Проект урока по черчению в 9 классе.
Чалабян Татьяна Владимировна
МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» Год: 2017
Предмет: черчения 9 класс . Тема: «Сечения и разрезы». (Учебник Ботвинникова А.Д. Глава 6. §20-22) Тема урока: «Сечения » - 2часа. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Использование современных образовательных технологий: Технология по ориентации на личностные структуры (эвристический метод) Педагогическая проблема: « Формирование образного мышления.» Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; обучать построению разрезов и сечения с помощью анализа геометрической формы детали; уметь находить различие между разрезом и сечением. Способствовать формированию представления о выполнении изображения сечения. Развивающая цель: способствовать развитию чтения рабочих чертежей , содержащих сечение и разрезы; развивать пространственные представления учащихся, глазомер, объёмное мышление; развивать образное мышление. С
Воситывающая цель: воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении чертежа. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям. Дидактическая задача урока: Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей . Усвоение = понимание + запоминание , правильное воспроизведение, выполнение.
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
Прогназируемый результат.
1. Личностных:
1) стимулировать способность иметь собственные мнения.
2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы
3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.
4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
2. Частнопредметных:
- усвоить правила выполнения сечений и разрезов ; уметь строить сечения и разрезы;
- овладеть способом выявления внутреннего устройства детали и определение понятий « Разреза и сечения»;
-овладеть рациональным приемам преобразования вида в разрез.
- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения материала;
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент);
- понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»
- уметь проводить наблюдения, выполнять разрезы, сечения, обрабатывать результаты выполнения правил, сравнивать и отличать сечения от разрезов; представлять результаты сравнения с помощью таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- уметь применять теоретические знания по черчению на практике при решении задач и выполнении чертежей;
3. Метапредметных:
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива
Этапы урока: | Цели этапа: |
I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности). | включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока. |
II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи) | организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока |
III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.(“Открытие” детьми нового знания). | организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. |
IV. Этап первичной проверки понимания изученного. | зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. |
V. Этап закрепления нового материала. | проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. |
VI. Рефлексия. | зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание. |
Урок направлен на реализацию требований нового стандарта и концепции личностно-ориентированного обучения, на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться. Учебный процесс на занятии организуется так, что в процессе самостоятельной познавательной деятельности, организованной учителем, учащиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для ученика, востребованных в повседневной жизни при выборе профессий. Они наблюдают и объясняют получение сечений и разрезов, различие определяют между сечением и разрезом, выполняют практическое задание по правилам выполнения сечения и разрезов, применяют знания на практике.
Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которая, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащихся. Новым смыслом урока является решение проблем самими учащимися в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность, т.е. образовательное пространство построено таким образом, чтобы эффективно развивать деятельностные способности учащихся.
К активным методам обучения можно отнести:
1. Применение информационных технологий
2. Использование исследовательских методов, создание проблемной ситуации:
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов, выводы.
3. Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп обучающихся. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным группам.
Оборудование: рабочее место учителя, чертёжные инструменты для работы на доске, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация: «Сечение и разрезы»; рабочая тетрадь ученика (теоретический материал, задачи);
Материалы, используемые учеником: чертёжные инструменты, учебник, словарь, тетрадь, рабочая тетрадь. Дидактические материалы к учебному занятию: словарь с техническими и чертёжными терминами, карточки с заданием «Используя алгоритм построения, построить сечение».
