В программе воспитательной деятельности классного руководителя красной строкой проходит работа по патриотическому воспитанию (знакомство с Родиной, ее культурой, природой родного края и героями). Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право.
Дети не в состоянии полностью осознать происходящие события с полным пониманием ситуации. Но обдумывая их, пропуская через детское сознание, ощущения они приобретают главные ориентиры своей жизни: трудолюбие, патриотизм, бережное отношение к здоровью и др. Они начинают понимать, что счастливая Родина – это вклад каждого, в том числе и его личный вклад. А чтобы внести свой вклад необходимо каждому учиться, трудиться, работать. Начиная любить свою семью, малую Родину, дети постепенно усваивают свою принадлежность к могущественной России, готовы выполнить конституционный долг.
Нравственно-патриотическое воспитание – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
В статье Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Системный подход является основой в программе нравственно – патриотического воспитания школьников. Учитывается принцип научности, доступности, толерантности с учётом возрастной категории учащихся.
Отталкиваясь от желания совершенствовать и развивать систему, обеспечивающую целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы нравственно - патриотического воспитания был создан экспериментальный проект «Россия – это Я!». Основные направления и формы работы известны каждому классному руководителю. Я исходила из конкретных возможностей своего класса: проанализировала психологическую готовность к этой работе, материальное и методическое обеспечение. А также обобщила свой многолетний опыт и опыт своих коллег. Отчётом о проделанной работе является эта печатная статья.
Цель проекта: Воспитание патриотических чувств у младших школьников.
Задачи проекта: 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя духовно и физически здорового человека;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4.Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
5. Привлечение учащихся из группы риска и социально неблагополучных семей.
6. Использование преемственности со старшими классами в изучение истории родного края, семьи, знаменательных событий страны.
Сроки реализации: 2015 – 2016 учебный год был объявлен годом нравственно-патриотического воспитания в отдельно взятом классе (2»Б») МОУ СШ № 120.
Ожидаемые результаты: Реализация целей воспитательной работы:
1. Привлечение к общественным мероприятиям патриотического направления учащихся из групп «риска».
2. Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
3. Формирование условий для уважительного отношения к правам ребенка.
4. Объединение усилий учителя с семьей для развития и становления личности.
5.Повышение уровня гражданской ответственности, социальной активности, духовности учащихся.
6. Развитие творческих способностей учащихся, умения выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок.
7. воспитание чувства верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.
Реализация плана работы на 2015-2016 учебный год.
Сентябрь. 1) Единый классный час, посвященный окончанию Второй мировой войны».
2) Поход: «Осень бывает разная: зелёная, жёлтая, красная». Природоохранная акция «Спасем планету от мусора»
Октябрь. 1) Экскурсии к памятным местам (Площадь Павших борцов, Аллея героев, Вечный огонь.)
2) Акция «День пожилого человека» в рамках Международного дня пожилых людей.
Ноябрь. 1) Телепроект «В мире животных» в рамках всемирного дня защиты животных и всемирного дня домашних животных”.
2) Неделя толерантности. Участие в областном фестивале «Толерантность – путь к миру». Конкурс рисунков. Буравиченко Роман. 2 место.
3) День матери. Выставка портретов «Пусть всегда будет мама!».
Декабрь. 1) Классный час «Нюрнбергский процесс». По страницам истории.
2) Классный час «Загляните в семейный альбом». 2 «Б» и 6 «А».
3) Интеллектуальная игра «Поле Чудес». Новогодний выпуск.
Январь. 1) Беседа. Подросток и закон. Телефон доверия.
2) Участие учащихся в межмуниципальном фестивале творческих работ «Моя семья», номинация «Рисунок» Герасименко Е., Зинченко К. 3 место.
3) Участие в межмуниципальном фестивале творческих работ «Моя семья», номинация методическая разработка. Классный час «Загляните в семейный альбом». Пахомова О.С. 1 место.
Февраль. 1) Урок мужества «День защитника Отечества».
2) Посещение Волгоградского краеведческого музея.
Март. 1) Праздничный концерт для мам и бабушек «С праздником, милые женщины!»
2) Классный час: «Я – законопослушный».
Апрель. 1) Посещение Музея-заповедника "Старая Сарепта"
2) Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»
3) В рамках всероссийского Дня Здоровья спортивно – экологическая игра «Зов джунглей».
4) Участие в акции по ЗОЖ «Меняю конфетку на сигаретку».
Май. 1) Неделя памяти «Нам жить и помнить». Проведение тематического классного часа по истории и символике России с коллективной работой учащихся 2 «Б» и 6 «А» ко Дню Победы - «Орден».
2) Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся».
Результативность качества патриотического воспитания оценивалась по аналитико-оценочной шкале. На основании полученных результатов были внесены коррективы в систему воспитательной работы.
Выводы: В основном поставленные задачи на 2015-2016 учебный год выполнены:
1. Формирование патриотических чувств и гражданственности происходило в урочной и внеурочное время, создавались условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся.
2. Формировались необходимые материальные и правовые нормы поведения.
3. Привлекались учащиеся из группы риска и социально неблагополучных семей - регулярно.
4. Прослеживалась преемственность со старшими классами в изучение истории родного края, семьи, знаменательных событий страны.
Факторы, отрицательно влиявшие на выполнение поставленных задач:
низкий уровень мотивации к участию в мероприятиях;
низкий уровень самоуправления в классном коллективе, поэтому утрачивается инициатива, исходящая от ребят.
Перспективы дальнейшего развития.
Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов через диагностики гражданско-патриотического воспитания школьников.
Составление плана работы на 2016-2017 учебный год с учетом полученных результатов.