I. Организационный. Цель: подготовить уч-ся к работе на уроке, стимулировать активность учащихся II. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний. Цель: актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. III. Этап усвоения новых знаний. Цель: подвести учащихся к пониманию неизбежности утверждения диктатуры, рассмотреть особенности личности Цезаря и прихода его к власти IV. Этап закрепления новых знаний. Цель: устанорвить правильность и осознанность усвоения учащимися нового материала. Организовать деятельность уч-ся по применению изученного, установить пробелы в знаниях. V. Подведение итогов. Рефлексия. Цель: дать анализ успешности овладения УУД VI. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Цель: сконцентрировать внимание учащихся на выполнении д/з, развивать чувство долга и ответственности. Учить самостоятельно добывать знания. | 2 мин. 10 мин. 20 мин. 7 мин. 3 мин. 3 мин. | Приветствие: «Здравствуйте, дети!». Сообщение темы и раскрытие основных целей урока: «Тема урока «Единовластие Цезаря». Работа предстоит сложная, но вы справитесь. Ваша задача-понять, почему произошел переход власти в Риме от Республики к диктатуре. Какие факты свидетельствуют об этом? Можно ли было этого избежать?» Учитель вызывает двух уч-ся к доске и дает им индивидуальные задания: «Ребята, вы должны быстро заполнить таблицу «Управление в Римской Республике» пока 2 ученика работают у доски, учитель вовлекает остальных учеников в обсуждение. Вопрос: «Что такое Республика?» Вопрос: «Когда в Риме была установлена республика? Учитель поясняет: «В то время Рим был небольшим государством. Власть принадлежала Народному собранию, на которое являлись все граждане. Это было несложно. С тех пор прошло 400 лет. Вопрос: «Что изменилось?» Работа с картой Слово учителя: «Изменилась и жизнь народа. Римские граждане проживали теперь в Испании, Македонии и других провинциях» Вопрос «Что такое провинция?» Вопрос: «Кто теперь мог явиться на народное собрание?» Вопрос: «Ребята, какой можно сделать вывод?» Учитель поясняет «Но кроме Народного собрания были и другие органы управления. Об этом сейчас расскажут ребята, заполнявшие таблицу.» Вопрос: «Кто такой диктатор?» Вводное слово учителя: «Богачи покупали избирателей, кормили и поили их, развлекали гладиаторскими боями, чтобы стать консулом, а через год войти в Сенат и получить какую-нибудь провинцию, еще больше разбогатеть. Между тем многие из них ничего не понимали ни в военном деле, ни в управлении государством.В 1 в. до н.э. обстановка в Римском государстве осложнилась» Вопрос: « Какие факты вы можете привести в подтверждение этому тезису? Вопрос: « Что такое гражданская война?» Вопрос: «Какие факты вам еще известны?» Учитель: «Какой вывод можно сделать из всего сказанного?» Учитель обобщает ответы: «Ребята, сложная обстановка, неустойчивое положение, обострение ситуации, взрывоопасное положение в обществе называется кризисом» Давайте запишем это определение в тетрадях. Учитель: «А теперь откройте учебники на стр. 241 и ознакомтесь с содержанием документа. Пока ученики работают с учебником, учитель готовит раздаточный материал для трех групп. Учитель: посмотрите на экран, перед вами три портрета –это Ю.Цезарь, М.Красс, Г.Помпей. Мы сейчас разделимся на три группы и вы изучите их характеристики, а потом отметите их отличительные черты Учитель: «А теперь вернемся к документу, найдите в документе подтверждение тому , что в Римском государстве наступил кризис» Пояснение учителя: «Многие богатые римляне говорили о том, что власть нужно передать в одни руки. Что об этом говорится в документе?» Учитель: Т.о., в Риме возникла необходимость в четком оперативном руководстве. Эта роль отводилась полководцу, который будет управлять, Опираясь на войско, он сумеет подавить восстания и недовольство бедняков и в провинциях. Вопрос: «Почему полководцы играли в Римском государстве большую роль?» Учитель: «Действительно, реально могли претендовать на власть только полководцы, опиравшиеся на преданную им армию. Полководцами были Красс и Помпей, они подавили восстание Спартака. Цезарь тоже завоевал огромную популярность. Давайте послушаем представителей групп и их характеристики. Рассказ учителя. « Как мы видим соперники были достойны друг друга. В 60 г.до н.э. Цезарь был избран консулом, тогда же все трое заключили политический союз-триумвират, они помогали друг другу. В 59г.до н.