СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Увек-первый город земли Саратовской

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа познакомит учащихся 9 классов с историей заселения и освоения территории Саратовского края. Будет полезна при изучении темы "Заселение и освоение Поволжья"

Просмотр содержимого документа
«Проект Увек-первый город земли Саратовской»

Научно-практическая конференция школьников «Народы Поволжья: история, образование, культура»



секция: История Поволжья

Номинация: летопись родного края



тема работы:

Увек- Первый город земли саратовской





Работа ученицы 8-А класса

МАОУ СОШ №7, г.Балаково

Саратовской области

Бикчураевой Ринаты Рафиковны

Руководитель учитель географии

Бикчураева Елена Викторовна













Балаково – 2017г





СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. "Волжские Помпеи" …………………………….5

1.1. Краткая историческая справка…………………………………..5

1.2. План города...............6

1.3. Археологические находки...........7

Глава 2. Увек - прошлое, настоящее, будущее..........9

2.1. Многообразие религий............9

2.2.Перспективные направления работы в изучении Увека.....................9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список используемой литературы…………………………………………….13

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Саратовская область располагает огромным потенциалом историко-культурного наследия. Здесь имеется великое множество разнообразных объектов всех известных исторических эпох от каменного века до средневековья. Эти уникальные памятники делают наш регион одним из наиболее богатых в культурно-историческом отношении на всем евразийском пространстве. Вместе с тем, ценнейшая информация об этих памятниках, хотя и востребованная в научных кругах, практически не используется в системе социокультурного и экономического развития Саратова и области.

Среди огромного количества памятников культуры город Увек занимает важное место в истории нашего края. Увек, как и вся Золотая Орда в целом, имел огромное влияние на развитие Руси.

Выбор именно этого города обусловлен рядом причин: Во-первых, наследие Увека является неотъемлемой частью нашего края и нужно постараться, чтобы у жителей Саратова, имелось хотя бы небольшое представление об истории этого уникального города - о его существовании, устройстве, нравах и обычаях его жителей. Во-вторых, в последнее время возрос интерес жителей Саратова к Увеку и его истории, о чем свидетельствуют масштабные мероприятия, посвященные исторической реконструкции. О важности и масштабности реконструкции говорит тот факт, что инициатива реконструкторов, увлеченных идеей, получила поддержку правительства и приобрела статус официального театрализованного фестиваля, в котором принимают участие не только жители Саратова, но и гости со всей России. В-третьих, в сегодняшней, довольно непростой политической ситуации, представляется целесообразным обращаться к примерам из прошлого, дабы на опыте Увека показать возможность взаимоуважения, взаимодействия различных религий, толерантности, взаимопроникновения культур, и, в-четвертых, несмотря на то, что история золотоордынского города Укека во многом изучена, на наш взгляд остается еще очень много загадок, связанных с этим городом.

К целям и задачам, которые я ставлю перед собой в рамках данного исследования, можно отнести сохранение и популяризацию историко-культурного наследия нашего Отечества, формирование надежного фундамента для духовного, эстетического и патриотического воспитания молодежи, распространение информации о данном памятнике культуры как основы развития международного туризма, повышение инвестиционной привлекательности Саратовской области, активизацию работы по изучению древней истории Саратовского края, а также возможность поделиться своими знаниями и впечатлениями, привлечь внимание к изучению Увека.

Актуальность работы заключается в том, что изучение опыта города Увек в контексте современной политической ситуации может дать импульс положительным изменениям в сфере межнационального общения, как в нашей стране, так и в архитектуре международных отношений, в целом (например, заимствование опыта по управлению городом, ведению торговых отношений, толерантности и т.д.).

Практическая значимость работы заключается в том, что в данной работе была предпринята попытка систематизировать собранный материал и проанализировать все положительные моменты с учетом возможности практического применения этих знаний в курсе изучения родного края..

ГЛАВА 1. "ВОЛЖСКИЕ ПОМПЕИ" - ПРЕДТЕЧА САРАТОВА

1.1. Краткая историческая справка

Увек (1250 - 1395) - один из первых и крупнейших городов Золотой Орды, а также всемирно известный археологический памятник средневековой культуры народов Поволжья.

Основание Увека ученые относят к 50-м годам XII века. Увек, как и другие золотоордынские города, возник сразу, «на пустом месте». Его строили пленные, согнанные из разных стран, завоеванных монголами. Город был не только ремесленным и торговым центром, но и центром сельскохозяйственного округа. Первое упоминание об Увеке имеется в книге венецианского купца Марко Поло. Он рассказывает о посещении этого города венецианцами в 1262 году.

