СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока "Единовластие Цезаря"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  освоение новых знаний

Цель урока: подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем.

Образовательная задача :  показать, что при цезаре произошел переход власти от Республики к диктатуре, которая характеризуется тем, что его власть была неограниченной, и он ни перед кем не отчитывался в своих действиях.

Развивающие задачи:

  - закрепить умение учащихся работать с картой и историческими документами;

   - продолжить формирование умения сравнивать, выделять главное, делать    самосто-

      ятельные выводы;

   - учить рассуждать и выдвигать гипотезы.

Воспитывающие:

 - показать, что историю творят не только народные массы, но и отдельные личности, от

    деятельности которых во многом зависит  ход истории;

  - воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе;

  - воспитывать интерес к истории

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Единовластие Цезаря"»










П Р О Е К Т У Р О К А



ПО ТЕМЕ: « ЕДИНОВЛАСТИЕ ЦЕЗАРЯ»



УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ



МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №24»



ПЕТРИЩЕНКО НИНЫ СТЕПАНОВНЫ







г. Дзержинск

Нижегородская область

2014-2015 уч.г.




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5 «а» класса





В 5а классе 30 человек, из них 19 мальчиков и 11 девочек. Общий интеллектуальный уровень учащихся средний. Общий уровень знаний удовлетворительный. Однако, мотивация к учебе в целом по классу низкая. Третью четверть на 4 закончили 11 человек, на 3- 19 человек, 2 и 5 нет. Есть ученики, которые учатся по настроению, не стремятся к получению знаний и хороших оценок, хотя есть способности. Есть учащиеся, которые с очень низкими способностями: Корнев С., Спиридонов И., Зорин В., Куткин М, ПодопригораР. и др.

В целом класс слабый, нет одаренных и эрудированных детей. Дети в классе очень подвижные, внимание рассеянное. Мальчикам трудно усидеть на месте, не отстают от них и некоторые девочки. Слабые в учебе, но активные в общественной работе. Они любят мероприятия, многие подолгу не уходят из школы. Всего8 человек ходят в кружки, в основном спортивного направления. Это во многом объясняется тем, что отношения между родителями и детьми неполноценные. Многие родители не контролируют учебу и воспитание своих детей. Из 30 человек-14 проживают в неполных се5мьях, 3-опекаемых. Но и полные семьи не все можно назвать благополучными.

В классе не сложился единый коллектив, он разделен на несколько групп. Часто возникают конфликты, взаимопонимания нет, помогают только друзьям. Есть в классе изгои - Корнев И. и Мокроусов Е. Последний был вынужден уйти в другую школу.


















Тема урока: Единовластие Цезаря.




Тип урока: освоение новых знаний



Цель урока: подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем.



Образовательная задача : показать, что при цезаре произошел переход власти от Республики к диктатуре, которая характеризуется тем, что его власть была неограниченной, и он ни перед кем не отчитывался в своих действиях.



Развивающие задачи:


- закрепить умение учащихся работать с картой и историческими документами;

- продолжить формирование умения сравнивать, выделять главное, делать самосто-

ятельные выводы;

- учить рассуждать и выдвигать гипотезы.



Воспитывающие:


- показать, что историю творят не только народные массы, но и отдельные личности, от

деятельности которых во многом зависит ход истории;

- воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к истории





СОДЕРЖАНИЕ УРОКА




Основные этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый

результат

I. Организационный.

Цель: подготовить уч-ся к работе на уроке, стимулировать активность

учащихся




II. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

Цель: актуализация опорных знаний и умений,

формирование познавательных мотивов.




























































III. Этап усвоения новых знаний.

Цель: подвести учащихся к пониманию неизбежности утверждения диктатуры, рассмотреть особенности личности Цезаря и прихода его к власти












































































































































































































IV. Этап закрепления новых знаний.

Цель: устанорвить правильность и осознанность усвоения учащимися нового материала. Организовать деятельность уч-ся по применению изученного, установить пробелы в знаниях.















V. Подведение итогов.

Рефлексия.

Цель: дать анализ успешности овладения

УУД





VI. Информация о домашнем задании и

инструктаж по его выполнению.

Цель: сконцентрировать внимание учащихся на

выполнении д/з, развивать чувство долга и ответственности. Учить самостоятельно добывать знания.








2 мин.











10 мин.





































































20 мин.































































































































































































































7 мин.



















3 мин.











3 мин.

















Приветствие: «Здравствуйте, дети!».

Сообщение темы и раскрытие основных целей урока: «Тема урока «Единовластие Цезаря».