э. Цезарь получил в управление Заальпийскую Галлию, покорил ее. Войны принесли ему славу полководца, груды золота и преданное войско, которому он платил двойное жалованье и обещал дать землю. Его успехи вызвали зависть у Красса и Помпея. Они уговорили Сенат приказать Цезарю распустить войско и безоружным вернуться в Рим. Цезарь не выполнил этого распоряжения, а пошел на Рим, занял его без боя. В 49 г. до н. э. Сенат провозгласил Цезаря пожизненным диктатором. Вопрос: « Кто такой диктатор?» Пояснение учителя: Итак, Цезарь стал единоличным правителем .не только благодаря обстоятельствам. Вопрос: « Что еще помогло Цезарю прийти к власти? «Ребята, что вы узнали о Цезаре?» Вопрос: «Какие главные черты вы можете выделить из всего услышанного?» Учитель: «Цезарь-одна из самых интересных и колоритных личностей, на протяжении многих веков привлекающих к себе внимание. Придя к власти, он выполнил свои обещания: наделил землей ветеранов, были отстроены Коринф и Карфаген для неимущих, сохранил Народное собрание. Сильная власть Цезаря, опиравшаяся на верные легионы, остановила кровопролитие и укрепила государство .Но вскоре его власть все больше приобретала царский характер Задание: «Найдите подтверждение этому в учебнике на стр. 241-242» Учитель дополняет: «Статуи Цезаря ставились рядом со статуями богов. У него была почетная колесница пурпурная тога. Он имел исключительное право распоряжаться войском и казной, рекомендовать кандидатов в Сенат и на другие должности. Ему оказывались царские почести. Титул- «император» стал частью его имени» Вопрос: «Кого в Риме называли императором?» Учитель:» Какой можно сделать вывод?» Учитель обобщает ответы учащихся: «Диктатура Цезаря означала великий переворот в римской истории. Она положила конец тому государству, которое назывался Республикой и просуществовал 500 лет. Римское государство превратилось в Империю, которая тоже просуществовала 500 лет Учитель: «Стремление к царской власти вызвало недовольство многих богатых римлян, не желавших мириться с исключительным правом Цезаря. Против него созрел заговор, среди заговорщиков оказались и его близкие друзья. .Предлагаю посмотреть фрагмент к/ф «Клеопатра» Ребята, сейчас мы выясним, что нового вы узнали сегодня. Вопросы: *Что изменилось в Римском государстве в 1 в. до н.э. * Кто стал диктатором в 49г.до н.э. * Были ли у него соперники? * Что привело Цезаря к власти? * Можно ли было избежать единовластия ? * Что такое кризис? * Что изменилось с приходом Цезаря к власти? * почему Цезарь был убит? Учитель дает общую оценку работы класса, показывает степень успешности овладения содержанием урока, отмечает деятельность отдельных уч-ся, называет отметки. Предлагает им записать в тетради о том, что дал им урок. Учитель сообщает домашнее задание, записывает его на доске, комментирует. «Нужна ли цель в жизни?» (что такое великая цель, все ли средства хороши для ее достижения, ваше отношение к Цезарю) | Приветствие учителя. 2 ученика выполняют таблицу «Управление в Римской респуб- лике» Примерные ответы: «Республика-(в пре. с лат.-общественное дело) – форма правления, при которой сам народ выбирает своих правителей…» «В 509 г. до н.э» Ученики отвечают: Расширилась территория Рима, ей стало принадлежать все Средиземноморье Дети показывают по карте расширение территории Ученики отвечают: Провинция- это завоеванные римлянами области за пределами Италии. Ответы: «Только граждане, проживающие в Риме» Ответы: « Народное собрание уже не выражало интересы всех римских граждан» Ученики отвечают: «Народное собрание выбирало из граждан 2-х консулов на один год, которые обладали высшей гражданской и военной властью, проводили набор войск, предлагали новые законы. Народные трибуны - высшие должностные лица, избираемые из плебеев. Им принадлежало право вето. Сенат- орган власти, куда входили без выборов бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица пожизненно. Сенат обладал огромными полномочиями, но не перед кем Не отчитывался, не нес ответственности за ошибочные решения. В чрезвычайных обстоятельствах Государственная власть могла назначить диктатора на 6месяцев. Он обладал абсолютной властью над всеми гражданами» Ответы: «Правитель, обладающий неограниченной властью, ни перед кем не отчитывается в своих действиях» Ученики глубоко размышляют и дают ответы. «В стране творились беспорядки, вызванные враждой между различными группировками, гражданской войной Гражданская война – вооруженная борьба за власть между гражданами одной страны Огромное количество рабов тяготило Италию. Они жили в ужасных условиях. Результат- мощное восстание под руководством Спартака. Мощные выступления были и в провинциях. Ответы: «В стране сложилась сложная