




Степное Анненково


Степное Анненково




Степное Анненково

Степное Анненково











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!