Работа предстоит сложная, но вы справитесь. Ваша задача-понять, почему произошел переход власти в Риме от Республики к диктатуре. Какие факты свидетельствуют об этом? Можно ли было этого избежать?»


Учитель вызывает двух уч-ся к доске и дает им индивидуальные

задания: «Ребята, вы должны быстро заполнить таблицу «Управление в Римской Республике»

пока 2 ученика работают у доски, учитель вовлекает остальных учеников в обсуждение.



Вопрос: «Что такое

Республика?»





Вопрос: «Когда в Риме была установлена республика?

Учитель поясняет: «В то время Рим был небольшим государством. Власть принадлежала Народному собранию, на которое являлись все граждане. Это было несложно. С тех пор прошло 400 лет. Вопрос: «Что изменилось?»

Работа с картой


Слово учителя: «Изменилась и жизнь народа. Римские граждане проживали теперь в Испании, Македонии и других провинциях»

Вопрос «Что такое провинция?»



Вопрос: «Кто теперь мог явиться на народное собрание?»


Вопрос: «Ребята, какой можно сделать вывод?»


Учитель поясняет «Но кроме Народного собрания были и другие органы управления. Об этом сейчас расскажут ребята, заполнявшие таблицу.»






















Вопрос: «Кто такой диктатор?»





Вводное слово учителя:

«Богачи покупали избирателей, кормили и поили их, развлекали гладиаторскими боями, чтобы стать консулом, а через год войти в Сенат и получить какую-нибудь провинцию, еще больше разбогатеть. Между тем многие из них ничего не понимали ни в военном деле, ни в управлении государством.В 1 в. до н.э. обстановка в Римском государстве осложнилась»

Вопрос: « Какие факты вы можете привести в подтверждение этому тезису?






Вопрос: « Что такое гражданская война?»




Вопрос: «Какие факты вам еще известны?»







Учитель: «Какой вывод можно сделать из всего сказанного?»


Учитель обобщает ответы: «Ребята, сложная обстановка, неустойчивое положение, обострение ситуации, взрывоопасное положение в

обществе называется кризисом»

Давайте запишем это определение в тетрадях.


Учитель: «А теперь откройте учебники на стр. 241 и ознакомтесь с содержанием

документа.

Пока ученики работают с учебником,


учитель готовит раздаточный материал для трех групп.

Учитель: посмотрите на экран, перед вами три портрета –это Ю.Цезарь, М.Красс, Г.Помпей.

Мы сейчас разделимся на три группы и вы изучите их характеристики, а потом отметите их отличительные черты


Учитель: «А теперь вернемся к документу, найдите в документе подтверждение тому , что в Римском государстве наступил кризис»





Пояснение учителя: «Многие богатые римляне говорили о том, что власть нужно передать в одни руки. Что об этом говорится в документе?»


Учитель: Т.о., в Риме возникла необходимость в четком оперативном руководстве. Эта роль отводилась полководцу, который будет управлять,

Опираясь на войско, он сумеет подавить восстания и недовольство бедняков и в провинциях.

Вопрос: «Почему полководцы играли в Римском государстве большую роль?»









Учитель: «Действительно, реально могли претендовать на власть только

полководцы, опиравшиеся на

преданную им армию. Полководцами были Красс и Помпей, они подавили восстание Спартака. Цезарь тоже завоевал огромную популярность. Давайте послушаем представителей групп и их характеристики.






























Рассказ учителя. « Как мы видим

соперники были достойны друг друга. В 60 г.до н.э. Цезарь был избран консулом, тогда же все трое заключили политический союз-триумвират, они помогали друг другу. В 59г.до н.э. Цезарь получил в управление Заальпийскую Галлию, покорил ее. Войны принесли ему славу полководца, груды золота и преданное войско, которому он платил двойное жалованье и обещал дать землю. Его успехи вызвали зависть у Красса и Помпея. Они уговорили Сенат

приказать Цезарю распустить войско и безоружным вернуться в Рим. Цезарь не выполнил этого распоряжения, а пошел на Рим, занял его без боя.

В 49 г. до н. э. Сенат провозгласил Цезаря пожизненным диктатором.

Вопрос: « Кто такой диктатор?»





Пояснение учителя:

Итак, Цезарь стал единоличным правителем .не только благодаря обстоятельствам. Вопрос: « Что еще помогло Цезарю прийти к власти?



«Ребята, что вы узнали о Цезаре?»




Вопрос: «Какие главные черты вы можете выделить из всего

услышанного?»