обстановка, положение было неустойчивым.» Ученики записывают определение в тетради. Ученики приступают к изучению содержания документа (отрывок из рассказа Плутарха) Стр. 241 Идет работа в группах, они должны подготовить лаконичную характеристику каждой личности. Дети зачитывают отрывки из документа: «Управление в Риме находилось в полном расстройстве» «Выборы превращались в баталии с убитыми и раненными» «Рим погружался в пучину бедствий» Дети находят подтверждение: «Здравомыслящие люди открыто говорили, что государство не может быть исцелено ничем, кроме единовластия» Примерные ответы: «Они осуществляли набор войск, командовали ими» «Военные получали от них плату» «От полководцев воины получали государственные должности, почести, часть военной добычи» Ответы ответственных в группах: 1 группа: (о Крассе): Римляне Утверждали, что блеск его многочисленных добродетелей омрачен лишь одним пороком- жаждой наживы. Сила его заключалась в умении угождать, но прежде всего - во внушаемом им страхе» 2 группа: ( о Помпее ) «Пользовался любовью народа, свое влияние в государстве Приобретал благодаря собственным заслугам. Был высокомерным, верил в свое Могущество и стал с пренебрежением относиться к своим соперникам» 3 группа: ( о Цезаре) : «Был одарен красноречием, бесстрашно вел себя в плену у пиратов. За неполные 10 лет войны в Галии взял штурмом более 600 городов. Пользовался любовью и преданностью своих воинов, они шли за ним на любую опасность. Щедро дарил подарки и почести. Его умеренность и милосердие были удивительны. Когда против него готовилось что-нибудь опасное, он старался это пресекать, но не наказывать. Сражался с 3 млн.человек, из которых 1млн. уничтожил во время битв и столько же захватил в плен. Ответы: Диктатор-правитель, обладающий неограниченной властью, опирающийся на войско. Ни перед кем не отчитывается Ответы учащихся: «Поддержка народа» «Черты его характера и богатая биография» Учащиеся зачитывают интересные факты из его биографии (детям давалось опережающее задание подобрать материал о Цезаре ) Дети отмечают такие качества как: - ум, талант оратора, упорство, целеустремленность, щедрость, приятный характер. Ученики зачитывают фразы из учебника: «Изображения Цезаря печатались на монетах», «Его статуи друзья увенчивали короновали», «Он восседал на золотом кресле, напоминавшем трон» Ответы: «так называли полководцев во время триумфов. Император ( по лат. –повелитель, главнокомандующий» «Республиканский строй сменился единовластием» Ученики записывают вывод в тетради Просмотр фрагмента Учащиеся включаются в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями. Ответы: * Произошел переход от республики к диктатуре * Гай Юлий Цезарь Игра «Кто лишний?» (предлагается несколько портретов, дети убирают лишние) обстановка в стране поддержка народа личные качества * нет, т.к. в стране назрел кризис, надо было его преодолеть при помощи сильной власти *дают определение * прекратились волнения и кровопролития, установился порядок в стране * Его стремление к царской власти вызвало недовольство многих богатых римлян Делают записи в тетради: -сегодня я узнал… - я понял, что теперь могу… - сегодня я приобрел… - было интересно узнать… - я научился… - сегодня у меня не получилось… Ученики внимательно слушают и записывают домашнее задание | Создается настрой на работу, дети готовятся к восприятию новых знаний Закрепить знание отличительных признаков республиканского правления в Риме Подвести учащихся к пониманию произошедших в Римском государстве изменений. Учащиеся должны закрепить Необходимые для усвоения нового материала знания Учащиеся приходят к пониманию того, что в 1в.до н.э. республиканское правление перестало быть эффективным, для прекращения конфликтов и гражданских войн нужна была иная форма правления, в частности- единоличная власть Учащиеся должны сделать вывод о том, у кого было больше шансов стать единоличным правителем. Закрепить признаки диктатуры У учащихся должно сформироваться представление о наиболее существенных чертах его характера, которые помогли ему прийти к власти Подвести учащихся к пониманию того, что республиканский строй фактически сменился единоличной властью при сохранении прежних органов управления Умение учащихся распознавать, воспроизводить новое знание, применять его. Выявление и устранение недостатков в УУД Умение учащихся схватить типичное в успешности усвоенимя и недостатки в усвоенных знаниях,учесть их при выполнении домашнего задания Дальнейшее развитие знаний учащихся и подготовка к последующему обучению. |