Сенькина Н. Н., учитель биологии,
победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2010
г. Сергиев Посад Московской области.
darya19541506@mail.ru
проектно-исследовательская деятельность как один из способов работы с талантливыми детьми
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К. Роджерс
Одно из главных направлений, приоритетного национального проекта, так и национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» является создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.
В.В.Путин, определяя стратегическую линию национального проекта «Образование», сказал: «Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы».
Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века.
Проектная и исследовательская деятельность даёт возможность школьникам представить изучаемую проблему с разных точек зрения.
Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.
За время работы в школе у меня создалась система определения талантливых детей и работы с ними. Она включает в себя следующие компоненты:
выявление наиболее способных и одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Цель: создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.
Чтобы развивать творческие способности необходимо вовлекать учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, приобретать жизненно важный опыт по решению различных проблем.
В проектно-исследовательскую работу я вовлекаю учеников последовательно, поэтапно:
1. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования, который проводится на уроках и во внеурочное время
2. Индивидуальная исследовательская практика. Внеурочная работа в кружках, факультативах, элективных курсах
3. Групповые проекты предполагают приобретения навыков работы в команде. Это способствует социализации учащихся.
4. Реализация. Участие школьников в конференциях: школьных, городских, всероссийских.
Все этапы исследовательской деятельности представляют собой единую систему, направленную на раскрытие в полной мере творческого потенциала каждого учащегося.
На уроках, работая в группах, создаются учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы.
Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям специальных, индивидуальных, проектов, которые носят исследовательский характер.
Исследовательская деятельность учащихся выступает не как цель, а как средство организации учебного процесса, как средство их воспитания и развития, как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии.
Формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника, начинается с учета возрастных особенностей ребенка.
Мыслительных умений и навыков (5класс), умений и навыков работы с книгой и другими источниками (6класс), умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи (7 – 8 классы), специальных исследовательских умений и навыков в старших классах.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся.
Овладев методом исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по подобранным методикам.
Учитель по отношению к ученику является консультантом, научным руководителем, должен подсказать направление, в котором следует искать, отредактировать аналитическую часть.
Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Он должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами он располагает.
А для этого необходима организация творческого союза: учитель – ученик – родитель.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности.
Для этого мои воспитанники принимают участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
При организации данного вида деятельности разрабатываются различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие.
Первоначально учащиеся занимаются разработкой информационных проектов, которые направлены на изучение информации о каком-либо объекте, явлении.
Деятельность их заключается в анализе информации, полученной из различных источников, ее обобщении.
Для учащихся 5-9 классов в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность организовывается как в индивидуальных, так и в групповых формах.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, непредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальном, коллективных и личных взаимоотношений.
Получаемый результат становится социально и практически значимым.
Один из первых проектов был проект «Моя родословная» выполненный 5 «А» классом на основе семейных архивов и по воспоминаниям родных и близких учеников. Это был групповой проект для класса и индивидуальный для каждого ребенка. Он позволил создать генеалогическое древо каждой семьи участников проекта и консолидировать образовательное пространство вокруг общей, социально-значимой цели объединением всех его участников, мотивированных на творческую, солидарную, ответственную деятельность.
Историческая ценность данного проекта заключается в том, что изучение родословной это не только интересная и полезная работа, но и долг каждого человека, знак уважение к предкам. Работа над проектом продолжается и сейчас.
На основе другого проекта к 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне был разработан проект «Книга памяти». Учащимися класса и их родными был собран материал о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Написание проекта своего рода дань памяти и уважение к предкам, вынесшим на своих плечах все тяготы военного времени.
Работая над оформлением страниц книги, каждому ребенку было предложено принести (для сканирования и публикации в фотоальбоме) семейные архивы и фотографии военных лет. Оформленная книжная страница содержит информацию о человеке, взятую из отдельных документов (фронтовых писем и фотографий, воспоминаний старших). При этом она бесценна для ученика - автора страницы, выявляя историю жизненного пути дорогого человека, давая возможность прикоснуться к его судьбе, пропустить ее через душу и сердце, передать память о нем, навсегда запечатлеть его судьбу в Книге Памяти.
Каждый принесший фотографию, архивы, мемуары сам их обрабатывал, а затем, используя семейные реликвии и базы данных «Мемориал» и «Подвиг народа» изучал боевой путь, наградные документы своих предков.
Потрясение результатами исследования было такое, что дедушки и бабушки школьников (дети участников войны) узнавали о своих родителях, то, о чем не рассказывалось в семьях. Многие семьи узнавали подробности подвигов, места службы даты призыва, гибели, места захоронения и другую информацию об участниках войны.
На протяжении последних лет прослеживается положительная динамика результативности качества творческих работ по предмету. Ежегодно школьники принимают участие в городских, региональных и всероссийских конференциях и по результатам участия получают высокие оценки. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер
В процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня, которые играют важную роль в организации исследовательской деятельности, учащиеся проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы.
Темы бесед и выступлений: «Сотовый телефон и безопасность здоровья»; «Реклама-человек-здоровье»; «Компьютерные технологии – «за» и «против»; «Трансгенные организмы – враг или друг человечеству»; «Генетические проблемы здоровья»; «Школьный стресс» и др.
Учащиеся выступают на районных, областных и всероссийских научно - практических конференциях, где занимают призовые места. Таким образом, работа по развитию исследовательской культуры у учащихся (при её методически грамотной реализации) оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков (способов деятельности), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.
Вот некоторые темы эколого-исследовательских просветительских работ моих учеников: «Исследование причин трудностей 5 «А» класса»; «Проблема детского суицида»; «Лесные пожары»; «Сдай батарейку! Сохрани Землю чистой»; «Реклама - человек – здоровье»; «Символ жизни и веры – Верба»; «Бродячие собаки»; «Взаимоотношение человека и природы»; «История города в камне»; «Дорога к храму. Путь из Москвы до Сергиево - Посада из окна электропоезда»; «Журавлиная родина»; «Большой России малый уголок. Тропою Пришвина»; «Красная Книга М.О. «Летающие цветы»; «Сотовый телефон и безопасность здоровья»; «Компьютерные технологии – «за» и «против»; «Трансгенные организмы – враг или друг человечеству»; «Школьный стресс» и др.
Работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе.
Многие учащиеся не только осознали наличие своих способностей, но и обнаружили стремление совершенствоваться.
Накоплен определенный опыт работы с одарёнными детьми.
Создан банк данных результатов участия детей в конкурсах.
Мой алгоритм работы с талантливыми подростками очень прост:
самосовершенствование преподавателя, увлечение учащихся предметом и кропотливая индивидуальная работа.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
6