В 1334 году здесь побывал арабский путешественник Ибн-Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей».

В Увеке чеканили свою собственную монету. Она хорошо известна по многочисленным находкам. На одной её стороне имелась надпись вроде: «Вечная слава и сопутствующая ей честь». На обороте указывались место чеканки — Увек — и год выпуска. Почти все надписи сделаны по-арабски. Последние монеты Увека относятся к середине 70-х годов XIV века. Существует мнение, что после нашествия Тамерлана Увек обезлюдел, прошло 200 лет и по соседству с развалинами города началось активное строительство города Саратова. Ф.В. Баллод (профессор Саратовского университета), проводивший археологические раскопки на Увекском городище, придерживался другого мнения. На это также указывает ряд письменных свидетельств. В 1970-е годы городище сняли из реестра охраны и застроили.

1.2. План города

Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более 2 км. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.

Центральный район Увека был аристократическим. В нём находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.

Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каналы для её обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.

Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. В них трудились самые разные мастера: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.

Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями. В этих землянках обитали рабы-ремесленники.

Вероятно, такие же общие землянки имелись и в северной части города, в так называемых «христианских» кварталах, где жили русские, армяне и другие немусульмане. Здесь даже имелись христианские церкви и часовни. Были здесь и собственные жилища жителей. Увек считался для своего времени благоустроенным городом, с водопроводом из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.

В южной части города располагался некрополь.

1.3. Археологические находки

Было исследовано несколько мавзолеев с захоронениями. Любопытно богатое захоронение женщины в кирпичном склепе. На женщине была надета тонкая длинная шелковая рубаха, а сверху — парчовый, густо расшитый серебряными нитями халат. На ногах её были сафьяновые сапожки с острыми, слегка загнутыми вверх носами и мягкими подошвами.

Голову погребенной украшала шапка-богтаг (у Марко Поло «бокка»), сшитая из дорогой ткани и имевшая вверху украшенную материей, жемчугом и серебряными золочеными бляшками берестяную трубочку, куда убиралась заплетенная коса. Верх трубочки заканчивался красивым павлиньим пером. На руках женщины были золотые пластинчатые браслеты.

Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. И обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека.

Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского областного музея краеведения.

Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV в. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине её изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила.

Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.

ГЛАВА 2. УВЕК - ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

2.1. Многообразие религий

В городе проживало многонациональное население. Городская культура золотоордынского Увека впитала в себя традиции различных народов: русских, монголов, половцев, алан, булгар, мордвы.

Люди исповедовали разные религии и при этом мирно сосуществовали друг с другом.

Основатель Монгольской империи Чингис-хан завещал терпимо относиться к представителям всех вероисповеданий. Его потомки старались выполнять этот завет. Так, в землях, подчинявшихся Улусу Джучи, христиан не подвергали никаким религиозным притеснениям. Более того, желая привлечь на свою сторону духовенство завоеванных стран, монгольские правители создавали для священнослужителей своеобразный льготный режим. Русская Православная церковь и армянская церковь, например, были освобождены от выплаты "выхода" и получали специальные ярлыки, которые защищали церковное имущество от притязаний ордынских чиновников. В городе Укеке Золотой Орды открывались храмы разных конфессий. Сами монголы в большинстве своем оставались язычниками-шаманистами. Если же кто-то из высокопоставленных монгольских аристократов начинал поклоняться Христу или Аллаху, это никого не задевало и считалось честным делом. [2, 209]

2.2. Перспективные направления работы в изучении Увека

За последние 10 лет на Увеке проводились разведки с использованием термографических и геофизических методов, а также раскопки на небольших участках экспедициями Саратовского госуниверситета и Саратовского областного музея краеведения. При этом ставилась задача выявления сохранившихся остатков средневековых сооружений под современными слоями и в прибрежной части под водой. Обработка материалов завершена, получены перспективные результаты исследований с применением новейших технических средств археологического поиска на сухопутных и мелководных затопленных участках культурного слоя.

«Средневековый город УВЕК» является частью общего проекта и предполагает реконструкцию существующего или создание нового сайта, отражающего реализацию археологических исследований, и выполнение комплекса работ по созданию музея-заповедника. На сайте можно будет ознакомиться не только с историей, археологией и культурой Золотой Орды, культурно-историческим развитием Увека, историей изучения памятника, но и с научными исследованиями, источниками, картами, схемами, реконструкциями, фото-, видео- и другими материалами, касающимися изучения средневекового города.