Деятельность учителя, связанная с использованием учебника при изучении темы «Сечения»
Формируемые представления, понятия и умения у учащихся | Наглядная опора | Направленность методических приемов обучения |
Общие сведения о сечениях и разрезах | Рис. 163, 164, 165, 166 | Формирование у учащихся интереса к изучению новых способов изображения и создание общих представлений об их особенностях |
Понятие о сечении как способе выявления поперечной. формы деталей и их элементов |
Рис. 167, 168 | Формирование готовности учащихся различать форму предметов на основе сечений |
Определение понятия «сечение» и создание наглядно-образного представления о способе его получения |
Рис. 169 | Развитие и закрепление понятий об образовании и назначении сечений |
Правила расположения и обозначения сечений и их разделение на вынесенное и наложенное | Рис. 170 ,171, 172 | Пояснение правил графического оформления сечений, различно расположенных относительно вида детали |
Особенности выполнения сечений на чертежах | Рис. 173, 174, 175, 176 | Закрепление изученных правил чтения чертежей с сечениями, формирование приемов сравнения разных способов изображения и приобщение учащихся к технико-технологическим сведениям, имеющим отношение к изучению данной темы |
Умение применять все изученные правила на практике | Рис. 177 | Оказание помощи учащимся при самостоятельном выполнении чертежей с применением сечений |
Этапы урока | Конспект урока ; Целе - пологание | Прогнозируемый результат |
1. Мотивация к учебной деятельности | Организационный этап (Самоопределение к деятельности). I .Цели этапа: - включить учащихся в учебную деятельность; - определить содержательные рамки урока. Учитель: Добрый день и добрый час, Я приветствую всех вас, Напрягите здравый ум Немного больше, чем у Дум! Порядок на рабочем месте, В уме порядок уж давно. Понять и выполнить графическое построенье Удастся всем Вам всё равно! Учитель: Я рада вас видеть на уроке черчения. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать другие виды изображения. Девиз сегодняшнего урока: « Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога действия и смеха Момуса» (Ш.А.Амонашвили.) В ходе сегодняшнего урока вы будете выполнять различные задания и оценивать свою работу. Мы начинаем изучать один из самых известных разделов графики - «Сечения и разрезы». | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. |
2.Актуализация знаний . Постановки целей и задач урока. | II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи) Цели этапа: -организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; - согласовать цель и тему урока. Учитель: Но сначала давайте вспомним... сказку «Маленький принц». Ее написал незадолго до своей гибели (он не вернулся с боевого задания) отважный летчик и замечательный французский писатель XX века Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). Он написал эту сказку и для детей, и для взрослых. (слайд 2) Помните, какую картинку (первую в своей жизни) нарисовал в детстве Экзюпери? Это был рисунок 1. Посмотрите на него, что там изображено? (Показ рисунка.) А все взрослые подумали, что это шляпа. Но на самом деле это был удав, проглотивший слона. Чтобы другие это поняли, юный художник выразился конкретнее и нарисовал рисунок 2. (Показ рисунка.) Он был уверен, что теперь-то все поймут, так как он объяснил взрослым свою картинку не только снаружи, но и изнутри. Вопрос: Как же это удалось шестилетнему художнику - будущему знаменитом у писателю и летчику? Ученик :варианты ответов Учитель: Каждый из вас готов ответить примерно так: «Он мысленно разрезал удава-шляпу и показал, что содержится внутри». Правильно! Вот и мы займемся такими изображениями. Но изучим их более подробно. Слайд 6 . Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите ее номер в тетради на полях) 1) стимулировать способность иметь собственные мнения. 2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы 3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру. 4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их? 1) Формирование интереса к изучению новых способов изображения и создание общих представлений об их особенностях. 2) Усвоить правила расположения и обозначения изображения. 3) Особенности выполнения изображения (сечений ) на чертежах. 4) Научиться применять полученные знания на практике. – Молодцы! Запишем тему урока: «Сечение» | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); контроль, коррекция (если актуализация осуществляется при проверке домашнего задания) |
3.Выявление места и причины затруднения | В настоящее время, когда перед общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – подготовить учащихся к трудовой деятельности, вопрос об их графической грамотности приобретает особо актуальное значение. В ряде случаев учащиеся не имеют достаточных знаний и навыков, и как следствие, не всегда могут прочитать чертёж несложной детали. Это относится и к теме «Сечения и разрезы», считающейся одной из сложнейших как по организации учебного процесса, так и по усвоению её школьниками. Известно, что подавляющее большинство документов содержат чертежи с применением разрезов и сечений. Рабочий, приступая к работе по такому чертежу, должен уметь прочитать его. Большую экономию на производстве дают рацпредложения рабочих и инженеров. Всякое рационализаторское предложение должно быть оформлено на чертеже. Значит, надо уметь не только читать, но и выполнять грамотно эти чертежи. Данная работа способствует повышению эффективности усвоения учебного материала по теме « Сечения». Необходимо увидеть и определить внутреннюю форму предмета, детали.