СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект. Школьная экологическая тропа.(Школьный учебный участок)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:

Создание условий для формирования экологического сознания детей с целью создания режима благоприятствования работе пришкольного участка.

Задачи

- создание учебной экологической тропы для школьников и дошкольников . - закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней.

-  научить  распознавать   растения  и  животных разных экосистем  на экологической тропе;

- обратить  внимание   школьников  на пагубное   воздействие   человека  на природу,  призвать  их   к защите  природы;

- способствовать  воспитанию  экологической  культуры  поведения   школьников  как  части  общей  культуры  взаимоотношений   людей  друг с другом  и отношения  человека к природе.  

Содержание проекта охватывает весь процесс обучения и в целях сохранения логики его изучения разделен на этапы выполнения.

Проект предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Просмотр содержимого документа
«Проект. Школьная экологическая тропа.(Школьный учебный участок)»

Прииртышская ОСШ имени Т.П. Праслова.



КЕЛІСІЛДІ:

Оқу ісінің меңгерушісі

СОГЛАСОВАНО:

Зам. Директора по ВР

_____ Левченко Л.И.

«___» __________ 2017ж./г.


БЕКІТЕМІН:

Мектеп директоры

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы –

__________Исенова С.А.

«___» ____ 2017ж./г.







Проект.

Школьная экологическая тропа.











Составила учитель химии и биологии :

Аксенюк В.В.













2017 год.

с. Прииртышское

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Нормативно-правовые документы:

2.1. Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул на 2015-2017 годы

2.2.Пояснительная записка к проекту распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул на 2015-2017 годы»

2.3.Положение о летней трудовой практике

2.3.1.Общие положения

2.3.2.Содержание летних практических работ

2.3.3.Организация летних практических работ

2.3.4.Руководство летними практическими работами

2.3.5.Ответственность участников за прохождение летних практических работ

2.4..Положение об учебно-опытном участке ГУ Прииртышская ОСШ имени Т.П. Праслова

2.5.Назначение учебно-опытного участка, его структура

2.6.Инструкции по технике безопасности на пришкольном участке.

2.7.Паспорт учебно-опытного участка

3.Школьная экологическая тропа (содержание проекта).

3.1.. Актуальность проекта.

3.2. Участники проекта.

3.3. Ожидаемые результаты.

3.4. Практическая значимость .

3.5. Требования к участникам.

3.6. Назначение отделов открытого грунта

3.7.Тематическое планирование.

3.7.1.Календарно - годовой план работы пришкольного участка

3.7.2.План работы учащихся на учебно-опытном участке

2015-2016 учебный год

3.7.3.Агротехнический план работ на учебно-опытном участке

3.8. Методы оценки












Пояснительная записка.

Современный образовательный процесс направлен не только на обеспечение воспроизводства социального опыта, но и на развитие творческой личности, готовой к расширению и преобразованию этого опыта, продуцированию нового. В связи с этим особенно актуальна задача приобщения учащихся к исследовательской деятельности, которая формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие качества личности, как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность, системность мышления, что необходимо специалисту в любой области, даже если он не станет научным работником.

Основным направлением практической экологической деятельности нашей школы является формирование экологического мышления, углубление теоретических знаний, практическая работа на местах, что позволяет ребятам оценивать состояние окружающей среды, приобретать навыки нравственного поведения в природе

    Создание учебных троп при школах необходимо для развития у детей интереса к изучению экологии и любви к природе. В настоящее время экскурсии на природу в школах проводятся очень редко. Учителя мотивируют это тем, что нужно далеко идти, дети разбегаются, урок проходит неэффективно. В то же время даже территория обычного школьного двора может стать прекрасным объектом для изучения, многократно использоваться на различных уроках, она не требует больших затрат учебного времени - практически на любом уроке можно выйти на 15-20 минут, рассмотреть нужный объект и вернуться в класс. Как правило, разнообразия растений в школьном дворе вполне хватает для использования их на уроках биологии, географии и, конечно же, природоведения. Тропу также можно использовать и на внеклассных мероприятиях.
   Прииртышская школа может стать базовой в использовании школьных учебных троп. В ней могут отрабатываться программы и занятия. В случае получения положительных результатов опыт работы школы может быть перенесен на другие школы района.

Основные направления практической экологической деятельности:

художественно-эстетическая деятельность (изобразительное, литературное, музыкальное, техническое и др. творчество на материале экологического содержания);

натуралистическая деятельность (изучение природных систем в их естественном и изменённом состояниях);

просветительская и пропагандистская деятельность (сбор, анализ, обработка, распространение информации эколого-просветительского и природоохранного характера);

природоохранная деятельность (восстановление, защита, сохранение природоохранных экосистем и их компонентов);

Данный проект предназначен для учащихся 5-11 классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.


Цель проекта:

Создание условий для формирования экологического сознания детей с целью создания режима благоприятствования работе пришкольного участка.

Задачи

- создание учебной экологической тропы для школьников и дошкольников .
- закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней.

