Метод проектов на уроках изобразительного искусства (Тонкова Т.М., учитель ИЗО МБОУ школа №71 )
Нельзя чему-то научить человека,
можно только помочь ему
сделать для себя это открытие.
Галилео Галилей
Проблема:
- Новый стандарт уделяет особое внимание приобретению учащимися опыта участия в проектной деятельности и опыта успешной её реализации.
- Что лежит за этими требованиями стандарта? Насколько оправдано такое повышенное внимание к проектной деятельности?
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
- Главная особенность современного этапа развития отечественного образования – кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.
В основе метода проектов лежит
- развитие познавательных навыков учащихся,
- умений самостоятельно конструировать свои знания,
- умение ориентироваться в информационном пространстве ,
- развитие критического и творческого мышления .
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение отрезка времени.
Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проект – это «пять П »:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
- Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.
На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?
- Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний учащихся. Это - русский язык, история, география, химия, физика, математика.
- Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).
Эти предметы не так связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегрированный, прикладной характер. Кроме того они все тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников.
В данную группу входят такие предметы как: иностранные языки, информатика, изо, технология.
Для данных предметов вопрос о том, как их изучать , имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.
Сравнительные характеристики традиционного и проектного обучения
Освоение способов познания
Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения
Развитие активной творческой личности
Выработка умений, навыков
Усвоение знаний, умений, навыков
Традиционное обучение
(цель)
Проектное обучение
(цель)
Уверенность в себе
Самосовершенствование
Радость творчества
Получение новых знаний и умений
Соревнование
Отметка
Традиционное обучение
Проектное обучение
(мотивы)
(мотивы)
Эвристическая беседа
Методы активизации творческого мышления
Совместный поиск
Инструктаж
Действия по образцу
Традиционное обучение
Проектное обучение
(мотивы)
(мотивы)
Умение грамотно применять полученные знания в новой ситуации
Способность самостоятельно приобретать знания и умения
Развитая творческая личность
Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта
Традиционное обучение
Проектное обучение
(результат)
(результат)
5 «а» за работой
Тема: «Конструкция и декор предметов быта и труда»
Защита проекта
А мое изделие лучше…
Древние образы в современных народных игрушках
Наши игрушки из глины и соленого теста
Мини-проект «Традиционная тряпичная кукла»
Школьный проект «Новогоднее настроение»
Работа с учащимися ОВЗ
Вязанная игрушка
Метод проектов повышает интерес к уроку, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.