Учитель: «Цезарь-одна из самых интересных и колоритных личностей, на протяжении многих веков привлекающих к себе внимание. Придя к власти, он выполнил свои обещания: наделил землей ветеранов, были отстроены Коринф и Карфаген для неимущих, сохранил Народное собрание. Сильная власть Цезаря, опиравшаяся на

верные легионы, остановила кровопролитие и укрепила государство .Но вскоре его власть все больше приобретала

царский характер


Задание: «Найдите подтверждение этому в учебнике на стр. 241-242»






Учитель дополняет: «Статуи

Цезаря ставились рядом со статуями богов. У него была почетная колесница

пурпурная тога. Он имел исключительное право распоряжаться

войском и казной, рекомендовать кандидатов в Сенат и на другие должности. Ему оказывались царские

почести. Титул- «император» стал частью его имени»

Вопрос: «Кого в Риме называли императором?»



Учитель:» Какой можно сделать вывод?»



Учитель обобщает ответы учащихся:

«Диктатура Цезаря означала великий переворот в римской истории. Она положила конец тому государству, которое назывался Республикой и просуществовал 500 лет. Римское государство превратилось в Империю, которая тоже просуществовала 500 лет



Учитель: «Стремление к царской власти вызвало недовольство многих богатых римлян, не желавших мириться с исключительным правом Цезаря. Против него созрел заговор, среди заговорщиков оказались и его близкие друзья. .Предлагаю посмотреть фрагмент к/ф «Клеопатра»


Ребята, сейчас мы выясним, что нового вы узнали сегодня.



Вопросы: *Что изменилось в Римском государстве в 1 в. до н.э.


* Кто стал диктатором в 49г.до н.э.

* Были ли у него соперники?




* Что привело Цезаря к власти?




* Можно ли было избежать

единовластия ?




* Что такое кризис?

* Что изменилось с приходом

Цезаря к власти?


* почему Цезарь был убит?



Учитель дает общую оценку работы класса, показывает степень успешности овладения содержанием урока, отмечает деятельность отдельных уч-ся, называет отметки. Предлагает им записать в тетради о том, что дал им урок.







Учитель сообщает домашнее задание, записывает его на доске, комментирует.

  • прочитать параграф 52

  • подготовить рассказ «Почему Цезарь пришел к власти»

  • Дополнительное задание ( по желанию) –написать мини-сочинение

«Нужна ли цель в жизни?»

(что такое великая цель, все ли средства хороши для ее достижения, ваше отношение к Цезарю)









Приветствие учителя.











2 ученика выполняют таблицу

«Управление в Римской респуб-

лике»

Примерные ответы:

«Республика-(в пре. с лат.-общественное дело) – форма правления, при которой сам народ выбирает своих правителей…»


«В 509 г. до н.э»

Ученики отвечают: Расширилась территория Рима, ей стало принадлежать все Средиземноморье



Дети показывают по карте

расширение территории





Ученики отвечают:

Провинция- это завоеванные римлянами области за пределами Италии.

Ответы: «Только граждане, проживающие в Риме»


Ответы: « Народное собрание уже не выражало интересы всех римских граждан»

Ученики отвечают: «Народное собрание выбирало из граждан 2-х консулов на один год, которые обладали высшей гражданской и военной властью, проводили набор войск, предлагали новые законы.

Народные трибуны - высшие должностные лица, избираемые из плебеев. Им принадлежало право вето.

Сенат- орган власти, куда входили без выборов бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица пожизненно.

Сенат обладал огромными полномочиями, но не перед кем

Не отчитывался, не нес ответственности за ошибочные

решения.

В чрезвычайных обстоятельствах

Государственная власть могла назначить диктатора на 6месяцев. Он обладал абсолютной властью над всеми гражданами»

Ответы: «Правитель, обладающий неограниченной властью, ни перед кем не отчитывается в своих действиях»












Ученики глубоко размышляют и дают ответы.

«В стране творились беспорядки, вызванные враждой между различными группировками,

гражданской войной


Гражданская война – вооруженная борьба за власть между гражданами одной страны


Огромное количество рабов тяготило Италию. Они жили в ужасных условиях. Результат-

мощное восстание под руководством Спартака.

Мощные выступления были и в провинциях.

Ответы: «В стране сложилась сложная обстановка, положение было неустойчивым.»

Ученики записывают определение в тетради.








Ученики приступают к изучению содержания документа

(отрывок из рассказа Плутарха)

Стр. 241






Идет работа в группах, они должны подготовить лаконичную характеристику каждой личности.