- научить распознавать растения и животных разных экосистем на экологической тропе;

- обратить внимание школьников на пагубное воздействие человека на природу, призвать их к защите природы;

- способствовать воспитанию экологической культуры поведения школьников как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.  

Содержание проекта охватывает весь процесс обучения и в целях сохранения логики его изучения разделен на этапы выполнения.

Проект предполагает как теоретические, так и практические занятия.



























Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул на 2015-2017 годы.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» для личностного, социального, физического, творческого развития детей и профилактики правонарушений в период летних каникул:
1. Акимам областей, городов Астаны и Алматы, Министерству образования и науки Республики Казахстана:
1) обеспечить оздоровительный отдых, досуг и занятость детей в период летних каникул за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию программ дополнительного образования, спонсорских средств;
2) сформировать комиссии межведомственного взаимодействия по подготовке и приемке к эксплуатации детских оздоровительных организаций;
3) принять меры по организации деятельности загородных детских оздоровительных организаций, детских оздоровительных организаций круглогодичного действия, обеспечению квалифицированными кадрами, рассмотреть возможности возврата в государственную собственность и восстановления детских оздоровительных организаций в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
4) в приоритетном порядке бесплатно обеспечивать оздоровительный отдых детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов, с ограниченными возможностями в развитии, детей из экологически неблагоприятных районов, лучших учащихся общеобразовательных школ;
5) организовать досуг детей в лагерях дневного пребывания с питанием и без питания при общеобразовательных школах, организациях дополнительного образования;
6) осуществлять занятость детей в лагерях труда и отдыха, школьных лесничествах, отрядах по благоустройству и озеленению в соответствии с трудовым законодательством Республики;
7) принять меры по обеспечению пожарной безопасности детских оздоровительных организаций, безопасности жизни и здоровья детей на водах во время оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей.
2. Министерству туризма и спорта Республики Казахстан совместно с местными исполнительными органами:
1) обеспечить развитие детского туризма и спорта в регионах республики;
2) организовать проведение спортивно-оздоровительных, туристических, спортивно-массовых, досуговых мероприятий;
3) принять меры по организации деятельности туристских и спортивных организаций в период летних каникул.
3. Министерству внутренних дел Республики Казахстан:
1) обеспечить безопасность перевозки детей в детские оздоровительные организации;

2) предусмотреть профилактические меры по предупреждению детского травматизма и пропаганду безопасности дорожного движения;
3) проводить мероприятия по профилактике правонарушений, преступности, предупреждению беспризорности и безнадзорности детей.
4. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан:
1) принять меры по обеспечению противопожарной безопасности детских оздоровительных организаций;
2) организовать проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей и безопасности их на водах, пожарной безопасности объектов детского оздоровительного отдыха.
5. Министерству здравоохранения Республики Казахстан:
1) обеспечить санитарно-эпидемиологический надзор за объектами детских оздоровительных организаций и организацией питания в детских оздоровительных организациях;
2) проводить координацию деятельности организаций здравоохранения за медицинским обслуживанием и оздоровлением детей.
6. Министерству связи и информации Республики Казахстан:
1) обеспечить освещение в средствах массовой информации хода подготовки и проведения оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей; 2) подготовить цикл специальных передач и трансляцию на республиканских и региональных телевизионных каналах об организациию оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей.
7. Министерству образования и науки Республики Казахстан обеспечить общую координацию оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул 2015–2017 годов и представлять отчет в Правительство Республики Казахстан ежегодно к 10 октября.
8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Премьер-Министр К. Масимов


Пояснительная записка к проекту распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул на 2015-2017 годы»


п/п

Перечень сведений, которые должны быть отражены в проекте

Информация государственного органа – разработчика

1

Государственный орган разработчик

Министерство образования и науки Республики Казахстан

2.

Обоснования необходимости принятия проекта

Для обеспечения общей координации и разграничений компетенции исполнительных органов по вопросу организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул.

Наличие правовой основы для дальнейшего развития и улучшения ситуации в области отдыха детей в соответствии с законодательными актами: статья 19 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан», статья 4 Закона «О физической культуре и спорте», статья 12 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан»,

статья 10 Закона «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». 

3.

Предполагаемые социально-экономические и/или правовые последствия в случае принятия проекта

Принятие проекта не влечет негативных социально-экономических последствий

 

4.

Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта

За счет средств, предусмотренных в местных бюджетах на реализацию программ дополнительного образования в организациях дополнительного образования и привлечения спонсорских средств. Сумма средств по решению маслихатов может меняться. 

Реализация данного проекта дополнительных финансовых средств из республиканского и местных бюджетов не потребует

5.

Конкретные цели и сроки ожидаемых результатов в случае принятия проекта, эффективность вносимых предложений

Принятие проекта позволит реализовать право детей на творческое развитие, отдых и восстановление физического здоровья, в том числе детей с ослабленным здоровьем (загородные лагеря санаторно-курортного лечения), детей с девиантным поведением, детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей из экологически неблагополучных регионов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в развитии, а также лучших школьников.

6.

Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализации

Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстанот 18 мая 2006 года № 132-р «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период каникул».

7.

