СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Ушастая мышеловка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мудрейшая птица на свете – сова. Все слышит, Но очень скупа на слова. Чем больше услышит – Тем меньше болтает. Ах, этого многим из нас не хватает.                                              Б.Заходе

Просмотр содержимого документа
«Проект "Ушастая мышеловка"»

Отдел образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома

Лелюкинский детский сад – средняя школа













«Ушастая мышеловка»

Проект

(в рамках проекта «Ушастая сова – птица 2015г»)







Участники:
Бутрим Павел, 8 лет, 2 класс
Бутрим Максим, 10 лет, 4 класс
Бутрим Александра, 11 лет, 5 класс


Руководитель:
Баланович Ольга Генриховна
тел. (01595) 34-34-3









Актуальность проекта

Мудрейшая птица на свете – сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.
Б.Заходе

25 января 2015 г в Республиканском центре экологии и краеведения во время съезда "Аховы птушак Бацькаўшчыны" объявили птицу 2015 года, которой стала ушастая сова. Всего номинировались три птицы, но ушастая сова обошла голубую лазоревку, турухтана и тетерева.

Национальная компания «Птица года» в Беларуси проводится с 2000 года. Она отличается тем, что различные тематические мероприятия проходят в течение всего года и дают возможность поучаствовать в них большому количеству человек самого разного возраста, попробовать свою силу не только в творческих конкурсах, но и в природоохранных мероприятиях.

Ушастые совы - одни из древнейших птиц на земле, они сумели сохранить себя, благодаря совершенному телу. Бесшумный, стремительный полёт, круги перьев вокруг глаз, похожие не то на радар, не то на радужку вокруг зрачка, отчего они кажутся глазастей остальных своих собратьев, умение часами сохранять неподвижность, выжидая добычу, лишь бесшумно поворачивая голову на все 270 градусов. Люди всегда чувствовали в них что-то необычное, что-то слишком человеческое для птицы, но непостижимое человеческим разумом. Сова стала символом мудрости, знаний, тех тайн, что кроются в ночи.

Ушастые совы являются довольно полезными в сельском хозяйстве птицами. Собираясь в большие стаи, они способны уничтожить большое количество вредных грызунов на огородах, токах и гумнах. Также эта хищная птица истребляет землероек, кротов и всевозможных вредных насекомых.

К большому сожалению, эти птицы не строят гнездо самостоятельно, а занимают гнёзда врановых – грачей, серой вороны, сорок. И там, где подходящих мест нет, ушастые совы не гнездятся, тем самым лишая человека нужной помощи в борьбе с грызунами. Но зато именно эти птицы хорошо отзываются на биотехнические мероприятия – занимают сделанные и развешенные человеком гнездовые ящики. Именно поэтому ушастая сова нуждается в защите и охране.

Группа учащихся Лелюкинского детского сада-средней школы разработала проект «Ушастая мышеловка», который направлен на привлечение внимания детей и взрослых к птице 2015 г. В рамках проекта особое внимание будет уделено строительству и развешиванию искусственных гнездовий для сов с целью их привлечения на места микрорайона. Реализация проекта запланирована на февраль –ноябрь 2015 г.



Цель проекта: привлечение внимания к птице 2015 года, воспитание бережного
отношения к родной природе



Задачи проекта:

  • Учить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных её источников, включая возможности Интернет-ресурсов;

  • Стимулировать творческую активность и инициативу;

  • Содействовать формированию бережного отношения к окружающей среде, родному краю.

Девиз проекта: «За ушастых сов на всей планете
несут ответственность и дети!»

































Этапы работы над проектом

  1. Разработка проектного задания.

Задачи: определение темы, уточнение цели и задач, распределение ролей,
определение источников информации.

  1. Разработка проекта.

Задачи: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.

№ п/п

Мероприятие

Сроки выполнения

Ответственные

Стартовое собрание «Проекту – жить, а планам всем – осуществиться!»

Февраль 2015 г

Баланович О.Г., руководитель проекта

Сбор информации о национальной компании «Птушка года»

Февраль 2015 г

Баланович О.Г

Смотр кроссвордов «Птицы года Беларуси»

Февраль 2015 г

Баланович О.Г

Работа с литературными источниками, сбор информации об ушастой сове

Март 2015 г

Баланович О.Г.,
Кузьмич Н.С., библиотекарь

Работа с Интернет-источниками информации. Просмотр тематической презентации, подготовленной ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны»

Март 2015 г

Баланович О.Г

Просмотр и обсуждение фильма «Пернатые кошки ночи»

Март 2015 г

Баланович О.Г

Круглый стол «Правда и вымыслы об ушастых совах»

Март 2015 г

Баланович О.Г.,
Балунда О.Ю.. учитель биологии

Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы».

