карточки для групповой и индивидуальной работы .
Дети имеют понятие о слове как о значимой единице языка и о его лексическом значении; сформировано понятие об однокоренных словах, о корне , как о главной значимой части слова, в которой заключается значение однокоренных слов, об окончании, как об изменяемой части слова и его роли.
Умеют решать следующие практические задачи: определять лексическое значение слов (в т.ч. с использованием словарей), выделять корень в словах, окончание и основу слова.
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Теоретическое обоснование: формируемые УУД |
| Мотивация к УД Задача:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | У. предлагает детям прочитать пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья» СЛАЙД1 -Начнем урок с пословицы. Прочитайте ее. В чем смысл этой пословицы? ( Она будет девизом нашего урока) -Открыть тетради, записать число, Классная работа. | Дети читают, анализируют , формулируют главную мысль | Личностные: Желание продолжать свою учебу проявлять интерес к изучению русского языка Регулятивные: Самостоятель-но организовы-вать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Коммуникатив-ные: участвовать в диалоге |
| Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений Задача: Актуализиро-вать мыслительные операции внимание, мышление; организовать фиксацию места, где возникло затруднение | У.предлагает выписать из пословицы однокоренные слова. -Докажите , что данные слова являются однокоренными - Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей. - Как вы думаете – может ли быть слово без корня? -Что такое окончание? - Как найти окончание? - Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили. | -Нет. -Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. - Чтобы найти окончание надо изменить форму слова. На доске из магнитов моделируют части слова | Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; структурировать знания; оформлять в виде модели необходимые для урока имеющиеся знания Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной форме |
| Постановка учебной задачи Задача: – организовать формулировку темы, цели урока. | -Разберите выписанные вами слова по составу -Какие затруднения возникли при разборе? Достаточно ли имеющихся знаний для разбора второго слова?(Поставим знак вопроса над неизвестной пока морфемой) -Сформулируйте тему урока .Что мы должны узнать и чему научиться? -Новая морфема обозначается Помещаю ее в схему слов , в составленную модель на доске | Один ученик у доски. Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом. Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания. Формулируют тему урока (знакомство с новой морфемой) и планируют работу на уроке, опираясь на прежний опыт знакомства с другими частями слова ( узнать место морфемы, ее роли, научиться определять ее в словах и правильно писать) | Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составлять план и последовательность своих действий Познавательные на основе анализа объектов делать выводы. |
| Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) Задача: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога | -Начинаем работу по плану, который вы составили. Исследовательская работа ( проводится фронтально) На доске: СЛАЙД2 Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит -Что объединяет слова ? -Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. - Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? - Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? - Как называется эта часть слова? -Проверим наши выводы -Достигли ли вы конечного результата? | Списывают слова Они однокоренные (выделяют корень) Высказывают предложения -пере,-под, -в,-вы, -об,-у - Перед корнем -Приставка. Читают правила на с. 84-85 -Нет. Необходимо научиться определять приставки | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализирование, сравнение , подведение под понятие Регулятивные УУД определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные УУД Работать в группе |
| Физминутка. Задача: здоровьесбережение, применение полученных знаний в игровой форме | Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. В-(станьте). По-(прыгайте). При-(седайте). Под-(нимите) руки. О-(пустите) руки. На-(клонитесь) вперед. А теперь на-(клонитесь)назад. И тоже в стороны | | |
| Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) Задача: – организовать применение нового знания; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать фронтальную проверку | -Какие приставки вы запомнили? Работа в паре: -Какие вопросы по нашему плану вы можете задать друг другу? Дайте ответ на поставленные вопросы.( опора- учебник с. 84) Работа с учебником Упр. 154 с. 85 -Оцените работу друг друга ,называя по очереди получившиеся слова -Какой вывод сделаете из этого упр. -Для чего важно правильно употреблять и писать приставки? Работа в паре по карточке № 1 - Ребята, вспомните, что такое антонимы. -Выполните задание по карточке( проверка по цепочке + экран) СЛАЙД 3 -Что общего /различного в этих словах? -Можно ли употребить эти глаголы без приставок? -Как же найти в слове приставку, сделайте вывод ( проверка вывода с. 86- сведения о языке) | Перечисляют приставки , произнесенные учителем в ф.м. Задают друг другу вопросы , получают ответ (- Где находятся приставки? -Для чего служат приставки?) -Приставки в словах пишутся одинаково -Передавать информацию верно и грамотно писать Формулируют правило «Что такое антонимы?» -Это глаголы с приставками ,однокоренные/противоположные по смыслу Делают вывод , проверка в учебнике | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно ,сличение способа действия и его результата с эталоном, осознание уровня усвоения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других , умение работать в паре Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательные УУД: мыслительные операции анализа , синтеза, сравнение объектов и установление причинно-следственных связей |
| Самостоятельная работа (закрепление способа действия) Задача: – организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий – организовать самопроверку; | Индивидуальная работа по карточке №2 | Самопроверка с экрана | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий, сличение способа действия и результата с эталоном, осознание качества и уровня усвоения |
| Рефлексия УД задача: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности | Тест зачитывается учителем 1.Приставка – это: а) главная часть слова б) значимая часть слова 2. Приставка стоит: а) перед корнем б) после корня 3. Приставка служит: а) для связи слов в предложении б) для образования новых слов 4. Приставка – это: а) изменяемая часть слова б) неизменяемая часть слов 5. Чтобы найти приставку в слове надо: а) изменить форму слова б) подобрать однокоренные слова 6. В каком слове есть приставка: а) безделье б) белить СЛАЙД 3 -Какое слово вызвало затруднение в начале урока. Оно встретилось и в конце. Думаю тот из вас сможет оценить свою работу, кто не был бездельником – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… -Кто сможет дома рассказать для чего же нужны приставки? | Заполняют табличную форму, сверяют с эталоном на экране, делают вывод о степени овладения новым знанием -Безделье. | Личностные УУД: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Коммуникативные УУД: -формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей среде ПознавательныеУУД: - самостоятельное решения проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; Регулятивные УУД: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
| Д/з Задача: – организовать выполнение д/з | Правила с. 84-85 упр.156 (Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки) | Слушают пояснения учителя, записывают в дневник. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других |
К данным словам подберите однокоренные слова-антонимы. Приставки выделите.