Необходимость последующего приведения законодательства в соответствии с проектом

Отсутствуют

8.

Результаты дополнительной экспертизы (правовой, экономической, экологической, финансовой и других) в случае ее проведения по поручению Премьер-Министра в других организациях

Не проводилась

9.

Иные сведения

 Отсутствуют



Положение о летней трудовой практике (Утверждено Совет школы

От 12/05/2012)

Общие положения

Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул на 2015-2017 годы

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» для личностного, социального, физического, творческого развития детей и профилактики правонарушений в период летних каникул, обучающиеся должны пройти летнюю трудовую практику.

Цель организации летней трудовой практики:

укрепление связи обучения и воспитания с практикой,

К общественно-полезному труду в период летних каникул привлекаются в организованном порядке обучающиеся V - VIII, Х классов.

Задачи летних практических работ обучающихся:

обеспечить в период летних каникул организованное трудовое участие на пришкольном участке, благоустройстве и озеленении школы, охране природы;

воспитывать у обучающихся добросовестное отношение к труду, высокие нравственные качества гражданина, рачительного отношения к общественной и личной собственности

знакомить с элементами экономики и организации труда;

способствовать физическому развитию обучающихся, укреплению их здоровья.

Содержание летних практических работ

Содержание летних практических работ обучающихся определяется на основе задач трудового воспитания обучающихся и с учётом их возраста, пола и состояния здоровья, потребностей школы.

Обучающиеся привлекаются к различным работам для своей школы; к труду на пришкольном участке, изготовлению и ремонту оборудования кабинетов, мебели, мастерских, благоустройству школьной территории и др.

Важным направлением летних практических работ обучающихся является участие в работах по благоустройству и озеленению микрорайона, охране природы.

В период летних практических работ с обучающимися проводится воспитательная работа.

Организация летних практических работ

Педагогическая и экономическая эффективность летних практических работ обучающихся определяется правильной их организацией. Она складывается из создания трудовых коллективов обучающихся, планирования их труда, подбора и подготовки кадров руководителей, формирования у обучающихся необходимых знаний и практических умений, а также обеспечения обязательных мер по охране здоровья и труда обучающихся.

В школе может быть создано несколько трудовых коллективов обучающихся: ремонтные бригады, звенья для работы на пришкольном участке и др. Трудовые коллективы обучающихся организуются школой по совместному решению директора и детскими организациями и действуют на основе принципов самоуправления.

Планирование летних практических работ состоит в своевременном и обоснованном определении для школы в целом и для каждого трудового коллектива обучающихся в отдельности содержания, объёма и сроков выполнения трудовых заданий.

Рациональная организация труда обучающихся в период летних каникул предусматривает ведение учёта и контроля, оценку труда. Особо отличившиеся в труде обучающиеся поощряются грамотами, подарками.

К летним практическим работам в полном объёме привлекаются только здоровые обучающиеся. Обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, опускаются к работам в объёме согласно заключения врача. Запрещается привлекать к общественно-полезному труду обучающихся, имеющих значительное отклонение в состоянии здоровья.

Продолжительность рабочего дня не должна превышать 4 часов. Общая продолжительность труда обучающихся в период летних каникул не должна превышать 2 недель у обучающихся V - VIII классов, и 3 недель у обучающихся Х классов.

для учащихся 2-4 классов - 1 день

для учащихся 5-7 классов - 10 дней,

для учащихся 8-10 классов - 15 дней.

В целях привлечения к труду большего числа школьников возможно проведение летних практических работ в 2-3 потока.

Учащиеся 5-10 классов работают на поливке и прополке пришкольного участка,.

3.7. Учащимся, проживающие за пределами села Прииртышское, не имеющим возможность проходить практику в установленном порядке предоставляется возможность выполнять задания по практике на личных участках.

3.8 Результатом выполнения задания является сдача овощей в школьную столовую (для удешевления питания) до 10 октября.

3.9. Учащимся, не прошедшим практику до10 октября, предоставляется право выполнять работы по школе до 1 ноября.

Кадровое обеспечение.

1. Приказом по учреждению назначаются начальник пришкольного сельскохозяйственного участка, его заместители на период отпусков.

2. Начальник пришкольного участка (или лица его заменяющие) руководит деятельностью бригад, несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за соблюдение правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.

Охрана жизни и здоровья детей.

1. Педагогические сотрудники, работающие на пришкольно-опытном участке, и дети должны строго соблюдать дисциплину, технику безопасности и правила пожарной безопасности.

2. Начальник пришкольно-опытного участка проводит инструктаж по технике безопасности для учащихся.

Руководство летними практическими работами

Руководство летними практическими работами обучающихся осуществляется администрацией школы.

За организацию летних практических работ обучающихся школы отвечает её директор. На него возлагается:

ответственность за соблюдение трудового законодательства;

определение содержания труда обучающихся;

подбор и расстановка кадров руководителей летних практических работ обучающихся;

организация необходимой материальной базы;

создание безопасных и здоровых условий труда, а в необходимых случаях и быта обучающихся;

оказание помощи ученическому самоуправлению в области руководства летними практическими работами обучающихся;

создание безопасных и здоровых условий труда, а в необходимых случаях и быта обучающихся;

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

планирует летние практические работы обучающихся, организует обсуждение плана на педагогическом совете школы;

руководит формированием трудовых коллективов обучающихся, их подготовкой к участию в летних практических работах;

обеспечивает чёткую организацию и охрану труда обучающихся, воспитательную работу с обучающимися в период летних практических работ.