Также предполагается создание в рамках сайта 3D экспозиции находок (предметы быта и вооружения, монеты и т.д.). 3D реконструкции позволят воссоздать вид предметов даже плохой сохранности. Современные IT технологии в состоянии смоделировать самые разные стороны жизни средневекового города.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Русь пробыла под татарским владычеством 242 года. И этот период её истории ознаменовался чрезвычайно тяжелыми материальными жертвами и полным упадком русской культуры, которая дотоле блестяще развивалась и опережала культуру западноевропейских стран.

А вместе с тем, если взглянуть на дело без предвзятости, следует признать, что кроме отрицательных качеств татары обладали и многими положительными - и как люди, и как правители. Прежде всего, они отличались непревзойденной честностью, верностью долгу и дисциплинированностью, и в этом отношении влияние их на русский народ могло быть только хорошим. Иго их было несомненно тяжелым, но, помимо всех перенесенных им бедствий, косвенно оно оказало Руси и большую услугу: из губившего страну удельного раздробления привело ее к единству, вызванному необходимостью общими силами свергнуть это иго". (из статьи историка М.Д. Каратаева)

В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

Привлечение внимания к Увеку особенно важно именно сегодня, когда российское общество стремится разрешить проблему объективного отражения многовековой истории нашего государства.

Выстраивая и развивая экономические отношения с Китаем, Индией, другими странами Востока, создавая новый транспортный коридор Европа - Азия через Саратов, мы возрождаем вековые традиции Великого шелкового пути, который проходил через Увек.

Перед нынешним поколением стоит очень нелегкая задача – спасти историческое наследие города и сохранить его для потомков, для всей мировой культуры. Решение этой задачи требует немалых сил и средств, активизации всего научного потенциала и годы упорного, скрупулезного труда. Но это труд ради будущего нашего города, ради его процветания и благополучия.

В рамках данной работы мною была предпринята попытка проанализировать исследовательскую литературу по данной теме и привлечь внимание к этому историческому памятнику, поскольку образ жизни, структура общества и уклад, существовавшие в Увеке, могут послужить примером грамотного управления государством и плодотворного взаимодействия между представителями разных культур.

Несмотря на то, что материалы исследований Увека опубликованы в различных научных сборниках и монографиях, широко известны в России и за рубежом, и не раз становились предметом оживленных дискуссий, все же остается много вопросов, для решения которых необходимо объединение усилий ученых и людей (энтузиастов - реконструкторов), интересующихся историей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История Саратовского края с древнейших времен до наших дней. - Саратов: ООО "Приволжское издательство", 2008.

  2. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1 От древних славян до Петра Великого – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.

  3. Саратовская панорама №36 (964) от 10.09.14, статья "Путешествие во времени".

  4. История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000. 416 с.

  5. Рашитов Ф., Малов Н. Предшественник Саратова // Памятники Отечества. Сердце Поволжья. 1998.№1-2.

  6. Сингатулин Р. Тайна саратовских "Помпей" // Техника-молодежи. - 2000 7. http://uvek.sgu.ru/index.php/fotogalereya/category/1-srednevekovyj-gorod-uvek

http://www.saratovmer.ru/video_audio/65.html

http://www.tataroved.ru

http://ru.pages.wikia.com/wiki/Увек

https://vk.com/proekt_ukek



































Приложение 1

План-схема Увека























Приложение 2

«Сводные результаты анкетирования»



Вопрос



выбранный вариант ответа


1.

Узнали ли Вы из презентации что-то новое о истории родного края?


Да -123 человек, 97%

Нет – 3 человека - 1,61%

затрудняюсь ответить -4 человека- 1,7%

иное - 0

2.

Какие чувства в Вас вызвал рассказ о первом городе края?

интерес - 25 человек-12%

восхищение-94 человек – 84%

безразличие - 0

иное - 1 человек – 0,45%,


3.

Испытали ли Вы чувство гордости за то, что наш край имеет такую богатую историю?


Да – 113 человек – 91,13%

Нет – 2 человека – 2,23%

затрудняюсь ответить – 5 человек – 3,64%

иное - 0


4.

Повысился ли после просмотра презентации Ваш интерес к истории родного края?

Да – 93 человека – 66,94%

Нет - 10 человек – 12,26%

Затрудняюсь ответить – 17 человек – 15,58%

иное 0

5.

Сформулируйте основную мысль, которая пришла Вам в голову после просмотра презентации

Наш край имеет очень богатую историю.

Мы еще многого не знаем об истории Саратовского края

Археология заинтересовала меня и может быть, я буду заниматься этим в дальнейшем.

Собираюсь посетить краеведческий музей Саратова, чтобы посмотреть все находки.

Жаль, что Балаково не имеет такого исторического прошлого как Саратов, но мы часто ходим в краеведческий музей, и пополняем знания об истории своего города.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!