(проблема) | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности. | 4. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. (“Открытие” детьми нового знания). Цели этапа: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. I. Задача урока: изучению новых способов изображения и создание общих представлений об их особенностях. Учитель: 1. При изучении географии и естествознания вы сталкивались с рисунками и схемами, выполненными с применением разрезов. Вот разрез части земной поверхности, показывающей образование источника воды. Мы видим здесь слои почвы, песка, воды и глины. Для большей ясности каждый слой имеет своё условное обозначение. Методом сечений пользуются для выявления «рельефа» головы, шеи и части торса человека в антропологии, конструировании различных масок и шлемов. ЗАДАЧА: 1.Одним ножом надрезали яблоко, другим- огурец. Скажите , каким ножом что резали? 2. Изображение ножа, имеет различный профиль: треугольный, квадратный. Как определили форму ножа? Слайд 7,8 Учитель: Для чего используется разрез и сечения? Слайд 9. Ответы учащихся: Благодаря разрезам выясняется внутреннее строение уха и плода гороха. Для показа поперечной формы тела рыбы, на рисунке применены сечения. (Подобных примеров можно привести немало.) Учитель: Рассмотрели первый вопрос плана «Сечения, их назначение, применение». Я продемонстрировала примеры использования изображений, раскрывающих внутреннее строение и подробности форм самых различных объектов в биологии, медицине, дизайне инструмента и др. (слайд 11-12). Подумайте и приведите аналогичные примеры применения сечений. (Ответы учащихся.) В черчении мы будем применять сечения для изображения внутреннего контура технических деталей. Фронтальное чтение чертежа и вывод о необходимости сечений, определения сечения (Индивидуальная форма обучения- работа с учебником рис 163-166) Рассмотрим упражнение с изображениями детали. Работа по слайду 13-14 «Изображение сечения на чертеже». Слайд 15-проверь себя. Рассмотрим процесс образования сечения. Слайд 16-20. …Секущая плоскость вместе с фигурой сечения поворачивается и совмещается с плоскостью чертежа. Теперь по фигуре сечения можно составить представление о поперечной форме детали. Значит, мы выяснили необходимость применения сечений, которые способствуют выявлению формы предмета. Учитель: Попробуйте сформулировать определение сечения. (Мнения учащихся.) Обобщение. Слайд 21. Сечение на чертеже - это изображение той фигуры, которая получается при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью. Сечение помогает получать более четкое представление о форме предмета, дает возможность выполнять меньшее количество изображений на чертеже. А сейчас попробуйте сформулировать 4 этапа в образовании сечений (алгоритм построения сечения слайд -22. (Ответы учащихся.) Обобщение. Этапы в образовании сечений (алгоритм): 1-й. Мысленно провести секущую плоскость в том месте детали, где необходимо определить форму внутреннего контура. 2-й. Мысленно удаляем одну из частей детали. 3-й. Мысленно представляем фигуру сечения. 4-й. Представленную фигуру изображаем на чертеже. На сечениях показывают только то, что находится непосредственно в секущей плоскости. На заметку: сечение - это не действие, а изображение. Предлагаю ещё раз просмотреть алгоритм последовательного построения сечения Слайд-23-34. 3. Объяснение изображения вынесенных сечений. Первичное закрепление пунктов 1-3 Рассмотрим изображения сечений. (слайд 8) - Обратите внимание еще раз на таблицу и скажите, как изображается полученное сечение, положение секущей плоскости? (Ответы учащихся.) Обобщение и показ на слайде. По расположению на чертеже сечения разделяются на вынесенные, наложенные и изображенные в разрыве изображения детали. Вынесенные сечения располагают вне контура изображения детали на любом месте поля чертежа. Вынесенные сечения предпочтительнее, так как они не загромождают вид лишними линиями. Наложенные сечения выполняются на самом чертеже. Контур обводится сплошной тонкой линей. Контур вынесенного сечения обводят сплошной толстой основной линией такой же толщины (S), как и линия, принятая для видимого контура изображения. Фигуру сечения на чертеже выделяют штриховкой, которую наносят тонкими линиями под углом 45°. Должен заметить, если в сечении хотят показать, из какого материала деталь изготовлена, то пользуются их графическими обозначениями. Некоторые из них показаны на табличке. (Показ таблицы.) Для металлов штриховку наносят тонкими линиями под углом 45° на расстоянии 2...3 мм, причем расстояние между штрихами надо соблюдать одинаковым. - Как показывается положение секущей плоскости? Чтобы показать, в каком месте проходит секущая плоскость, ее обозначают. Проводится разомкнутая линия - два утолщенных штриха (толщиной 1... 1,5 х S, длиной 10-12 мм). Стрелками (длиной 10-12 мм) указывают направление взгляда. Их располагают у внешних концов разомкнутой линии. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы русского алфавита (высотой 5-7 мм). Над сечением пишут те же буквы через тире, например, А-А (читать А тире А). | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Метапредметные: - исследовать несложные практические примеры, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Предметные: - понять смысл получения сечения; уметь выполнять построения; - овладеть методом построения сечения и выявления внутренней формы детали; - уметь проводить наблюдения, образно представлять, объяснять полученные результаты и делать выводы. |