Классные руководители, учителя – предметники участвуют в подготовке к летним практическим работам – в их планировании, формировании трудовых коллективов, в обучении обучающихся.

Непосредственное руководство летними практическими работами осуществляет руководитель трудового коллектива обучающихся. Он назначается приказом директора школы из числа учителей. Руководитель организует труд и быт обучающихся, проводит воспитательную работу, несёт персональную ответственность за состояние дел в трудовом коллективе. В организации производственной и воспитательной работы ему оказывает помощь классные руководители, учителя, работники школы.

Ответственность участников за прохождение летних практических работ

Обучающиеся обязаны соблюдать технику безопасности при проведении работ, неукоснительно выполнять все требования руководителя летних практически работ, других работников школы. Прохождение летних практически работ является обязательным для всех обучающихся, за исключением случаев указанных в п. 3.5.

Классные руководители несут ответственность за учёт и контроль за прохождением обучающимися летних практических работ.

Руководитель трудового коллектива несёт персональную ответственность за качество и объём выполненных работ, за состояние дел в трудовом коллективе.



Положение об учебно-опытном участке ГУ Прииртышская ОСШ имени Т.П. Праслова (Утверждено педагогическим советом от 12/05/2012)

Назначение учебно-опытного участка, его структура

1.   Учебно-опытный участок предназначен для проведения в 1-11-х классах уроков по трудовому обучению, природоведению, биологии, экологии и организации общественно-полезного, производительного труда; опытнической и природоохранительной работы и экологического воспитания.
2.   На учебно-опытном участке организуются отделы: полевых, овощных, культур, начальных классов, коллекционный, цветочно-декоративный , дендрологический, питомник
3.   Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых учащиеся 1-4 классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и природоведению.
4.   В отделах овощных культур выращиваются важнейшие культуры    нашей природной зоны.
5.   В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений.
6.   В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
7.   В коллекционном отделе возделываются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений
8.   В производственном отделе выращиваются овощи для школьной столовой.

9. 9. Защищенный грунт состоит из теплицы, в которой выращиваются овощные культуры.
10. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с образовательными программами, планами и объемами работ. Участок обеспечивается водой для полива растений.
11. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания в школьной

Паспорт учебно-опытного участка

Фамилия, имя, отчество директора школы, заведующего УОУ

Директор школы – Исенова С.А.

Заведующий УОУ - Левченко Л.И.

Материально-техническое обеспечение участка

Участок расположен рядом со зданием школы, огорожен забором , водой обеспечен. Овощехранилище в школе имеется, сельскохозяйственный ручной инвентарь имеется в недостаточном количестве.

 №
п/п

Название, назначение орудия

Есть в наличии

Необходимо приобрести


1.


Грабли – для разбивки комьев, выравнивания грядок, заделки семян.
 


-


4


2.


Вилы садовые – для перекопки и рыхления почвы перед посевом и уборкой урожая корнеплодов.
 


-


3


3.


Лопата – для перекопки почвы.
 


2


4


4.


Мотыги – для рыхления почвы, окучивания растений, поделки бороздок.
 


-


5


5.


Рыхлитель-кошка – для рыхления почвы в рядках и междурядиях.
 


-


5


6.


Лейка с разбрызгивателем – для полива растений.
 


-


4


7.


Ведро – для полива, сбора урожая.
 


5


2


8.


Шланг – для полива растений.
 


50м


50м


9.


Семена и посадочный материал:

Огурцы сортов: «Неженские», «Конкурент»,

Кабачки «Грибовский», « Цуккини»

Помидоры «Ляна», «Волгоградский».

Морковь «Нантская», «Московская поздняя».

Свекла столовая «Бардо», «Цилиндра».

Капуста  «Слава», «Крюмон»,  «Колобок»,

Семена цветочно-декоративных растений: бархатцы, осенние хризантемы, и др. 


В достаточном количестве

 

 

Контингент учащихся

В школе обучается 95 учащихся.


Проект.

Школьная экологическая тропа.

Основное содержание проекта

    Проект включает в себя создание учебной экологической тропы возле Прииртышской школы для проведения занятий по биологии, географии, природоведению и занятий в старшей и подготовительной группах детского сада. В состав входят учащиеся 1—11-х классов.
    Тропа проходит по школьному двору. Длина ее около 150 м. На тропе произрастает несколько видов деревьев и кустарников, порядка 30 видов трав, 2 вида мхов и 2 вида лишайников. В травянистом ярусе встречается большое количество насекомых и червей. Если учесть небольшое количество детей в классах (нет необходимости делить класс на группы), то такая тропа вполне может быть использована на занятиях.    Тропа оборудована табличками, содержащими сведения о растениях, произрастающих на ней, о животных (беспозвоночные, птицы и др.), которые могут быть встречены, и почвенном покрове.
    Описание и оборудование тропы (пришкольный участок) будет проводиться школьниками под руководством учителя.
   Прежде всего, красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и окружающей средой..