Март 2015 г

Баланович О.Г

Выставка рисунков «Крылатая мышеловка»

Март 2015 г

Баланович О.Г

Конкурс поделок из пластилина «Властелины ночи»

Март 2015 г

Баланович О.Г

Литературный калейдоскоп «Совушка – мудрая головушка» (Чтение сказок, рассказов, стихотворений. Сочинение собственных четверостиший)

Март 2015 г

Баланович О.Г.,
Кузьмич Н.С., библиотекарь

Поиск мест гнездования ушастой совы.

Март – май 2015 г

Баланович О.Г

Аукцион добрых дел «Это в наших с тобою силах»

Март 2015 г

Баланович О.Г

Мастер-класс «Птичий дом». Выпуск и распространение памятки-инструкции «О строительстве жилья для сов»

Март 2015 г

Баланович О.Г.,
Хобян В.С., учитель технического труда

Трудовой марафон «Каждой совушке – своё гнездо» (Изготовление гнездовий, их развешивание)

Март 2015 г

Баланович О.Г.,
Хобян В.С., учитель технического труда

Оформление и распространение информационного буклета «Не надо подбирать птенцов!»

Март – май 2015 г

Баланович О.Г.,
Лобач О.А., педагог-организатор

Фотоколлаж «Ушастая сова – птица 2015 г в Беларуси»

Апрель – октябрь 2015

Баланович О.Г

Слайд-шоу «В мире ушастых сов»

Октябрь 2015 г

Баланович О.Г

Анкетирование «Об успешности проекта «Ушастая мышеловка»

Ноябрь 2015 г

Баланович О.Г

Открытый разговор «У птицы года можно научиться…»

Ноябрь 2015 г

Баланович О.Г

Творческий отчёт «Задачи, итоги, уроки, перспективы»

Ноябрь 2015 г

Баланович О.Г







































  1. Реализация проекта

В 2015 г птицей года в Беларуси объявлена ушастая сова. Группа учащихся Лелюкинского детского сада – средней школы решила принять участие в мероприятиях года и разработала проект «Ушастая мышеловка». Работая с различными источниками информации учащимися уже собрано немало материалов об этой птице. 

 «Род ушастых сов внешне неоднороден. Некоторые из его представителей напоминают обликом небольших филинов и имеют хорошо заметные перьевые ушки. У других эти ушки едва приметны. Лицевой диск, как правило, четкий, а радужина сравнительно некрупных глаз окрашена в желтый или интенсивно-оранжевый цвет. Относительно стойким признаком рода могут служить в меру узкие и длинные крылья, вершину которых составляют второе и третье маховые. В сложенном состоянии концы крыльев либо достигают конца хвоста, либо даже заходят за него. Характерным признаком являются также значительные по размерам ушные отверстия, занимающие едва ли не полностью боковые стороны головы и прикрытые несимметричной кожистой складкой, образующей как бы наружное ухо. Ноги оперены до когтей. Пищей этим совам служат мелкие позвоночные и беспозвоночные животные.

   Гнездовья этой совы могут быть обнаружены почти повсеместно.   От других сов, в частности от болотной, ушастая сова отличается прежде всего большими, до шести сантиметров, перьевыми ушками, ярко-оранжевой (у старых птиц даже красноватой) окраской радужины глаз и наличием на каждом пере нижней стороны тела наряду с продольными пестринами тонкого струйчатого поперечного рисунка. Вес совы едва ли превышает 350 граммов. Ушастая сова ведет в основном ночной образ жизни и днем малоактивна.

   Хотя жизнь ушастой совы тесно связана с древесной растительностью и ее можно встретить даже в темных, с преобладанием ели лесах, тем не менее сплошных лесных массивов она решительно избегает. Зачастую сова предпочитает открытую местность. Создается впечатление, что лес ей необходим лишь для гнездования, но не как место для охоты. Во многих случаях птицу вполне устраивают придорожные лесополосы и куртины деревьев посреди тростниковых займищ. Ушастая сова может отложить яйца и в старое воронье гнездо, находящееся в кроне одиноко стоящей, например на лугу, сосны. Именно наличием большого числа пустошей, вырубок, выгонов и полей, по-видимому, объясняется тяготение этого вида к ландшафту, измененному человеком,— к окрестностям городов и к землям, включенным в сельскохозяйственное производство. Оптимальные условия она находит в расчлененных пойменных лесах. И лишь осенью, после подъема молодых на крыло, совы перекочевывают отсюда в высокоствольные древостои.» (Сайт АПБ)

Приложение 1

Работа с литературными источниками,
сбор информации об ушастой сове.