Дети зачитывают отрывки из документа:

«Управление в Риме находилось в полном расстройстве»

«Выборы превращались в баталии

с убитыми и раненными»

«Рим погружался в пучину бедствий»

Дети находят подтверждение:

«Здравомыслящие люди открыто говорили, что государство не может быть исцелено ничем, кроме единовластия»








Примерные ответы:

«Они осуществляли набор войск, командовали ими»

«Военные получали от них плату»

«От полководцев воины получали

государственные должности, почести, часть военной добычи»





Ответы ответственных в группах:

1 группа: (о Крассе): Римляне

Утверждали, что блеск его многочисленных добродетелей

омрачен лишь одним пороком-

жаждой наживы. Сила его заключалась в умении угождать, но прежде всего - во внушаемом

им страхе»

2 группа: ( о Помпее )

«Пользовался любовью народа, свое влияние в государстве

Приобретал благодаря собственным заслугам. Был высокомерным, верил в свое

Могущество и стал с пренебрежением относиться к

своим соперникам»

3 группа: ( о Цезаре) : «Был одарен красноречием, бесстрашно вел себя в плену у пиратов. За неполные 10 лет войны в Галии взял штурмом более 600 городов.

Пользовался любовью и преданностью своих воинов, они

шли за ним на любую опасность.

Щедро дарил подарки и почести. Его умеренность и милосердие были удивительны. Когда против него готовилось что-нибудь опасное, он старался это пресекать, но не наказывать. Сражался с 3 млн.человек, из которых 1млн. уничтожил во время битв и столько же захватил в плен.



















Ответы: Диктатор-правитель, обладающий неограниченной властью, опирающийся на войско.

Ни перед кем не отчитывается





Ответы учащихся:

«Поддержка народа»

«Черты его характера и богатая биография»

Учащиеся зачитывают интересные факты из его биографии (детям давалось опережающее задание подобрать

материал о Цезаре )

Дети отмечают такие качества как: - ум, талант оратора, упорство, целеустремленность,

щедрость, приятный характер.















Ученики зачитывают фразы из учебника: «Изображения Цезаря

печатались на монетах», «Его

статуи друзья увенчивали

короновали», «Он восседал на

золотом кресле, напоминавшем

трон»











Ответы: «так называли полководцев во время триумфов.

Император ( по лат. –повелитель,

главнокомандующий»

«Республиканский строй

сменился единовластием»


Ученики записывают вывод в тетради














Просмотр фрагмента



Учащиеся включаются в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями.

Ответы:

* Произошел переход от республики к диктатуре

* Гай Юлий Цезарь


Игра «Кто лишний?» (предлагается несколько портретов, дети убирают лишние)

  • обстановка в стране

  • поддержка народа

  • личные качества


* нет, т.к. в стране назрел кризис, надо было его преодолеть при помощи сильной власти


*дают определение

* прекратились волнения и кровопролития, установился порядок в стране

* Его стремление к царской

власти вызвало недовольство

многих богатых римлян

Делают записи в тетради:

-сегодня я узнал…

- я понял, что теперь могу…

- сегодня я приобрел…

- было интересно узнать…

- я научился…

- сегодня у меня не получилось…






Ученики внимательно слушают и записывают домашнее задание














Создается настрой на работу, дети готовятся к восприятию новых знаний






Закрепить знание отличительных признаков республиканского правления в Риме




















Подвести учащихся к пониманию произошедших в Римском государстве изменений.


































Учащиеся должны закрепить

Необходимые для усвоения нового материала знания





































































Учащиеся приходят к пониманию того,

что в 1в.до н.э.

республиканское правление перестало быть эффективным, для прекращения

конфликтов и

гражданских войн


нужна была иная

форма правления,

в частности-

единоличная власть


























Учащиеся должны

сделать вывод о том, у кого было больше шансов стать единоличным правителем.























Закрепить признаки диктатуры





У учащихся должно сформироваться

представление о

наиболее существенных

чертах его характера, которые помогли

ему прийти к власти

















Подвести учащихся к пониманию того,

что республиканский строй фактически

сменился единоличной

властью при

сохранении

прежних органов

управления



































Умение учащихся распознавать, воспроизводить новое знание, применять его.

Выявление и устранение недостатков в УУД
















Умение учащихся схватить типичное в успешности усвоенимя и недостатки в усвоенных знаниях,учесть их при выполнении

домашнего задания


Дальнейшее

развитие знаний

учащихся и

подготовка к

последующему

обучению.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!