У нас в школе на учебно-опытном участке такие отделы:

овощной севооборот (соблюдение по семействам)

семенники (некоторые семена свои)

зеленая аптека (лекарственные травы)

отдел многолетних трав (хрен, житняк,2х-летние овощи)

коллекционный отдел (коллекция растений с различными морфологическими особенностями):
а) растения, приспособленные к опылению насекомыми.
б) растения с различными способами распространения семян и плодов.
в) коллекция растений, приспособленных к различным экологическим условиям: (засушливые места, переувлажнение и т.д.);

цветники

участок для начальных классов

Опытническая работа.

На школьном участке это основное. Она дает возможность школьникам получить основы экологических знаний. Кроме того, в процессе постановки произведения и анализа результатов опыта у школьников вырабатываются наблюдательность, исследовательские навыки, способность к планированию работы, умение делать выводы, творческое отношение к труду.

Учебно-опытный участок нашей школы располагается на территории школы. Географическое положение участка благоприятно для возделывания овощных и полевых культур районированных для нашей северной зоны.

Отделы пришкольного участка соответствуют программе организации .

2. Овощной севооборот (соблюдается по семействам чередование овощных культур на пяти делянках участка, девясил, тысячелистник, мята перечная, и мята мелиса, подорожник, горец птичий, календула, мать-и-мачеха, пижма, зверобой, валериана).

3. Отдел многолетних трав (многолетние овощи, 2-хлетние культуры: хрен, лук-батун, , многолетний и др.)

4. Дарвиновский участок.

В конце опытного участка отведена площадка, где ведется наблюдение за естественными покровом трав (борьба за выживание, существование, преобладающая растительность – злаковые травы.

5. Коллекционный отдел. (Коллекция растений с различными морфологическими особенностями:

а) растения, приспособленные к опылению насекомыми;
б) растения с различными способами распространения семян и плодов;
в) коллекция растений, приспособленных к различным экологическим условиям: растения сухих и светлых мест (очиток, молодило)

6. Дендрарий. (Мы используем в целях изучения видового состава деревьев и кустарников.

7. Цветник. Сюда входят все клумбы школьного двора, где закладываются различные опыты с цветами ребятами начальных классов.

Опытническая работа на пришкольном участке - это основное.

Она дает возможность школьникам получить основы экологических знаний. Кроме того, в процессе постановки проведения и анализа результатов опыта у школьников вырабатывается наблюдательность, исследовательские навыки, способность к планированию работы, умение делать выводы, творческое отношение к труду. Поэтому ежегодно мы с ребятами закладывает несколько опытов с различными культурами.

Актуальность проекта :

Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профориентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям; для учащихся представляется возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии.
Сроки реализации-

2016-2017учебный год.

Участники проекта:

Учащиеся 1-11 классов, педагоги: Левченко Л.И. Балтабаев О.Т Рожковская А.В. Кныш Л.М. Аксенюк В.В.

Методические задачи

Сформировать:

бережное отношение к природе

навыки работы в полевых условиях

Развить:

творческие и интеллектуальные способности

Ожидаемые результаты:

Обучение 95 учащихся школы и воспитанников детского сада навыкам ведения наблюдений в природе и развитие у них чувственного восприятия природы. Выращивание овощей для школьной столовой.



Практическая значимость

Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого  невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне современных требований. А так же используется для выращивания овощей для школьной столовой.
Кроме того учащиеся привлекаются к общественно - полезному труду.

Цели и задачи работы на пришкольном  участке:

Способствовать развитию трудового, эстетического, экологического, физического и нравственного воспитания;

Развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями;

Дать всем учащимся элементарные умения и навыки в области сельского хозяйства;

Закрепить и обобщить на практике теоретические знания о растениях, полученные в курсе школьного курса биологии;

Теснее связывать изучение биологии с сельским хозяйством, углублять знания по биологии и придавать урокам большую практическую направленность;

Прививать учащимся любовь и интерес к сельскому хозяйству;

Способствовать профессиональной направленности учащихся приобрести раздаточный и гербарный материал для уроков биологии;

Снабдить школьную столовую овощами.

К работе на пришкольном участке привлекается весь персонал школы. На весенней обработке почвы, посадке и уборке картофеля работают совместно все учителя и учащиеся школы.
Выбор культур для выращивания определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, условиями школы и возможностями в  приобретении семян и посадочного материала.
В первой половине июня к работе на пришкольном участке привлекаются все работники школы. Работой учащихся руководят учителя по специально составленному графику.

Летнюю практику учащиеся 5-10-х классов проходят с большим желанием.

Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчетом, чтобы цветение продолжалось в течение всего лета до снега. Мы считаем, что пришкольная территория должна быть украшением села, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой красоты.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ

К работе на пришкольном участке допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Перед началом работ на пришкольном участке руководитель работ обязан провести целевой инструктаж учащихся по охране труда с записью в журнале установленной формы. При работе на пришкольном участке следить за тем, чтобы учащиеся соблюдали прави­ла поведения, порядок выполнения работ, установленные режимы труда и отдыха, правильно применяли рабочий инвентарь, соблюдали правила личной гигиены. Для предотвращения быстрого переутомления учащих­ся необходимо чередовать виды работ, а также после каждых 45 мин. ра­боты делать перерыв на 15 мин. для активного отдыха.

Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1-4 классов - 2 часов, для учащихся 5-7 классов - 3 часов, для учащихся 8-9 классов - 4 часов, для учащихся 10-11 классов - 4 часов. В свободное от учебы время в течение учебного года продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в два раза.

При pa6oтe на пришкольном участке учащиеся надевают свобод­ную, не стесняющую движений одежду и обувь, соответствующую се­зону и погодным условиям. В жаркие солнечные дни рекомендуется надеть на голову светлый головной убор. При работе на пришколь­ном участке иметь с собой аптечку, укомплектованную необходимы­ми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой доврачебной помощи при травмах.

Рабочий инструмент, инвентарь, используемый при работе на пришкольном участке, должен быть исправен, хорошо налажен и заточен. Ручки рабочего инвентаря и инструмента должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев, трещин и сколов, прочно насаженными, немного короче и на 2-3 см. в диаметре меньше, чем для взрослых. Масса рабочего инстру­мента, используемого учащимися до 10 лет, не должна превышать 400-600 гр. Переносить рабочий инструмент необходимо в вертикальном положе­нии заостренной частью вниз. Запрещается передавать рабочий инстру­мент друг другу броском, класть его на землю заостренной частью вверх.

При работе на пришкольном участке соблюдать предельно-до­пустимые нормы при подъеме и перемещении тяжестей вручную для подростков до 18 лет. Очистку почвы от посторонних предметов (камней, веток, осколков стекла, кусков металла и т.п.) производить с помощью лопат, граблей, не собирать их незащищенными руками. При прополке грядок во избежание порезов рук работать только в перчатках. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями запрещается употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты, ягоды. Не разрешается какая-либо работа учащихся с ядохимиката­ми, инсектицидами и гербицидами.

Инструкции по технике безопасности на пришкольном участке.

Общие требования к учащимся:

1.    Учащиеся, прибыв в кабинет, сначала под руководством учителя должны изучить устройство и назначение получаемого оборудования, приспособлений и инструментов.

2.    Изучить настоящую инструкцию, уяснить  возможные причины несчастных случаев, обязанности перед началом работы, во время работы и по окончании работы.

3.     Если что-нибудь не ясно, обратиться к учителю и получить разъяснение.

4.     Не приступить к работе не уяснив безопасных приемов работы на получаемом оборудовании.

Несчастные случаи при выполнении работ на пришкольном участке и сборе трав происходят вследствие:

1.     Работы на недосмотренных захламленных площадках без рукавиц, необходимой обуви и одежды.

2.     незнания устройства и правильного применения инструментов для обработки почв, для ухода за растениями, для ухода за плодовыми деревьями.

3.     нарушения трудовой дисциплины.

До начала работы необходимо:

1.     при рыхлении почвы, а также при внесении удобрения в землю пользоваться рукавицами и печатками.

2.     извлекая из земли металлические, стеклянные и прочие предметы с помощью лопат, граблей, мотыг и другого инструмента.

3.     собрав травы, обращайте внимание  на отсутствие предметов, которые могут вызвать ранения.

4.     для обрезки сучьев пользуйтесь специальными ножницами. Крупные ветви обрезайте пасовкой. Обрезку мелких сучьев производите специальными ножами. Обрезка простым ножом не допускается.

5.     гнездо для посадки рассады готовьте с помощью инструментов. Подготовка гнезда голыми руками без инструмента или приспособлений не допускается.

6.     рассаду переносите в ящиках вдвоем, удобрения в ведрах, или в ящиках, или в носилках.

7.     подъем и переноска тяжестей должно быть для юношей 15 лет не более 8,2 кг, для юношей 16-18 лет не более 16,4 кг, для девушек 15 лет не более 5кг, для девушек16-18 лет не более 10,2 кг. Учащимся моложе 15 лет запрещается привлекать к работам, связанным с переноской и передвижением тяжестей.

По окончании работы:

1.     соберите все инструменты, приспособления, посуду и тару из под удобрения.

2.     очистите от грязи инструменты, приспособления, посуду и тару.

3.     сдайте инструменты дежурному или учителю.

4.     уложите все инструменты и приспособления на установленное место.

5.     приведите одежду и себя в порядок.

6.     уходите с разрешения учителя.


 Правила техники безопасности при работе на школьном   участке (для учителей) 

1. На школьном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. При переносе заостренных  орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей  частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

3. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать росту и возрасту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся различных возрастных групп.

4. Предпочтительно применять на школьном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4л. Если школа располагает  только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более    1/3 вместимости.