5. Первичное закрепление во внешней речи | Цель этапа: во внешней речи. Учитель: Прежде чем мы будем применять полученные знания при выполнении чертежей, давайте повторим изученный материал. Обобщение материала. Беседа об обозначении вынесенных сечений Разберем следующий вопрос об обозначении вынесенных сечений. Задание: рассмотрите слайды 34, 35 (Показ.) и постарайтесь определить, в каком случае вынесенное сечение обозначается, а в каком - нет. (Мнения учащихся.) Обобщение. Если вынесенное сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения (штрихпунктирной), то стрелок и букв не наносят. В остальных случаях проводятся разомкнутые линии, над сечениями подписываются буквы. Объяснение особенностей выполнения сечений Рассмотрим еще несколько правил, а также сразу разберем примеры, необходимые при выполнении вынесенных сечений. Большей частью сечения выполняют в том же масштабе, что и изображение, к которому оно относится, или указывается масштаб, если он изменен. По построению и расположению сечение должно соответствовать направлению, указанному стрелками. Задание по слайду 36: назовите, какие сечения совмещены с плоскостью чертежа правильно, в соответствии с направлением взгляда, указанным стрелками. Если секущая плоскость проходит через ось поверхности вращения (цилиндрической, конической или сферической), ограничивающей отверстие или углубление, то их контур на сечении показывают полностью (пример сечений А-А и Б-Б на рассматриваемой таблице). Задание по слайду 36: назовите номера сечений, выполненных правильно, укажите, что неверно на других сечениях. Некоторые размеры элементов детали удобнее наносить на сечениях. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Этап закрепления нового материала Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. Учитель: Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания на практике, при выполнении чертежей. 1.Фронтальные устные упражнения программированного характера по таблицам или карточкам 1) Даны два вида детали . Требуется вместо вида слева выполнить сечение А-А. Даны четыре вынесенных сечения, являющихся вариантами ответов. Укажите номер правильного ответа. В чем ошибки остальных? 2) На рисунке положения секущих плоскостей и сечений не обозначены. Определите, в каких случаях нужно указать положение секущих плоскостей, направление взгляда и дать надписи над сечениями. 3) Дан главный вид вала и шесть сечений . Буквы, указывающие, к какому элементу детали относятся сечения, не проставлены, а заменены вопросительными знаками. Укажите, какие буквенные обозначения следует нанести над сечениями вместо вопросительных знаков. 4) Рассмотрите таблицу и найдите наглядные изображения деталей по чертежу в одном виде с сечением. 2. Практические упражнения по выполнению сечений Карточки-задания по черчению | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
Предметные: -овладеть опытом эвристической деятельности при выполнении чертежей по изучаемой теме; - уметь применять теоретические знания на практике . |
Метапредметные: - поиск и устранение причин возникших трудностей. - осознанное определение сферы своих интересов и возможностей - самоконтроль и оценка результатов своей деятельности |
7.Включение в систему знаний и повторение | Итак, закрепим пройденную информацию, ответив на в о п р о с ы : (слайд 36) Какое изображение называют сечением? Для чего применяют сечения? Какое сечение называют вынесенным? Линиями какой толщины выделяют контур вынесенного сечения?
| Регулятивные: прогнозирование (в случае, если учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ). |
8.Рефлексия учебной деятельности | VI. Рефлексия. Цели этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание. Закрепление Рассмотреть с учащимисяся (фронтально) чертежи с сечениями, найти правильные варианты. Обосновать свои решения. (Чертежи с сечениями прилагаются) Убедившись что всем понятно, предложить оценить свою работу. А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Я предлагаю вам оценить и работу своих товарищей. P.S. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке. Подведение итога. Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему? Достигнута ли личная цель? (открываете набор целей) Как изменилось Ваше настроение? Что нового вы узнали, поняли? Что научились делать? | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Метапредметные: - самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива |
| 9. Заключительный этап. Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в техническом мире, а предмет черчение пригодится при выборе профессии. Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать! Д/з §20-22 задание к рисункам 176, 177 выполнить в тетради. | |
Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку: (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.д.):
УЧЕБНИК «ЧЕРЧЕНИЕ 7-8класс» Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. 2004-2005;
«Методическое пособие по черчению» Степакова В.В. 2005;
Программа «ЧЕРЧЕНИЕ. ЧЕРЧЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ. 10-11 КЛАСС» Степакова В.В. 2005;
Сборник заданий по техническому черчению для учащихся 8-9 классов. Подшибякин В.В.1999;
ЧЕРЧЕНИЕ: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь . Преображенская Н.Г. и др.2004;
Образовательная система КОМПАС 3D LT 5.11;
Сайт методического объединения учителей черчения: http://cherchenie.ru .
Программа «Черчение» под редакцией В.А.Гервера. Программы общеобразовательных учреждений. Черчение.-М.: Просвещение,
2000г.
9. Н.Г.Преображенская,
Черчение: Рабочая тетрадь №1,2,3,4,5,6,7,8.-М.:Вентана- Граф,2004г
10. Н.С. Жданова. Экзаменационные тесты и задания по черчению. Магнитогорск, МаГУ, 2002г.
11.А.Д.Ботвинников. Методическое пособие по черчению к учебнику «Черчение 7-8 класс». М.: «Астрель», 2004г.
С.В.Титов.