Приложение 2

Работа с Интернет-источниками информации.
Просмотр тематической презентации,
подготовленной ОО «А
хова птушак Бацькаўшчыны»













Приложение 3

Конкурс поделок из пластилина «Властелины ночи»







Приложение 4

Литературный калейдоскоп «Совушка – мудрая головушка»

Ушастая сова

К. Шилов :
Днём в ветвях
Сосны косматой,
Возле самого ствола,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая сова.
На оранжевых глазищах
Веки серые сомкнет,
"Ушки" длинные встопорщит,
Терпеливо ночи ждёт.

Сова
Виталий Валентинович Бианки

Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет — молоком белит. Летит мимо Сова.

—  Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей:

—  Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сто­ронишься, — какой я тебе друг?

Рассердилась Сова.

—  Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.

А Старик:

—  Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в но­рах свистят-перекликаются:

—  Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

—  Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побе­жали.

А Сова из дупла:

—  Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

—  А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

—  Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

—  А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни меду, ни воску — волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

—  Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.



—  И ветер разнесет, — говорит Старик, а сам в затылке скребет.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

—  Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, кле­веру просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лежит, а молоко все жиже да жиже.

А Сова из дупла:

—  Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают.

Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить, — к Сове кланяться:

—  Уж ты, Совушка-здовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

—  То-то, — говорит, — старый. Дружно не груз­но, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Про ушастую сову
Павел Бутрим, 2 класс

Про ушастую сову Встретить можно птичку
В книгах прочитал. Круглосуточно, мой друг.
Много интересного Станет трудно с пищей -
Для себя узнал. Улетит на юг.

Приложение 5

«Правда и вымыслы об ушастых совах»


№ п/п


Вопрос


Ответ

Правда ли, что уши есть только у ушастой совы?

Наружных ушных раковин у сов, как и у всех прочих птиц, нет. На голове у ушастой совы имеются особые пучки перьев – так называемые «перьевые ушки». У других сов их действительно нет. Но никакого отношения к настоящим ушам эти перья не имеют – это просто украшение. Настоящие уши сов имеют вид расширенных трубок и спрятаны под перьями по бокам лицевого диска.

Правда ли, что совы приносят несчастье?


Это всего лишь суеверие, развитию которого способствовали необычный вид совы и её устрашающее уханье. Кроме того, совы часто прилетают к жилищам человека именно тогда, когда сюда устремляются полчища грызунов, поедающих зерно и другие запасы. А это в старину грозило голодом, а значит – несчастьем для крестьян. Поэтому сов, прилетавших на подмогу людям, незаслуженно стали недолюбливать и считать предвестниками всяческих бед

Правда ли, что сова – самая умная птица?


Совы далеко не глупы, но и до самых умных им далеко. Представления о сове как о символе мудрости происходят более от необычного облика совы, чем от её действительных умственных способностей. А самые умные птицы – это вороновые: вóрон, ворóны, грачи, галки, сойки и сороки. Эти птицы обладают зачатками логического мышления, умеют использовать инструменты для добывания пищи и даже умеют считать – примерно до 7

Неужели от сов есть какая-нибудь польза?

Совы – очень полезные птицы. Они охотятся на мышей и других грызунов, поедающих зерно и, тем самым, сберегают нам урожай. Одна единственная сова может поймать более тысячи мышей в год, экономя для нас несколько тонн зерна. Кроме того, совы ловят и поедают насекомых – вредителей садов, лесов и полей. Полезный эффект деятельности сов усиливается тем, что они охотятся ночью, когда другие крылатые хищники спят.


Неужели сова хорошо видит?

У сов прекрасное ночное зрение. При слабом свете они видят гораздо лучше, чем человек. Однако добычу совы не столько высматривают, сколько выслушивают. Сова может услышать даже шелест мыши в траве. То, что человеку кажется тишиной, для совы – целый набор звуков.

А как это сова так голову выворачивает? Ей не больно?


Совы могут поворачивать голову на угол до 270 градусов. То есть, они могут не только посмотреть назад, но даже и завернуть голову ещё дальше. Это очень удобно для высматривания добычи или врагов, т.к. не нужно поворачиваться всем телом и шуметь. Осуществить такой фокус совам помогает особое строение их шеи – позвонки шейного отдела могут поворачиваться относительно друг друга на довольно большой угол. Никаких болевых ощущений сова при этом не испытывает.

Улетают ли совы на зимовку в тёплые края?


Ушастая сова улетает зимовать на юг. Почему так сложилось? Дело в том, что перелёты большинства птиц связаны не с тем, что зимой холодно, а с тем, что в холодное время года тяжелее найти пищу. Вот они и улетают туда, где легче прокормиться.

Источник: http://www.zoo.kharkov.ua/r/education/wildprotect/sovi2008.html



























Приложение 6

Конкурс рисунков «Крылатая мышеловка»










  1. Ожидаемые результаты

  • Увеличение гнездовий ушастой совы;

  • Повышение экологической культуры учащихся школы и местного населения














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!