5. Продолжительность работы учащихся на пришкольном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся   V  - VII классов работают на участке 2 часа, с 10-ти минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

6. Учащимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

Назначение отделов открытого грунта
Цветочно-декоративный отдел  

 Представляет собой коллекцию травянистых, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений. Все цветочно-декоративные растения размещаются в различных отделах УОУ. Здесь ребята знакомятся с различными цветочно-декоративными растениями, сажают, выращивают и ухаживают за растениями, тем самым учатся приёмам озеленения школьной территории.

Двулетники, однолетники  

Также высаживаются: георгины , василек, октябринки, бархатцы, ноготки, календула, ромашка, астра, ( семейство Сложноцветные), гладиолусы (семейство Ирисовые), цветной горошек (семейство Бобовые), ночная красавица, топинамбур.

5-10класс

Рассадные растения: томаты, капуста.

Декоративные: георгины

 

  Отдел полевых и овощных культур
          Отдел предназначен для знакомства учащихся с основными полевыми и овощными культурами, условиями их произрастания, использования в качестве продуктов питания и корма для животных.

Картофель, Капуста , Огурцы, Томаты ,Корнеплоды ,Лук, Перец.

Из корнеплодов выращиваются: столовая свекла, морковь, на этом же поле выращиваются укроп, петрушка.  

Дендрологический отдел               

     Представляет собой коллекцию деревьев и кустарников.
     Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, изготовления наглядных пособий и коллекций.

Лиственные растения : 1.Клен остролистный. 2.Сосна 3.Тополь. 4.Черемуха. 5.Джуда 6.Сирень 7. Красная смородина

Коллекционный отдел
Предназначен для расширения знаний учащихся о многообразии растений, их использовании, для проведения опытнической работы, развития творческих способностей и познавательных интересов.

В виде коллекционного участка посажен полевой отдел. Здесь же размещены по семействам основные овощные и цветочно-декоративные растения.
Питомник

Предназначен для выращивания рассады

Экологический отдел 
     Предназначена для проведения экскурсий, ознакомления детьми с различными видами деревьев, условиями их произрастания, способами размножения, агротехникой и практическим значением, что способствует бережному отношению к природе и экологическому воспитанию школьников. 

Дарвинская площадка

Предназначена для изучения видового состава

Начальные классы Предназначена для выполнения программы и опытов согласно программе.

Перечень культур по классам

  1-2класс

3-4класс

Лук, свекла столовая,

цветы-однолетники

 

Растения из группы корнеплодов: свекла, морковь, редис.

Структура практического занятия определяется его содержанием и методами проведения, но на каждом занятии необходимы следующие этапы:

1.    Организационная часть.
2.    Вводная беседа, во время которой учитель разъясняет теоретические и практические задачи данного занятия и, опираясь на знания учащихся по ботанике, дает теоретическое обоснование предстоящей работы.
3.    Инструктаж по разъяснению трудовых заданий, показ приемов работы и проверка усвоения их учащимися.
4.    Определение трудовых заданий каждому звену и выдача необходимых для работы инструментов и материалов.
5.    Практическая работа учащихся по выполнению трудовых заданий при контроле учителя.
6.    Заключительная часть: оценка труда учащихся, приведение в порядок инвентаря и участка.
7.    Записи в дневниках о выполненных агроприемах и проведенных учетов и наблюдений.

С осени по мере прохождения учебного материала звенья получают задания по постановке опытов и наблюдений.
  Приступая к выполнению опыта учащиеся должны знать основные задачи, которые им предстоит решить, выполняя опыт, его варианты и повторности и основы методики полевого опыта.

Учебно-практическая деятельность учащихся на школьном учебно-опытном участке

Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших.

Целью экологического образования и воспитания школьников является формирование не только знаний, но и определенных качеств личности, таких как экологическая культура, бережное и ответственное отношение к окружающей среде.

Красивый, ухоженный учебно-опытный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к природе, сельскохозяйственному труду.

Основными учебно-воспитательными задачами работы на участке являются:

      показывать, как правильно выполнять приемы отдельных видов работ;

      обучать детей культуре труда и рациональному использованию времени с соблюдением техники безопасности;

      напоминать (регулярно) детям о биологических особенностях растений и их агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни растений;

прививать учащимся экологическую культуру – уважение к законам природы. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Многие выпускники школы станут работниками сельского хозяйства, поэтому очень важно, чтобы они имели определённый уровень экологической грамотности.

Календарно - годовой план работы пришкольного участка

Осень

Сентябрь - сбор урожая последних культур, подготовка к зиме. Обработка почвы.
Проведение праздника Урожая.

Зима

Подготовка семян овощей, цветов для посева в следующем году.
Февраль - определение степени всхожести семян.

Весна

Апрель - выращивание цветочных саженцев. Формирование кроны декоративных культур.
Май - посев семян овощей (в зависимости от погодных условий). Проведение мероприятий по уничтожению сорняков и насекомых - вредителей.  Знакомство с технологией посадки семян и выращивания ростков и саженцев.

