СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит примеры проектов, выполненных учащимися по русскому языку и литературе, а также фрагменты уроков с использованием проектной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

Большой проблемой для учителя, я считаю, является повышение интереса ребенка к предмету, особенно если этот предмет основной и связан с письменной речью. Уроки, которые проходят по одному и тому же сценарию, скучные домашние задания и одна и та же фраза "Надо больше читать!" Всё это вызывает негативное отношение ребёнка к предмету. Путь решения этой проблемы - проектно-исследовательская деятельность. Ученики с удовольствием выполняют предложенные задания. В подготовке проектов принимают участие и родители, что является очень хорошим воспитательным моментом.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).

  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениям:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”,составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, дают учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства. Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные либо мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока. Так при изучении малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка - малышка». Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы. Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам. В 6 классе, при изучении календарно-обрядового фольклора, ребята создают сборник «Календарно-обрядовые песни». Это групповой краткосрочный проект. Ребята узнают, что данный вид народной поэзии связан прежде всего с циклом полевых работ, а так же с важными годовыми праздниками, такими как Рождество, Масленица, Троица. Каждая группа работает над определенным видом обрядовых песен

1 группа- «колядки» (зима)

2 группа – «веснянки»,

3 группа – «летние песни»

4 группа – «осенние песни»

Ребята работают с разными источниками, кратко описывая традиции, которые связаны с исполнением обрядовых песен, подбирают материал, при этом обязательно обращаются к представителям старшего поколения, стараясь узнать, известны ли им календарно-обрядовые песни, записывают их. Все группы вместе обсуждают, каким будет оформление сборника. Свои странички каждая группа «верстает» сама, но при этом соблюдая определенные договоренности (будет ли это машинописный или рукописный вариант, что будет общего в оформлении, ведь в итоге должен получиться единый сборник). Каждая группа представляет свою работу, рассказывает о своих успехах и трудностях. Возможна презентация сборника учащимся других классов.

Мини-проекты или краткосрочные проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный, если найдутся ученики, особенно заинтересовавшиеся данной темой. В 6 классе при изучении темы «Имя существительное» ученики знакомятся с темой «Имена собственные», со словарями личных имен. При этом они выполняют индивидуальный мини-проект «Тайна моего имени» . Выполнен он может быть как дома(в качестве домашнего задания), так и на уроке, с использованием словарей личных имен, интернет-источников и другой литературы. Ребята узнают о происхождении и значении своего имени. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников.

На такой урок ученица принесла свои книги об именах. Эта тема была так интересна для неё, что она предложила выполнить свой проект по теме «Тайна имён нашего класса». Девочка поставила перед собой задачи: собрать информацию об именах учащихся 6 класса;изучить дополнительную специальную литературу о классификации, происхождении имён; проанализировать, какие имена в нашей школе являются самыми частотными;провести статистический анализ детей, родившихся в Казанском районе в 2016- 2017 годах и выявить наиболее распространённые имена;составить альбом «Тайна имён нашего класса». К работе была составлена презентация. Данная работа была представлена на школьной научно-практической конференции. Особенно ценным в данном опыте представляется то, что вся работа шла «от ученика»; заинтересованность, сильная мотивация способствовали поддержанию высокой познавательной активности и достижению результата, формированию всех видов универсальных учебных действий. Роль учителя – это роль координатора, эксперта, рецензента.

Также из мини-проектов «выросли» проектные работы работы на темы «СМС как новый речевой жанр», «Кулы -обереги», которые тоже были представлены на школьной конференции.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие, составить кроссворд, нарисовать иллюстрации, показать инсценировку. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность.

Метод проектов можно использовать и при изучении нового материала, и при обобщении темы. В 6 классе на уроке по теме «Употребление прилагательных в речи» учащимися был составлен проект «Описание матрёшки». Дети работали по группам, выполняя свои задания, затем каждая группа защитила свою страницу, таким образом, получился общий альбом.

"Плюсы" проекта:

- повышает уровень самообразования

- повышает мотивацию

- делает оценку знаний более объективной

- дает возможности для творчества

- психологический комфорт

- умение пользоваться компьютером

- привлечение родителей к работе

- индивидуальные темы выполнения заданий

"Минусы":

- кропотливый, объемный труд

- загруженность обучающихся

Оценивание работ

Предполагается ответить на вопросы:

- Что из запланированного получилось хорошо?

- Какие проблемы возникали? Какие были решены?

- Над чем нужно ещё поработать?

- Как бы ты расширил, продолжил тему?

Оценивание складывается из:

1) самооценивания;

2) оценивания учителем;

3) оценивания коллективом;

Таким образом, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения информационных технологий, реализации личностно-ориентированного обучения и самостоятельной, творческой работы учащихся. Проект приносит удовлетворение ученику, позволяет выйти за пределы урока, дает пространство для творческой деятельности. Это выход на олимпиады, научные общества, курсовые, дипломные работы.

Учитель: Иванова И.В.







Тюменская область Казанский район

МАОУ Новоселезневская средняя

общеобразовательная школа

филиал Огневская СОШ.


627429, Тюменская область, Казанский район, п. Новоселезнево, ул. Школьная, д. 21 т. 8(34-553) 49-160, факс 49-4-68 Е-mail: nschkola @ rambler. ru







Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.













Учитель: Иванова И.В.





2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!