Лето

Июнь - проведение инструктажа по технике безопасности учителям и учащимся, занятых на пришкольном участке. Ознакомление учащихся с графиком прохождения летней практики.
Полив, прополка, удобрение культур, посаженных на пришкольном участке. Борьба с насекомыми-вредителями. А так же культивирование цветников и клумб.
Изучение учащимися   биологических особенностей, условий роста и размножения культур выращиваемых на участке и ознакомление с методами получения экологически чистой продукции. Сбор и изготовление гербарий растений и культур, выращиваемых на пришкольном участке.

Изучение растительности (кустарники, деревья) школьного двора.


Экскурсии

Растительные сообщества Агроценозы

10 класс

Разнообразие видов цветковых растений

6 класс

Сезонные явления в природе

7 класс

Природные биогеоценозы

11 класс


Река «ИРТЫШ».

Экскурсии

Простейшие организмы

5 класс

Микроорганизмы

7 класс

Жизнь в водоеме

1-6 класс

Членистоногие

6 класс

Экологическое состояние реки.

Урожай, выращенный учащимися - результат их упорного труда. Это способствует воспитанию у них любви к труду, чувства удовлетворения результатами своей деятельности.


План работы учащихся на учебно-опытном участке

2016-2017 учебный год

Класс

Культура, сорт

Тематика и схема опытов

Участок №

Кол-во повторов

опыта

контроля

 

2

 

Картофель

Опыт 1. внесение органических удобрений

2. без удобрений

 

3

 

3

 

2

 

3

 

Морковь, свекла

Влияние подкормки на урожай.
Вар. 1 – подкормка органическими удобрениями при образовании 7-8 листа.
Вар. 2 – без подкормки.

 

6

 

6

 

2

 

4

 

Капуста

Сравнительное изучение сортов капусты разных сроков созревания.
Вар. 1 – сорт «Июньская»
Вар. 2 – сорт «Слава»
Вар. 3 – сорт «Колобок»

 

 

4

 

4

 

2

 

5

 

Бархатцы, томаты, огурцы.

Сравнение рассадного и безрассадного способа.
Вар. 1 – рассада
Вар. 2  - посадка семян в грунт.

 

3

 

3

 

2


Агротехнический план работ на учебно-опытном участке


Отделы

Проводимая работа

Сроки

Класс

 

Отдел
овощных   культур

 

Обработка и боронование почвы

 

Май

 

5-7

 

Посев по плану опытов

Май-июнь

 

Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление)

 

Июнь-август

 

Мульчирование корнеплодов (свекла, морковь)

 

Июнь

 

 

Внесение органических  удобрений на фазе 7-8 листьев

 

Июнь

 

 

Опрыскивание капусты от вредителей

 

Июль

 

Отдел полевых культур

 

Обработка почвы

 

Апрель

 

5-9

 

Посев полевых культур

 

Май

 

Уход (полив, прополка, рыхление)

 

Май-август

 

Сбор зерновых и уборка соломы

 

Август

 

Цветник

 

Предпосевная обработка почвы

 

Апрель

 

5-9

 

Посадка рассады однолетников

 

Апрель

 

Посадка в грунт однолетних и многолетних культур

 

Май

 

 

Уход

 

Май-август

 

Сбор семян

 

Август-октябрь

Посадка луковичных

Октябрь



Наблюдения


1."Виды насекомых-опылителей в школьном саду".
Наблюдения проводятся на пришкольном участке во время массового цветения деревьев и кустарников. В результате данной работы учащиеся делают выводы о видовом составе, а поэтому и о необходимости охраны полезных насекомых-опылителей(шмелей, бабочек, пчел, мух и т.д.) и значении индивидуальных частных пасек в жилом массиве нашего поселка.
2."Насекомые, питающиеся на сельскохозяйственных культурах".
Наблюдения начинаются после появления первых всходов и систематически ведутся во время всех фенофаз роста культурных растений (моркови, свеклы, лука, картофеля, капусты). Наблюдая за повреждением сельскохозяйственных культур, учащиеся выясняют видовой состав насекомых, цикличность их развития, условия при которых возникает массовое поражение культуры. Эти знания помогают внимательнее относится к изучению сроков посадок и посевов, агротехническим приемам, позволяющих уменьшить количество насекомых. Ранней весной даем ученикам задание: внимательно осмотреть забор, стены построек и стволы деревьев, расположенных недалеко от капустных грядок, найти и собрать куколки бабочек. За собранными куколками устанавливаем наблюдения. Ребятам удается проследить за выходом бабочек из куколок, но иногда в некоторых экземплярах обнаруживается выход на­ездников - биологического вредителя капустной белянки. При содержании взрослых капустных белянок удается проследить кладку яиц. Ребята отсле­живают вид и форму кладки (до 100 штук и более). Итоги наблюдений за гусеницами ребята оформляют в дневник наблюдений. Окончательные выводы о мерах ограничения капустной белянки ребята делают из своих практически полученных знаний. Эти выводы используются в дальнейшей работе по защите растений.

 Методы оценки

Анкетирование учителей и учащихся школы.
Тестирование учащихся на определение навыков проведения наблюдений и знание биоразнообразия.
Анализ учебной работы школы с использованием учебной экологической тропы.

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!